программа работы педагога - психолога с детьми старшей и подготовительной групп
рабочая программа по теме
Пояснительная записка.
В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые получены самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем догадался он сам, его собственные открытия прочно закрепятся в его памяти.
В процессе занятий активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и других компонентов интеллектуально – познавательной сферы), специально направляется к наиболее естественной для него форме – игре. Использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, умению работать в коллективе, что в свою очередь является неотъемлемой частью успешной учебной деятельности. Также в программе присутствуют упражнения, направленные на развитие кисти рук, что тоже является неотъемлемой частью успешной деятельности в школе. Так как на первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываемся в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого года обучения и требует принятия дополнительных мер.
Программа разработана для старших групп детского сада и усложняется по мере обучения детей и подготовки их к вступлению в подготовительную группу. Каждое занятие продолжительностью 20 – 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. Составлена на основе разработок, предложенных Л.И. Катаевой, Т.Г. Сырицо, М.Н.Ильиной, В. Саченко и другими авторами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми старшей группы для развития интеллектуально - познавательной сферы и навыков общения
Месяц занятие | Цели и задачи занятия | Содержание занятия | Дидактическое сопровождение | Материалы |
Февраль Занятие №1 | В игровой форме развивать:
|
|
(развитие памяти, внимания, умения работать в группе)
(развитие умения считать)
(развитие координации, внимания, ориентации в пространстве)
(развитие внимания, памяти, умение описывать происходящее, тренировка речи) | 1,3, мяч 2 Заготовки медалей. |
Февраль Занятие № 2 | В игровой форме развивать:
|
|
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, который ошибся, выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется 1 победитель. (Развитие произвольного внимания)
| 1. Мяч 2. Карточка со словами у ведущего 3. звуковой сигнал 5. Карточки со словами |
Февраль Занятие № 3 | В игровой форме развивать:
|
|
(развитие произвольного внимания)
(развитие внимания связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов)
(развитие внимания и памяти)
(развитие воображения, сенсорики и умение пользоваться речью как инструментом учебного процесса) | 1. Карточки с правильными именами и фамилиями для ведущего 4. Бумага и цветные карандаши |
Февраль
Занятие № 4 | В игровой форме развивать:
|
|
(развитие воображения, речи, общения, мышления)
(развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора)
(развитие внимания, быстроты мышления)
(развитие произвольного внимания)
(развитие внимания и скорости мыслительных процессов) | 2. Карточка с вариантами слов 3. Мяч синий и зеленый 4. Звуковой сигнал 5. Мяч, таблица с цифрами |
Март Занятие № 5 | В игровой форме развивать:
|
| 2. Ребятам дается задание придумать и рассказать сказку, если есть желание её нарисовать. В конце занятия подводится итог, и дети сами выбирают победителя – чья сказка больше всего понравилась. ЗАНЯТИЕ ПОЛНОСТЬЮ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, УМЕНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЧЬЮ; УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ РАБОТУ ДРУГ ДРУГА | 2. Бумага и цветные карандаши |
Март Занятие № 6 | В игровой форме развивать:
|
|
(развитие произвольного внимания и зрительной памяти)
(развитие внимания, речи, темпа мышления)
Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получает поощрительные очки. В конце игры эти очки подсчитываются, и определяется победитель. (подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности и внимательности) | 2 Карточки с рисунками для детей 3 Карточка со словами для ведущего мяч 4. поощрительные баллы |
Март Занятие № 7 | В игровой форме развивать:
|
|
(развитие памяти, логического мышления и речи)
Например: НА СОС КА МЫШ и др. и получают задание найти пару, и встать с ним рядом так, чтобы получилось слово. (развитие внимания, наблюдательности, мышления, умения работать в группе).
Затем ведущий читает текст, делая паузы в конце фразы и дети должны руками изображать то, что услышали. (развитие мышления, слухового сосредоточения)
(развитие понятийного мышления) | 2. картинки 3. карточки со словами 4. варианты текста для ведущего 5. карточка с вариантами для ведущего |
Март Занятие № 8 | В игровой форме развивать:
|
| 2 . Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…..» Тот игрок, на котором останавливается считалка, должен быстро (ведущий считает до трех) назвать, в данном случае рыбу, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает дальше. Если неверный, повторяющийся или задержка в ответе – игрок выбывает, оставляя свой фант ведущему (любую свою вещь). В итоге должен остаться один победитель и он с ведущим придумывает, что делать каждому фанту. (развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления)
(развитие фонематического слуха, внимания, мышления)
(развитие внимания, быстроты мышления)
(развитие внимания, воображения, работа в группе и успокоение)
(развитие памяти) | 3. карточки со словами 4, 6. мяч 4 карточка со словами для ведущего |
Апрель Занятие № 9 | В игровой форме развивать:
|
|
(развитие переключение внимания, память, мышление)
(развитие внимания, быстроты мышления, речи)
(развитие памяти и внимания)
- если мяч красный – двусложным (дом – дома) - если мяч синий – трехсложным (дом- домик). (развитие внимания, речи, быстроты мышления) | 3, 5. мяч, катрочки с предложениями |
Апрель Занятие № 10 | В игровой форме развивать:
|
|
(развитие внимания, памяти, логического мышления, умение работать индивидуально)
(развитие внимания, быстроты рефлексов, мышления, умение руководить)
При обсуждении важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов (например: из яйца – птенец, черепаха, и т.д.). Выигрывает тот, кто назовет больше вариантов. (развитие внимания, воображения, мышления, речи) | 2. Листы с заданием, карандаш 4. Карточка с вариантами для ведущего |
Апрель Занятие № 11 | В игровой форме развивать:
|
|
(развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи)
(развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка)
(развитие воображения, мышления, речи, общения)
(развитие моторики, умение работать индивидуально)
Дует ветер – дуть, качаются деревья – руки вверх и качаться, падают листья – плавные движения руками вниз, идет дождь – движения пальчиками, лужи – руки перед собой в кольцо. Детям предлагается повторить и запомнить эти движения. (развитие эмоционально – выразительных движений) | 2. Карточка со словами 3. Мяч 4. Заготовки клякс 5. Листы с заданиями для детей и карандаш |
Апрель Занятие № 12 | В игровой форме развивать:
|
| 2, 3, 4. Дети садятся за стол и ведущий раздает каждому лист с заданием. 5. Дети встают в круг. Ведущий встает в центр круга, бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает «Кукла». И так каждый, пока не назовут все возможные игрушки. (развитие внимания, мышления, речи)
Делаем комплименты. Подводим итоги (дарим медали). Прощаемся на лето. | 2,3,4. Листы с заданием для детей. 5. Мяч, варианты слов Итоговые медали «подготовишек» |
Стимульный материал к занятиям.
Занятие № 2 «не пропусти дерево» Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рябина, машина, малина, тополь, поезд, муравей, графин, гвоздь, музей, театр, игра, ива, воробей, киви, пальма, город, собака, банан, молоко, тюльпан, ель, дорога, сосна, одуванчик, кефир, балет, осина, тапочки, вилка, стакан, пихта | Занятие № 2 «Закончи слово» Кош – ка книж – ка Ком – пот иг – ра Ста – кан мульт – фильм Ди – ван сумм - ка Кук – ла теле - фон Тет – радь цве - ток Моло -ко соло -вей |
Занятие № 3 «Путаница» Имена и фамилии членов группы:
| Занятие № 4 «Не пропусти профессию» Лампа, водитель, ножницы, слесарь, липа, продавец, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, воспитатель, гроза, врач, обруч, мельница, попугай, строитель, листок, карандаш, экскурсовод, сено, терпение, дрессировщик, очки, река, клоун, фантазия, ложка, парикмахер, птица, огонь, стрекоза, бухгалтер, сторож. |
Занятие № 4 «Назови соседей цифр» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Занятие № 6 «Запомни картинку» Картинки………………………………… |
Занятие № 6 «Мячик-смягчитель» угол был брат вес ел любит топ носит мел мочит стал служит пыл шар жар жест | Занятие № 6 «Тропинка» Фамилия Имя (для вписывания баллов): - - - - - - - - - |
Занятие № 7 «Подбери парную карточку» | Занятие № 7 «Найди себе пару» НА СОС КА МЫШ ГО РА ЖИ ВОТ ПАР ТА ВО ДА |
