Формирование сенсомоторных функций у детей – сирот дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
статья (старшая группа) по теме

Ханнанова Гульнара

 

Проблемы интеллектуального развития воспитанников дошкольного возраста выражаются, прежде всего,  в нарушении познавательной деятельности. У детей-сирот снижена ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлений смысловых связей, т.е. наблюдается недостаточность  развития словестно-логического мышления.

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится  воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями,  его «вхождения» в окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gulnara.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование сенсомоторных функций у детей – сирот дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В детском доме № 74 «Мэрхэмэт» функционирует 2 дошкольные группы для детей с нарушениями в развитии. Коррекционная работа ведется  по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», также используются элементы программы под редакцией Неретиной Т.Г «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития» данные программы используются при работе с детьми старшего и подготовительного возраста. В работе с младшими дошкольниками используется программа Екжановой Е.А, Стребелевой Е.А «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

           Основной задачей является не только подготовить детей- сирот с задержкой психического развития к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.

Цель коррекционной работы – всестороннее развитие воспитанников: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания детей, развития личностных качеств – организация предметно практической деятельности.

Методическая тема  учителя – дефектолога детского дома №74 «Формирование сенсомоторных функций у детей-сирот с задержкой психического развития в дошкольном возрасте»

Задачи:

1. Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.

2. Формировать у детей поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач.

3. Формировать у детей целостный образ предметов: учить самостоятельно, складывать разрезные картинки (из двух, трех, четырех частей) с разной конфигурацией разреза.

4. Развитие представление о цвете (форме, величине).

5. Учить детей производить сравнение предметов по форме, величине, проверяя правильность выбора практическим промериванием.

6. Учить детей вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения  предмета и других признаков.

7. Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определенный признак (форма, цвет, величина).

8. Развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха.

9. Развитие пространственного восприятия.

10. Учить  передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.

11.Учить воспринимать различные бытовые шумы, шумы явления природы.

Дети, воспитывающиеся в государственных воспитательных, учреждениях по ряду существенных психологических параметров отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Нереализованные ребенком потребности в любви, привязанности и признании приводят к деформации личности, искажению формирования самосознания.

Замкнутость жизни в стенах одного помещения (детского дома), резкое ограничение контактов с внешним миром, выключение из естественного быта людей - факторы глубокой депривации социального опыта, которые вызывают отклонения и задержку психического развития детей в детском доме.

Нельзя не учитывать и того факта, что дети поступают в детский дом чаще всего из семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Большая часть таких семей по ряду признаков классифицируется как социопатические: один или оба родителя больны алкоголизмом, мать антисоциального поведения (проституция, тунеядство, пьянство, уклонение от воспитания детей), один из родителей находится в местах заключения и др. Детей из таких семей относят к группе повышенного риска из-за отклонений в психическом, интеллектуальном и физическом развитии, высокой вероятности девиантного поведения в настоящем и будущем.

Проблемы интеллектуального развития воспитанников дошкольного возраста выражаются, прежде всего,  в нарушении познавательной деятельности. У детей-сирот снижена ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлений смысловых связей, т.е. наблюдается недостаточность  развития словестно-логического мышления.

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится  воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями,  его «вхождения» в окружающий мир.

   Сенсорное воспитание представляет обогащение чувственного опыта детей-сирот через  совершенствование работы всех анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.

         Сенсорное развитие воспитанника с интеллектуальной недостаточностью в  целом отстает по срокам        формирования и проходит  неравномерно. Узость объема и общая пассивность  восприятия, недиффецированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы  чувства информации затрудняют знакомство с окружающим миром.

Процессы восприятия у  воспитанников детского дома замедленны, недостаточно развиты, часто фрагментарны и не обобщены.  Недостаточность процессов восприятия - задерживает развитие  всей познавательной деятельности ребенка. Потому при подготовке детей-сирот к школе очень важно развивать у него процессы ощущения и восприятия. При этом важно  развивать целенаправленность восприятия. В коррекционной работе по развитию восприятия я знакомлю детей с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, черный, белый) изначально происходит посредством соотнесения предметов между собой. На следующем этапе развития восприятия, мы распознаем форму, величину и цвет достигаем путем соотнесения свойств предметов с уже усвоенными эталонами.

Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Представление о форме закладывается в следующей последовательности:

- различение самих форм;

- различение названий форм;

- самостоятельное называние форм.

Основная задача при знакомстве с формой связаны с обучением детей-сирот мыслительному расчленению сложной формы на определения сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических фигур (внимание обращается на то, что треугольник, прямоугольник, овал и другие фигуры бывают разного размера: побольше или поменьше, подлиннее или короче и т.д.)

Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, сопоставление элементов фигур и т.д. Особое внимание уделяю обучению моделирующим движениям – овладению фигуры по контуру и ощупывающим движениям. Ознакомление со сложными формами происходит путем выделения знакомых признаков или деталей.

Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм  на рисунке на определение формы предметов расположенных в разных ракурсах, и др. Кроме того, развитие данных навыков воспитатели закрепляют на занятиях по рисованию и конструированию. В коррекционной работе по развитию восприятию формы использую такие игры и упражнения как: «Найди пару», «Найди предмет указанной формы», «Определи форму предмета», «Из каких фигур состоит машина», «Какая фигура лишняя?»,  «Волшебный замок», «Составь целое из частей»  

Величина предмета  рассматривается, как его размер, объем протяженность, то есть те параметры, которые можно изменить. Восприятие различных  параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины) осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, промеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку. В коррекционной работе использую такие игры как: «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные круги», «Расставь по порядку»,  «Матрешки», «Пирамидки» и т. д.  

У воспитанников детского дома наблюдается, недоразвитие предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Воспроизведение пространственных и временных представлений дети овладевают с трудом в силу ряда специфических особенностей. В коррекционной работе по формированию пространственных и временных представлений мною поставлены следующие задачи:

- научить детей-сирот ориентироваться в схеме собственного тела;

- определять расположение предметов в ближнем  и дальнем пространстве;

- моделировать пространственное расположение предметов;

- определять направление, двигаться в заданном направлении и изменять его; - ориентироваться на поле листа бумаги;

- формировать восприятия временных интервалов:  время (части) суток (утро, день, вечер, ночь); неделя, месяц, год, времена года (последовательность и основные признаки).

В работе по формированию пространственных и временных представлений используются такие игры: «Мое тело», «Покажи правильно», «Найди пару», «Какая рука», «Незаконченные изображения», «Спереди - сзади», «Откуда звучит голос», «В какое время суток это бывает?», «Неделька», «Когда деревья надевают этот наряд?», «В какое время года нужны  эти предметы?»

Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью и недостаточной сосредоточенностью ребенка. Также у детей с проблемами развития наблюдается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают. Кинестетический фактор является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных и других координаций.

Для организации обучения и воспитания детей - сирот с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. Здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятанье и поиск, отгадывание и разгадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.

Вследствие всех выше перечисленных причин мы делаем вывод, что сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка.  От того,  на сколько  полно ребенок, научится воспринимать  объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями зависит процесс его «восхождения» в окружающий мир.

Проблемы формирования сенсорного воспитания  у детей  с нарушениями в развитии освещалась в работах Екжановой Е.А, Стребелевой Е.А, Метиевой Л.А, Удаловой Э.Я. Шевченко.С.Г, Мастюкова Е.М.

Речь детей с задержкой психического развития намного отличается от речи сверстников. Исследователями разных стран установлено, а практикой         подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук, которые  являются важнейшим фактором, стимулирующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму, и что не менее важно, мощным средством,  повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие речи ребенка. Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики рук, оказывает самомассаж, а также занятие по изобразительной деятельности, но их как показала практика, недостаточно.

В дефектологическом кабинете созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Создавая, развивающую среду мною учитывается, такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Кабинет зонирован по различным направлениям такие как:

1. Центр сенсорного развития, включающая в себя игрушки и пособия, предназначенные для развития слухового, зрительного восприятия, первичных представлений о цвете, форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторных сферы. В коррекционной работе используются такие игры и  игрушки как:

- звучащие игрушки (погремушки, пищалки, дудочки, колокольчики, ксилофон, пианино, барабан и т.д.)

- звучащие игрушки заменители (коробочки с различным наполнителем – горохом, фасолью, пшеном и т. п.)

- «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками;

- рамки вкладыши для раскладывания предметов по размеру;

- игрушки гнезда (вкладываются друг в друга) и мн. др.

2. Центр моторного и конструктивного развития предназначен для развития мелкой и крупной моторики, развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, развитие цветовосприятия и цветоразличения. Игры и игрушки, используемые в индивидуальных и подгрупповых занятиях такие как:

- мячи различной величины;

- пирамидки, состоящие из четырех основных цветов;

- мозаики;

- сборные игрушки (машинки, матрешки, домики);

- крупные яркие кубики четырех основных цветов;

- деревянные кубики;

- кубики «Игрушки», «Овощи»(4 части), «Животные» (8 частей);

- разрезные картинки (2-4 части) с разными видами разреза и простые пазлы по изучаемым темам;

- игрушки шнуровки (пуговки, ботинок, «Обезьянка», «Паровоз», «ягода», яблоко, сапожок и мн. др.)

- рамки вкладыши по изучаемым лексическим темам;

- логические кубики;

- игры вкладыши т.д.

3.Следующий центр  - это центр речевого и креативного развития в данной зоне подобран материал по формированию и активизации словаря по изученным лексическим темам, развитию коммуникативных навыков, формирование и совершенствование грамматического строя речи. В данном разделе огромный методический, дидактический и сюжетный материал:

- демонстрационный материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень, овощи, фрукты, семья, одежда, профессии  т.д.);

- книжки малышки с народными патешками и колыбельными песенками и яркими картинками;

- простые сюжетные картинки-действия;

- серии сюжетных картинок;

- парные картинки по изученным лексическим темам (одинаковые предметы и объекты  и отличающиеся по размеру и цвету предметы  и объекты)

- «Лото»

- «Любимые сказки» (плоскостной и настольный театр);

- альбом «Мир природы. Животные»

4.  Последняя зона  - это зона игровая. В данной зоне дети обыгрывают сюжетно-ролевые игры такие как («Семья», «Парикмахерская», «День рождение у куклы Маши», «Маленькие строители» и т.д. )

III. Сенсомоторное развитие детей-сирот дошкольного возраста, через занятия по пластилинографии.

В дошкольный период задержка в развитии моторных функций проявляется в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Так как эти дети не любят завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Такая «нелюбовь» связанна с трудностями овладения точными дифференцированными движениями. Дети 5-7летнего возраста неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора, при рисовании дают стереотипные изображения; не получается у них работы из природного материала, лепка, вырезывание из бумаги.

В прошлом учебном году я организовала  объединение и назвала его «Волшебный пластилин» по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Лепка имеет большое  значение для детей дошкольного возраста, способствует обогащению словарного запаса, формированию фонематического строя речи и сенсорного развития она способствует так же развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для детей с ЗПР является пластилин. Он мягок, пластичен,   имеет много цветов и оттенков; его можно многократно использовать. В процессе лепки, под руководством педагога наши дети создают  красочные картины. Когда дети видят результат своей деятельности, они испытывают эмоциональное удовлетворение, радость  от проделанной работы и желание создавать своими руками более интересные и сложные работы. У детей пропадает страх и появляется уверенность в своих возможностях.

На протяжении  десяти лет наши дети – сироты принимают участие в городских и региональных конкурсах для детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) – это «Мы все можем» (организатор-Детский орден милосердия),  «Пусть всегда будет солнце» (проводит Центральный исполнительный комитет города), «Жар птица» (ДДТ). Наши работы ежегодно отмечаются дипломами, грамотами  и поощрительными призами. Работы на эти конкурсы готовятся в течении всего года, поэтапно. Вначале готовится эскиз  будущей работы в цвете, только после этого совместно с ребенком выполняются элементы будущих картин: катаются шарики для цветов, цилиндры для сруба домика или ствола дерева, мелкие конусы –для листочков и т.д. В последствии все это вкладывается, примазывается на заготовленный рисунок-основу и в конце с помощью вспомогательных средств (зубочистки, стеки, ватных палочек…) прорисовываются детали. На выполнение одной картины с ребенком уходит длительное время, в период которого  малыш пользуется удобным для его сил материалом, мелкими инструментами, которые требуют постоянного статического напряжения мелких мышц руки, постоянного проговаривания действий выполняемых совместно с педагогом.

Вывод: таким образом, упражнения на развитие мелкой моторики в  свободное от занятий время позволяет стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

При комплексном взаимодействии всех специалистов: педагога-дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, психолога, невропатолога - коррекционная работа является эффективной в интеллектуальном и речевом развитии детей-сирот.

В своей деятельности планирую продолжить работу по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития, через использования игр, игрушек через специально – организованные занятия по сенсорному воспитанию и работу в объединении «Волшебный пластилин»  

Литература

1. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – М., 2003.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М., 1997.

3. Метиева Л.А, Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игровых упражнений. – М., 2007.

4. Морозова И.А. Пушкарева М.А Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 - 6 лет с ЗПР. - М., 2006.

5. Морозова И.А. Пушкарева М.А Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 - 7 лет с ЗПР. - М., 2006.

6.  Морозова И.А. Пушкарева М.А Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 - 7 лет с ЗПР. - М., 2007.

7.  Морозова И.А. Пушкарева М.А Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 - 6 лет с ЗПР. - М., 2008.

8. Морозова И.А. Пушкарева М.А Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми  6 - 7 лет с ЗПР. - М., 2007.

9. Морозова И.А. Пушкарева М.А Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми  6 -7 лет с ЗПР. - М., 2008.

10. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно методическое пособие./ Под  общей редакцией Т.Г. Неретиной. – М., 2004.

11. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2001.

12. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражненияна координацию слова с движением, загадки для детей (4-5 лет)/Авт. -сост.Никитина  А.В. – Спб., 2008.

13. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражненияна координацию слова с движением, загадки для детей (6 - 7 лет)/Авт. -сост.Никитина  А.В. – Спб., 2008.

14. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М., 2001.

15. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.,2003.

Приложение №1

Тематическое планирование занятий

по ознакомлению с окружающим миром  и развитием речи

(в подготовительной к школе группе)

на 2008 – 2009 учебный год

Сентябрь

Декабрь

Март

1. Диагностика

2. Диагностика

3. Наш детский дом (профессии в детском доме)

4. Мой дом, моя семья


1. Зима

2.Дмашние животные

3. Дикие животные

4. Ёлка. Новый год

1. Весна, «женский день»

2.  Весна

3. Перелетные птицы

4. Бытовые электро -приборы

Октябрь

Январь

Апрель

1. Наш детский дом.

2. Осень.

3. Овощи.

4. Фрукты

5. Овощи - Фрукты

1. Каникулы

2. Зимующие птицы.

3. Одежда.

   Головные уборы

4. Зимние забавы

1.Транспорт (профессии на транспорте)

2. Планета «Земля», космос

3. Профессии  (строитель, почтальон, парикмахер)

4. Наш город

Ноябрь

Февраль

Май

1. Поздняя осень

2. Посуда

3. Мебель

4. Домашние птицы

1. Зима. Обувь

2. Животные Севера

3. Родина. День защитников Отечества

4. Февраль – последний месяц зимы

1. Весенние работы в саду и огороде. Весна цветет

2. Животные Жарких стран

3. Рыбы

4. Школа

Тематическое планирование занятий

в подготовительной к школе группе у детей с  ЗПР

 на 2008 -2009 учебный год

Месяц

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Развитие

 речевого (фонематического восприятия)

Развитие элементарных математических представлений

Игры и задания для индиви- дуальной работы

Сентябрь

Диагностика детей

3. Наш детский дом (профессии в детском доме)


1. Звук и

 буква А

1. Соотнесение числа и количества. Цифра 1.

2. Геометрическая фигура.

Выделение лишнего признака

4. Мой дом, моя семья

1. Звук и

буква А

1. Сравнение предметов.

2. Понятие «сверху»

«снизу»

1 Выделение лишнего.

2.Продолжи ряд

Октябрь

1.  Наш детский дом.

1. Звук и

буква И

1. Знакомство с образованием и составом числа 2.

2. Признаки предметов

1. Рассмотри картинки и запомни их.

2. Веселые шнурочки.

3. Игра «Вершки и корешки»

2. Семья

 Осень.


1. Звук и

буква О

1. Понятие «высокий - низкий»,

«одинаковые по высоте».

2. Понятие «спереди», («перед», «за», «между»)

1.Выделение лишнего.

2. Сложи картинку.

3.Логичес -

кое превраще -

ние

3.Овощи







1. Звук и

буква О

1. Закрепление понятий «больше - меньше».

2. Сравнение предметов по одному – двум признакам

1.Выделение лишнего.

2. «Угадай

по описанию»

3.Логичес -

кий куб

4. Фрукты


5 Овощи - фрукты


 

1. Звуки и буквы А, О.

1. Образование число 3, знакомство с цифрой 3.

2. Понятие  левое» «правое»

1. Разложи в вазу, лукошко, в корзинку овощи, фрукты, ягоды

2.Логичес -

кий куб.

Ноябрь

1.Поздняя осень

1. Звук и

буква Ы

1. Понятие «высокий», «низкий», «выше», «ниже», «одинаковые по высоте».

2. Пространствен -

ные понятия

1.Чего не хватает?

2. «Зашум -

ленные фигуры».

3. Подбери крышку к кастрюле… (по цвету)

2. Посуда

1. Звуки и буквы Ы,А,О

2. Предлоги за перед

1.Счет в прямом (до3) и обратном (от3) порядке.

2.  Геометрическая фигура квадрат.

1. Запомни названия и выложи картинки по порядку.

2 Четвертый лишний.

3. Угадай птицу.

3. Мебель


1. Звук и

 буква У

1.Понятие длинный, короткий, диннее – короче, одинаковые по длине.

2. Понятия далеко, близко (около, рядом).

1. Чей домик?

2. У кого какая мама?

3. Кто больше? (меньше)

4. Класси -

фикация

4.Домашние птицы

1. Звук и

буква У

1. Образование числа, знакомство с цифрой 4.

2. Понятие больше, меньше

1. Какой месяц лишний?

2. Четвертый лишний.

 3. Логический куб.

4. Доска «Сегена»

Декабрь

1. Зима.

1. Звуки и буквы  О, У.

1. Понятия длинный, короткий, длиннее, короче, одинаковые по длине.

2. Понятия внутри,  снаружи.

1. Простые аналогии.

2. Продолжи ряд.

3. Когда это бывает?

2. Домашние животные.

1. Звуки и буквы А,О, У, Ы

1. Состояние числа 4 разными способами.

2. Понятия сколько же, одинаково, поровну.

3. Геометрические фигуры квадрат, треугольник, круг

1.Заштрихуй по образцу.

2.Четвертый лишний.

3 Класси -

фикация предметов

3.Дикие животные








1. Звук и

буква М.

2. Предлоги на, под, над

1. Закрепление понятий больше, меньше.

2. Закрепление цвета (красный, синий, фиолетовый, желтый, зеленый) нахождение в предметах

1. «Нарисуй дорожку красным, синим цветом».

2. «Сложи картинку».

3. «Укрась елочку».

4.Елка Новый год

Январь

Диагностика

2. Зимующие птцы

1. Звук и

буква М.

2. Предлог между

1. Повторение образование состава числа 4.

2. Геометрическая фигура - треугольник

1. «Сложи картинки»

2.«Продолжи ряд»

3. «Назови лишний предмет».

4. «Простые аналогии»

3. Одежда.

 Головные уборы




1.Звук и

буква Н.

2. Предлоги на, за, перед, после, между.

1. Образование числа 5, знакомство с цифрой 5.

2. Понятия  вчера, сегодня, раньше, позже.

1. «Кому что нужно для работы».

2. «Подбери правильно».

3. Продолжи ряд геометрических фигур.

4 «Что вчера, что сегодня»

4. Зимние забавы

1.Звук и

буква Н.

2. Предлоги на, за, перед, после, между.

1. Образование числа 5, знакомство с цифрой 5.

2. Понятия  вчера, сегодня, раньше, позже.

1. «Кому что нужно для работы».

2. «Подбери правильно».

3. Продолжи ряд геометрических фигур.

4 «Что вчера, что сегодня»

Февраль

1. Зима.

Обувь

1. Звук и

 буква В

1. Числовой ряд до 6, образование числа 6.

2.  Части суток, их последовательность.

1. Назови лишний признак времяни года.

1. «Забавные преврвще -

ния».

3 «Логический куб»

4. «Классификация домашних, диких животных и животных Севера».

