Конспект игровой деятельности по развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики в старшей логопедической группе. Нетрадиционные подходы.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Продолжать развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику у детей; улучшать координацию движений пальцев рук; вырабатывать правильное речевое дыхание; развивать интонационную выразительность голоса; учить выражать свои чувства и эмоции; совершенствовать пластику и ритмичность движений; совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; обогащать представления детей об особенностях зимней природы; формировать привычку к здоровому образу жизни; воспитывать любовь и бережное отношении е к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект игровой деятельности по развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игровой деятельности
по развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики
в старшей логопедической группе.
Нетрадиционные подходы.
Воспитатель
МДОУДСКВ № 15 г. Ейска
МО Ейский район
Щитинская Л.А.
Программные задачи: Продолжать развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику у детей; улучшать координацию движений пальцев рук; вырабатывать правильное речевое дыхание; развивать интонационную выразительность голоса; учить выражать свои чувства и эмоции; совершенствовать пластику и ритмичность движений; совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; обогащать представления детей об особенностях зимней природы; формировать привычку к здоровому образу жизни; воспитывать любовь и бережное отношении е к природе.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, самомассаж су-джок, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, выкладывание фигур из счетных палочек и ниток, элементы логоритмики, пальчиковый театр, упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, семянотерапия, упражнения для развития мелкой моторики рук, выкладывание, прорисовывание в воздухе пальцами, релаксация.
Предшествующая работа: разучивание разных видов гимнастики, массажей, беседы о природе, здоровом образе жизни, просмотр и показ пальчиковых театров, чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен, рисование, просмотр презентаций на темы «Здоровье», «Природа», «Правильное выполнение гимнастик, массажей»
Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, счетные палочки, гимнастические дорожки здоровья, набивные мячи, снежинки, посуда с семенами, нитки, ковролин, наборы для пальчикового театра
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, январь называют волшебным сказочным месяцем Нового года. Вы побывали на новогодних и рождественских праздниках: в дет саду, в Доме культуры, на площадях и парках города. Природа тоже постаралась украсить всё вокруг и деревья, и здания, чтобы передать нам всё очарование зимней сказки. Вы хотели бы снова попасть в сказку?
Воспитатель: Чтобы нам отправиться в волшебное путешествие, нужно выложить из счетных палочек любой вид транспорта, какой нам больше понравится, на том и отправимся путешествовать.
Выкладывание счетных палочек.
Выбирают из предложенных схем
(с использованием мультимедийной установки)
и выкладывают самостоятельно
Воспитатель: (самомассаж су-джок)
Ехать в автобусе тепло
Посмотрите-ка в окно.
А на улице зима,
Наступили холода!
Да – да – да – наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да - превратилась в лёд вода (мягко проводить большими пальцами рук по шее сверху вниз)
Ду – ду – ду – поскользнусь я на льду(указательными пальцами массировать крылья носа)
Ду – ду – ду – я на лыжах иду (растирать ладонями уши)
Ды – ды – ды – на снегу есть следы (приставить «козырьком» ладони ко лбу, энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
Ди – ди – ди – от мороза беги! (надавливать указательным пальцем на точку под носом)
Воспитатель: (физминутки)
В зимний лес я на прогулку
приглашаю вас пойти (разнообразные виды
Интересней приключенья нам,
ребята, не найти! ходьбы)
Друза дружкой становитесь,
крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по сугробам,
по лесу гулять пойдем,
Может быть в лесу волшебном,
что-нибудь мы и найдём!
Воспитатель: Как хорошо в зимнем лесу! А воздух, какой чистый, свежий!
(дыхательная гимнастика)
Вдохните глубоко через нос
медленно выдохните через рот (2-3 раза)
Медленно вдохните через нос
короткими резкими выдохами через рот (2-3 раза)
Вдохните медленно через рот короткие резкие выдохи
(не сильно открывая рот) через нос(2-3 раза)
Вдохните медленно через рот –
выдохните медленно через нос (2-3 раза)
Воспитатель: Оглянитесь вокруг, снег так искрится! Подставляйте свои ладошки
(гимнастика для глаз, раздаю снежинки)
Вот снежинка белая, пушистая, блестящая, лучистая, легкая, воздушная,
серебристая , давайте поиграем с ними
Мы снежинки увидали, Перед собой поворачиваем,
со снежинками играли. следя глазами.
Снежинки вправо полетели –
дети вправо посмотрели,
Вот снежинки полетели –
глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал Дети смотрят вверх
и на землю опускал. и вниз
снежинки тихо все на землю улеглись.
(ритмическое упражнение, раздается дробь дятла)
Дятел дерево долбит
На весь лес он стучит
Ну–ка, повтори.
Произнося звук « д-д-д-д-», дети ударяюм кулачком о кулачок
в разном темпе и ритме за воспитателем.
Воспитатель: Где же он? Нет не видно.
(Звуки зимнего леса, пение птиц, пальчиковая гимнастика)
Никого не увидали,
зато зимний хор мы услыхали:
«Мы – певцы, певцы лесные
Песни мы поем простые.
О цветах, о солнышке,
О маленьком воробышке!
Пальчики – головка
Крылышки – ладошка.
Развести руки в стороны, удивляемся. Приставить руку к уху
Взмахиваем руками, как крыльями.
Раскрываем руки, как бутон; разворачиваем ладони в разные стороны, пальцы тоже в стороны.
Повернув руки к себе, большие пальцы переплетены,
остальными помахиваем, как крыльями
Сидит филин на суку
И кричит: « Бу – бу, бу – бу!»
Прижать друг к другу кулаки, большие пальцы вверх,
указательные пальцы вперёд к себе.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо
Всем друзьям своим расскажет,
Где она взяла зерно!
Сделать птичку.
Согнуть ладошку «чашечкой» сверху имитируем движение
как - будто насыпаем зерно в кормушку.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, где птичка могла взять зерно? ( Слетала в город, в поле, в лесу нашла деревья с ягодами, семена деревьев, на кормушке.)
Воспитатель: - Ой, а это что за шум?
(пальчиковый театр)
На столе стоит миска, на краю две птицы – Ворона и Воробей
толкают друг друга, кричат: «Кар-кар, чирик-чирик!»
Воспитатель: - Что случилось?
Ворона: Он мне мешает выбрать орехи! Я их очень люблю!
Воробей: А она мне не даёт поклевать мои любимые зёрна!
Скоро прилетят мои друзья, а ворона мешает!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем разобрать птицам зерна и орехи, чтобы они не ссорились.
Семянотерапия
(Разбираем в две миски)
Вот, пожалуйста, не ссорьтесь, ваше любимое угощение в разной посуде. Приглашайте своих друзей, устраивайте пир!
Воспитатель: - Знаете, ребята, я впервые видела говорящих птиц. А вы? Вот что значит, оказаться в волшебном лесу! (оглядываюсь)
Сколько разных звуков мы слышим вокруг!
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
А мороз колдует…
Разыграйтесь, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!
Воет вьюга: «З – з –з –з » (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: « О – о – о – о » (тихо, высоким голосом)
Тяжело скрипят дубы: « У – У – у - у» (громко, низким голосом)
Стонут берёзы: « М – м – м – м » (тихо, высоким голосом)
Шумят ели и сосны: « Ш – ш – ш - ш» (умеренно)
Но постепенно стихает вьюга: « С – с – с - с» (постепенно затихая)
Воспитатель: - Ах, как красиво стало в лесу! Чтобы запомнить, какие красивые деревья мы видели, давайте выложим их силуэты нитками.
Выкладывание нитками
Продуктивная деятельность (музыка или звуки леса)
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, кто ещё живет в зимнем лесу?
Каких зверей мы могли бы встретить?
Хотите превратиться в диких зверей? Для этого нужно произнести волшебные слова:
Раз, два, три – повернись
и в зверушек превратись!
Воспитатель:
(пальчиковая гимнастика)
Серый волк в густом лесу
Повстречал зверей толпу:
-Лисавета, здравствуй!
-Как дела, зубастый?
-Ничего идут дела,
Голова ещё цела.
- Где ты был?
-На рынке.
- Что купил?
- Свининки!
- Сколько взяли? -
-Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
-Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманёк?
Еле ноги уволок!
- Где гостил ты, ёжик?
- Был в гостях у ёлки.
- Что ты делал ёжик?
- Примерял иголки.
-Мне свои иголки подарила ёлка,
Чтобы не бояться ни лисы, ни волка!
- Очень, ёж, ты хорош!
- Жаль, что в руки не возьмёшь…
Ну и что ж!
- Без иголок я не ёж!
Воспитатель: - Ох, и устали же мы сегодня, хотите отдохнуть? Присаживайтесь, отдохнем.
Закройте глаза, представьте всё, что мы видели сегодня.
Релаксация,
рисование в воздухе под музыку
Нарисуйте в воздухе сугробы, деревья в снегу, легкие облака, вьюгу, животных и солнце.
Отдохнули? А теперь нам пора возвращаться из своего зимнего путешествия. Для этого нужно сказать волшебные слова:
Раз, два, три –
повернись в детсаду окажись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения на развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики у детей
Игровые упражнения на развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики у детей...
Консультация для воспитателей ГБДОУ по теме: "Рекомендации по проведению самомассажа, как одного из приёмов развития артикуляционной, мелкой и общей моторики".
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всег...
картотека упражнений развития общей моторики в старшей логопедической группе
данная картотека составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС ДО в старшей логопедической группе....
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР Практические задания по формированию лексики, грамматики; развития артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, так как воспитатели являются непосредственными ...
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ, МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
АннотацияПредставлен конспект группового логопедического занятия по развитию артикуляционной, мелкой и крупной моторики дошкольников, имеющих ОНР, в процессе изучения правил дорожного движ...
Конспект игровой деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Русская народная игрушка – матрешка»
Задачи: Дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке. Уточнить представление о разнообразии русской народной игрушки и материале, используемом для их изготовле...
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...