Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка
статья (подготовительная группа) по теме
Данная статья является обобщения опытом педагога дополнительного образования. В статье раскрывается понятие коммуникативная компетенция, ее роль при обучении иностранному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение опыта | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 134
г. Томска
Сообщение из опыта работы
Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка
Педагог дополнительного образования: Арент Оксана Александровна
Томск-2012г.
Условия возникновения опыта:
Обучение детей - есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень преподавательского дела. Перепробовав десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять книг, журналов и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого обучения. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс любого педагога.
Работая педагогом дополнит. образования по английскому языку в детском саду, пришла к выводу невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Мною выбрана следующая тема самообразования:
«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка».
Работу над данной темой я начала в 2011 – 2012 учебном году.
Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретенная в детском саду, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающий у некоторых дошкольников. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Педагогическая идея опыта:
- Приобщать ребенка к иностранному языку и англоязычной культуре;
-сформировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
- Научить элементарной диалогической и монологической речи;
- Ознакомить детей младшего и старшего дошкольного возраста с миром
зарубежных сверстников, с англоязычным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
- Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового общения;
Новизна опыта: В рамках разработанной программы, дети знакомятся с национальными и культурными традициями страны изучаемого языка, овладевают достаточным количеством лексических единиц. Данная программа направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Методика моей работы по данному направлению базируется непосредственно на следующих принципах обучения:
Коммуникативная направленность - данный принцип является ведущим, т.к. результатом обучения иностранному языку является формирование навыков и умений пользования языком как средством общения, этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности.
наглядности – всегда был важнейшим принципом в изучении иностранного языка детьми дошкольного возраста, т.к. овладение материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечением воспринятого ранее и имеющегося в опыте.
дифференциации и интеграции
4.Принцип доступности и посильности
В обучении английскому языку с первых шагов обеспечивается доступность и посильность обучения. Применение этого принципа требует, чтобы обучение осуществлялось на уровне возможностей детей, чтобы, чтобы они не испытывали непреодолимые или с трудом преодолимые трудности.
5. Принцип индивидуального подхода
Индивидуальность в обучении основана на хорошем знании возрастных особенностей учащихся, что каждый из них может, к чему ребёнок проявляет особый интерес, с кем каждый из них дружит, что очень важно, например, при организации парной работы.
Ребёнок способен запоминать материал целыми «блоками», которые как бы
«впечатываются» в его память. Коммуникативная методика создает все предпосылки для того, чтобы ребенок смог выразить свои мысли на ин.языке. И этой возможностью нужно пользоваться именно в дошкольном возрасте, потому что до 9 лет работает потрясающий механизм, который называется импринтинг (впечатывание). Дети изучают иностранный язык не сквозь призму своего языка, а как альтернативный способ выражения своей мысли. Мозг ребенка обладает уникальной способностью, он впечатывает в себя ту информацию, которая находится вокруг него, не анализируя ее. Фактически ребенок, в отличие от взрослого человека, видит реальный мир. Это дает ребенку возможность изучить иностранный язык, не пропуская его сквозь призму своего предыдущего опыта, а просто альтернативным путем выражает свои мысли на иностранном языке. (dog).
Легче всего это происходит в игре. Игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Поэтому на моих занятиях, дети не изучают английский язык, они в него играют.
Ребёнок младшего возраста очень любит играть, поэтому одним из эффективных приёмов обучения является использование различных сюжетов (путешествие в город игрушек), игровых ситуаций (в магазине, в зоопарке, день рождение). Главными действующими лицами моих игровых сюжетов на занятиях являются куклы и игрушки. Мною собран целый арсенал игрушек и кукол. У каждой игрушки - своя история, свой характер. Игрушки помогают нам, знакомится с культурой изучаемого языка, английскими сказками и песенками.
В результате использования игровых технологий, как один из основных приемов формирования коммуникативной компетенции дошкольников, мне удается добиться определенных качеств владения материалом, которые позволяют ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка, использовать их ситуативно, и осмысленно.
Использование метода проектов позволяет сделать процесс обучения плодотворным. В конце каждой лексической темы ребенку предстоит проявить себя в диалоге, монологе, инсценирование сказки.
Приведу несколько примеров, как с помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей - расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. (My Favourites, My family, Washing Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия, а потом развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.
Результативность опыта:
высокая мотивация;
участие в театральных постановках;
участие в городских конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг дошкольника и изучение иностранного языка
В данной статье рассматривается вопрос изучения иностранного языка во время организованного досуга дошкольника...
Досуг дошкольника и изучение иностранного языка
В статье рассматривается вопрос изучения иностранного языка во время организованного досуга дошкольника....
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Презентация "Формирование основ коммуникативной компетенции дошкольников при изучении английского языка как один из важных этапов подготовки ребенка к обучению в школе"
Презентация по основам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста...
ПРИКАЗ от 01.09.2022 345 об апробации инновационного образовательного проекта «Приобщение дошкольников к изучению иностранного языка в условиях организации модели билингвальной среды»
В целях развития инновационной деятельности МАДОУ, реализации образовательной программы МАДОУ, использования современных подходов к созданию билингвальной среды в МАДОУ....
Приказ от 01.09.2022 № 345 Об апробации инновационного образовательного проекта «Приобщение дошкольников к изучению иностранного языка в условиях организации модели билингвальной среды» в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
В целях развития инновационной деятельности МАДОУ, реализации образовательной программы МАДОУ, использования современных подходов к созданию билингвальной среды в МАДОУ...
о реализации проекта "Приобщение дошкольников к изучению иностранного языка в условиях организации модели билингвальной среды"
о реализации проекта "Приобщение дошкольников к изучению иностранного языка в условиях организации модели билингвальной среды"...