Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников
методическая разработка
В ходе правильно организованной педагогической технологии у детей дошкольного возраста формируются и развиваются коммуникативные умения, в частности, дети, усваивают правила этикета, осваивают средства общения и их разумное применение, учатся взаимодействию, эмпатии, партнерскому диалогу, сотрудничеству, умению договариваться и работать в парах, адекватными способами разрешать конфликтные ситуации и эмоционально воспринимать партнера по общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игровых занятий, направленных на формирование
коммуникативных умений дошкольников
Формирование доброжелательных отношений, развитие коммуникативных навыков, самовыражение, сотрудничество и совместная деятельность все это несет в себе коммуникативная игра. В процессе таких игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Игры для развития коммуникативных навыков делятся на парные и групповые. Парные игровые упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру - умению чувствовать и принимать его. Групповые - дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами. Так же для формирования коммуникативных умений в течение дня можно использовать беседы, этюды, занятия рисованием, лепкой и др. Включение игр на сплочение, сотрудничество, развитие целенаправленного внимания, доверия к людям, игры на расслабление, снятия психоэмоционального напряжения (например: «Солнечный зайчик», «Театр прикосновений», «Я тебя люблю» и т.д.). Совместная игровая деятельность детей стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: выбор места для игры, атрибуты, распределение ролей и т.д.; закрепляются умения социальных норм и правил, принятых в обществе, а также формируются, развиваются и закрепляются коммуникативные умения.
Для детей с высоким уровнем развития мы предлагаем следующий комплекс игр и игровых занятий, направленный на закрепление коммуникативных умений.
Игровое упражнение «Доброе слово»
Цель - учится говорить друг другу добрые слова и комплименты. Возраст: 5-6 лет. Предварительная работа: рассказать детям о том, что такое комплимент и в каком случае его говорят. Провести небольшую викторину, спросить у них, какие добрые слова они знают. А теперь давайте скажем комплименты друг другу.
Ход игры. Дети садятся в круг и берут мягкую игрушку. Комплименты следует говорить тому, кто находится напротив вас. Сначала воспитатель должен показать, как это делать. Детям нужно объяснить, что на комплимент или доброе слово нужно говорить «спасибо». Необходимо помочь тем, у кого не получается. Игру усложняют для детей постарше: каждый участник игры должен сказать не только свой комплимент, но и повторить все те, которые были произнесены раньше.
Игровое упражнение «Передай другому»
Цель - закреплять навыки вежливого общения с окружающими. Возраст: 5-6 лет. Материал: белый комочек из меха.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель вносит комочек из меха, который дети должны исследовать: рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить, а потом ласковыми словами назвать его свойства: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и пр. Передавая соседу комочек, ребенок должен быть вежливым: передавать в руки, смотреть в глаза товарищу и называть его ласковым именем. Например, «Леночка, возьми, пожалуйста. Спасибо».
Игра «Поварята»
Цель - развивать коммуникативные навыки, чувство принадлежности к группе. Возраст: старше 4-х лет.
Описание игры: дети становятся в круг, который является «кастрюлей» или «миской». Далее они определяют, кто будет «готовить» кашу, салат и компот. Каждый ребенок должен придумать блюдо, которое он будет изображать: картошка, мясо, рыба, салат и пр. Воспитатель называет ингредиенты. Тот, кого назвали, должен стать в круг, затем следующий ингредиент берет его за руку и т.д.
Примечание: игра заканчивается, когда все дети окажутся внутри круга. Затем можно готовить новое «блюдо».
Игра «А я сегодня вот такой!»
Цель - продолжать учить детей использовать невербальные средства общения. Возраст: 5-6 года.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Ведущий первым становится в круг и говорит: «Я сегодня вот такой (ая!), при этом он что-то делает или с помощью мимики показывает свое настроение. Например. Ведущий улыбнулся и развел руки в стороны. Затем дети повторяют это движение и мимику, говоря при этом: «Анна Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» дети по очереди становятся в круг и показывают, какие они сегодня». Примечание: игра длится до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.
Игра «Секрет»
Цель - формировать желание общаться со сверстниками. Возраст: 5-6 лет.
Материал: пуговичка, брошка, маленькая игрушка.
Ход игры. Все участники игры получают маленькие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку…. Это секрет. Они формируют пары и уговаривают друг друга показать свой «секрет», при этом они могут использовать различные уговаривания: говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть.
Игровое упражнение «Паровозик»
Цель - развитие групповой сплоченности коллектив, коммуникативных способностей, невербальное общение. Ведущий разбивает группу на тройки, в каждой тройке есть паровоз, пассажир и машинист. Паровоз находится впереди и идёт первым с вытянутыми вперёд руками, пассажир становиться за ним в серединку и передаёт управление; машинист замыкает триаду, держит пассажира за плечи и управляет всем поездом. Инструкция: У пассажира и паровоза закрыты глаза. Машинист направляет свой паровоз (обходит препятствия) так, чтобы не получилось столкновений с другими поездами и препятствиями. Говорить во время упражнения никому нельзя, вы должны «слушать» телесные команды машиниста. Комментарий. После игры проводится обсуждение, в котором обращаем внимание на то, насколько было спокойно в роли паровоза, который идёт первым, но не знает в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у пассажира), насколько можешь доверять машинисту и «пассажиру». Как это было - быть в роли паровоза, пассажира, машиниста? Каковы ваши ощущения? Чего не хватало? Уютно ли вы чувствовали себя в каждой из ролей? Кто чувствовал себя комфортно в роли паровоза, машиниста, пассажира? (выслушать ответы участников).
Конспект сюжетно-ролевой игры «Поезд». Возраст: 6-7 лет.
Цель - закрепление знаний о труде машиниста и проводника, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Закрепление правил поведения в общественных местах. Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Продолжать учить детей реализации игрового замысла и взаимодействию со сверстниками чередуя разные виды деятельности. Развитие коммуникативных и творческих способностей. Игровое оборудование: детские стульчики, стол, куклы, предметызаместители - денег, билетов, кошельков. Игровые роли: машинист, проводники, пассажиры, кассир.
Ход игры: подготовку к игре начинает педагог вопросом: «Ребята, вы любите путешествовать?». Ребята поддерживают беседу, обсуждая различные виды транспорта, и выбирают для своего путешествия поезд. На следующем этапе подготовки к игре с детьми обыгрывается игрушечный поезд. Воспитатель с детьми строят поезд (три вагона) из детских стульчиков. После педагог предлагает выбрать машиниста, двух проводников, кассира билетной кассы. Они берут необходимые атрибуты. Далее обыгрываются ситуации приобретения билетов и посадки на поезд. После поезд отправляется в дорогу под песенку «мы едем, едем, едем…». Проводники в это время обходят пассажиров, проверяют наличие билетов, предлагают чай. У пассажиров появляется цель поездки, которая определяет собой их поступки (в зависимости от цели поездки - кто-то едет загорать и купаться в море, кто - то едет к бабушке или к друзьям в гости и т.п.). В поездке дети играют по личному замыслу. Дальнейшее руководство игрой направленно на усложнение. По пути следования поезд останавливается на станциях «Нота», «Стих», «Игра», «Загадка». В соответствии с заданными названиями станций выполняются задания: на станции «Нота» пассажиры поют и танцуют; на станции «Загадка» отгадывают загадки; на станции «Стих» читают стихи; на станции «Игра» играют. Путешествие заканчивается возращением в детский сад. По окончанию игры воспитатель задает вопросы: - Что мы сегодня делали? (ответы детей) - Хорошо играли? (ответы детей) - Что больше всего понравилось, а что не очень? Хвалим всех детей, выделяем отличившихся. Напоминаем детям, что перебивать друг друга не красиво и говорить следует по очереди. Благодарим всех ребят за интересную и увлекательную игру. Просим расставить по местам все атрибуты игры.
Для детей со средним уровнем сформированности коммуникативных умений, предлагается следующий комплекс игр и игровых упражнений для развития коммуникативных умений:
- Для развития вступать в игровое общение со сверстниками:
Игра «Автобус»
Цель - формировать положительные отношения детей дуг с другом, развивать коммуникативные и творческие способности, научить детей взаимодействовать друг с другом, чередуя различные виды деятельности.
Материал для игры: стульчики, руль, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.
Ход игры. Чтобы подготовить детей к игре, воспитатель задает им следующие вопросы: «Кто любит путешествовать?» Дети должны поддержать беседу, предлагая разные виды транспорта. Из них они выбирают автобус. Следующий этап подготовки к игре заключается в том, чтобы обыграть с детьми игрушечный автобус. Для этого они должны построить автобус, используя детские стульчики. Затем из более активных детей, выбирают водителя и кондуктора, которые берут свои принадлежности. Пассажиры при этом занимают свои места в автобусе, их начинают обилечивать. Кондуктор предлагает купить у него билеты. Далее игру необходимо немного усложнить. Автобус останавливается на воображаемых остановках, поэтому у пассажиров возникает цель поездки, от которой зависят их поступки.
Игра «Картонные башни» Возраст: с 6 лет.
Цель - развитие средств общения, партнерского диалога, межличностного взаимодействия, умения работать в команде. Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду. Есть два варианта игры: Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов. Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания. Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Возможно, этот вариант проведения игры более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте. Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы - свой), кроме того каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча. Инструкция: Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент: пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой. Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню. - Хватило ли твоей группе материала? - Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше? - Как работала ваша группа? - Кто из детей в вашей группе начал строительство? - Был ли у вас ведущий? 52 - Все ли дети участвовали в игре? - Какое настроение царило в вашей группе? - Как ты чувствовал себя в ходе работы? - Что самое приятное было в вашей работе? - Как вы понимали друг друга? - Доволен ли ты своей работой в группе? - Ты был хорошим членом команды? - Сердился ли ты на кого-нибудь? - Что бы ты в следующий раз сделал по-другому? - Какая башня тебе нравится больше всего? - Доволен ли ты башней своей команды? - От чего зависит работа в такой команде?
- Для развертывания ролевого взаимодействия нужно предложить:
Игры-ситуации
Цель - развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с помощью мимики и пантомимики. Для этого дети должны разыграть определенные ситуации: - Два мальчика находятся в ссоре. Что нужно сделать, чтобы их помирить? - Ребенок хочет поиграть с игрушкой, которая находится у одного из детей группы. Как необходимо попросить ее? - Ребенок увидел на улице слабого котенка – пожалей его. - Друг очень сильно обиделся на тебя. Как попросить у него прощения и помириться с ним? - Ты пришел в новую группу. Тебе нужно познакомиться с детьми, рассказав о себе. - Ты потерял свою игрушку. Ты должен спросить у детей, не находили ли они ее. - Ты пришел в библиотеку. Как попросить книгу, которая тебе понравилась, у библиотекаря? - Дети играют в интересную игру. Что нужно сделать, чтобы они тебя приняли? Как ты будешь себя вести, если они тебя не захотят принять? - Если дети играют, и один ребенок не имеет игрушки – ты должен поделиться с ним. - Ты видишь, что ребенок плачет – успокой его. - Ты не умеешь завязывать шнурки на ботинке. Как ты попросишь товарища о помощи? - К тебе пришли гости. Как ты познакомишь их со своими родителями? - Вернувшись с прогулки, ты захотел есть. Что ты скажешь маме или бабушке? - Дети завтракают. Сережа взял кусочек хлеба и сделал из него шарик. Затем он кинул его, попав своему товарищу в глаз. Он закричал и схватился за глаз. Как вы считаете, Сережа поступил хорошо? Как нужно обращаться с хлебом? Можно сказать, что он пошутил.
