Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте.
статья по теме

Дюбко Людмила Гурьяновна

Для освоения операций классификации  и  сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь  выступает операция  сравнения.  Сравнение  -  один  из  основных  логических   приёмов познания  внешнего  мира,   познания   любого   предмета.  Сравнение   даёт возможность обнаружить существенные  и  несущественные  свойства,  выделить сходство и отличие. Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте.

 Освоение детьми окружающего мира  начинается  с  познания  свойств  и  отношений (признаков)  предметов.  Освоенность  таких  свойств  и  отношений объектов, как цвет, форма, величина,  пространственное  расположение  и  др. даёт  возможность  дошкольнику  свободно ориентироваться  в  разных   видах деятельности — игровой, конструктивной, изобразительной, учебной. Свойство — это сторона предмета, которая указывает  на  различие  или сходство его с другими предметами. Познание  свойств  предметов  осуществляется  в  процессе  развития  у ребёнка  представлений  об  эталонах  (при   активном   участии   зрительно - осязательного,  двигательного  обследования)  и  практических   действий   с предметами. На основе объединения предметов по  какому-либо  свойству  (свойствам) создаётся множество. В основе множества  лежит  определённая  общность  двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения.  Установление отношений  происходит  путём  выполнения  логических   операций   сравнения, классификации, сериации и др. На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации  и  сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь  выступает операция  сравнения.  Сравнение  -  один  из  основных  логических   приёмов познания  внешнего  мира,   познания   любого   предмета.  Сравнение   даёт возможность обнаружить  существенные  и  несущественные  свойства,  выделить сходство и отличие.

 Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так  Ж.  Пиаже  считал уровень  сформированности  операций  классификации  и  сериации  центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.

Овладение классификацией способствует  пониманию  ребёнком  того,  что лежит в основе сходства  и различия  предметов,  развитию  умения  выделять общее значимое свойство. Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и  упорядочивать различия в одном свойстве.

Первый  этап  -  развитие  совершенствование  умения  классифицировать предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям  предлагаются  игры на классификацию предметов по заданным  свойствам:  цвету,  форме,  размеру: «Заполни аквариумы», «Садовники», «Бабочки» и т.д.  По  типу  игр  с  одним, двумя, тремя  обручами  детям  предлагается  расселить  рыбок  в  аквариумы, рассадить цветы на клумбы и т.д. Например,  на  одной  клумбе  посадить  все жёлтые цветы, на другой - все не толстые, на третьей -  все  маленькие.  Или на первую полянку должны слетаться  все  синие  бабочки,  на  вторую  -  все треугольные. Не синие и не треугольные бабочки будут между полянками,  а  не на полянках.

По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным  свойствам им предлагают более сложные  варианты  игры  -  классификацию  предметов  по самостоятельно  выделенным  свойствам:  «Кто  в   домике   живёт?»,   «Найди соседей», «Улицы города»  и  т.  д.  В  таких  играх  дети  сами  определяют основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в  те или иные блоки. Например, «Я построю город, в котором на одной улице  будут, стоять все большие дома, на другой  —  все  некрасивые,  а  на  третьей  все четырёхугольные».  Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум свойствам к классификации  по  трём  свойствам,  к  выделению  закономерностей  создания группировок. Например, в игре «Заполни аквариумы» даётся задание запустить в каждый из  двух  (трёх)  аквариумов   «рыбок»   с   заданными   свойствами.   Затем предлагается определить, какие «рыбки»  попадут  в  сообщающиеся  аквариумы. Если ребёнок ошибается - «рыбка уплывает» из аквариума. На  этом  этапе  используются  игры,  в  которых  блоки  с   заданными свойствами  ребёнок  отбирает  на  ощупь,  а   затем   визуально   проверяет правильность выполнения задания, например, в игре «Чудесный  мешочек»  детям предлагается мешочек с набором блоков и две корзинки.  Даётся  задание  типа «Найди  и  положи  в  одну  корзинку  все  большие  фигуры,  в  другую   все треугольные».  Ребёнок  выбирает  фигуры,  обладающие  заданными  свойствами величины  и  формы,  на  ощупь,  затем  визуально   проверяет   правильность выполнения задания. Необходимо поощрять подробное словесное описание  детьми предметов,  умение  выделять  и классифицировать   свойства   зрительно   и осязательно.

В результате первого этапа у детей развивается умение классифицировать абстрактный материал по разным свойствам зрительно и  при  помощи  осязания. Умения комментировать свои действия.

Второй  этап  -  совершенствование  умения  классифицировать   предметы   на «жизненном» дидактическом материале.

Система проведения игр, их усложнения - те же, что и на первом  этапе, однако на втором этапе  дети  классифицируют  «жизненный»  материал  (рыбок, бабочек,  цветы,  дома,  машинки  и  т.д.).  Например,  в  игре  «Садовники» материал  включает  набор  цветов,  отличающихся  окраской  (синяя,  жёлтая, красная),    формой    лепестков    (круглая,    квадратная,    треугольная, прямоугольная), размером (большой,  маленький),  наличием  серединки  (есть, нет). Все варианты сочетания  этих  свойств  определяют  количество  данного материала - всего в наборе должно быть 48 цветков, каждый из которых  чем-то отличается от других.

Задание:  рассадить  цветы  на  клумбы  в  соответствии  с   заданными свойствами; определить какие цветы будут расти на пересекающихся  клумбах  и высадить их. В результате второго этапа у детей развивается умение классифицировать по заданным свойствам  (одному,  двум,  трём)  на  «жизненном»  материале  и отражать свои действия в речи.

Третий этап —  развитие  у  детей  умений  подбирать  и  изготавливать дидактический   материал,   подлежащий   классификации.   На   этом    этапе

предлагается   придумывать    содержание    дидактического    материала    и

самостоятельно подбирать основания для классификации

Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса.

Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.

       Занятия по овладению операцией классификацией и сериацией позволяют  овладевать  приемами  продуктивного мышления,  а  именно  операцией   классификации,   следовательно   облегчать усваиваемость   материала   и    активизировать    умственные    способности дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»

В системе дошкольного образования развитие математических представлений  по праву  имеет  большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...

Классификация игр для детей дошкольного возраста

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, игровому материалу....

Успешное овладение родным языком детьми старшего дошкольного возраста

·        Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способно...

"Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста"

Формируется эмоциональная лексика у детей на основе вербальных и невербальных средств общения. Развивая чувство языка вела работу поэтапно.I этап - подготовительный. Он готовит детей к правильному вос...

Картотека игр на классификацию предметов для детей дошкольного возраста

В традиционной дидактике обучение детей классификационным умениям, как правило, сводится к сообщению знаний о принадлежности конкретного объекта к какой-либо конкретной классификационной группе. Разви...

Игры для овладения звуковым анализом для детей дошкольного возраста

Игры для овладения звуковым анализом для детей старшего дошкольного возраста1. Этап посвящается изучению гласных и согласных звуков"Утки и окуни".Цель игры: научить узнавать на слух и р...

«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель: закреплять умения выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету....