Сценарий досуга "Шахматное королевство"
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 97»
Управления делами Президента Российской Федерации
Конспект
музыкально-тематического досуга для детей
старших возрастных групп
«В стране шахмат»
Подготовили и провели: педагог дополнительного образования Кондрецкая Л.А.,
музыкальный руководитель Стоянова Н.Д.,
старший воспитатель Жарова С.В.,
ведущий – воспитатель Глинкина Е.А.
Участники: воспитанники 2 младшей, средней, старшей и
подготовительной к школе групп.
14 апреля 2023
Задачи:
1. Закрепить у детей старшего дошкольного возраста элементарные знания об интеллектуальной игре «шахматы», познакомить с историей создания игры, названиями шахматных фигур, основными правилами игры;
2. Развивать умственные способности (память, воображение, творческое мышление, внимание) и творческую активность в процессе игровой и учебной деятельности, воспитать навыки межгруппового общения.
3. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, привитие интереса к интеллектуальному труду и творчеству.
3. Развивать музыкальные и танцевальные способности, песенное творчество, эмоциональную отзывчивость. Продолжить работу над выразительным исполнением стихотворений.
Предварительная работа:
- Цикл занятий по программе дополнительного образования «Шахматы для дошкольников».
- Разучивание стихотворений о шахматных фигурах, правилах игры - воспитатели.
- Разучивание песни – «Шахматы» (музыка, слова)
- Разучивание танцев «Выход фигур: королей, ладьи, слонов, коней, ферзей», «Танец пешек», «Сраженье» - музыкальный руководитель.
- Подготовка слайдов в Презентации Power Point «В мире шахмат».
- Подготовка костюмов и атрибутов к празднику.
- Подбор музыкального репертуара.
Материал и оборудование:
- Музыкальный зал оформлен шахматными флагами, цветами, на полу шахматная доска и напольные шахматные фигуры.
- Музыкальное оформление: подбор классической музыки.
- Использование ТСО (проектор, магнитофон).
Слайд « Глобус шахматный» Выходят: ребенок с игрушками в руках и читает стих.
Игрушки любят все ребята
И школьники, и дошколята.
Игрушки в каждом доме есть,
А сколько их? Думаю, не счесть.
Выходят ведущие с шахматной книгой. Замечают ребенка.
Подходят к мальчику со словами:
Ведущая 1:
Кто ты – Петя, Вова, Коля,
Говорун или тихоня,
Непоседа-озорник
Или лучший ученик,
Дрессируешь ли собаку,
Затеваешь с братом драку,
Любишь спорт или кино –
Это в общем все равно.
Ведущая 2:
Дело-то сейчас не в том,
Дело-то сейчас в другом-
Хочешь, в новый мир-игру
Дверь тебе я отопру?
Что с собой нам взять?
Желанье и терпения чуть-чуть.
ШАХМАТЫ – игры названье,
В шахматы мы держим путь!
Ведущая уводит мальчика.
На экране слайд «Страна «ШАХМАТЫ»
Ведущая:
Мы прочли шахматный букварь и умеем играть в эту удивительную игру.
Сейчас мы перелистнем страницы этой книги.
На экране слайд ШАХМАТНЫЙ БУКВАРЬ.
Перелистывается страница
Глава первая «История возникновения шахмат»
ЛЕГЕНДА О ШАХМАТАХ
Звучит индийская музыка. Мудрец на фоне музыки рассказывает Легенду о возникновении шахматах. *На экране слайды.
Давным- давно, более2 тысяч лет назад, в Индии правил жадный и жестокий раджа Шерам. Своей гордыней и нежеланием слушать советы приближенных он довел свое государство до разорения.
Тогда придворный мудрец Сесса, в качестве намека придумал игру, в которой король, самая важная фигура, не может ничего сделать и достичь без помощи других фигур и пешек. Это была игра в шахматы. Радже игра очень понравилась, и он предложил мудрецу награду. Сеса попросил не богатства, а зерна, столько, сколько покажут клетки шахматной доски: одно зернышко на первую клетку, 2 зернышка на вторую, 4 зернышка на третью, 16 на четвертую и так далее. Раджа думал, что все обойдется двумя мешками, но выяснилось, что количество зерен превышает весь запас зерна в государстве. Таким образом. Властелин получил еще один урок мудрости от создателя шахмат. Шли века, менялись правила игры, менялись фигуры, но шахматы, так и остались игрой, достойной королей!
Глава вторая «Знакомство с шахматной доской»
Слайд «Шахматная доска» Выходят четыре ребенка.
#1044;оску положив на столик,
Ты представь, что это – поле.
Только в поле то, не грядки –
Клетки в шахматном порядке.
#1042; поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,
(Показывает руками)
Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет ДИАГОНАЛЬ.
Стихи сопровождаются слайдами.
#1054;дну шахматную тайну
Я от вас скрывать не стану:
Чтоб вы в поле не плутали,
Знайте: Каждой вертикали
Шахматисты букву дали!
А секрет горизонталей уж другой,
Но он простой:
Цифрой с первой до восьмой!
4. Клетки шахматной страны
Меж собою все равны.
Но четыре клетки всё же
Вам должны быть всех дороже.
Все стремятся в этом мире
Их в свои владенья взять (каждый называет поле и становится на него)
D- четыре, E- четыре
И ещё D- пять, E- пять.
И недаром в целом свете
Шахматисты - игроки
Называют клетки эти
Вместе: ЦЕНТРОМ шахматной доски!
Глава третья « ПО ПОРЯДКУ СТАНОВИСЬ!»
Знакомство с фигурами
Ведущая.
- Смотрите, перед вами много разных фигур.
Это – шахматная армия.
Ребенок
- Запомни: основную роль
Играет в шахматах КОРОЛЬ!
Выход Королей под музыку
Король белый: Я очень важный господин
Захватил всю власть один
Слушаться меня, изволь
Потому, что я король
Черный Король:
У меня у Короля,
Очень слабый ход , друзья,
Я хожу лишь на соседние поля! (шах в сторону)
Даже если рядом враг,
Отойду всего на шаг. (шаг назад)
Король белый:
Когда же мне объявят шах –
Сигнал тревоги, но не крах.
Черный Король: - Ну, а если - мат,
Сдаётся сразу весь отряд!
Ведущая: - У Короля есть главный помощник Ферзь! Это самая сильная фигура.
Выход – танец Ферзей
Белый Ферзь: Я Ферзь – силен, могуч и знатен,
Мой путь победами украшен.
По всем направлениям я хожу.
Поэтому жизнью своей дорожу.
Ферзь черный:
Я главный в свите короля-
Нет никого сильней ферзя!
Ходить могу, как ладья, и как слон,
И в шахматах я чемпион!
Ребенок: Чтоб не путать, какие поля
Тут для ферзя и для короля,
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет,
Белый на белом поле стоит,
Черному – черный удачу сулить.
Ведущая: Есть свой квадрат у любого ферзя,
Путать ферзей с королями нельзя! Ферзи идут на свои поля
Танец – выход Ладьи
Ладья б: Фигуру представляю я
С красивым именем – ЛАДЬЯ!
Ладья ч: Сильная ЛАДЬЯ, упряма,
Я хожу лишь только прямо!
Ладья б:: Любые мне доступны дали:
На вертикали, на горизонтали.
Вот только жаль, что мне не дали
Ходить и по диагонали.
Ладья ч: Зато умею делать ловко
Ход необычный – РОКИРОВКУ.
Ведущая: – А вот наш шахматный зоопарк: кони и слоны – легкие фигуры.
Выход Коня (4 коня)
Конь б: У коня хитрющий ход:
Раз, другой – и сразу в бок!
Конь ч: Коней люби любовью пылкой,
Но бойся их коварной вилки.
Ведущая: - А это слоны. Они не похожи на живых слонов.
Выход Слонов по диагонали (4 слона)
Слон б: Я на слона похож едва ли,
Хотя зовёмся мы – СЛОНЫ.
Слон ч: Своей родной диагонали,
Как рыцари всегда верны!
Слон б: Слон отважный – воин смелый,
У него такой секрет:
Он встает всегда на белый
Слон ч: Или лишь на черный цвет.
Ведущая: Пешки – самое большое войско в шахматном королевстве.
Танец пешечек.
(пешки выходят под музыку , встали на шахматную доску, на свои места)
Пешка 1: Пешка – маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед!
