Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида «Машенька»
Доклад на тему
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
II квалификационной категории
Калачевой А.В.
п. Строитель 2014г
Сенсорное воспитание– это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Ни для кого не секрет, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В свою очередь цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Уже очень много лет в дошкольной педагогике основным средством сенсорного воспитания считаются дидактические игры. С их помощью почти каждый педагог старается развить в ребенке знания о сенсорных эталонах. В настоящее время, рамки системы сенсорного воспитания детей значительно расширены. В нее входят и наблюдения в природе, и игры с водой и песком, и изобразительная деятельность, и игровое манипулирование с нестандартными материалами, и музыкальные игры. Однако дидактические игры по - прежнему занимают ведущие позиции в формировании сенсорных эталонов у детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.
Цель дидактической игры на цветовое восприятие заключается в развитии способностей активного восприятия цвета у детей.
В целях развития цветовосприятия детей раннего возраста дидактические игры традиционно соединяют в себе несколько задач:
- развитие произвольного внимания,
- развитие речи,
- накопление сенсорных впечатлений,
- формирование различных сенсорных эталонов.
Наряду с цветовосприятием, в одной дидактической игре может содержаться и задача, например, формирования геометрических эталонов.
Для того, чтобы дидактические игры дали положительный результат в их организации необходимо учитывать общедидактические принципы:
- принцип систематичности и последовательности.
- принцип доступности, то есть дидактические игры должны учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
- прочности закрепления результата. В связи с этим принципом успешное проведение игр требует их повторности.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и т. д. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
Учитывая принцип последовательности свою работу по цветовосприятию строю следующим образом.
- Предлагаю детям выбрать цвет по наглядному образцу. («Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Побери по цвету» и т. д.)
- Размещение цвета по образцу. («Сделаем кукле бусы», «Собери картинку», «Мозаика»)
- Предлагаю детям выбрать цвет, который назову. («Найди свой домик», «Найди такое же колечко»)
- Самостоятельное называние цвета. («Какого цвета у куклы платье»)
Для обучения обобщению и классификации по признаку цвета, провожу игры: «Построй заборчики», «Собери коллекцию», «Разложи карандаши», «Поезд». Большой интерес вызвала игра «Собери коллекцию», дети с удовольствием раскладывали предметы.
Для закрепления результата играем в игры «Цветовое лото», « Украсим кукле платье», «Платье радуги», «Найди пару» и др. В режимных моментах использую такие словесные игры как «Что бывает красным, зеленым?», «Какого цвета одежда у кукол?».
Также для того, чтобы закрепить названия цветов, у детей в уголке изобразительной деятельности размещены карандаши разных цветов. Детям даю задания: «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает зеленым?» и т.д. Для закрепления названий цветовых оттенков провожу игры, где подбираются несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в разные оттенки одного цвета, например игра "Чего не стало", "Назови цвет предмета", "Угадай, какого цвета одежда", "Разложи предметы по цвету","Найди предмет такого же цвета".
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении
2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию
3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам
4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).
Игры по цветоведению развивают способности детей осознанно выделять тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть тон, оттенок и т.д. Кроме того, умение различать цвета и оттенки, называть их, прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.
Таким образом, младший дошкольник сделает первый шаг к усвоению мира цветов и оттенков, что будет способствовать развитию цветового зрения, образного мышления, собственного чувственного опыта. Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...
консультация для педагогов "Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...
презентация «Формирование представления о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»
Презентация по сенсорике для детей младшего возраста....
Консультация для педагогов «Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста»...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются особенности формирования представлений о сенсорных эталонах формы у старших дошкольников. Представлено описание сущности сенсорного эталона формы, рассмотрены особенности восп...
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей 3-4 лет.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка....