Система методической работы
статья по теме
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей. В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poklonskaya_p.n._statya.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Система методической работы в ДОУ
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей. В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
Выстроить систему методической работы как показывают исследования К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И.А.Паршуковой можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей. Для старшего воспитателя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров[6] .
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа». Задача старшего воспитателя МДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса. Участниками образовательного процесса (согласно Закону «Об образовании Р.Ф», типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:
-дети;
-педагогический коллектив;
-родители.
Основные задачи методической работы:
-выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы;
-включить каждого педагога в творческий поиск.
Мы выделяем частные задачи:
-формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки;
-повышение уровня теоретической подготовки педагогов;
-организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ;
-обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка;
-организация работы по изучению нормативных документов;
-оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности);
-оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:
-системность – соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
-дифференциация – второй критерий эффективности методической работы;
-индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей; -этапность – показатели эффективности методической работы.
Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
-системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
-личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие;
-профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;
-дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
-подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
-мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
-коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих. Методический кабинет как центр методической работы: центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете. Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии. Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки:
-Идет аттестация!
-К праздничным датам.
-Подготовка к педсовету.
В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие
-мастерство педагогов;
-материал семинаров-практикумов;
-план – график повышения квалификации педагогов;
-план аттестации педагогических кадров;
-передовой педагогический опыт.
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики. Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.
Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ.
Мы считаем что, система методической работы это - соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы, повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом, формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей, освоение новых педагогических технологий.
Литература:
1. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений/ Редактор - составитель Р.Б.Стеркина - М.: ACT, 1997.
2.Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.
Управление ДОУ. №3, 2004 г.
3.Аралова М.А. Методист — воспитатель - заведующий. Управление ДОУ.№2,
2002.
4.Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: ACT,1997.
5.Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. - М.: ООО
«Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000.
6.Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении-М.:МИПКРО,2000.
7.Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно-образовательной работы. -М.: ООО «Издательство ACT», 1998.
8.Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родонова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 192с.
9. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением.
- 2006.- №6. – С. … .
10. Голицина Н. С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 120с.
11. Иванцова И. А. «Организация методического кабинета в ДОУ» Справочник старшего воспитателя Дошкольного учреждения октябрь/2008 №10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»
План.Введение 1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении. 1.1 Цели и задачи...
Сообщение из опыта работы. Система методической работы.
Система методической работы в МАДОУ ДСОВ № 19....
Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»
В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...
Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...
«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)
Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопров...