Консультация для воспитателей ГБДОУ по теме: "Рекомендации по проведению самомассажа, как одного из приёмов развития артикуляционной, мелкой и общей моторики".
консультация по логопедии по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самомассаж:
- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
При проведении массажа рекомендуется:
- все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
- обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая;
- каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз;
- длительность одного сеанса может составлять 5-7 минут;
- в одно занятие может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня;
- перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
Самомассаж головы
Упражнение «Моем голову»:
пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении:
- ото лба к макушке;
- ото лба до затылка;
- от ушей к шее.
Упражнение «Обезьяна расчёсывается»:
правая рука массирует пальцами голову от левого виска к левой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются.
Упражнение «Ушки»:
уши растираются ладонями, как будто они замёрзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательными движениями растираются в другом направлении (по горизонтали). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трёх раз.
Упражнение «Я хороший»:
расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
Упражнение «Наденем шапочку»:
расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
Упражнение «Догонялки»:
ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
Самомассаж шеи
Упражнение «Гибкая шея, свободные плечи»:
массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками:
- поглаживание,
- похлопывание,
- пощипывание,
- растирание,
- спиралевидные движения.
Упражнение «Как мычит теленок»:
сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа.
Упражнение «Лебединая шея»:
представим, что мы превратились в прекрасного лебедя, с красивой длинной шеей. Нежно поглаживать шею от груди к подбородку. Попеременно шевелить пальцами обеих рук, ласково похлопывать их внешней стороной по подбородку. Распрямлять плечи и очень медленно поднимать подбородок как можно выше. Медленно поворачивать голову влево, а затем вправо. Делать 4 поворота.
Массаж шейных позвонков
игра «Буратино»:
Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
Наклоны головы во время "рисования" вправо, затем влево.
Упражнение «Рисуем»:
линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.
Самомассаж ушных раковин
Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
Упражнение «Игра с ушками»:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнём
И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Ушкам отдыхать пора,
Вот и кончилась игра.
Упражнение «Чебурашка»:
нежно поглаживать ушные раковины по краям, снаружи, по бороздкам внутри. Растирать пальчиками за ушами. Ласково оттянуть ушки 6 раз вверх и вниз, а затем в стороны.
Упражнение «Лепим ушки Чебурашке»:
имитировать движения лепки по краю ушной раковины. (5-6 раз.)
Упражнение «Примазываем ушки, чтоб не отклеились»:
растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами.
Упражнение «Именинник»:
Упражнение «Именинник»
Выполняем мы сейчас,
Чтобы горло не болело,
Чтобы нос дышал у нас.
Потянуть вниз за мочку уха (8 -10 раз).
Упражнение «Слонёнок»:
Упражнение «Слонёнок»
Выполняем мы спросонок.
Если будет гнуться ухо,
Значит, будет в носу сухо.
Прижать ушную раковину к виску (6 - 8 раз).
Упражнение «Часы»:
Заведём теперь часы,
Чтобы тикали они.
На козелочек мы нажмём
Вправо – влево «ключик» повернём.
Поворачивать козелок вправо-влево (10 раз).
Игра «Взяли ушки за макушки»:
Взяли ушки за макушки, (большим и указательным пальцами с обеих
сторон),
Потянули… (несильно потянуть вверх).
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
продвижением вниз).
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи).
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между
пальцами).
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая
большим и указательным пальцами).
И к макушкам вновь придём.
Самомассаж лица
Точечный самомассаж лица
Цель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.
1 упражнение:
поглаживаем щёки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
2 упражнение:
нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.
3 упражнение:
прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.
4 упражнение:
лёгкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.
5 упражнение:
ведём пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.
Самомассаж лица «Индеец»
Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица при выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.
1 упражнение:
«рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.
2 упражнение:
«рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.
3 упражнение:
«рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.
4 упражнение:
«пошёл дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.
5 упражнение:
«вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
7 упражнение:
«стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.
Самомассаж лица «Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.
А теперь по кругу щёчки
Дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек
Нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1 разу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Чтобы думали получше
озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
Самомассаж носа
Упражнение «Проверяем носик»:
нажимать указательным пальцем точку под носом.
Упражнение «Проверяем кончик носа»:
слегка подергать кончик носа.
Упражнение «Сделаем носик тоненьким»:
указательными пальцами массировать ноздри.
Самомассаж носа, глаз, ушных раковин, шеи, ладошек «С добрым утром!».
«Кран, откройся!»:
правой рукой делаем вращательные движения носа, «открывая» кран.
«Нос, умойся!»:
растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
«Мойтесь сразу оба глаза»:
нежно проводим руками над глазами.
«Мойтесь, уши!»:
растираем ладонями уши.
«Мойся, шейка!»:
аккуратными движениями гладим шею спереди.
«Шейка, мойся хорошенько!»:
гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
«Мойся, мойся, обливайся!»:
аккуратно поглаживаем щеки.
«Просыпайся! Просыпайся!»:
трем ладошки друг о друга.
Самомассаж щёк
Артикуляционные упражнения – как приём самомассажа щёк.
Упражнение:
толстячок — худышка.
Упражнение «Шарики»:
гоняем воздух из одной щеки в другую.
Упражнение «Футбол»:
плюс выполняем движения языком вверх-вниз.
Упражнение «Хлопушка»:
надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
Упражнение «Самовар»:
сжать губы, надуть щёки; затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».
Упражнение «Рыбка»:
несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки; в результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
Самомассаж губ
Упражнение «Смешная песенка»:
указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….».
Упражнение «Индейцы»:
широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его;
Упражнение «Помада»:
обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У»,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И».
Упражнение «Кисточка»:
проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.
Упражнение «Расчёска»:
слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
Упражнение «Прятки»:
втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны.
Упражнение «Проговаривание слогов – амма, абба, аппа».
Упражнение «Скороговорка: от топота копыт пыль по полю летит».
Самомассаж мышц языка
1 упражнение:
покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
2 упражнение:
язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубам.
3 упражнение:
массаж трубочками для коктейля.
4 упражнение:
облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
Самомассаж рук
Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
- поглаживание;
- растирание;
- лёгкое надавливание;
- пощипывание;
- похлопывание;
- сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Используются упражнения:
- катание одного грецкого ореха или шарика;
- катание ребристого карандаша;
- имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке;
- сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки
Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трёх типов упражнений:
- самомассаж тыльной стороны кистей рук и предплечья;
- самомассаж ладоней;
- самомассаж пальцев рук.
Самомассаж тыльной стороны кистей рук и предплечья
Упражнение «Разведчик»:
подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.
Упражнение «Пила»:
кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.
Упражнение «Надеваем браслеты»:
одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
Упражнение «Пружинка»:
спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
Упражнение «Гуси»:
(пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю).
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень сочная трава.
Упражнение «Человечки»:
(указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут»).
Для маршировки:
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
Для прыжков:
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,
Всё быстрее: скок -поскок.
Для бега:
Человечки на двух ножках
Стали бегать по дорожке,
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
Самомассаж ладоней
Упражнение «Ручки греем»:
(упражнение выполняется по внешней стороне ладони).
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Упражнение «Добываем огонь»:
(энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.)
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
Упражнение «Стряпаем»:
(имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо).
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
Упражнение «Бег по камешкам»:
костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
Упражнение «Буравчик»:
фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
Упражнение «Пила»:
(ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки).
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Упражнение «Погреем ручки»:
движения, как при растирании замерзших рук.
Самомассаж пальцев рук
Упражнение «Растирание пальцев»:
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём» -
(руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз).
Упражнение «Зажигалка»:
обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
«Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!»
Упражнение «Мельница»:
(сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу).
Закружилась мельница, Быстро мука мелется.
(сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза).
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Упражнение «Точим ножи»:
(активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз).
Ножик должен острым быть,
Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,
Острый ножик наточили.
Упражнение «Самомассаж»:
кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
Упражнение «Спиралька»:
подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.
Упражнение «Бинокли»:
составление из пальцев овалов. Педагог говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой деятельности по развитию артикуляционной, пальчиковой и общей моторики в старшей логопедической группе. Нетрадиционные подходы.
Продолжать развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику у детей; улучшать координацию движений пальцев рук; вырабатывать правильное речевое дыхание; развивать интонационную выразительность ...
«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»
Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР Практические задания по формированию лексики, грамматики; развития артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, так как воспитатели являются непосредственными ...
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ, МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
АннотацияПредставлен конспект группового логопедического занятия по развитию артикуляционной, мелкой и крупной моторики дошкольников, имеющих ОНР, в процессе изучения правил дорожного движ...
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...