Доклад для воспитателей Сюжетно - рорлевые игры
статья (подготовительная группа) по теме

Сюжетно-ролевая игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах,  а в самом процессе. Это один из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, способ его совершенствования.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит. Воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevye_igry.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах,  а в самом процессе. Это один из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, способ его совершенствования.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит. Воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.

В младшей группе детского сада первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух – трех действий и многократно повторяется. Действия с предметами, игрушками, осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого. Очень важно, чтобы первоначально взаимодействие двух партнеров осуществлялось с одним большим предметом (один мяч, одна машина и т.д.)

Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп являются:

1.Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2.Развитие и обогащение сюжетов игры.

3.Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Н.Я.Михайленко считает, что развитие сюжетной игры может идти по следующей схеме:

1.Воспитатель – игрушка.

2.Воспитатель (основная роль) – ребенок(1) (дополнительная роль).

3.Ребенок (1) – игрушка.

4.Ребенок (1) (основная роль) – ребенок (2) (дополнительная роль).

Перечень игр в младшей группе: «Детский сад», «Угощение», «Семья», «Куклы», «Шоферы», «Поезд», «У врача», «Строители», «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха», «Самолет», «Ветер и листочки».

У детей средней группы появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображают различные общественные события и явления. Руководство играми детей средней группы педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группкам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли.

Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры. В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.

Перечень игр в средней группе: «Семья», «Банный день», «Большая стирка», «Автобус», «Шоферы», «Строительство платины», «Путешествие по реке», «Магазин», «Летчики», «Рыбаки», «Театр».

У детей старшей группы развивается содержание игры. В играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, купает, одевает его, но и воспитывает, читает ему книжки, ведет к врачу. В свою очередь, врач не только ставит градусник, дает таблетки, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда.

К началу пятого года жизни, когда ребенок уже овладел основами ролевого поведения, педагогу важно научить его развертывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. У детей старшей группы возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей.

Почти всегда дети в подготовительный период готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т.д.).

С возрастом увеличивается и количество участников игры. У старших дошкольников могут участвовать в игре от 3 до 5 человек.

Основная задача руководства играми старших школьников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Перечень игр в старшей группе: «Детский сад», «Семья», «Школа», «Путешествие», «Завод», «Летчики», « Российская Армия», «Строительство», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Зоопарк».

Основное содержание игры детей в подготовительной группе – отражение отношений и взаимодействия взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Все сюжетно – ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей.

В игре ребенка данного возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек – самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5 – 7 человек.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т.д.

 В подготовительной группе  педагог редко берет на себя ту или иную роль.

Перечень игр в подготовительной группе: «Гости», «День рождения», «Пароль», «Волшебники», «Улица», «В Лесу», «Путешествие по реке», « Почта» ,»Магазин», «Школа», «Библиотека», «Ателье», «Пограничники», «Космонавты», «Завод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему сюжетно - ролевые игры

их влияние на развитие ребенка...

Доклад "“Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевой игры дошкольников” презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №56 «Северяночка»    Доклад  к педсовету №3...

Доклад на тему Сюжетно-ролевая игра с детьми средней группы "Зоопарк"

Формировать у детей умение развивать сюжет игры. Формировать умение дружески взаимодействовать в игре, согласовывать игровые действия....

Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...

Доклад по организации сюжетно-ролевой игры в средней группе.

Доклад по организации сюжетно-ролевой игры в средней группе....

Стендовый доклад на тему "Сюжетно-ролевая игра у дошкольников".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 55» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.Игра имеет в ...

Доклад для воспитателей "Сюжетно-ролевые игры в математике".

В настоящее время в эпоху компьютерной революции ранее верная точка зрения, что «не каждый будет математиком» безнадежно устарела. Сегодня, тем более - завтра, математика будет необходима ...