ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
статья по теме
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slovoobrazovatelnyh_umeniy_u_detey_pyatogo.docx | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты
создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать вывод о том, что своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. Исследования известных педагогов, психологов и
лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Процесс освоения грамматического строя речи детьми пятого года жизни,
сложный, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций. Именно поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. Дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности поведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Необходимо отметить, что в настоящее время имеется достаточное количество пособий для воспитателей детских садов по использованию дидактических игр с целью обучения детей грамматическим навыкам. Каждое дошкольное учреждение выбирает себе программу, но не во всех программах прописываются задачи по словообразованию. Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями речевых игр в формировании словообразовательных умений у детей пятого года жизни и недостаточным их использованием в практике ДОУ. В данной работе рассматриваются задачи по формированию грамматического строя речи у детей пятого года жизни и процесса формирования словообразовательных умений. Процесс формирования словообразовательных умений у детей пяти лет может быть эффективным если: разработать комплекс дидактических игр направленных на формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни, на основе исходного уровня сформированности данных умений, включающих игры на формирование умения образовывать слова префиксальным, суффиксальным, словосослагательным способом и умения подбирать однокоренные слова. Для выявления словообразовательных умений у детей пятого года жизни, был подобран диагностический материал, чтобы знать состояние проблемы по формированию способов словообразования детей. Проведенные исследования позволили выявить уровень сформированности способов словообразовательных умений. Пришли к заключению, что в содержании педагогической работы отсутствует системность и последовательность, работа по данному направлению ведется не в должной мере (у детей слабо сформированы словоизменительные и словообразовательные умения), не ведется работа с родителями по данному направлению). Педагогами и родителями недостаточно внимания уделяется дидактической игре, как эффективному средству закрепления грамматических навыков у детей. Все это позволило разработать и описать комплекс дидактических игр, направленных на формирование грамматических умений у детей пятого года жизни. Разработанный нами комплекс дидактических игр, в соответствии с грамматическим строем русского языка, способствовал формированию у детей грамматических умений. Многие дети научились образовывать слова префиксальным, суффиксальным и словослагательным способами. Полученные в ходе эксперимента данные, свидетельствуют об эффекивности использования разработанного нами комплекса дидактических игр, направленных на формирование грамматических умений. Таким образом, процесс формирования словообразовательных умений у детей пятого года жизни, успешно достигнут, благодаря тому, что: был составлен комплекс в соответствии с грамматическим строем русского языка, т.е. был направлен на формирование морфологических, синтаксических и словообразовательных умений, а игры использовались в различных видах речи (диалогической и монологической), в основу которых, были положены репродуктивные, конструктивные и творческие упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию элементарных математических представлений у детей пятого года жизни
Конспект итогового занятия в средней группе...
Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".
Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....
Курсовой проект на тему: «Формирование у детей пятого года жизни предпосылок экологического сознания»
Структура проектаВведение …………………………………………………………………….2 стр.Анализ ситуации…………………………………………………………….3стр.Анализ экологической ситуации в Российской Федерации, Чувашской Республике и Козловском районе ЧР...
Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой. Годовое планирование.
Годовое перспективное планирование по формированию культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой...
Проект "Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни"
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в ра...
План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни
Дидактические игры – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных представлений из окружающего мира.Формированию математических представлений у детей пятого года жизни ...
Возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни
Возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни...