Семинар "Интеграция и реализация образовательных областей согласно ФГТ"
презентация к уроку по теме

Дюженко Татьяна Николаевна

Семинар "Интеграция и реализация образовательных областей согласно ФГТ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР «Интеграция и реализация образовательных областей согласно Федеральным Государственным Требованиям» ГБОУ детский сад № 2495 старший воспитатель Дюженко Т.Н.

Слайд 2

Федеральные государственные требования Федеральные государственные требования (далее ФГТ) - устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее – образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. ФГТ учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе ФГТ разрабатываются : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе ФГТ осуществляется: экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений. Интеграция - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Слайд 3

Временные (примерные) требования ФГТ 1. Предъявлялись к содержанию и методам дошкольного образования 1. Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей. Содержание дошкольного образования рассматривается только с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется. Рассмотрим отличия новых и старых требование к образовательной программе ДОУ.

Слайд 4

Временные (примерные) требования ФГТ 2. Содержание дошкольного образования включало 12 направлений деятельности ДОУ: 1 - взаимодействие сотрудников с детьми; 2 - физическое развитие и здоровье; 3 - речевое развитие ребенка; 4-8 - развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности; 9-10 - развитие элементарных математических, естественнонаучных представлений; 11-12 - развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре. 2. Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Более конкретную наполняемость направлений демонстрирует состав образовательных областей. Их 10: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество». Отличия новых и старых требование к образовательной программе ДОУ.

Слайд 5

Отличия новых и старых требование к образовательной программе ДОУ. NB ! Общим основанием для классификации содержания дошкольного образования в обоих документах является деятельностный подход, то есть в первую очередь учитывались так называемые детские виды деятельности. Однако есть и различия. 3. Исключением из деятельностного подхода является почти половина направлений: здоровье, развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре, а также речевое развитие ребенка (речь в дошкольном возрасте выступает в первую очередь как средство общения). 3. Исключением из деятельностного подхода являются области «Здоровье», так как в рамках данной области проводится в основном профилактическая и оздоровительная работа, и «Безопасность». В основе остальных образовательных областей находятся следующие виды детской деятельности: 1. «Физическая культура» - двигательная деятельность 2. «Социализация» - игровая деятельность 3. «Труд» - трудовая деятельность 4. «Познание» - познавательно-исследовательская деятельность 5. «Коммуникация» - коммуникативная деятельность 6. «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности 7. «Художественное творчество» - продуктивная деятельность 8. «Музыка» - музыкально - художественная деятельность

Слайд 6

4. Сформулированы в терминах процесса, а не результата, не имеют количественно измеримых параметров. Разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой сначала должен быть определен необходимый результат. 4. Определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. 5. Описывали каждое из направлений деятельности ДОУ, не фиксируя при этом общие концептуальные положения. Содержание дошкольного образования представляло собой набор «программ» по развитию тех или иных видов деятельности, то есть строилось в большей степени по предметному принципу. 5. Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГТ определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовского), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости и др. Отличия новых и старых требование к образовательной программе ДОУ.

Слайд 7

Отличия новых и старых требование к образовательной программе ДОУ. 6. Не были дифференцированы на обязательную для всех ДОУ часть содержания дошкольного образования и часть, отражающую видовое разнообразие ДОУ (т.е. наличие приоритетных направлений). 6. Определяют как обязательную для всех ДОУ (групп детей дошкольного возраста) часть Программы, так и часть, формируемую участниками образовательного процесса (отражающую видовое разнообразие учреж- дений и специфику осуществления образовательного процесса). 7. Не определяли объем образовательной нагрузки. 7. Определяют как время, необходимое для реализации всей Программы, так и время необходимое для реализации ее основных частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Слайд 8

Отличия новых и старых требование к образовательной программе ДОУ. 8. Не отражали специфику осуществления образовательного процесса в ДОУ. 8. Отражают специфику образования детей дошкольного возраста, так как полноценная реализация обязательной части Программа включает время, отведенное и на непосредственно образовательную деятельность, и на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, и на самостоятельную деятельность детей и на взаимодействие с семьями воспитанников. 9. Учитывали только традиционный режим пребывания детей – 12- часовой. 9. Учитывают возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с различным режимом пребывания. 10. Не учитывали специфику деятельности специализированных групп и учреждений. 10. Учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В целом новые требования, с точки зрения руководителя проекта по разработке ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Н. Фединой, имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом.

Слайд 9

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Чтение художественной литературы Познание Коммуникация Социализация Труд Безопасность Художественно-эстетическое развитие Физическая культура Здоровье Музыка Художественное творчество

Слайд 10

Образовательная программа детского сада реализуется в организованных, совместных и самостоятельных формах деятельности. совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов; непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми; в самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности с семьей. Формы работы с детьми

Слайд 11

Самостоятельная деятельность детей – это: свободная деятельность воспитанников в усло­виях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). Совместная деятельность взрослого и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. Формы работы с детьми

Слайд 12

Образовательная область «Физическая культура» Образовательная область «Здоровье» Образовательная область «Безопасность» Образовательная область «Социализация» Образовательная область «Познание» Образовательная область «Коммуникация» Образовательная область «Чтение художественной литературы» Образовательная область «Художественное творчество» Образовательная область «Труд» Образовательная область «Музыка» Образовательные области

Слайд 13

Каждая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности и основана на ней: «Физическая культура» - двигательная деятельность «Социализация» - игровая деятельность «Труд» - трудовая деятельность «Познание» - познавательно-исследовательская деятельность «Коммуникация» - коммуникативная деятельность «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности «Художественное творчество» - продуктивная деятельность «Музыка» - музыкально - художественная деятельность Каждая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности и основана на ней:

Слайд 14

Наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры) 2. Наглядно-слуховой (использование музыки) 3.Практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме, в соревновательной форме) 4. Словесный (команды, объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы) Методы непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых в ходе режимных моментов

Слайд 15

НАПРАВЛЕНИЕ «Физическое развитие» Образовательная область «Здоровье» Направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Слайд 16

Вида интеграции образовательной области «Здоровья» По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса «Познание» (формирование целостной кар­тины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека) «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных обще­принятых норм и правил поведения в части ЗОЖ) «Безопасность» (формирование основ безо­пасности собственной жизнедеятель­ности, в том числе здоровья) «Коммуникация» (развитие свободного обще­ния со взрослыми и детьми по по­воду здо­ровья и ЗОЖ человека) «Художественное творчество» (использова­ние средств продуктивных видов деятель­ности для обогащения и закрепления со­держания области "Здо­ровье") «Труд» (накопление опыта здоровьесбере­гающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда) «Чтение художественной литературы» (ис­пользование художественных произ­ведений для обогащения и закрепления содержания области "Здоровье")

Слайд 17

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия: утренняя гимнастика; подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, или физкультурные занятия (в помещении и на улице). Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми. Основные направления деятельности руководящего, педагогического и медицинского персонала по освоению образовательной области «Здоровье» Психолого-педагогическая работа: Воспитание культуры здоровья формирование культурно-гигиенических навыков; формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Оздоровительная работа: 1. Организация и проведение закаливающих мероприятий. . Мониторинг: чистоты и свежести воздуха в помещении: регулярное проветривание в присутствии (одностороннее) и в отсутствии (сквозное) детей. соблюдения температурного режима в помещениях групп и одежды детей. Профилактическая работа : 1. Профилактика травматизма детей. . Профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта (соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса, организация оптимального режима дня, в т.ч. рационального двигательного режима) 3. Профилактика нарушений опорно –двигательного аппарата: мониторинг; организация рационального режима нагрузки.