2. Животные Севера

1. Различение твердых и мягких согласных звуков м-мь, н – нь, в –вь.

1. Образование числа  7.

2. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

1.Классификация домашних, диких животных и животных Севера».

2. Выделение лишнего предмета.

3. «Разложи серию сюжетных картинок с составь рассказ на тему Зима»

3 День защитников отечества

1. Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки

1. Образование числа 8.

2. Цвет (красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый)

1. «Посмотри и назови»

2. Сравнение предметов

3. «Веселые шнурочки»

4. «Сложи картинку»

1. Февраль – послед-

ний зимний месяц

Предлоги в, на, за, под, между

1. Числовой ряд до 8.

2. Прямой и обратный счет (1-8, 8-1)

1. «Когда это бывает?»

2. «Что сначала, что потом?»

3  Продолжи ряд.

4. Доскажи словечко…

Март

1. Весна.

2.  Международный женский день 8 Марта.

1. Звук и

буква К

1.Образование числа 9

2. Сравнение

множеств.

1.Составь рассказ по серии картинок

2. Пословицы и поговорки о весне.

1. Весна.

1. Закрепление пройденного материала

1.Числовой ряд до 9

2. Повторение пройденного материала

1.Отгадай загадку.

2. Закрепление знаний о цвете

3. Разложи по последовательности.

1. Перелетные птицы

1. Закрепление пройденного материала

1.Числовой ряд до 9

2. Повторение пройденного материала

1. «Сложи картинки»

2.«Продолжи ряд»

3. «Назови лишний предмет».

4. «Простые аналогии»

1. Бытовые электроприборы

1. Закрепление пройденного материала

1. Образование числа 10

2. Прямой и обратный счет  (1-10,10 -1)

1. «Продолжи ряд геометрических фигур»

2. Пальчиковые игры.

3. Составь рассказ по серии сюжетных картинок

Апрель

1. Транспорт (профессии на транспорте)

1.Звук и буква П

1. Соотнесение числа и количества

2. Пространствен -

ное положение геометрических фигур

1. Назови лишний признак времяни года.

1. «Забавные преврвще -

ния».

3 «Логический куб»

4. Составление рассказа на тему «Весна».

2. Планета Земля. Космос.

2. День космонавтики.

1.Звук и буква П

1 Сравнение предметов по размеру. Соотнесение групп предметов с заданными свойствами

1. «Кому что нужно для работы».

2. «Подбери правильно».

3. Продолжи ряд геометрических фигур.

4 «Что вчера, что сегодня»

3. Профессии (строитель, почтальон, парикмахер)

1.Звук и буква С

1. Соотнесение числа и количества

2. Пространствен -

ное положение геометрических фигур

1. Дорисуй насекомое.

2. «Веселые шнурочки».

3. «Сосчитай -ка»

4.«Забавные превраще -

ния»

4. Наш город

1.Звук и буква С

1. Соотнесение числа и количества

2. Пространствен -

ное положение геометрических фигур

1. Дорисуй насекомое.

2. «Веселые шнурочки».

3. «Сосчитай -ка»

4.«Забавные превраще -

ния»

Май

1 Весенние работы в саду и огороде. Весна цветет

2 Животные Жарких стран

1. Обобщающие занятия

1. Обобщающие занятия

1. «Кому что нужно для работы».

2. «Подбери правильно».

3. Продолжи ряд геометрических фигур.

4 «Что вчера, что сегодня»

3. Рыбы

4. Школа

1. Обобщающие занятия

1. Обобщающие занятия

1. «Кому что нужно для работы».

2. «Подбери правильно».

3. Продолжи ряд геометрических фигур.

4 «Что вчера, что сегодня»

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры для формирования фонематических функций у детей среднего дошкольного возраста ( 4 года) с диагнозом ОНР.

Содержание:Игры  на определение длинных и коротких слов.Игры - лабиринты . Закрепление материала.Игры "Какое слово не подходит."Игры "Отгадай - ка!" отгадывание загадок.Определение места звука в ...

Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи

Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...

Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье представлен опыт работы и методические рекомендации организации занятий (игровых сенсов) по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста с нарушениями зрения....

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»

Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены...

«ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Авторское дидактическое пособие «Занимательный куб»Из опыта работы воспитателя Муниципально...