Социально – нравственное воспитание дошкольников
план-конспект урока по теме
Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребенка - положительное отношение к себе, ощущение безопасности окружающего мира, чувства доверия к людям.
Впервые опыт общения с родителями подвергается серьезному испытанию в детском саду. То внимание, заботу, любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить.
Большинство детей справляются с этой ситуацией. Отношения с новыми людьми постепенно налаживаются. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребенка новыми знаниями о себе. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и приобретает способность к познанию своего «я» с новых сторон, что ему как личности очень важно.
Ребенок, не прошедший «школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, естественно, будет отторгаем ими.
Но общение ребенка со сверстниками без помощи взрослых, почти всегда оказывается малоуспешным. Иногда в его взаимоотношении с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника. Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Вот мы и помогаем малышу в осознании своих нравственных качеств, стараемся не пропускать и оценивать каждое его действие и поступок.
Дети к нам в группу поступили из разных групп и из дома. И наша обязанность помочь им стать друзьями. И прежде чем они станут коллективом, мы сталкиваемся со многими проблемами. Одна из них – агрессивность (это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки). Агрессивное поведение ребенка проявляется когда ребенок кричит, дерется, кусается, пинает или отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит и т.д. – это абсолютно нормально и даже необходимое проявление поведения ребенка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом.
В детском саду мы обязаны предотвращать проявление открытой физической агрессивности, т.к. мы отвечаем за безопасность детей. Вид выражения агрессивности зависит от возраста.
Помешать агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно.
Очень хороший метод избежать агрессивности – беседа с ребенком об агрессивности. В каких – то конкретных случаях, когда ребенок имеет возможность высказать свои чувства, он видит, что его никто за эти проявления не осуждает, а старается понять и помочь. Чувства – это часть его самого. Спокойное обсуждение его нынешнего самочувствия – лучшее средство для преодоления аффектов.
Физическая агрессивность – проявляется достаточно часто привлекает внимание взрослых. Ситуация: ребенок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать, хныкать, выпрашивать утешения. «Обидчик» имеет возможность немного приврать. То и другое плохо.
В такой ситуации нужно развести детей друг от друга в разные стороны и разбираться только после того как они успокоятся.
При этом надо успокоить «обиженного» - обнять, пожалеть и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно.». С «обидчиком» надо разговаривать не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, ее нужно решить. Нужно установить правила «Бить нельзя!». Если злишься, хочешь ударить – отойди в сторону. Можешь рассказать взрослому – мы должны учить ребенка узнавать свои чувства выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалить ребенка, когда ему удастся разрешить конфликт, не прибегая к агрессивности. «Иди и дай сдачу! – ребенок воспринимает как руководство к действию – иди и бей.
Словесная агрессивность – детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые слова учат сами говорить, некоторые слова усваивают от сверстников – в таких случаях лучше не привлекать внимание других и не обеспечивать ему внимание аудитории.
Когда беседы и объяснения не помогают, бывает неодобрительное «довольно» действует лучше или «ты мне нравишься, но вот то, что говоришь, мне не нравится».
Косвенная агрессивность – это плетни, злобные шутки. Механизм косвенной агрессивности связан с феноменом «перенесения». Не дали конфету или что – то другое, он тут же швыряет игрушку на которую «переносят свой гнев» (потом дети долго страдают у них рождается чувство вины, а так же боязнь утратить любовь и заботу родных). В этой ситуации взрослым важно оставаться спокойным и не отвечать гневом на гнев.
Как ты себя чувствуешь? – вот лучшее средство для преодоления аффектов. Проговаривание чувств способствует смягчению агрессивной жизни.
Игры и упражнения для снятия напряжения и агрессивной энергии. Эмоциональное расслабление:
«Воздушный шарик» - ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик или изображаете его). Злости все больше. Ты его уже весь наполнил – вот как этот шарик. Еще немного злости и шарик лопнет. А если осторожно – осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
«Брыкание» - лежа на полу, брыкаться как жеребенок, как большая лошадь.
«Полетай как Баба – Яга», как бабочка, как воробей, большой орел и т.д.»
Преодолеть физическую агрессию позволяют контактные игры:
«Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики» (ловят лучи), «Обезьянки» (повторяют движения друг друга), «Колечко, колечко», «Подари настроение» (с помощью рук передают веселое настроение, аплодируют и посылают воздушные поцелуи), «Ты катись, веселый бубен».
Бывают ситуации когда дети поссорились, обиделись и не хотят мириться, предлагаем:
- «Кукла «Мирилка»»;
- вместе спеть песенку;
- нарисовать свою обиду друг на друга;
- играем с журналами (находить различные эмоции);
- клубок (пожелание другим);
- волшебное слово (стоят друг против друга и произносят – «тух –тиби – дух»).
Работа с художественным текстом. Сказкотерапия.
Если дразнят, очень хорошо подходит сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» (преодоление страха, неуверенности в себе);
«Дюймовочка» (похищает жук – пассивное, спасает ласточку – сочувствие, дружба);
«Снежная королева» (выход из сложных ситуаций возможен через труд и терпение).
Используем сквозную комплексную программу М.Г. Разгоняевой «Уроки сказки», Катаев «Цветик – семицветик», стихи А. Барто, В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева сказка «Сыновья», Драгунский «Друг детства» и чтение художественных произведений по теме.
Рассматривание картин и беседа по ним.
Разыгрывание этюдов и театральных действий.
Уже в дошкольном возрасте дети понимают, что друг – это не только тот с кем играешь. Настоящие друзья помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся. Дружба, возникшая в дошкольном возрасте может быть очень прочной и сохраниться на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-нравственное воспитание дошкольников
Творческий проект "Я мальчик - будущий мужчина. Я девочка-будущая женщина"...
Социально-нравственне воспитание дошкольников в условиях реализации программы"Детство""открытое занятие в младшей группе
Программное содержание:Помочь детям понять содержание стихотворения А. Барто "Уронили мишку на пол…" Вызвать эмоциональный отклик на любимое стихотворение. Развивать связную речь, уме...
Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"
У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться. ...
Роль экологического воспитания в социально-нравственном воспитании дошкольников
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...
Социально-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе развития общества
На современном этапе развития общества приоритетными становятся проблемы нравственной культуры как основы социального воспитания подрастающего поколения....
Мастер – класс для педагогов ДОУ. «Деятельность как средство социально- нравственного воспитания дошкольников»
Цель мастер - класса:· Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.·...
проект "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников".
Представляю Вам свой прект по теме: "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании среднего дошкольного возраста"...