Занятие № 7 «Правильно услышим и покажем» - Где ты, брат Иван? - Ты пирог съел? - В горнице. - Нет, не я! -А что делаешь? - А ещё хочешь? - Помогаю Петру. - Хочу. -А Петр что делает? -Да на печи лежит. | Занятие №7 «Закончи предложение» Лимоны кислые, а сахар…. Ночью темно, а днем…. Собака лает, а кошка…. Трава зеленая, а небо…. У человека 2 ноги, а у собаки 4….. Зимой холодно, а летом…. Птица летает, а змея…. В Германии говорят по -……. Лодка плывет, а машина….. Ты смотришь глазами, а дышишь…. Певец поет, а строитель…. В России говорят по-русски, а в Англии… |
Занятие № 8 «Хор» Шёл по улице отряд Повар готовил обед Пошла коза за орехами Собака гуляет по саду Вот 2 петуха Ярко светит солнце Стала жаба квакать Машина едет по дороге Летела сорока высоко Кошка любит молоко Муха денежку нашла девочке купили куклу | Занятие № 8 «Много - один» Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, банты, полы, братья. |
Занятие № 9 «Мячик – соединитель» Собака…гулять телевизор…показывать Дерево…расти музыка…играть Дождь лить голова…болеть Солнце …светить карандаш…точить Кошка…царапать краски…рисовать Дом …строить Врач …лечить Ученик…отвечать Телефон…звонить Девочка …плакать | Занятие № 9 «Два или три слога» Сад, куст, нос, лист, гриб, стол, нож, шар, бант, пол, кот, шкаф, шарф, слон, дуб, гном, рот, зуб, час, болт, ковш, глаз, зонт. |
Занятие № 10 «Четвертый лишний» Кошка Собака Птица Машина | Занятие № 10 «Кто кем будет» Яйцо (варианты), цыпленок, мальчик, желудь, семечко (варианты), икринка, гусеница, мука (варианты), кирпич, ткань (варианты), девочка, почка на дереве, щенок, доска (варианты), птенец. |
Занятие № 11 «Кем был?» Цыпленок (ЯЙЦОМ) Корова (теленком) Хлеб (мукой) Яблоня (семечком) Лошадь (жеребенком) Бабочка (гусеницей) Рубашка (тканью) Шкаф (доской) Кошка (котенком) Собака (щенком) Цветок (семечком) Птица (птенцом) Козел (козленком) | Занятие № 11 «Нарисуй, обведи»
|
Занятие № 12 «Подбери пару к слову» Стимульные слова: игрушки, фрукты, овощи, ягоды, посуда |
Занятие № 12 «Штриховка», «Продолжи рисовать», «Скопируй рисунок»
Пояснительная записка.
В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые получены самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем догадался он сам, его собственные открытия прочно закрепятся в его памяти.
В процессе занятий активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и других компонентов интеллектуально – познавательной сферы), специально направляется к наиболее естественной для него форме – игре. Использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, умению работать в коллективе, что в свою очередь является неотъемлемой частью успешной учебной деятельности. Также в программе присутствуют упражнения, направленные на развитие кисти рук, что тоже является неотъемлемой частью успешной деятельности в школе. Так как на первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываемся в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого года обучения и требует принятия дополнительных мер.
Программа разработана для старших групп детского сада и усложняется по мере обучения детей и подготовки их к вступлению в подготовительную группу. Каждое занятие продолжительностью 20 – 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. Составлена на основе разработок, предложенных Л.И. Катаевой, Т.Г. Сырицо, М.Н.Ильиной, В. Саченко и другими авторами.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста для развития интеллектуально – познавательной сферы и навыков общения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".
Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 де...
«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»
Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение и укрепление психолог...
Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»
Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...
Программа работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в летний оздоровительный период
Программа «В гостях у песочной феи…»...
Занятие педагога – психолога с детьми старшей и подготовительной группы
в игровой форме развивать необходимые для предстоящего успешного обучения в школе, психические процессы (такие как: внимание, мышление, речь, память и. др.), а также необходимые знания, умения, навыки...
«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми старшей группы на тему «Дикие животные»
Цель: Создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:-развитие у детей внимания, ассоциативного и логического мышления;- развитие творческих способностей дошкольников...