Доклад для воспитателей "Сюжетно-ролевые игры в математике".
учебно-методический материал
В настоящее время в эпоху компьютерной революции ранее верная точка зрения, что «не каждый будет математиком» безнадежно устарела. Сегодня, тем более - завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессии, т. к. она играет большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_syuzhetno-rolevye_igry_v_matematike.pptx | 2.33 МБ |
doklad_syuzhetno-rolevye_igry_v_matematike.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
" Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, - с легкостью и интересом!" Способности к математике - продукт развития, который формируется и развивается в жизни и деятельности человека.
Что такое сюжетно- ролевая игра? Деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
бытовые сюжеты; производственные и общественные темы; героико-патриотические темы; темы литературных произведений; «режиссерские» игры Виды сюжетно-ролевых игр
Использование сюжетно-ролевых игр в формировании элементарных математических представлений
сюжетно-ролевые игры отображают знакомые виды трудовой деятельности: счет, знание геометрических фигур, измерение и ориентировку в пространстве Сюжетно- ролевые игры в математике
формирование и закрепление представлений о количестве, величине, геометрических, временных, пространственных характеристиках; расширение круга представлений об окружающем мире; ‒ формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию, применять полученные знания в новых условиях и т.д. Задачи, реализуемые в сюжетно-ролевых играх
первый этап - игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль принадлежит воспитателю; второй этап - ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель на второстепенных ролях; третий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр уже по инициативе ребят. Воспитатель - активный наблюдатель Этапы внедрения сюжетно-ролевых игр
Первый этап. «Зоопарк», «Магазин», «Детский сад»
Второй этап. «Цирк»
Третий этап. «Поиск клада», Путешествие в космос»
Вывод Принимая участие в игре, дети усваивают обязанности, игровые правила каждой роли, возможные действия. Сюжетно-ролевые игры в математике— это сочетание сюжетной и дидактических игр, в которых дети усваивают социальные отношения и моделируют ситуации из повседневности, а также учатся точному выполнению правил и математических действий в быту.
Список использованной литературы 1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. 2. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: «Просвещение», 1974. — 368 с. 3. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987. — 97 с.
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры в математике.
В настоящее время в эпоху компьютерной революции ранее верная точка зрения, что «не каждый будет математиком» безнадежно устарела. Сегодня, тем более - завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессии, т. к. она играет большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.
Способности к математике, как и вообще все способности, - продукт развития. Математические способности формируются и развиваются в жизни и деятельности человека. А всем нам известно, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра.
В особый вид игровой деятельности, позволяющей дошкольникам примерять на себя роль взрослых, тренироваться в установлении коммуникационных связей, выделяют сюжетно-ролевые игры. Они не имеют четких условий или плана действий, что дает возможность детям проявить инициативу и самостоятельность. Согласно типу сюжетов игры можно условно разделить на 5 групп.
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками
Одним из наиболее благоприятных условий для практического использования математических знаний, могут быть сюжетно-ролевые игры, отображающие знакомые виды трудовой деятельности: счет, знание геометрических фигур, ориентировка в пространстве и измерение.
6)Воспроизведение в игре жизненных ситуаций, требующих определение количества, развивает интерес детей, побуждает их считать и измерять.
С помощью игр такого рода решаются следующие задачи:
‒ формирование и закрепление представлений о количестве, величине, геометрических, временных, пространственных характеристиках;
‒ расширение круга представлений об окружающем мире;
‒ формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию, применять полученные знания в новых условиях;
‒ обучение умению планировать и регулировать свою деятельность по времени, учитывая действия партнера по игре (умение ждать, слушать); ‒ развитие эмоционально-личностной сферы.
Сюжетно-ролевые игры используются также в процессе формирования элементарных математических представлений у детей с ненормативным развитием. Для таких дошкольников, а нередко и младших школьников эффективными являются игры-занятия как совместная деятельность ребенка и педагога. Помимо того что применение в сюжетно-ролевых, дидактических играх и в их сочетании математического содержания формирует элементарные математические представления у детей, они решают задачу установления эмоционального контакта детей и взрослых, взаимоотношений детей с друг другом сначала в играх рядом, а потом и в совместных играх
Период внедрения и апробации сюжетно-дидактических и ролевых игр условно можно разделить на три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.
На первом этапе вводятся такие игры как: «Зоопарк», в которой дети используют количественный и порядковый счет. (Директор-воспитатель дает задания отловить в лесу нужное количество животных, другие дети строят для зверей клетки, количество деталей указано на карточке - задании, затем идет размещение животных в определенные клетки: третью, пятую, между пятой и третьей т. д.). Игра строится и развивается при условии, что за каждой ролью закрепляются определенные игровые функции (как со счетно-измерительными действиями, так и бытовыми).
«Магазин» - дети строят прилавок, водители со склада завозят мебель , обувь или продукты, считают сколько выгружают в «Магазин». Продавцы раскладывают соответствующее количество товара. Покупатели называют, что они хотят купить (определяют, которая по счету, на какой полке). Указывают, какое количество, продавец обслуживает и определяет цену.
«Детский сад» - дети исполняют роли воспитателя или няни – нужно посчитать, сколько в группе детей (кукол) и накрыть соответствующее количество столовых приборов.
«Цирк»
Второй этап: чтобы развить представление о количественном соотношении множества и его подмножества, вводится следующая ситуация: директор объясняет, что заболели белые медведи, врач цирка выясняет, что они ели? Рабочие рассказывают, что медведи ели мясо, а белые еще и рыбу. Все вместе выясняют, сколько медведей заболело, причина и как лечить.
Третий этап. Роли в игре, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно и интересом разыгрывают дети. Лишь в отдельных случаях по необходимости или приглашению детей педагог включается в игру, беря на себя какую-либо роль.
Дети в играх таких как «Друзья», «Поиски клада» «Путешествие в сказку»» осваивают правила культуры поведения и общения, они начинают понимать мотивы выполнения правил, происходит становление их взаимоотношений с окружающими. Изучение нового материала можно организовывать через сюжетно-ролевую игру «Путешествие в космос» - знакомство со временем; «День рождения» - решение задач на сложение; «Приключение Буратино» - состав числа и др.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Она не перестает привлекать к себе внимание исследователей.
Особенность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью:
воспроизводит профессиональные действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время
совершаемых действий ит. п.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры в математике — это сочетание сюжетной и дидактических игр, в которых дети усваивают социальные отношения и моделируют ситуации из повседневности, а также учатся точному выполнению правил и математических действий в быту. Включение в процесс овладения элементарными математическими знаниями сюжетно-дидактических игр оказывает положительное влияние на усвоение детьми дошкольного возраста математических представлений и понятий. В сочетании с занятиями по математике такие игры являются эффективным средством, которое способствует формированию элементарных математических представлений, умственному развитию в целом, а также подготавливают детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к родительскому собранию" Игра в жизни ребенка и его поведение в игре".
В дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития; становления индивидуальности и формирования ми...
Доклад "Логические игры в математике "
из опыта работы...
Выступление на родительском клубе с докладом на тему: «Учимся играть правильно – развитие речи с помощью игры»
В докладе есть: характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет, рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет, игры на развитие речи детей 4 — 5 лет....
Квест-игра по математике в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в страну Математики».
Продолжать учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять в счете в пределах 10. Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел. Закрепить умение срав...
Интерактивная игра по математике: «Путешествие в страну математики»
НОД по математике....
Консультации для родителей "Математика - это интерсно", "Дидактические игры по математике"
Консультвции для родителей...
Доклад «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
Познавательный интерес является основой учебной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении, проявляется в умственной и эмоциональной активности детей, желании получать больше з...