Пешка2: Я - ПЕШКА. Ход мой – прямо,
Удар – наискосок!
Пешка 1: А если я дойду до края,
Мне больше пешкой не бывать.
Стою награду выбирая:
Какой фигурой лучше стать! (пешки уходят, под музыку за кулисы)
Ребенок: Два войска шахматных фигур
Застыли в напряжении.
Сейчас начнётся новый тур,
И всё придёт в движенье.
Танец «Сраженье шахматных фигур»
(Дети-фигуры под музыку уходят за кулисы за шахматами, пешки выносят пешки и убегают, Фигуры возвращаются под музыку с шахматами, поставив фигуры на свои места)
Глава четвертая « Основные правила игры»
Ведущая: Готов тут каждый воевать
Упорно и отважно…
Но КАК СРАЖЕНЬЕ НАЧИНАТЬ –
Узнать нам очень важно!
Ребенок. Чтоб не пришла к тебе беда
На первых же минутах,
Запомни раз и навсегда
ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА ДЕБЮТА!
Ведущая: В ДЕБЮТЕ С ПЕРВЫХ ЖЕ ХОДОВ
ЗА ЦЕНТР СРАЖАТЬСЯ БУДЬ ГОТОВ!
Чтобы центр не уступать
На Е4 - есть Е5! (выставляют пешки)
Ведущий. Запомни правило второе:
Пусть кони скачут к центру боя!
А за конями и слоны
В борьбу за центр вступать должны!
Короче, пусть вначале бури
Выходят «легкие» фигуры.
(Выходят легкие фигуры)
Ребенок: А третье правило дебюта
Зовёт нас к осторожности:
Опасно в центре королю-то,
Пускай уходит он отсюда
При первой же возможности!
Он может это сделать ловко
Отличным ходом – РОКИРОВКОЙ! (демонстрируется рокировка).
Ведущий: В слове ШАХМАТЫ, ребята,
Слышим мы и ШАХ, и МАТ.
Мат – торжество атакующих сил,
Мат - цель игры, мат – сраженья конец.
Если дал мат, значит ты победил,
Если дал мат, значит, ты молодец!
Глава «Заключительная»
Ведущий: Ну, что ж, дорогой друг! Мы познакомили тебя с основными правилами мудрейшей игры, освоили ходы фигур и главные понятия. Впереди тебя ждет еще много шахматных открытий, новых знаний и побед. В добрый путь!
Дети: Учитесь в шахматы играть –
Древнейшая игра.
Она научит побеждать
И закалит тебя.
С ней легче будет мир познать
И совершить поход.
Дети: Учитесь в шахматы играть –
Мудрейшая игра.
Ее секреты разгадать
Вы сможете тогда.
Ведущий: Шахматы – игра, где надо думать,
Шахматы – зарядка для ума,
Это интересная, увлекательная,
Интеллектуальная игра.
Песня «Шахматы»
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/04/16/sad_foto_shahmaty.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бал-маскарад в сказочном королевстве. Сценарий новогоднего утренника.
Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Действующие лица: Взрослые: ведущая - Зима, Царь, Воевода, Дед Мороз, Снегурочка, Баба Яга.Дети: феи и мушкетёры....
"В королевстве воздушных шаров". Сценарий нетрадиционного праздника - концерта.
Сценарий нетрадиционного праздника концерта для детей всех возрастных групп ДОУ. Смешарики ведут концертную программу в юмористической форме по приказу королевы Виеры....
«Плыви, кораблик, в Чудо-королевство!» Сценарий театрализованной игры- занятия по английским стихам и песенкам в переводе С.Я. Маршака для средней группы
Игра- занятие для детей среднего дошкольного возраста в образовательной области "театрализованная деятельность"...
Сценарий "В шляпном королевстве"
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию сценарий развлечения для детского сада. Данное мероприятие может проводиться как на разновозрастной адитории, так и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127379-1350624827.jpg)
Сценарий выпуска в детском саду "Путешествие в тридевятое королевство"
Очень интересный сценарий выпуска, прошел на "Ура"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/17/picture-67279-1600353303.jpg)
сценарий праздника "Королевство огород"
Сценарий осеннего утренника для детей 6-7 лет с участием взрослых персонажей....