Конспекты занятий
план-конспект занятия (старшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

Подготовила и провела

 педагог-психолог

МАДОУ №6

Карпекина Н.И.

2009 г.

Задачи:

Совершенствовать восприятие детей  путём активного использования всех органов чувств;

Обогащать чувственный опыт детей,  развивать  умение фиксировать полученные впечатления в речи;

Формировать понимание и использование слов, обозначающих разнообразные понятия;

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Методические приёмы:

  1. Беседа;
  2. Наблюдение;
  3. Игровые упражнения;
  4. Дидактическая игра

Материал к занятию:

  1. Набор картинок (органы чувств) на  каждого ребёнка;
  2. Пластиковые бутылочки  («шуршалка» и « аромат»)  на  каждого ребёнка;
  3. Ширма;
  4. Колокольчики,  бубен, шуршащий пакет;
  5. Салфетка;
  6. Набор игрушек;
  7. Прозрачные пластиковые бутылки (0,25)  с тёплой и холодной водой.
  8. Фрукты;
  9. Овощи;
  10. Магнитофон,  аудиозапись  мелодии;

Предварительная работа:

  1. Заучивание и использование на занятиях физкультминутки

«Девочки и мальчики прыгают, как мячики…»;

  1. Дидактические игры  «Чего не стало», «Что изменилось»

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Дети садятся на стульчики полукругом.  

Звучит весёлая музыка.

Педагог:

  1. Ребята, какая музыка звучала? А как вы догадались, что она весёлая?  (Ответы детей).
  2. Что нам помогло услышать музыку? (Ответы детей).
  3. Нам помогли услышать наши уши.
  4. А какое у вас сегодня настроение?
  1. Я приготовила для вас секреты, хотите их отгадать?

Чтобы их отгадать, надо быть очень внимательными. 

«Стучалки,  шуршалки, звонилки»

  1. Попробуем отгадать  первый  секрет.  За ширмой спрятаны предметы.  Я буду сейчас ими пользоваться, а вы должны угадать, что это за предметы (звоню в колокольчик, шуршу пластиковым пакетом, стучу в бубен). (Ответы детей).
  2. А как же вы догадались, вы же не видите их?
  3. Что нам помогло?
  4. Правильно, ушки наши  помощники.  

Игровое упражнение «Найди пару»

  1. У вас на подносах стоят бутылочки, найдите  бутылку-шуршалку.  У всех вас бутылки шуршат по-разному – у кого тихо, а у кого громко.   У меня на подносе стоят тоже бутылки-шуршалки.  Вы должны подобрать к своей  шуршалке   точно такую же. А помогут  вам  опять ушки.
  2. Молодцы, вы были очень внимательны. Ваши ушки хорошо слышат.
  3. Теперь  поставьте  шуршалки  на стол.
  4. Наши уши – очень важные помощники. Они помогают нам слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас. Мы все должны заботиться о них.  Защищать уши от холодного ветра, сильного шума, не ковырять в ушах, каждый день мыть свои уши.

«Что лежит на столе»

  1. На столе что-то лежит под салфеткой.  Как бы нам узнать, что  это?
  2. Уберём салфетку, посмотрим.  
  3. Какие предметы здесь лежат?
  4. А как вы узнали, что нам помогло в этом?  (Ответы детей).

Дидактическая игра «Чего не стало?»

  1. Сейчас   мы поиграем в игру «Чего не стало?»
  2. Я поставлю  игрушки на стол , вы должны посмотреть и запомнить, какие игрушки  здесь стоят. Потом вы отворачиваетесь, а я прячу одну игрушку.  Тот, кого я назову по имени, должен сказать, какую игрушку я спрятала.
  3. Молодцы, все были очень внимательны.  А что же вам помогало

Запоминать игрушки?

  1. Да,  нам помогли наши глаза. Как нам ещё помогают глаза?

(Ответы детей).

  1. Правильно, наши глаза нам очень хорошо помогают.
  2. Мы должны заботиться о них.  Давайте все подумаем, как же мы должны заботиться  о глазах?
  3. Не тереть глаза грязными руками, не осыпать на прогулке друг друга песком, не смотреть долго телевизор, не смотреть на яркий свет, потому что глаза могут заболеть.

« Спрятанные  запахи»

  1.  Возьмите другие бутылки  с секретом. Никто не знает, что  лежит в этих бутылках.  
  2. Можете открыть их,  может быть, вы догадаетесь,  что же всё-таки  в них?  
  3. Догадались? Молодцы!  (Ответы детей – у кого что лежит в бутылке).
  4.  Как же вам удалось узнать?  Вы увидели это или услышали?
  5. Что вам помогло? (Ответы детей).
  6. Правильно. Помог вам ваш нос.
  7. А для чего нам нужен нос? (Ответы детей).
  8. Значит, нос – тоже наш помощник и мы должны и о нём заботиться.
  9. Нос всегда должен быть чистым, чтобы было легко дышать. У вас всегда должен быть носовой платочек, чтобы вы могли высморкаться, когда это необходимо.

