Как жить в условиях стресса.
методическая разработка по теме
Что такое стресс. Почему мы так часто говорим о нем. Упражнения, которые помогут снять эмоционально -мышечное напряжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhit_v_usloviyah_stressa.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для воспитателей.
Как жить в условиях стресса.
Ребенок при рождении сталкивается с первым стрессом в жизни. Как хорошо и уютно было в утробе матери – тепло и никаких забот! Но все хорошее когда-то проходит, вечное благополучие нам, увы, недоступно. Рождение становится для организма ребенка большим потрясением. Но, начав со стресса, ребенок всю жизнь вынужден сталкиваться с ним. Ласковые руки бывают и строги. В сущности, вся наша жизнь – это стресс. И убегать от него – это все равно, что убегать от жизни. Может быть, лучше встретить его достойно? Кажется, жит спокойно, не дергаться – и стрессы не достанут нас. Но привычность может утомлять не меньше, чем чрезмерная нагрузка. Понятие стресса традиционно связывают с именем канадского физиолога Ганса Селье. В последнее время слово «стресс» вошло в научный и житейский обиход, а тема стрессов оказалось одной из самых популярных.
Стресс многолик, и человек проходит по жизни сквозь его лабиринты. Как их успешно преодолеть? Вот что стало больше и больше интересовать людей.
Вся наша жизнь – это периодические напряжения и разрядки. Проблемы возникают тогда, когда напряженность становится слишком сильной, слишком частой, когда она не находит выхода. Таким образом, получается, что любые трудности, препятствия в удовлетворении сильных потребностей вызывают стресс. Чем больше трудностей в их удовлетворении, тем стрессы сильнее. Простой вывод, казалось бы, напрашивается. Ничего не хотеть слишком сильно, избегать трудности в жизни – и защита от стресса обеспечена. Увы, нет. Для многих людей дефицит личностной самореализации становится не меньшим стрессом. Что же остается: примирить эти два разнонаправленных мотива: мотив самореализации и мотив спокойной жизни. Возможно ли это?
Чаще всего стресс возникает как реакция организма или личности на сильные воздействия окружающей среды. Стресс защищает потребности организма и личности, мобилизуя энергетические ресурсы на их удовлетворение. Н., (Из-за поворота неожиданно выехала машина).
Таким образом, стресс играет положительную роль в нашей жизни, защищая нас, стимулируя нашу энергию на удовлетворение потребности (например, потребности в безопасности). Другой вопрос, что, как любое лекарство, он имеет побочные эффекты. Именно в этом его опасность. Отрицательные проявления стресса возникают тогда, когда реакция организма неадекватна ситуации. Верная оценка ситуации и выбор адекватной реакции обеспечивают успех человеку в стрессовой ситуации. Печальный лик стресса проявляется тогда, когда человек слишком часто попадает в напряженные ситуации, когда они слишком сильные. Его психическая и физическая энергия не успевает восстанавливаться. Напряжения остаются забытыми в различных уголках организма. Они то и создают опасные очаги напряженности. Аккумулируясь и не находя выхода, напряжение концентрируется в энергию психического взрыва. Стресс не опасен, если он находит целесообразный выход, если он необходим для успешного удовлетворения потребностей человека. Стресс не опасен, если он компенсируется расслаблением.
Стресс – это комплексная психофизиологическая реакция. Наиболее заметная реакция на стресс сердечно-сосудистой системы. Не случайно 21 век называют веком стрессов и сердечно-сосудистых заболеваний.
Некоторые положения, на которые необходимо обратить внимание:
Не завидуйте другому.
«Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы на это воспринимаете». Г. Селье.
Как выпустить излишний пар…
Полное дыхание обладает успокоительным действием. Важно следить за чистотой воздуха в помещении.
Ха-дыхание обладает выраженным тонизирующим эффектом. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Ритмичное дыхание снижает нервно-психическую напряженность.
Дыхание уступами используется для быстрого снятия сильного стресса. 3-4 коротких выдоха и сразу столько же коротких вдохов.
Активная релаксация. Найти тихое место, где никто не помешает, где нет шума и отвлекающих раздражителей. Сесть в удобную позу, которая позволила бы расслабиться и не стесняла. Закрыть глаза, посидеть так в течение 10-20 минут, сосредоточив внимание на своем дыхании. Вдох – выдох. Включить в цикл дыхания произнесения шепотом или мысленно специального слова (мир, покой, любовь и т.д.) На время занятия важно принять пассивную установку: «Пусть будет, что будет, пусть течет, как течет, ничему не сопротивляться, принять все как есть». Это установка на период занятия.
Прекрасное расслабляющее средство – улыбка. Время от времени полезно надевать на лицо маску релаксации, маску покоя. Это будет помогать смягчать стресс от повседневных забот.
Техника концентрации внимания также применима для саморегуляции. Сосредоточение на выполняемой деятельности вытесняет тревожные мысли. Это психотерапия деятельностью.
Хороший психорегулирующий эффект дает созерцание монотонного, но разнообразного движения. Н, сосуд наполненный жидкостью с разогретым парафином, созерцание огня, наблюдение за рыбками в аквариуме, плывущие облака, шум прибоя. Концентрация внимания на точке – трудное, но эффективное упражнение. Внимание уплывет, созерцание становится менее отчетливым, чувствуется, что взгляд уже не на точке, а где-то рядом. А мысли… отвлекают от сосредоточенного содержания. Сопротивляясь этим соблазнам, надо постараться заставить свой психический мир сосредоточить на этой точке.
Концентрация внимания на пустоте дает хороший психорегулирующий эффект. Создать на некоторое время своего рода безмолвие сознания. Игра – «замри – заглохни». При суете, раздражении, взволнованности на раз – сделать, на 2 задержать это состояние.
Спорт и выступление в роли болельщика – хорошее средство для снятия хронического стресса. Так же пользу азартным мужчинам приносит охота. Чтение книг, просмотр позитивных фильмов – средства снятия напряжения. Сетование или «поплакаться в жилетку» - древнее психотерапевтическое средство. Чувство юмора спасает во многих стрессовых ситуациях. Психологическая разрядка в виде смеха, сняв излишнее напряжение, позволяет спокойнее взглянуть на стрессовую ситуацию.
А. П. Чехов из рассказа « Жизнь прекрасна»: Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень не трудно.
Для этого нужно:
а) уметь довольствоваться настоящим
б) радоваться сознанию, что «могло быть и хуже».
Быть оптимистом. Анекдот чем отличается оптимист от пессимиста? Пессимист говорит: «Хуже быть не может». А оптимист: «Может, может!»
Золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, меняй отношение к ним».
Опросник нервно-психического напряжения.
Тест «Насколько вы решительны?»
Тест психологической гибкости.
Тест по выявлению стрессоустойчивости.
Кто вы – оптимист или пессимист.
В. Шекспир: Веди нас, дорожка, вперед и вперед
Начала тебе и конца нет.
Веселое сердце идет и поет,
Печальное скоро устанет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по правовому воспитанию. «Ребята давайте жить дружно»
«Ребята, давайте жить дружно» Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершен...
Программа "Давайте жить дружно"
Программа направлена на формирование навыков общения у дошкольников....
Есть - что бы жить,а не жить, что бы есть!
Проблема питания, а точнее режима питания наших чад, волнует чуть ли не каждого родителя. Нас заботит чем, как, и ещё больше, кагда кормить малыша. Да, режим - это хорошо. Да, мы за режим!...
Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3
Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...
" Жить здоровым - жить здорово!" Авторская театрализованная постановка в стихах к "Дню здоровья" Автор: Сага З.Р.
авторская инсценировка Сага Зульфии Равиловны "История о двух микробах" посвященная Дню здоровья...
«Жить здоровым – жить здорово!» театрализованная постановка в стихах для детей подготовительной группы
развлечение для детей подготовительной к школе группе по закреплению знаний по сохранению и укреплению здоровья....
Есть чтобы жить, а не жить чтобы есть.
В рамках месячника по питанию, из опыта работы ДОУ...