Успешное овладение родным языком детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
· Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
· Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
· Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря по теме «Цветы» дошкольников с ОНР;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по теме
« Успешное овладение родным языком
детьми старшего дошкольного возраста»
Лексическая тема «Цветы»
Ход занятия:
Старшая логопедическая группа 6 лет.
Проводил учитель-логопед Лычагина В.Э
Коррекционно- образовательные задачи :
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря по теме «Цветы» дошкольников с ОНР;
Коррекционно-развивающие:
- - устранение дефектного произношения звуков «Л», «Р», автоматизация звуков в словах, предложениях;
- развитие связной речи;
- - развитие силы выдыхаемой воздушной струи;
- - развитие фонематического слуха и восприятия;
- - развитие грамматического строя речи;
- - развитие общей моторики и координации движений.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Коррекционно-воспитательные:
- - воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам) ;
- - воспитание заботливости к окружающим.
Методы и приёмы:
- - упражнение;
- - игровое упражнение;
- - дидактическая игра;
- - художественное слово;
- - словесное пояснение;
- - игра малой подвижности
Предварительная работа:
- рассмотрение, изучение , повторение и расширение знаний по темам: комнатные цветы, полевые цветы, лесные цветы, садовые цветы;
- разучивание игр направленных на развитие словаря и словообразования;
- разучивание игр направленных на развитие грамматического строя речи;
- разучивание игр направленных на развитие языкового анализа и синтеза.;
- разучивание пальчиковой гимнастики «Хризантемы»;
Материалы и оборудование:
- мольберт;
- комплекты картинок по темам:комнатные цветы, полевые цветы, садовые цветы, лесные цветы;
- муляжи одуванчиков для дыхательной гимнастики
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети заходят в зал. Логопед обращает внимание на гостей.
Логопед: Сегодня мы совершим путешествие в одну прекрасную страну. Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (цветы)
Логопед: Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов. Тихонечко садимся.
2. Словарь и словообразование.
«Назови 5 слов признаков» (признаки предметов)
Показываем картинку или натуральный предмет и просим назвать 5 его признаков:
Ромашка какая? Красивая ,полевая, белая, пахнущая, стройная;
Тюльпан какой? Красный, садовый, пахучий, красивый, одинокий.
«Назови ласково, по доброму»
(образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Ромашка- ромашечка,
Тюльпан – тюльпанчик,
Лютик - лютичек,
Фиалка- фиалочка,
Роза- розочка,
Астра- астрачка,
Гвоздика – гвоздичка,
Нарцисс – нарциссик,
Василёк- василёчик,
Вьюнок-вьюночек,
Дрёма- дрёмочка,
Ирис- ирисик,
Лилия- лиличка
Фикус-фикусик,
Кувшинка- кувшиночка.
«Один- много»
(образование множественного числа существительных именительного падежа)
Инструкция: Я назову один цветок, а вы –когда их много:
Ромашка- ромашки,
Тюльпан – тюльпаны,
Лютик - лютики,
Фиалка- фиалки,
Роза- розы,
Астра- астры,
Гвоздика – гвоздики,
Нарцисс – нарциссы,
Василёк- васильки,
Вьюнок- вьюнки,
Дрёма- дрёмы,
Ирис- ирисы,
Лилия- лилии
Фикус- фикусы,
Кувшинка- кувшинки.
«Назови одним или двумя словами» (обобщающие понятия)
Ромашка, роза, фикус, мак, герань, василёк –это…(цветы);
Герань, фикус, хларафитум, кливия, камнеломка - это…(комнатные цветы);
Клевер, ромашка, мак, дрёма, василёк, колокольчик, лютик – это …(полевые цветы);
Роза, тюльпан, ирис, нарцисс, гладиолус –это…(садовые цветы);
Подснежник, ландыш, пролески, мать и мачеха – это…(лесные цветы).
«Много чего?»
(образование множественного числа существительных родительного падежа)
Предлагаем детям продолжить предложение, используя слово много:
Мак, а много …маков,
Колокольчик, а много … колокольчиков,
Ландыш, а много… ландышей,
Тюльпан, а много … тюльпанов,
Василёк, а много … васильков,
Ирис, а много … ирисов,
Роза, много … роз,
Клевер, много … клевера.
3.Мелкая моторик рук. Пальчиковая гимнастика «Хризантемы»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Ах! Какие хризантемы! | Пальцами показать, как цветок распускается |
Мы сорвём их без проблемы. | Обеими руками срываем цветы |
Ух! Охапку мы набрали, | Обеими руками показать охапку |
Эх! Прихватим и для Вали! | Махнуть рукой и рвать цветы дальше |
Эхе-хе… цветов не стало | Удивлённо пожать плечами |
Их и раньше было мало. | Развести руки в стороны |
Ох, зачем мы их сгубили? | Прижать к щёкам обе руки |
Ведь не мы же их растили. | И горестно покачать головой. |
4.Грамматический строй речи.
«Составь предложение»
Детям предлагается один раз послушать «неправильное» предложение и составить верное:
Дети, гулять, парк …… Дети гуляют в парке;
Цветы, поляна, растут, на…… На поляне растут цветы;
Растут, клумба, на, роза…… Роза растёт на клумбе;
Лес, мы, ландыши, в, сорвать…. Мы в лесу сорвали ландыши;
По, кувшинка, вода, плывёт…. Кувшинка плывёт по воде.
«1-2-5» (согласование существительных и числительных)
Предлагаем детям пересчитать цветы по схеме 1-2-5.
Одна ромашка, две ромашки, пять ромашек;
Один лютик, два лютика, пять лютиков;
Один нарцисс, два нарцисса, пять нарциссов;
Одна герань, две герани, пять гераней;
Один фикус, два фикуса, пять фикусов.
«Жадина» (согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с существительными)
Инструкция для детей: «Представьте , что вы жадные дети»Я буду называть цветы, а вы будите подбирать к ним слова мой, моя, мои.
Колокольчик- мой колокольчик,
Ромашка – моя ромашка,
Ландыши – мои ландыши,
Роза – моя роза,
Васильки – мои васильки,
Ирис- мой ирис.
5.Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
6.Языковый анализ и синтез.
Посчитай, сколько слов» (анализ предложений на слова)
Называем предложения, состоящие из 2, 3, 4 слов и просим посчитать количество слов:
Вырос цветок. 2
Мама любит розы. 3
На поляне красивые цветы. 4
Ландыши хорошо пахнут. 3
Астры бывают разного цвета. 4
Красивый ирис. 2
«Подели на части» (слоговой анализ и синтез)
Предлагаем детям поделить слова на части, слоги. Можно предложить «отхлопать» данные слова.
Мак, василёк, роза, ромашка, дрёма, ландыш, лютик, ирис, тюльпан, одуванчик, подснежник, колокольчик, лилия, кувшинка.
Назови первый, последний и в середине звук в слове» (звукобуквенный анализ в слове).
Нужный звук произносим утрированно.
Звук «К» гвоздика, василёк, кливия, одуванчик, подснежники, колокольчик;
Звук « Р» дрёма, ромашка, астра, роза, ирис, нарцисс, клевер, герань;
Звук «Л» ландыш, кливия, лютик, тюльпан, василёк, калакольчик,клевер.
Назови лишнее слово (квалификация признаков)
Показываем на доске картинки или живые цветы.
Роза, лютик, тюльпан, ирис. (лютик- это полевой цветок, а остальные цветы садовые);
Дрёма, ромашка, герань, василёк.(герань–это комнатный цветок, а остальные цветы полевые);
Герань, хлорофитум, кливия, ромашка (ромашка – это полевой цветок, а остальные цветы комнатные);
Ландыши, подснежники, василёк, пролески (василёк- это полевой цветок, а остальные цветы лесные);
На этом наше занятие окончено, всем спасибо за внимание!
А, вас ребята ждёт угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста
Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-467500-1439888427.jpg)
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/07/picture-625153-1430994291.jpg)
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...
"Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста"
Формируется эмоциональная лексика у детей на основе вербальных и невербальных средств общения. Развивая чувство языка вела работу поэтапно.I этап - подготовительный. Он готовит детей к правильному вос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891165-1486532667.jpg)
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.
Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком....
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.
В статье представлены рекомендации для педагогов ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-665723-1442249084.jpg)
Педагогический проект "Югра - мой край родной" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Расширять представление детей о своем родном крае - Югре, о жизни и традициях коренных народов «ханты и манси», природе , его животном и растительном мире, о городе Ура...