КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В МИНИ-ПРОГРАММЕ «БУДЬ ЗДОРОВ».
статья по теме

 

Предназначена для педагогов ДОУ. Программа определяет основные направления, задачи и план действий по оздоровлению детей в течение 5 лет .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_velichko.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Величко, старший воспитатель,

МБДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 102.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В МИНИ-ПРОГРАММЕ «БУДЬ ЗДОРОВ».

Первостепенной задачей нашего дошкольного учреждения мы считаем охрану жизни и укрепление здоровья детей, их физическое развитие и профилактику заболеваемости в процессе воспитания и обучения.

 В силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья  воспитанников творческой группой педагогов ДОУ в сотрудничестве со специалистами разработана  мини-программа «Будь здоров!»,  отражающая  эффективные подходы к комплексному  решению вопросов оздоровления и профилактики заболеваемости         детей в ДОУ.  

Программа определяет основные направления, задачи и план действий по оздоровлению детей в течение 5 лет и включает в себя следующие разделы:

  1. Кадровый ценз по физическому воспитанию.
  2. Организация рациональной двигательной активности.
  3. Создание развивающей предметной среды по физическому воспитанию.
  4. Создание комфортного режима пребывания детей в ДОУ.
  5. Организация лечебно-профилактической работы.
  6. Планирование и организация физкультурных мероприятий.
  7. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  8. Диагностика физического развития.
  9. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка.
  10. Связь дошкольного учреждения с детской поликлиникой.
  11. Приложения (перспективный план работы по разделам).

Объектами программы являются дети дошкольного образовательного учреждения, семьи детей, посещающих ДОУ и педагогический коллектив образовательного учреждения.

Основными принципами, на которых базируется программа, являются:

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно–воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Основные направления мини – программы:

Профилактическое  

  1. обеспечение благоприятного течения адаптации;
  2. выполнение санитарно – гигиенического режима;
  3. решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  4. предупреждение острых заболеваний и невротических состояний профилактическими методами;
  5. проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

  1. организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  2. определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
  3. заполнение «Паспортов здоровья»;
  4. изучение передового педагогического и медицинского опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий;
  5. систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
  6. пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.

Лечебное

  1. оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Для решения оздоровительных задач и внедрение программы в работу ДОУ введены специалисты: врач 0,1 ставки, медицинская сестра, педагог – психолог, инструктор по физической культуре.

Для осуществления программы в детском саду созданы определенные условия: музыкальный и физкультурный  залы, медицинский кабинет, кабинет психолога, в группах центры здоровья с нетрадиционным физкультурным оборудованием, на участке детского сада оборудована спортивная площадка.

При внедрении  мини-программы  особое внимание уделили созданию развивающей  предметной среды по физическому воспитанию. В  ДОУ созданы условия для самостоятельной физкультурной деятельности с оборудованием, размещенным в центрах здоровья, содержащих разнообразные материалы для игр и занятий. Ребенок имеет возможность выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

 Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений:

  1. рационально-логическое и удобное для детей;
  2. отвечает возрастным особенностям и потребностям детей, имеет отличительные признаки;
  1. наряду со стационарной и мобильной мебелью имеется полифункциональное игровое оборудование;
  2. физкультурное оборудование и пособия отвечают требованиям

 техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволяют детям свободно перемещаться в пространстве;

  1. отвечает санитарно-гигиеническим нормативным требованиям;
  2. соответствует требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию с ней, постоянно пополняется и обновляется.

Большое внимание в мини-программе уделяется работе с родителями, ведь именно семья должна являться эмоциональной опорой для ребенка, оказывать педагогам помощь в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду, дать ему возможность постепенно привыкать к новым условиям.

Работа с родителями строится по нескольким направлениям:

  1. укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами), индивидуальные программы здоровья;
  2. создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами: музыкальный руководитель, педагог - психолог, старшая медицинская сестра, врач);
  3. защита прав ребенка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;
  1. формирование личности ребенка и индивидуальная воспитательная работа;
  2. организация семейного досуга.

В программе предусматривается диагностический раздел. Его цель  в познании детей дошкольного возраста, их возрастных и индивидуальных особенностей, своеобразия каждого, социально-психологических качеств детской группы. Раздел направляет педагога на широкое использование результатов деятельности в профилактической и коррекционной работе, в профессиональном самосовершенствовании.

Успех диагностической работы в ДОУ во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают педагоги  как с детьми, так и с родителями, коллегами.

Педагогу необходимо определить не только уровень сегодняшнего, актуального развития, но и "зону ближайшего развития" ребенка, его завтрашний день.

Внедрение мини-программы «Будь здоров» в практику работы детского сада позволило проводить оздоровительную работу в системе и привело к следующим результатам:

  1. осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
  2. повышение уровня адаптации к современным условиям жизни;
  3. овладение навыками самооздоровления;
  4. снижение уровня заболеваемости.

Список литературы

  1. Алямовская  В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1999
  2. Воротилкина И. Организация двигательной активности дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. №6 С.34 – 38
  3. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. М., 2010
  4. Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима// Дошкольное воспитание.1999. № 11, 12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Будь здоров!

Тема занятия:Будь здоров!Форма проведения: развлечение.Цели:- Овладение детьми умений устанавливать простейшие причинно-следственные связи, видеть всё то, что полезно для их здоровья;- Формирование ум...

П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «БУДЬ ЗДОРОВ»

В учебном году воспитателем 1 младшей группы решаются следующие цели и задачи:Цель: создать психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение здоровье с...

Консультация для родителей "Внимание !Грипп!”. “Меры профилактики заболеваемости детей дошкольного возраста”

Простудные заболевания (ОРВИ, ОРЗ) и грипп – это инфекционные заболевания, которые Острые симптомы наблюдаются чаще всего в течение недели. Остаточные явления – слабость, упадок сил м...

Профилактика заболеваемости детей в дошкольном учреждении

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных направлений работы ДОУ является сохранение и укрепление з...

Комплексный подход к оздоровлению детей в ДОУ.

Комплексный подход к оздоровлению детей в ДОУ.Подготовка дошкольников к успешному обучению в школе- важнейшая задача детского сада. Она предусматривает разностороннее и в первую очередь физическое раз...

План профилактики заболеваемости детей в старшей группе

Актуальность проблемы определяется высокойзаболеваемостью детей дошкольного возраста.Начинать формировать здоровье нужно в детстве,когда наиболее прочно закладывается опытоздоровления, когда стимулом ...