программа работы педагога - психолога с детьми старшей и подготовительной групп
рабочая программа по теме

 Шатунова Яна Николаевна

 

Пояснительная записка.

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые получены самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем догадался он сам, его собственные открытия  прочно закрепятся в его памяти.

В процессе занятий активность ребенка, которая способствует  развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и других компонентов интеллектуально – познавательной сферы), специально направляется к наиболее естественной для него форме – игре. Использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, умению работать в коллективе, что в свою очередь является неотъемлемой частью успешной учебной деятельности.  Также в программе присутствуют упражнения, направленные на развитие кисти рук, что тоже является неотъемлемой частью успешной деятельности в школе. Так как на первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываемся в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого года обучения и требует принятия дополнительных мер.

Программа разработана для старших групп детского сада и усложняется по мере обучения детей и подготовки их к вступлению в подготовительную группу. Каждое занятие продолжительностью 20 – 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. Составлена на основе  разработок, предложенных Л.И. Катаевой, Т.Г. Сырицо, М.Н.Ильиной, В. Саченко  и другими авторами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Перспективный план  работы  с детьми старшей группы для развития интеллектуально - познавательной сферы и навыков общения

Месяц

занятие

Цели и задачи занятия

Содержание занятия

Дидактическое сопровождение

Материалы

Февраль

Занятие №1

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Память

  1. Речь

  1. Умение считать

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Знакомство

  1. «Делаем медали»

  1. Прямой счет

  1. «Слушай хлопки»

  1. «Послушай, что за окном»
  1. Ведущий бросает мяч ребенку и называет свое имя. Ребенок ловит  мяч, называет свое и бросает мяч следующему.

(развитие памяти, внимания, умения работать в группе)

  1. Дети садятся за стол, ведущий раздает материалы для изготовления медалей с именем.

  1. Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит и продолжает счет – 2, бросает следующему – 3, тот ловит и говорит 4 и т.д.

(развитие умения считать)

  1. Дети идут по кругу, когда ведущий хлопнет 1 раз в ладоши, дети останавливаются и принимают позу «домика» (руки в форме «крыши) над головой. Если ведущий хлопнет 2 раза – принимают позу «лягушки».  Три хлопка – поза «аиста». На 4 хлопка возобновляют ходьбу.

(развитие координации, внимания, ориентации в пространстве)

  1. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за окном, затем за дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что слышал.

(развитие внимания, памяти, умение описывать происходящее, тренировка речи)

1,3,

мяч

2

Заготовки медалей.

Февраль

Занятие № 2

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Память  

  1. Речь

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Закрепление знакомства

  1. «Не пропусти дерево»

  1. «Делай как я»

  1. «Кто больше увидит и запомнит»

  1. «Закончи слово»
  1. Ведущий бросает мяч любому из детей и спрашивает всех: «Как зовут этого мальчика (девочку) и дети хором отвечают. И так всех детей.   (Развитие памяти, общения)
  2. Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда услышат название дерева, дети должны вставать.   (Способность переключать внимание)

  1. Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По сигналу ведущего впереди стоящий ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – следующий ребенок  и. т.д.  Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую. Затем по сигналу ведущего дети должны опускать вниз сначала правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, который ошибся, выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется 1 победитель.  (Развитие произвольного внимания)

  1. Детям предлагается следующее: пока ведущий считает до 20, нужно найти и запомнить в комнате все предметы одного цвета (например – коричневого). После того, как ведущий закончил считать – дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые запомнили. После того как все перечислили  что смогли, все открывают глаза и вместе считают и называют, какие и сколько пропущено предметов.   (Развитие внимания и памяти)

  1. Дети встают в 2 равные шеренги напротив друг друга. Ведущий выдает каждому карточку со словом (или изображением).  Крайний ребенок должен вслух произнести половину слова, а стоящий напротив должен его закончить.  Потом наоборот.  Задать вопрос и ответить должен каждый ребенок.  (внимание, речь, память)

1.

Мяч

2. Карточка со словами у ведущего

3. звуковой сигнал

5.

Карточки со словами

Февраль

Занятие № 3

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов

  1. Память

  1. Речь

  1. Воображение

  1. Умение работать в группе

  1.   Умение общаться

  1. «Перекличка – путанка»

  1.  «Четыре стихии»

  1. «Слушай и исполняй»

  1.  «Нарисовать что-нибудь чего на свете не бывает»

  1. Ведущий называет имена и фамилии присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя правильно, фамилия – нет, и наоборот).  Дети внимательно слушают и отзываются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.

(развитие произвольного внимания)

  1. Играющие садятся в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, если  «вода» -  все руки вперёд, «воздух» - вверх, «огонь» - вращают кистями рук.  Игра продолжается дважды.  Тот, кто ошибся во второй раз – выбывает из игры.

(развитие внимания связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов)

  1. Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их.  Дети должны воспроизвести движения в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

(развитие внимания и памяти)

  1. Детям предлагается придумать и нарисовать самую забавную и увлекательную ситуацию. Потом по очереди описать. Победителя определяют все дети совместно.

(развитие воображения, сенсорики и умение пользоваться речью как инструментом учебного процесса)

1.

Карточки с правильными именами и фамилиями для ведущего

4.

Бумага и цветные карандаши

Февраль

 

Занятие № 4

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Память

  1. Речь

  1. Мышление

  1. Умение считать

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Не пропусти профессию»

  1. «Разноцветные мячики»

  1. «Зеваки»

  1. «Назови соседей числа»

  1. Ведущий предлагает детям придумать ритуал приветствия, которым в дальнейшем  будут начинаться занятия.

(развитие воображения, речи, общения, мышления)

  1. Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

(развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора)

  1. Дети садятся в кружок. Ведущий, молча, бросает ребенку  мяч. Если мяч зеленого цвета – поймавший мяч должен назвать все что угодно, что бывает зеленого  цвета. Если мяч синий – что бывает синего.   Игра заканчивается, когда мяч попадет в руки всем игрокам.

(развитие внимания, быстроты мышления)

  1. Играющие идут по кругу держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом  и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняются после каждого сигнала ведущего.  Тот, кто ошибся, встает в круг и остальные продолжают движение  вокруг него.

(развитие произвольного внимания)

  1. Дети садятся в круг. Ведущий бросает ребенку мяч и называет любое число от 1-10. Поймавший мяч должен назвать «соседей» этого числа, т.е. на один больше и меньше (например: у 9 «соседи» – 8 и 10) если дети затрудняются, повесить на доску таблицу с цифрами.

(развитие внимания и скорости мыслительных процессов)

2.

Карточка с вариантами слов

3.

Мяч синий и зеленый

4.

Звуковой сигнал

5.

Мяч, таблица с цифрами

Март

Занятие № 5

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Умение составлять рассказ

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Память

  1. Речь

  1. Воображение

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Придумай и расскажи сказку»

2.   Ребятам  дается задание придумать и рассказать  сказку, если есть желание её нарисовать.  

В конце занятия подводится итог, и дети сами выбирают победителя – чья сказка больше всего понравилась.

ЗАНЯТИЕ ПОЛНОСТЬЮ НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, УМЕНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЧЬЮ;  УМЕНИЕ  СЛУШАТЬ И ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ  РАБОТУ ДРУГ ДРУГА

2.

Бумага и цветные карандаши

Март

Занятие

№ 6

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Память

  1. Речь

  1. Мышление

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Запомни картинку»

  1. «Мячик – смягчитель»

  1. «тропинка»

  1. Ведущий дает каждому ребенку по картинке  и предлагает её внимательно рассмотреть. Через 10 секунд дети должны перевернуть картинку и рассказать, что на ней нарисовано

(развитие произвольного внимания  и зрительной памяти)

  1. Дети садятся в кружок.  Ведущий, бросая мяч, произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием (угол – уголь и т.д.)

(развитие внимания, речи, темпа мышления)

  1. Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет СЛОВО-ЗАДАНИЕ. Если он говорит ТРОПИНКА, все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит КОПНА,- дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит КОЧКИ, дети приседают, положив руки на голову.

Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получает поощрительные очки. В конце игры эти очки подсчитываются, и определяется победитель.

(подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности и внимательности)

2

Карточки с рисунками для детей

3

Карточка со словами для ведущего

мяч

4. поощрительные  баллы

Март

Занятие № 7

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Память

  1. Речь

  1. Мышление

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Подбери парную картинку»

  1. «Найди себе пару»

  1. «Правильно услышим и покажем»

  1. «Закончи предложение»

  1. Ведущий крепит на доску карточки в 2 ряда, дети должны по-очереди подходить к доске и искать пару нижнего ряда для каждой картинки из верхнего.

(развитие памяти, логического мышления и речи)

  1. Дети получают карточки со слогами

Например:  НА    СОС   КА   МЫШ  и др. и получают задание найти пару, и встать с ним рядом так, чтобы получилось слово.

(развитие внимания, наблюдательности, мышления, умения работать в группе).

  1. Дети сидят в кружок. Ведущий договаривается с ними, как они покажут, какую фразу услышали:
  1. Если восклицательную – обе руки соединены над головой
  2. Вопросительную – руки на пояс
  3. Утвердительную – пальцы рук на «замке».

        Затем ведущий читает текст, делая паузы в конце фразы и дети должны руками изображать то, что услышали.

(развитие мышления, слухового сосредоточения)

  1. Дети сидят в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его.  После этого он возвращает мяч ведущему. И т.д.

(развитие понятийного мышления)

2.  картинки

3. карточки со словами

4. варианты текста для ведущего

5. карточка с вариантами для ведущего

Март

Занятие № 8

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Мышления

  1. Память

  1. Речь

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Рыба, птица, зверь»

  1. «Хор»

  1. «Много – один»

  1. «Смотри на руки»

  1. «Животное»

2 .  Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока  и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…..»  Тот игрок, на котором останавливается считалка, должен быстро (ведущий считает до трех) назвать, в данном случае рыбу, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает дальше.  Если неверный, повторяющийся или задержка в ответе – игрок выбывает, оставляя свой фант ведущему (любую свою вещь). В итоге должен остаться один победитель и он с ведущим придумывает, что делать каждому фанту.

(развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления)

  1. В игре участвуют 3-4 ребенка. Остальные внимательно наблюдают за игрой. Одного из играющих детей просят выйти за дверь. Остальные играющие получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно – каждый свое слово. Задача отгадчика – понять и произнести предложение целиком. Если отгадчик  не справился с первого раза – можно повторить.  В игре по очереди должны принять участие все дети.

(развитие фонематического слуха, внимания, мышления)

  1. Дети сидят в кружок.  Ведущий бросает мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, - в единственном (например: коты – кот).

(развитие  внимания, быстроты мышления)

  1. Дети стоят  друг за другом, первый - командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения.  Затем выбирается новый командир, он должен придумать другие движения, а остальные их повторить. Командиром должны стать все желающие.

(развитие внимания, воображения, работа в группе и успокоение)

  1. Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, называет другое животное и бросает мяч другому ребенку, тот тоже называет животное и бросает мяч следующему и т.д.

(развитие памяти)

3. карточки со словами

4, 6.

мяч

4 карточка со словами для ведущего

Апрель

Занятие № 9

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Мышление

  1. Память

  1. Речь

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Цветок, дерево, фрукт»

  1. «Мячик - соединитель»

  1. «Запомни место»

  1. «Два или три слога»

  1. Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт; цветок, дерево…»  Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен  быстро назвать (в данном случае) дерево, названия не должны повторяться.  Кто ошибается или повторяется – выбывает, в итоге должен остаться один победитель.

(развитие переключение внимания, память, мышление)

  1. Ведущий бросает мяч любому из детей произнося при этом несогласованные слова (например: собака - гулять). Ребенок, поймав мяч произносит предложение из трех слов, согласовав его (собака -пошла - гулять) и бросает мяч обратно ведущему. Так все дети.

(развитие внимания, быстроты мышления, речи)

  1. Дети становятся в разных  углах комнаты. Каждый ребенок должен запомнить свое место. По сигналу ведущего (один хлопок)  все встают в круг в центре комнаты и начинают водить хоровод. По второму сигналу ведущего (2 хлопка) все дети должны вернуться на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется. Победит тот, кто не ошибся ни разу.

(развитие памяти и внимания)

  1. Дети сидят в кружок. Ведущий бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его при этом, меняя слово так, чтобы оно стало:

- если мяч красный – двусложным (дом – дома)

- если мяч синий – трехсложным (дом- домик).

(развитие внимания, речи, быстроты мышления)

3, 5.

мяч, катрочки с предложениями

Апрель

Занятие № 10

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Логическое мышление

  1. Воображение

  1. Мышление

  1. Память

  1. Речь

  1. Умение работать в группе

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Четвертый лишний»

  1. «Расставить посты»

  1. «Кто кем будет?»

  1. Дети садятся на столы. Ведущий раздает каждому лист с заданием. На листе нарисованы 4 предмета, из которых надо выбрать лишний, не подходящий всем остальным.

(развитие внимания, памяти, логического мышления, умение работать индивидуально)

  1. Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда он подаст сигнал (хлопнет  ладоши), последний в «строю» должен встать на месте, «на посту» и стоять, не двигаясь пока остальные продолжают ходьбу. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и.т.д.). затем назначается новый командир(должен быть каждый ребенок).

(развитие внимания, быстроты рефлексов, мышления, умение руководить)

  1. Дети сидят в кружок. Ведущий обращаясь к каждому ребенку задает вопрос : «кем или чем будет….(варианты)

При обсуждении важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов (например: из яйца – птенец, черепаха, и т.д.).  Выигрывает тот, кто назовет больше вариантов.

