КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В МИНИ-ПРОГРАММЕ «БУДЬ ЗДОРОВ».
статья по теме
Предназначена для педагогов ДОУ. Программа определяет основные направления, задачи и план действий по оздоровлению детей в течение 5 лет .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_velichko.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.В. Величко, старший воспитатель,
МБДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 102.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В МИНИ-ПРОГРАММЕ «БУДЬ ЗДОРОВ».
Первостепенной задачей нашего дошкольного учреждения мы считаем охрану жизни и укрепление здоровья детей, их физическое развитие и профилактику заболеваемости в процессе воспитания и обучения.
В силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья воспитанников творческой группой педагогов ДОУ в сотрудничестве со специалистами разработана мини-программа «Будь здоров!», отражающая эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления и профилактики заболеваемости детей в ДОУ.
Программа определяет основные направления, задачи и план действий по оздоровлению детей в течение 5 лет и включает в себя следующие разделы:
- Кадровый ценз по физическому воспитанию.
- Организация рациональной двигательной активности.
- Создание развивающей предметной среды по физическому воспитанию.
- Создание комфортного режима пребывания детей в ДОУ.
- Организация лечебно-профилактической работы.
- Планирование и организация физкультурных мероприятий.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Диагностика физического развития.
- Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка.
- Связь дошкольного учреждения с детской поликлиникой.
- Приложения (перспективный план работы по разделам).
Объектами программы являются дети дошкольного образовательного учреждения, семьи детей, посещающих ДОУ и педагогический коллектив образовательного учреждения.
Основными принципами, на которых базируется программа, являются:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно–воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Основные направления мини – программы:
Профилактическое
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- выполнение санитарно – гигиенического режима;
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- предупреждение острых заболеваний и невротических состояний профилактическими методами;
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
- заполнение «Паспортов здоровья»;
- изучение передового педагогического и медицинского опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий;
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
Лечебное
- оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Для решения оздоровительных задач и внедрение программы в работу ДОУ введены специалисты: врач 0,1 ставки, медицинская сестра, педагог – психолог, инструктор по физической культуре.
Для осуществления программы в детском саду созданы определенные условия: музыкальный и физкультурный залы, медицинский кабинет, кабинет психолога, в группах центры здоровья с нетрадиционным физкультурным оборудованием, на участке детского сада оборудована спортивная площадка.
При внедрении мини-программы особое внимание уделили созданию развивающей предметной среды по физическому воспитанию. В ДОУ созданы условия для самостоятельной физкультурной деятельности с оборудованием, размещенным в центрах здоровья, содержащих разнообразные материалы для игр и занятий. Ребенок имеет возможность выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений:
- рационально-логическое и удобное для детей;
- отвечает возрастным особенностям и потребностям детей, имеет отличительные признаки;
- наряду со стационарной и мобильной мебелью имеется полифункциональное игровое оборудование;
- физкультурное оборудование и пособия отвечают требованиям
техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволяют детям свободно перемещаться в пространстве;
- отвечает санитарно-гигиеническим нормативным требованиям;
- соответствует требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию с ней, постоянно пополняется и обновляется.
Большое внимание в мини-программе уделяется работе с родителями, ведь именно семья должна являться эмоциональной опорой для ребенка, оказывать педагогам помощь в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду, дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям.
Работа с родителями строится по нескольким направлениям:
- укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами), индивидуальные программы здоровья;
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами: музыкальный руководитель, педагог - психолог, старшая медицинская сестра, врач);
- защита прав ребенка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;
- формирование личности ребенка и индивидуальная воспитательная работа;
- организация семейного досуга.
В программе предусматривается диагностический раздел. Его цель в познании детей дошкольного возраста, их возрастных и индивидуальных особенностей, своеобразия каждого, социально-психологических качеств детской группы. Раздел направляет педагога на широкое использование результатов деятельности в профилактической и коррекционной работе, в профессиональном самосовершенствовании.
Успех диагностической работы в ДОУ во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают педагоги как с детьми, так и с родителями, коллегами.
Педагогу необходимо определить не только уровень сегодняшнего, актуального развития, но и "зону ближайшего развития" ребенка, его завтрашний день.
Внедрение мини-программы «Будь здоров» в практику работы детского сада позволило проводить оздоровительную работу в системе и привело к следующим результатам:
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
- повышение уровня адаптации к современным условиям жизни;
- овладение навыками самооздоровления;
- снижение уровня заболеваемости.
Список литературы
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1999
- Воротилкина И. Организация двигательной активности дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. №6 С.34 – 38
- Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. М., 2010
- Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима// Дошкольное воспитание.1999. № 11, 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Будь здоров!
Тема занятия:Будь здоров!Форма проведения: развлечение.Цели:- Овладение детьми умений устанавливать простейшие причинно-следственные связи, видеть всё то, что полезно для их здоровья;- Формирование ум...
П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «БУДЬ ЗДОРОВ»
В учебном году воспитателем 1 младшей группы решаются следующие цели и задачи:Цель: создать психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение здоровье с...
"Комплексный подход в оздоровлении ребёнка - дошкольника в условиях взаимодействия детского сада и семьи. Воспитательный аспект"
Отчёт о работе городской экспериментальной площадки МКДОУ №28 "Сар Герел" г. Элисты...
Консультация для родителей "Внимание !Грипп!”. “Меры профилактики заболеваемости детей дошкольного возраста”
Простудные заболевания (ОРВИ, ОРЗ) и грипп – это инфекционные заболевания, которые Острые симптомы наблюдаются чаще всего в течение недели. Остаточные явления – слабость, упадок сил м...
Профилактика заболеваемости детей в дошкольном учреждении
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных направлений работы ДОУ является сохранение и укрепление з...
Комплексный подход к оздоровлению детей в ДОУ.
Комплексный подход к оздоровлению детей в ДОУ.Подготовка дошкольников к успешному обучению в школе- важнейшая задача детского сада. Она предусматривает разностороннее и в первую очередь физическое раз...
План профилактики заболеваемости детей в старшей группе
Актуальность проблемы определяется высокойзаболеваемостью детей дошкольного возраста.Начинать формировать здоровье нужно в детстве,когда наиболее прочно закладывается опытоздоровления, когда стимулом ...
Комментарии
Программа определяет основные направления, задачи и план действи
спасибо