- Для формирования доброжелательного отношения между детьми предлагаем следующие игры:
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель - развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Дети играют парами, закрыв при этом глаза, и сидя напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель дает им следующее задание: «закрыв глаза, протяните руки друг другу. С помощью рук попробуйте узнать своего соседа, а затем опустите их; снова протяните руки вперед, найдите соседа, ваши руки ссорятся, опустите их; руки опять ищут соседа для того, чтобы помириться, они мирятся, просят прощения, вы теперь друзья».
Игра «Ладонь в ладонь». Возраст: любой.
Цель - развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Количество играющих: 2 или больше человек. Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д. Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» Возраст: 5-7 лет.
Цель - продолжать формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. Предварительная работа: - Экскурсия в магазин. - Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. - Беседа с детьми о проведенных экскурсиях - Этическая беседа о поведении в общественных местах. - Встреча детей со взрослыми, которые работают продавцами в магазине. - Составление детьми рассказов «Что мы умеем?» - «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. - Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.). Игровое оборудование: весы, касса, деньги, ценники, сумки, кошельки, товары (одежда, продукты, фрукты, овощи и др.), машина, оборудование для уборки. 55 Игровые роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица. Ход игры: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. Игровые ситуации: «В овощном магазине», «В магазине одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары». По окончанию игры воспитатель задает вопросы: - Что мы сегодня делали? (ответы детей) - Хорошо играли? (ответы детей) - Что больше всего понравилось, а что не очень? Всех хвалит, выделяет отличившихся. Благодарит всех ребят за интересную и увлекательную игру. Просит расставить все атрибуты игры по местам.
Для детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений, предлагается следующий комплекс игр и игровых упражнений.
- Для развития вступать в игровое общение со сверстниками:
«Пресс-конференция»
Цель - развитие навыков эффективного общения; воспитание желания общаться, взаимодействовать с другими детьми; развитие навыков задавать различные вопросы на данную тему, поддерживать беседу. Возраст: 5-6 лет.
Ход игры. Участие в игре принимают все дети группы. Воспитатель выбирает любую тему, но при этом с ней должны быть хорошо знакомы дети. Например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д. Из участников пресс-конференции выбирается «гость», который должен находится в центре зала, и отвечать на различные вопросы других участников. Если тема пресс-конференции «Мои друзья», то можно задать следующие вопросы: - Есть ли у тебя друзья? - Сколько их? - С кем тебе интереснее дружить: с мальчиками или девочками? - На твой взгляд, за что тебя любят друзья? - Каким необходимо быть, чтобы друзей было еще больше? - Как нельзя поступать с друзьями? и пр.
- Для развития способности договариваться о совместных действиях в игре: «Небоскреб»
Цель - развивать умение договариваться, работать в команде.
Приспособления: складной метр; 2-3 кубика из дерева на каждого ребенка. Описание игры: дети садятся в круг, в центре которого они будут сроить небоскреб. Они по очереди кладут кубики, обсуждая при этом, где его лучше положить, чтобы небоскреб был устойчивым. Если хоть один кубик падает, игра начинается сначала. Воспитатель, который наблюдает за строительством, периодически измеряет высоту постройки. Комментарий: в данной игре воспитатель выполняет роль наблюдателя со стороны. Он может вмешаться в процесс игры только в том случае, если будет возникать неконструктивный конфликт, поскольку детям нужно учиться находить общий язык в процессе игры. В конце игры воспитатель может сравнить башню с командной работой, объясняя при этом детям, что дружба и умение находить общее решение являются основой, от которой зависит устойчивость башни и сплоченность группы.
- Для развития умения осваивать способы взаимодействия со сверстниками можно предложить детям такие упражнения:
- «Как можно нас называть по-разному?» Сначала выбирают ведущего, который становится в круг. Остальные дети, считая себя его мамой, папой, дедушкой, бабушкой, другом, которого сильно любят, произносят его имя.