(развитие внимания, воображения, мышления, речи)

2.

Листы с заданием, карандаш

4.

Карточка с вариантами для ведущего

Апрель

Занятие № 11

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Мелкую моторику

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Память

  1. Речь

  1. Умение считать

  1. Умение работать в группы

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Кем был?»

  1. «Мячик с путаницей»

  1. «Волшебные кляксы»

  1. «нарисуй, обведи»

  1. «Изобрази явление»

  1. Дети сидят в кружок. Ведущий, по очереди, обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем или чем был раньше?» (например: цыпленок – яйцом)

(развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи)

  1. Дети в кружок.  Ведущий, бросая мяч ребенку, называет одушевленное существительное. Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим (например: ворона – мычит)

(развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка)

  1. До начала игры заготавливается несколько клякс, дети делятся на равные группы. Ведущий задает вопрос: «На что похожа эта клякса?» выигрывает та группа, которая даст больше ответов.

(развитие воображения, мышления, речи, общения)

  1. Дети садятся за стол, и ведущий выдает каждому лист с заданием (1 – провести линию, 2 – обвести по пунктиру)

(развитие моторики, умение работать индивидуально)

  1. Ведущий и дети вспоминают и называют приметы осени (дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, появляются лужи). Ведущий показывает движения, соответствующие этим явлениям:

Дует ветер – дуть, качаются деревья – руки вверх и качаться, падают листья – плавные движения руками вниз, идет дождь – движения пальчиками, лужи – руки перед собой в кольцо.  Детям предлагается повторить и запомнить эти движения.

(развитие эмоционально – выразительных движений)

2.

Карточка со словами

3.

Мяч

 4.

Заготовки клякс

5.

Листы с заданиями для детей и карандаш

Апрель

Занятие № 12

В игровой форме развивать:

  1. Умение ориентироваться в пространстве

  1. Внимание (произвольное, переключаемость)

  1. Память

  1. Речь

  1. Умение работать в группе и индивидуально

  1. Умение общаться

  1. Приветствие

  1. «Штриховка»

  1. «Продолжи рисовать»

  1. «Скопируй рисунок

  1. «Подбери пару слову»

  1. «Говорим комплименты»

2, 3, 4.  Дети садятся за стол и ведущий раздает каждому лист с заданием.

5.  Дети встают в круг. Ведущий встает в центр круга, бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает «Кукла». И так каждый, пока не назовут все возможные игрушки.

(развитие внимания, мышления, речи)

  1. Все встают в круг. Ведущий бросает мяч любому ребенку и говорит ему комплимент. Ребенок поймавший мяч бросает его следующему по цепочке и также говорит комплимент тому, кому бросает, назвав при этом его по имени (например: Ваня – умный, Аня – веселая и т.д.)

Делаем комплименты. Подводим итоги (дарим медали). Прощаемся на лето.

2,3,4.

Листы с заданием для детей.

5.

Мяч, варианты слов

Итоговые медали «подготовишек»

Стимульный материал к занятиям.

Занятие № 2 «не пропусти дерево»

Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рябина, машина, малина, тополь, поезд, муравей, графин, гвоздь, музей, театр, игра, ива, воробей, киви, пальма, город, собака, банан, молоко, тюльпан, ель, дорога, сосна, одуванчик, кефир, балет, осина, тапочки, вилка, стакан, пихта

Занятие № 2   «Закончи слово»

Кош – ка        книж – ка

Ком – пот        иг – ра

Ста – кан        мульт – фильм

Ди – ван        сумм - ка

Кук – ла        теле - фон

Тет – радь        цве - ток

Моло -ко        соло -вей

Занятие  № 3  «Путаница»

Имена и фамилии членов  группы:

Занятие № 4 «Не пропусти профессию»

Лампа, водитель, ножницы, слесарь, липа, продавец, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, воспитатель, гроза, врач, обруч, мельница, попугай, строитель, листок, карандаш, экскурсовод, сено, терпение, дрессировщик, очки, река, клоун, фантазия, ложка, парикмахер, птица, огонь, стрекоза, бухгалтер, сторож.

Занятие № 4 «Назови соседей цифр»

1   2  3   4   5  6   7   8  9  10  11  12  13   14  15

Занятие № 6  «Запомни картинку»

Картинки…………………………………

Занятие № 6 «Мячик-смягчитель»

угол        был

брат        вес

ел        любит

топ        носит

мел        мочит

стал        служит

пыл        шар

жар        жест

        Занятие № 6 «Тропинка»

Фамилия Имя (для вписывания баллов):

-

-

-

-

-

-

-

-

-

        Занятие № 7 «Подбери парную карточку»

Занятие № 7 «Найди себе пару»

   НА                  СОС

   КА                МЫШ

   ГО                РА

   ЖИ                ВОТ

   ПАР        ТА

   ВО                ДА

Занятие № 7 «Правильно услышим и покажем»

- Где ты, брат Иван?             - Ты пирог съел?

- В горнице.        - Нет, не я!

-А что делаешь?        - А ещё хочешь?

- Помогаю Петру.        - Хочу.

-А Петр что делает?

-Да на печи лежит.

        Занятие  №7  «Закончи предложение»

Лимоны кислые, а сахар….                          Ночью темно, а днем….

Собака лает, а кошка….

Трава зеленая, а небо….                           У человека 2 ноги, а у собаки 4…..

Зимой холодно, а летом….

Птица летает, а змея….                           В Германии говорят по -…….

Лодка плывет, а машина…..

Ты смотришь глазами, а дышишь….

Певец поет, а строитель….

В России говорят по-русски, а в Англии…

Занятие № 8 «Хор»

Шёл по улице отряд                                      Повар готовил обед

Пошла коза за орехами         Собака гуляет по саду

Вот 2 петуха         Ярко светит солнце

Стала жаба квакать         Машина едет по дороге

Летела сорока высоко         Кошка любит молоко

Муха денежку нашла         девочке купили куклу

Занятие № 8 «Много - один»

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, банты, полы, братья.

Занятие № 9 «Мячик – соединитель»

Собака…гулять            телевизор…показывать

Дерево…расти        музыка…играть

Дождь лить        голова…болеть

Солнце …светить        карандаш…точить

Кошка…царапать        краски…рисовать

Дом …строить

Врач …лечить

Ученик…отвечать

Телефон…звонить

Девочка …плакать

Занятие № 9 «Два или три слога»

Сад, куст, нос, лист, гриб, стол, нож, шар, бант, пол, кот, шкаф, шарф, слон, дуб, гном, рот, зуб, час, болт, ковш, глаз, зонт.

Занятие № 10   «Четвертый лишний»

     Кошка

     Собака

     Птица

     Машина

Занятие № 10  «Кто кем будет»

Яйцо (варианты), цыпленок, мальчик, желудь, семечко (варианты), икринка, гусеница, мука (варианты), кирпич, ткань (варианты), девочка, почка на дереве, щенок, доска (варианты), птенец.

Занятие № 11 «Кем был?»

Цыпленок (ЯЙЦОМ)

Корова (теленком)                Хлеб (мукой)

Яблоня (семечком)               Лошадь (жеребенком)

Бабочка (гусеницей)             Рубашка (тканью)

Шкаф (доской)                        Кошка (котенком)

Собака (щенком)                     Цветок (семечком)

Птица (птенцом)                     Козел (козленком)

Занятие № 11 «Нарисуй, обведи»

        

Занятие  № 12 «Подбери пару к слову»

Стимульные слова: игрушки, фрукты, овощи, ягоды, посуда

Занятие № 12   «Штриховка»,  «Продолжи рисовать»,  «Скопируй рисунок»



Пояснительная записка.

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые получены самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем догадался он сам, его собственные открытия  прочно закрепятся в его памяти.

В процессе занятий активность ребенка, которая способствует  развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и других компонентов интеллектуально – познавательной сферы), специально направляется к наиболее естественной для него форме – игре. Использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, умению работать в коллективе, что в свою очередь является неотъемлемой частью успешной учебной деятельности.  Также в программе присутствуют упражнения, направленные на развитие кисти рук, что тоже является неотъемлемой частью успешной деятельности в школе. Так как на первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываемся в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого года обучения и требует принятия дополнительных мер.

Программа разработана для старших групп детского сада и усложняется по мере обучения детей и подготовки их к вступлению в подготовительную группу. Каждое занятие продолжительностью 20 – 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. Составлена на основе  разработок, предложенных Л.И. Катаевой, Т.Г. Сырицо, М.Н.Ильиной, В. Саченко  и другими авторами.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста для развития интеллектуально – познавательной сферы и навыков общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".

Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 де...

«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»

Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная  на сохранение и укрепление психолог...

Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»

Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...

Занятие педагога – психолога с детьми старшей и подготовительной группы

в игровой форме развивать необходимые для предстоящего успешного обучения в школе, психические процессы (такие как: внимание, мышление, речь, память и. др.), а также необходимые знания, умения, навыки...

«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми старшей группы на тему «Дикие животные»

Цель: Создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:-развитие у детей внимания, ассоциативного и логического мышления;- развитие творческих способностей дошкольников...