Слайд 18

Воспитание культурно-гигиенических навыков культура гигиены содержать своё тело в чистоте пользоваться только своими предметами гигиены знать правила гигиены в туалете культура внешнего вида одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения выполнение закаливающих процедур культура разговора знать общественные гигиенические правила понимать своё состояние различать, понимать и выражать свои чувства при общении уметь сопереживать культура питания знание о полезном питании навыки (умения) в культуре приёма пищи навыки (умения) пользования столовыми предметами

Слайд 19

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Различать и называть органы чувств, формировать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Формирование представлений о полезной и вредной пище; Формирование представлений о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы Формирование представлений о необходимости закаливания; Формирование представлений о ценностях здоровья; желания вести здоровый образ жизни; Формирование потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Слайд 20

Формы деятельности по освоению образовательной области «Здоровье» Здоровье Режимные моменты · Наблюдение; · беседа: · рассматривание картин и иллюстраций с изображением различных видов спорта, сюжетов, связанных с формированием понятия здорового образа жизни; · игра; · игровое упражнение; · физкульминутки ; · логоритмические игры и упражнения Совместная деятельность с педагогом · Непосредственная образовательная деятельность по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» (рисование, конструирование, лепка, аппликация, ОБЖ, развитие речи, чтение худож . лит-ры ); · изготовление атрибутов и предметов для игр; · рассматривание картин и иллюстраций с изображением различных видов спорта, сюжетов, связанных с формированием понятия здорового образа жизни; · игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные); · тематические досуги Совместная деятельность с семьей · Создание соответствующей предметно-развивающей среды; · проектная деятельность; · экскурсии; · прогулки; · совместные праздники и досуги беседы, консультации родительские собрания тренинги Самостоятельная деятельность детей · Украшение личных предметов; · игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные); · самостоятельное рассматривание картин и иллюстраций с изображением различных видов спорта, сюжетов, связанных с формированием понятия здорового образа жизни · самостоятельная деятельность, направленная на создание условий для здорового образа жизни

Слайд 21

Образовательная область «Физическая культура» Направлено на достижение целей формирования у детей интереса к физической культуре и целенаправленного развития у детей физических и волевых качеств через решения следующих задач: Развитие основных движений детей, обогащение двигательного опыта; Сохранение и укрепления здоровья детей; Развитие произвольности и саморегуляции; Развитие двигательного творчества детей, их активности и самостоятельности; Развитие интереса к систематическим занятиям спортом .

Слайд 22

Вида интеграции образовательной области «Физическая культура» По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса «Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья) «Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств) «Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности) «Коммуникация» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое об­щение) «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с свер­стниками и взрослыми в совместной двигательной активности) «Труд» (накопление опыта двигательной активности) «Музыка» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей)

Слайд 23

Формы деятельности по освоению образовательной области «Физическая культура» Совместная деятельность с семьей Беседа, консультация Открытые просмотры Встречи по заявкам Совместные игры Физкультурный досуг Физкультурные праздники Консультативные встречи. Встречи по заявкам Совместные НОД Интерактивное общение Мастер-класс Самостоятельная деятельность детей Изготовление атрибутов для подвижных игр, украшений, декораций, подарков, предметов для игр; Игры (дидактические, настольные (типа лото и домино на спортивную тематику),подвижные, эстафетные); Самостоятельное рассматривание картин и иллюстраций с изображением различных видов спорта; Самостоятельная деятельность в уголке подвижных игр Совместная деятельность с педагогом НОД по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические -тренирующее Физ.минутки Динамические паузы В НОД по физическому воспитанию игры большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр Игры с элементами спортивных упражнений Спортивные игры Соревнования Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья Утренний отрезок времени Индивидуальная работа воспитателя Игровые упражнения Утренняя гимнастика: -классическая -игровая -полоса препятствий -музыкально-ритмическая Подражательные движения Игры с элементами спорт. упр-й Дидактические игры Прогулка Тематические физкул. занятия Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Индивидуальная работа НОД по физическому воспитанию на улице Подражательные движения Вечерний отрезок времени, включая прогулку Гимнастика после дневного сна -оздоровительная -коррекционная -полоса препятствий Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения Индивидуальная работа

