Успешное овладение родным языком детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лычагина Валентина Эрбертовна

·        Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

·        Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

·        Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря по теме «Цветы» дошкольников с     ОНР;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Открытое занятие по теме

« Успешное овладение родным языком

детьми старшего дошкольного возраста»

Лексическая тема «Цветы»

Ход занятия:

 Старшая логопедическая группа 6 лет.

Проводил учитель-логопед Лычагина В.Э

    Коррекционно- образовательные  задачи :

  • Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря по теме «Цветы» дошкольников с     ОНР;

     Коррекционно-развивающие:

  • - устранение дефектного произношения звуков «Л», «Р», автоматизация звуков в  словах, предложениях;
  •   развитие связной речи;
  • - развитие силы выдыхаемой воздушной струи;
  • - развитие фонематического слуха и восприятия;
  • - развитие грамматического строя речи;
  • - развитие общей моторики и координации движений.
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

 Коррекционно-воспитательные:

  • - воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам) ;
  • - воспитание заботливости к окружающим.

Методы и приёмы:

  • - упражнение;
  • - игровое упражнение;
  • - дидактическая игра;
  • - художественное слово;
  • - словесное пояснение;
  • - игра малой подвижности

Предварительная работа:

  • рассмотрение, изучение , повторение и расширение знаний по темам: комнатные цветы, полевые цветы, лесные цветы, садовые цветы;
  • разучивание игр направленных на развитие словаря и словообразования;
  • разучивание игр направленных на развитие грамматического строя речи;
  • разучивание игр направленных на развитие языкового анализа и синтеза.;
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Хризантемы»;

Материалы и оборудование:

  • мольберт;
  • комплекты картинок по темам:комнатные цветы, полевые цветы, садовые цветы, лесные цветы;
  •  муляжи одуванчиков для дыхательной гимнастики

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети заходят в зал. Логопед обращает внимание на гостей.

Логопед: Сегодня мы совершим путешествие в одну прекрасную страну. Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (цветы)

Логопед: Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов. Тихонечко садимся.

2. Словарь и словообразование.

«Назови 5 слов признаков» (признаки предметов)

Показываем картинку или натуральный предмет и просим назвать 5 его признаков:

Ромашка какая? Красивая ,полевая, белая, пахнущая, стройная;

Тюльпан какой? Красный, садовый, пахучий, красивый, одинокий.

«Назови ласково, по доброму»

(образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Ромашка- ромашечка,

Тюльпан – тюльпанчик,

Лютик - лютичек,

Фиалка- фиалочка,

Роза- розочка,

Астра- астрачка,

Гвоздика – гвоздичка,

Нарцисс – нарциссик,

Василёк- василёчик,

Вьюнок-вьюночек,

Дрёма- дрёмочка,

Ирис- ирисик,

Лилия- лиличка

Фикус-фикусик,

Кувшинка- кувшиночка.

«Один- много»

(образование множественного числа существительных именительного падежа)

Инструкция: Я назову один цветок, а вы –когда их много:

Ромашка- ромашки,

Тюльпан – тюльпаны,

Лютик - лютики,

Фиалка- фиалки,

Роза- розы,

Астра- астры,

Гвоздика – гвоздики,

Нарцисс – нарциссы,

Василёк- васильки,

Вьюнок- вьюнки,

Дрёма- дрёмы,

Ирис- ирисы,

Лилия- лилии

Фикус- фикусы,

Кувшинка- кувшинки.

«Назови одним или двумя словами» (обобщающие понятия)

Ромашка, роза, фикус, мак, герань, василёк –это…(цветы);

Герань, фикус, хларафитум, кливия, камнеломка - это…(комнатные цветы);

Клевер, ромашка, мак, дрёма, василёк, колокольчик, лютик  – это …(полевые цветы);

Роза, тюльпан, ирис, нарцисс, гладиолус –это…(садовые цветы);

Подснежник, ландыш, пролески, мать и мачеха – это…(лесные цветы).

«Много чего?»

(образование множественного числа существительных родительного падежа)

Предлагаем детям продолжить предложение, используя слово много:

Мак, а много …маков,

Колокольчик, а много … колокольчиков,

Ландыш, а много… ландышей,

Тюльпан, а много … тюльпанов,

Василёк, а много … васильков,

Ирис, а много … ирисов,

Роза, много … роз,

Клевер, много … клевера.

3.Мелкая моторик рук.   Пальчиковая гимнастика «Хризантемы»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Ах! Какие хризантемы!

Пальцами показать, как цветок распускается

Мы сорвём их без проблемы.

Обеими руками срываем цветы

Ух! Охапку мы набрали,

Обеими руками показать охапку

Эх! Прихватим  и для Вали!

Махнуть рукой и рвать цветы дальше

Эхе-хе… цветов не стало

Удивлённо пожать плечами

Их и раньше было мало.

Развести руки в стороны

Ох, зачем мы их сгубили?

Прижать к щёкам обе руки

Ведь не мы же их растили.

И горестно покачать головой.

4.Грамматический строй речи.

«Составь предложение»

Детям предлагается один раз послушать «неправильное» предложение и составить верное:

Дети, гулять, парк ……                   Дети гуляют в парке;

Цветы, поляна, растут, на……       На поляне растут цветы;

Растут, клумба, на, роза……           Роза растёт на клумбе;

Лес, мы, ландыши, в, сорвать….    Мы в лесу сорвали ландыши;

По, кувшинка, вода, плывёт….      Кувшинка плывёт по воде.

«1-2-5» (согласование существительных и числительных)

Предлагаем детям пересчитать цветы по схеме  1-2-5.

Одна ромашка, две ромашки, пять ромашек;

Один лютик, два лютика, пять лютиков;

Один нарцисс, два нарцисса, пять нарциссов;

Одна герань, две герани, пять гераней;

Один фикус, два фикуса, пять фикусов.

«Жадина» (согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с существительными)

Инструкция для детей: «Представьте , что вы жадные дети»Я буду называть цветы, а вы будите подбирать к ним слова мой, моя, мои.

Колокольчик-  мой колокольчик,

Ромашка – моя ромашка,

Ландыши – мои ландыши,

Роза – моя роза,

Васильки – мои васильки,

Ирис- мой ирис.

5.Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: Дети стоят или сидят. Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

6.Языковый анализ и синтез.

Посчитай, сколько слов» (анализ предложений на слова)

Называем предложения, состоящие из 2, 3, 4 слов и просим посчитать количество слов:

Вырос цветок.  2

Мама любит розы. 3

На поляне красивые цветы. 4

Ландыши хорошо пахнут. 3

Астры бывают разного цвета. 4

Красивый ирис.  2

        «Подели на части» (слоговой анализ и синтез)

Предлагаем детям поделить слова на части, слоги. Можно предложить «отхлопать» данные слова.

Мак, василёк, роза, ромашка, дрёма, ландыш, лютик, ирис, тюльпан, одуванчик, подснежник, колокольчик, лилия, кувшинка.

Назови первый, последний и в середине звук в слове» (звукобуквенный анализ в слове).

Нужный звук произносим утрированно.

Звук «К»   гвоздика, василёк, кливия, одуванчик, подснежники, колокольчик;

Звук « Р» дрёма, ромашка, астра, роза, ирис, нарцисс, клевер, герань;

Звук «Л» ландыш, кливия, лютик, тюльпан, василёк, калакольчик,клевер.

Назови лишнее слово (квалификация признаков)

Показываем на доске картинки или живые цветы.

Роза, лютик, тюльпан, ирис.  (лютик-  это полевой цветок, а остальные цветы садовые);

Дрёма, ромашка, герань, василёк.(герань–это комнатный цветок, а остальные цветы полевые);

Герань, хлорофитум, кливия, ромашка (ромашка – это полевой цветок, а остальные цветы комнатные);

Ландыши, подснежники, василёк, пролески  (василёк- это полевой цветок, а остальные цветы лесные);

                                                                                     

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за внимание!

А, вас ребята ждёт угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

"Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста"

Формируется эмоциональная лексика у детей на основе вербальных и невербальных средств общения. Развивая чувство языка вела работу поэтапно.I этап - подготовительный. Он готовит детей к правильному вос...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком....

Педагогический проект "Югра - мой край родной" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель проекта: Расширять представление детей о своем родном  крае - Югре, о жизни и традициях коренных народов «ханты и манси», природе , его животном и растительном мире, о городе Ура...