Физкультминутка

А  теперь  давайте   немножко   подвигаемся.  Становитесь все на ковре подальше друг от друга.  Я буду говорить слова, а вы  двигаться.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ручками хлопают,

Ножками топают.

Глазками моргают.

Потом отдыхают.


Движения в соответствии с текстом



Наклонившись вперёд, «болтают» руками, как верёвочками

Играем 3 раза. Дети садятся на стульчики.

Упражнение «Тёплое и холодное»

Обращаю внимание детей на две  бутылочки с водой.  

  1. В этих бутылках тёплая и холодная вода.  
  2. Мы  должны  узнать – в какой  из них тёплая, а в какой холодная вода.  
  3. Подумайте, как это сделать.   (Ответы детей).
  4. Да, вы молодцы, сразу догадались – надо потрогать рукой и узнаешь, где какая вода.  
  5. А сейчас положите руки на колени, пусть немножко отдохнут и ничего не трогают.

Подхожу к детям  и дотрагиваюсь бутылочками  до   различных частей тела.  

  1. А можно так определить, где тёплая, а где холодная вода,  руками  до них  вы не дотрагивались. (Ответы детей).
  2. Что нам помогло на этот раз? (Ответы детей).
  3. Все тело  наше покрыто кожей, если дотронуться до неё холодным, горячим,  чем-то  мягким или твёрдым, кожа это чувствует. Если нечаянно уколешься  чем-нибудь, нам становится больно,  и мы отдёргиваем руку.  Так наша кожа нас защищает. Значит, она тоже наша помощница, и о ней тоже надо заботиться.   Не  трогать острые, горячие предметы,   часто мыть руки.

«Узнай  по вкусу»

  1. Вы сегодня были такие внимательные и отгадали все мои секреты.  Я хочу вас угостить.    
  2. Вы все  закроете глазки, я  подойду к каждому, положу  вам что-то вкусное в рот, а вы должны угадать, что же я  положила. Договорились?  Закрывайте глаза, никто не подглядывает!

(Ответы детей, кого  чем угостили).

  1. А как вы узнали? Что нам помогало на этот раз? (Ответы детей).
  2. Да, правильно, помог наш язычок.  Он тоже наш помощник.

Упражнение «Наши помощники»

  1. Давайте вспомним, сколько у нас помощников. (Ответы детей).
  2. У вас на столах лежат картинки: рука, глаза, нос, ротик с язычком, ушко.
  3. Я буду вам говорить слова, а вы покажите  картинку-помощницу.
  4. Например,   мамины духи  так приятно пахнут.  Какую картинку вы покажите?
  5. Да, конечно, нам здесь поможет нос.
  6. Теперь сами догадайтесь.
  1. Холодная сосулька;
  2. Громкая музыка;
  3. Сладкая конфета;
  4. Зелёные варежки;
  5. Мягкая  шапка;
  6. Ароматный цветок;
  7. Кислое яблоко;
  8. Вкусная каша;
  9. Красный карандаш.
  10. Вот  сколько у нас помощников.  Не забывайте заботиться о них.
  11. Сейчас  я вас угощу  чем-то, а ваш язычок подскажет,  чем вас угостили.

«ЧУВСТВА

 И  

ОЩУЩЕНИЯ»

Конспект открытого занятия  для  средней группы



Предварительный просмотр:

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №6»

                                                   

           Составила

Карпекина Н.И.

педагог-психолог

  МАДОУ №6

24.05.2012  г

Задачи занятия.

Образовательные:

  1. Расширять знания детей об окружающих предметах и явлениях, формировать обобщённые представления о них;
  2. Обогащать и активизировать словарный запас.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную мотивацию, стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  2. Способствовать развитию  познавательных психических процессов – произвольного внимания, восприятия, памяти,  воображения, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  3. Активизировать способность к анализу, синтезу, нахождению связей и закономерностей, развивать интеллектуально-языковые взаимосвязи;
  4. Развивать  артикуляционный  аппарат, речевое  дыхание,  крупную и мелкую моторику;
  5. Формировать умения детей расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение с помощью доступных приёмов (дыхательные, речевые, двигательные).

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство ответственности,  самоконтроль;
  2. Способствовать формированию  положительных черт характера, дружеских взаимоотношений между детьми,  сплочению коллектива.

Материал к занятию.

Цветные круги по количеству детей        Ø  6-8 см;

Наборы разрезных картинок (2-3);

Цветные обручи  (2);

Колокольчик;

Схематические рисунки человечков (по количеству детей);

Мелкие игрушки, цветные флажки  (по количеству детей);

Диск с записью слайд-шоу  «Наша группа»;

Мультимедийная   установка.

Предварительная работа.

  1. Заучивание и использование в работе текстов к дыхательной и пальчиковой гимнастике, к играм и упражнениям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в музыкальный зал, становятся полукругом около центральной стены.  Обращаю внимание на гостей, здороваемся с ними.

  1. Давайте мы с вами  успокоимся, выполним упражнение на дыхание. Вы будете глубоко вдыхать и долго выдыхать, произнося при этом слова.

Дыхательное упражнение «Барабанщик»

Дети делают глубокий вдох,

 на выдохе произносят:

Барабанщик очень занят,

 Бам-бам, бам-бам-бам! (вдох);




Стучат кулачком  о кулачок

Барабанщик барабанит,

Бам-бам, бам-бам-бам


Стучат кулачком  о кулачок

 Повторить 3 раза.

Пальчиковая гимнастика  «Колечки»

Наши барабаны разбудили деток – наши  пальчики. Они тоже захотели поиграть.

Вышли детки на крылечко (пальчики шагают по груди ребёнка),

Показали нам колечки (ладошки перед грудью, пальчики смотрят вверх),

Раз – колечко!

Два – колечко!

Три – колечко!

 И четыре.

На каждый счёт дети попеременно соединяют (одновременно на обеих руках) большие пальцы с указательным, средним пальчиком и мизинчиком. (Повторить 3 раза).

«Стрелка»

  1. Сделали зарядку для пальчиков, а теперь можно ещё  поиграть, становитесь в круг. Нам нужно выбрать того, кто будет стрелкой. Возьмите из коробки по одной игрушке, у кого будет не такая игрушка, как у всех,  будет первой стрелкой.
  2. Вы любите помогать на даче выращивать овощи, фрукты, ягоды? Знаете, как они называются? Сейчас мы это проверим.

У каждого на одежде закреплен цветной кружок – красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку (вытянутая в сторону рука). Дети все вместе произносят слова, под которые вращается «стрелка»:

Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове «стрелка» останавливается и называет цвет кружочка, на который она указывает. Ведущий задает вопросы, например: «Какие овощи и фрукты оранжевого цвета вы знаете? Какие овощи  не бывают синего цвета? Какие ягоды бывают желтыми?» и т.д. Ребёнок, ответивший первым на вопрос, становится стрелкой.

«Соберите картинку»

  1. Хотите ещё поиграть? Для следующей игры нам надо разделиться на две подгруппы.  Я сейчас раздам вам кусочки разрезанных картинок, вы должны  собрать из них  целые  картинки. Даю подсказку, на картинках изображены зайчики.  
  2. Собираем  картинки в домиках (обручи). Начинаем по сигналу – колокольчик.  Когда подгруппы соберут картинку, поменять задания.

Два круга

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).
Дети из большого круга стоят,  а  малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… сладкое».
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар.
Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг.
Игра продолжается («...с собою берем мягкое,  жидкое, кислое, твердое» и т.д.).

«Обгонялки»

Дети стоят в кругу, у каждого есть флажок. Педагог загадывает какой-либо предмет, употребляя при описании  определения:

Тёплое, ласковое, лучистое…(солнышко);

Зелёная, мягкая, прохладная…(трава);

Сладкое, холодное, тающее…(мороженное);

Душистый, сочный, жёлтый, кислый…(лимон);

Большой, мохнатый, косолапый…(медведь);

Круглый, сладкий, полосатый…(арбуз);

Пушистая, проворная, хитрая…(лиса);

 Кто быстрее догадается, что загадано, поднимает флажок и отвечает. Если ответ дан неправильно, ведущий продолжает описание.

«Весёлые человечки»

  1. А сейчас  ещё поиграем, а заодно проверим свою память и внимание.
  2. Становитесь за стульчики.  На ваших стульчиках лежат картинки, на которых нарисованы человечки с разными положениями  ног.
  3. Если у вашего человечка нет лица, значит,  он стоит спиной к зрителям, всем понятно это?
  4. Вы  внимательно  смотрите на свою картинку (10-15 секунд), хорошо запомните,  в каком положении  ноги у вашего человечка. Когда я скажу «Положили» - вы кладёте их на стульчики, белой стороной вверх.

Потом дети выполняют движения  за стульчиками.

 «Топай – хлопай!»

Мы танцуем «Топай-хлопай!»

Утром, днём и вечером.

Лучший танец «Топай – хлопай!»,

Если делать нечего!

По окончании движения  дети должны принять позу весёлого человечка. Педагог проверяет правильность выполнения. Дети меняются местами, игра повторяется.

Снятие психоэмоционального напряжения  с использованием видеоматериала   (2,5-3 мин.)                   Дети уходят в группу.

«ОБГОНЯЛКИ,  

СТРЕЛКИ,

ВЕСЁЛЫЕ  ЧЕЛОВЕЧКИ»

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ

  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЫ

Городское

 методическое объединение

 педагогов-психологов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...