- «Улыбка» - дети должны сесть в круг и взяться за руки. Затем, смотря в глаза своему товарищу, одаривают его самой доброй улыбкой.
- «Комплимент» - все дети должны стать в круг, посмотреть соседу в глаза и сказать ему несколько добрых слов. Например: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...». Тот, кому адресуются данные слова, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!», «Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».
Игра «Сиамские близнецы» Возраст: с 6 лет.
Цель - развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Количество играющих: кратное двум.
Оборудование: веревочка (ленточка или бинт).
Ход игры: дети разбиваются на пары встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом (чтобы нога была «дружной» ее можно скрепить веревочкой). Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Комментарий: воспитатель должен следить за безопасностью игры, чтоб дети не толкались. В случае если играющих много, можно проводить ее, выпуская по несколько пар. Усложнить игру можно соревновательным компонентом - пройти полосу препятствий.
4. Для развития способностей играть рядом и подражания действиям: «Солнышко». Дети и взрослый становятся на корточки: Утром солнышко встает: Выше-выше-выше (все медленно поднимаются с корточек, вытягивая при этом высоко руки вверх). Вечером, как устает: Ниже-ниже-ниже (снова садитесь на корточки, опуская руки). Птички - лисички На дереве - птички (поднимите руку вверх), Под деревом - лисички (присядьте на корточки), На дереве листочки (поднимите руку вверх), Под деревом - грибочки (присядьте на корточки). Вверх - вниз Вверх - до неба (руки вверх, потянуться, встать на носочки), Вниз - до травки (присесть). Вверх - до неба, Вниз - до травки. А теперь покружились И вниз повалились.
5. Для развертывания детьми ролевого взаимодействия - ролевого диалога, можно предложить им: - участвовать в кукольном спектакле, драматизации сказок, и как зритель, и как актер. В результате они сближаются с персонажем. Поскольку ребенок самостоятельно выбирает роль, он учится глубоко понимать художественное произведение; - играть в сюжетные творческие игры, где сцены повторяются - сначала ребенок играет одну роль, затем другую. При этом ребенок учится видеть эмоциональное состояние своего товарища; - поговорить по телефону с персонажем из сказки, выражая при этом к нему свое отношение.
6. Для формирования доброжелательного отношения между детьми предлагаем следующую игру: «Царевна Несмеяна»
Цель - научить детей доброжелательно относиться друг к другу, продолжать обучать навыкам общения. Возраст: 5-6 лет. Ход игры. Детей делят на две команды, первая из которых выполняет роль Царевны Несмеяны и ее подданных. Они должны постоянно грустить и не улыбаться, а также ничем не интересоваться. Вторая команда – веселые ребята из детского сада, которые должны рассмешить первую команду. Для этого они могут прыгать, рассказывать смешные истории, корчить рожицы, но при этом они не должны касаться участников первой команды. Перед игрой воспитатель может обсудить с детьми, насколько плохо грустить, как нужно поддержать грустного товарища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с народно-декоративным творчеством.
Комплекс дидактических игр направлен на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины предметов народного творчества, на совершенствованиеинтелектуальных операций(анализ, синтез, сравнение ра...
Комплекс игровых приёмов для снижения негативных эмоций дошкольников
Игровые приёмы для снижения агрессии...
Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения для снятия зрительного утомленияКорригирующая гимнастика для глазГлазодвигательные тренингиПальмингСоляризация...
«Планирование игровых занятий по формированию речевых умений и обогащению речевого опыта через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры».
Одной из важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни является речь, которая обеспечивает процесс межличностного взаимодействия, общения с другими людьми, способность передавать информацию и ...
Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников
Формирование доброжелательных отношений, развитие коммуникативных навыков, самовыражение, сотрудничество и совместная деятельность все это несет в себе коммуникативная игра. В процессе таких игр ребен...
Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников
Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников Формирование доброжелательных отношений, развитие коммуникативных навыков, самовыражение, сотруд...