Слайд 24

Образовательная область «Художественное творчество» Направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение по­требности детей в самовыражении через решение следующих задач : развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художест­венный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Слайд 25

Разделы образовательной области «Художественное творчество» Развитие продуктивной деятельности 1. Формировать умение экспериментировать с материалом 2. Учить самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства и различные материалы: краски, карандаши, бумагу разных цветов и размеров, глину, пластилин, готовые аппликативные формы. 3. Побуждать детей всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов в собственных рисунках, находить сходство с предметами и явлениями 4. Учить детей в соответствии с воспитателем и другими детьми выполнять коллективные работы 5. Учить детей изменять характер образа, добавляя части, изменяя их расположение 6. Развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого различные технические навыки и приёмы. 7. Развивать способность к изобразительной деятельности; воображение, творчество 9. Показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков. 10. Познакомить с приёмами рисования простым карандашом, цветными мелками, углём, сангиной. 11. Приобщать детей к рукоделию Развитие детского творчества 1. развитие интереса детей к изобразительной деятельности. 2. развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира. 3. Развитие способности наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения. 4.Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, расширение представлений о народных игрушках 5. развитие коллективного творчества Приобщение к изобразительному искусству 1. Формировать представления об архитектуре, о творчестве, прикладном искусстве живописцев и скульпторов 2. Ввести ребёнка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях социокультурной среды музея. 3. Способствовать возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства, эмоционального отклика при восприятии подлинников произведений изобразительного искусства 4. Формировать « образ музея » как собрания предметов красоты культурно-исторического значения 5. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление

Слайд 26

Вида интеграции образовательной области «Художественное творчество» По задачам и содержанию психолого-пе­дагогической работы По средствам организации и оптимиза­ции образовательного процесса «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности) «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности) «Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности) «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства) Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей «Музыка», «Чтение художественной литературы» (использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»)

Слайд 27

Формы деятельности по освоению образовательной области « Художественное творчество » Режимные моменты Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Самостоятельная деятельность детей Проблемная ситуация Самостоятельная художественная деятельность Игра Наблюдение Рассматривание Проблемная ситуация Сбор материала для украшения Экспериментирование с материалами Рассматривание предметов искусства Сюжетно-ролевая игра Самостоятельная художественная деятельность Совместная деятельность с семьей Консультации Мастер-класс Открытые занятия Конкурсы работ родителей и воспитанников Беседа Рассматривание Выставка работ Наблюдение Экскурсии в музей Проектная деятельность Создание коллекций I . Наблюдение Рассматривание Беседа Труд Беседа Рассматривание предметов искусства Сюжетно-ролевая игра Сам. худ. деятельность Рассматривание интерьера Опыты Дидактическая игра Занимательные показы Наблюдение Рассматривание Чтение Обыгрывание незавершённого рисунка Коллективная работа Наблюдение, чтение Индивидуальная работа Объяснения Продуктивная деятельность Творческие задания Тематический досуг Совместная деятельность с педагогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»

Тема:  Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы. Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»   Основной вид интегр...

«Скоро в школу мы пойдём» НОД по реализации образовательной области «Социализация» с интеграцией образовательных областей

НОД по реализации образовательной области  «Социализация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье» в старшей группе...

Центры развития по образовательным областям согласно ФГОС ДО

Центры развития во второй младшей группе...

"Сказка о потерянной дружбе" (Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка, познание (ФМП)

«Сказка о потерянной дружбе»Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура,...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО художественному творчеству на тему: «ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА » ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (согласно ФГОС ДО)группа общеразвивающей направленности для детей 5 -6 лет……

Конспект занятия Организационная информация1.1Доминирующаяобразовательная областьХудожественно - эстетическое1.2Виды деятельности детейПознавательно-исследовательская деятельность, коммуника...