Интегрированный подход к содержанию дошкольного образования
статья по теме

Шишкова Татьяна Николаевна

    Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_podhod-teoriya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

       Интегрированный подход

к содержанию дошкольного образования

Введение

    Дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.

    Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование будет соблюдено, если при формировании содержания познавательного развития дошкольников охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребенка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход к выбору содержания образования. Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия.

    В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения интегрированного занятия. Его часто путают с комплексным, комбинированным. В книге С.Д. Сажиной «Технология интегрированного занятия в ДОУ» даются определения таких занятий.

    Комбинированное занятие – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

    Комплексное занятие – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении»). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

    Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение», через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.

    В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
   В дошкольном учреждении интегрировать можно различные направления развития ребенка:

- ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

- ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы;

- формирование естественнонаучных представлений и чтение художественной литературы;

- формирование экологической культуры и чтение художественной литературы;

- формирование экологической культуры и музыкальное развитие;

- изобразительная деятельность и чтение художественной литературы;

- изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;

- формирование элементарных математических представлений и конструктивная деятельность;

- формирование элементарных математических представлений и художественный труд;

- формирование элементарных математических представлений и ознакомление с русской культурой;

- ознакомление с русской культурой и музыкальное развитие;

- ознакомление с русской культурой и изобразительная деятельность;

- формирование валеологических знаний и физическое развитие;

- развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие.

    Данные направления предполагают интеграцию содержания образования с целью решения задач интеллектуального, художественно-творческого и социально-личностного развития дошкольников.

    Интегрированные занятия позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека.

    Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что знания, помимо наличия общих оснований, должны:

- расширять и обогащать имеющиеся представления детей;

- быть нужными при последующем обучении в школе;

- быть доступными и опираться на личный опыт;

- связываться с повседневной жизнью;

- вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка, и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

- стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

- повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

    Важное условие интеграции – поиск основания для объединения.  Основой художественно-эстетической интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах художественно-творческой деятельности: в литературе средство выразительности – слово (образные представления, эпитеты, сравнения, метафора, ритм; в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы; в изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция); в музыке – мелодия, ритм, гармония, интонация.                

    Основой естественнонаучной интеграции являются категории различного характера (качество, количество, причина, следствие, время, пространство, живое, неживое и другие).

    Содержание образования дошкольников должно строиться так, чтобы оно охватывало и привычные для них области действительности (оттуда черпаются средства и способы познания), и новые, далекие от привычных своей необычностью, вызывающие живой интерес детей (используются проблемные ситуации, новые задачи).

    Таким образом, интегративный подход, основанный на  целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

    Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.

    Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия  снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.

    Один из важных принципов проектирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.

    При проектировании интегрированного занятия необходимо следующее:

-  выделить в программе по каждому направлению сходные или единые темы;

- определить задачи развития детей на данный период;

- определить области, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

- проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

- продумать развивающие задачи;

- использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом.

    Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.

Интегрированный подход

к планированию занятий по формированию

элементарных математических представлений дошкольников

    Для работы с детьми своей группы в этом учебном году я решила использовать возможность интегрированного подхода к планированию занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников. Мне показалась интересной идея интеграции данного раздела, ведь именно математические понятия формируются на основе математического содержания, не соотносятся с реальными предметами и явлениями окружающего мира и не обеспечивают восприятие ребенком целостной картины мира.

    Часто подбор дидактического материала ограничивает действия педагога в выборе объектов для развития математических представлений. Так для отработки понятия «количество» принято сравнивать группы предметов (елочки, грибочки и другие стандартные наборы раздаточного материала) или пересчитывать их. Конечно, этот материал необходим, но если заниматься группировкой или развитием других мыслительных операций все время на одних и тех же предметах, то ребенку будет сложно осуществлять перенос действий и знаний в другую ситуацию.     Поэтому для реализации задач всестороннего развития детей своей группы я решила часть занятий по формированию элементарных математических представлений сделать интегрированными. Я поставила перед собой цель соединить математическое содержание со сказкой, игрой, творчеством, чтобы открыть в детях радость познания. А счастливых детей легче обучать и воспитывать, легче развивать их интеллектуальный и духовный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход к содержанию дошкольного образования

Дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. Поэтому задача дет...

Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования...

Консультация "Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования"

Консультация  «Обновление содержания дошкольного образования в условиях вариативных моделей дошкольного образования»...

Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...

"Изменения в содержании дошкольного образования в связи с переходом на Федеральную Образовательную Программу дошкольного образования"

Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24...