П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «БУДЬ ЗДОРОВ»
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме
В учебном году воспитателем 1 младшей группы решаются следующие цели и задачи:
Цель: создать психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс в тесном контакте с родителями.
Задачи:
1. Развитие социальных и коммуникативных навыков у детей;
2. Снижение психо-эмоционального напряжения часто болеющих детей;
3. Физическое развитие детей;
4. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей.
Основные направления деятельности:
Психологическое:
- улучшение психо-эмоционального состояния детей;
- снятие психологической напряженности;
- развитие коммуникативных умений;
Профилактическое:
- решение реабилитационных задач всеми средствами физической культуры;
- предупреждение острых респираторных вирусных инфекций и острых респираторных заболеваний методами неспецифической профилактики;
- соблюдение единых требований к режиму детей дома и в дошкольном учреждении;
- формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки;
- обеспечение родителей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_prilozhenie_no1godovoy_plan_ozdorovleniya.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ г.Омска «Детский сад № 351 Комбинированного вида»
П Р О Г Р А М М А
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ
ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «БУДЬ ЗДОРОВ»
Составила:
Воспитатель 1 младшей группы
Слишанова О.А.
Омск 2012
В учебном году воспитателем 1 младшей группы решаются следующие цели и задачи:
Цель: создать психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс в тесном контакте с родителями.
Задачи:
1. Развитие социальных и коммуникативных навыков у детей;
2. Снижение психо-эмоционального напряжения часто болеющих детей;
3. Физическое развитие детей;
4. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей.
Основные направления деятельности:
Психологическое:
- улучшение психо-эмоционального состояния детей;
- снятие психологической напряженности;
- развитие коммуникативных умений;
Профилактическое:
- решение реабилитационных задач всеми средствами физической культуры;
- предупреждение острых респираторных вирусных инфекций и острых респираторных заболеваний методами неспецифической профилактики;
- соблюдение единых требований к режиму детей дома и в дошкольном учреждении;
- формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки;
- обеспечение родителей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.
Календарно-перспективное планирование работы с родителями
в 1 младшей группе детского сада на 2012-2013 учебный год
Срок | Тема | Проводимые мероприятия |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад | Адаптационные мероприятия с вновь поступающими детьми Оформление наглядной агитации «Уголок для родителей»: режим дня, расписание НОД, возрастные характеристики детей, консультация для родителей «Ребенок поступает в детский сад» «Уголок здоровья»: Консультации для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», Информационный лист: - «Физическое развитие детей» - «Закаливающие и профилактические мероприятия в детском саду» Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей. |
Октябрь | Я в мире человек | Групповые родительские собрания: «Адаптация ребенка в детском саду» «Задачи воспитания и обучения на учебный год. О здоровом образе жизни» Анкетирование родителей Оформление уголков для родителей по тематике осенних праздников. «Уголок здоровья»: Консультация «Без лекарств и докторов» |
Ноябрь | Мой дом | Оформление наглядной агитации «Уголок для родителей»: Консультация для родителей «Как правильно общаться с детьми», «Если ваш ребенок застенчивый» «Уголок здоровья»: «Как накормить ребенка» Оформление праздничной газеты, посвященной Дню матери. «День именинника» в группе для детей, родившихся осенью |
Декабрь | Новогодний праздник | Оформление уголков для родителей: «Играйте вместе с детьми», «Как организовать праздник для детей» (советы для родителей) «Уголок здоровья»: Выставка литературы и статей на тему «Профилактика нарушения осанки», «Профилактика плоскостопия» Оформление уголков для родителей по тематике зимних праздников. Помощь родителей в изготовлении новогодних костюмов детям, оформление групп, постройка зимнего городка на участке, изготовление игрушки, открытки и экибаны на выставку. Новогодний праздник |
Январь | Зима | Оформление уголков для родителей: Консультация для родителей «Растем, играя!» «Уголок здоровья» «Зимние игры и развлечения» «Как уберечься от простуды» Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды по физической культуре Неделя зимних игр и забав с участием родителей |
Февраль | Защитники Отечества | Оформление наглядной агитации «Уголок для родителей»: «Растим будущего мужчину» «Уголок здоровья» «Основы правильного питания» Фотовыставка «Наши замечательные папы» «День именинника» в группах для детей, родившихся зимой |
Март | Мамин день | Оформление наглядной агитации «Уголок для родителей»: «Растим будущую женщину» «Уголок здоровья»: «Как предупредить весенний авитаминоз» |
Апрель Май | Весна Наши достижения и успехи | Оформление наглядной агитации «Уголок для родителей»: «Учить ребенка любить и беречь природу» «Уголок здоровья»: «Как уберечь ребенка от травм» Итоговое групповое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей» Оформление наглядной агитации «Уголок для родителей»: «Что должен знать и уметь выпускник младшей группы» «Уголок здоровья»: «Как организовать летний отдых детей» «День именинника» в группах для детей, родившихся весной. Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. |
Стратегический план оздоровления детей
Охрана психического здоровья в течение всего года | ||
Содержание | Периодичность выполнения | Срок |
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима и доверительных отношений. | ежедневно | в течение года |
Проведение непосредственно-образовательной деятельности по адаптации детей по приходу после болезни | в день прихода детей в группу | |
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей | ежедневно | |
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, физминутки | Ежедневно несколько раз в день |
Оздоровление фитонцидами
Чеснок, лук в свежем виде Чеснок, лук в суп | ежедневно во время обеда | с октября по апрель |
Чеснок в чесночницах у каждого ребенка на шее | ежедневно замена чеснока |
Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка
Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года) | ежедневно | в течение года |
Прогулка на воздухе | ежедневно 2 раза в день | |
Хождение босиком по дорожке здоровья (солевая, коррегирующая) | Ежедневно после дневного сна |
Тематическое планирование совместной деятельности
для адаптации детей после перенесенного заболевания
№ | Тема совместной деятельности | Цель | Время проведения |
1. | Кошка и котята | Снятие тревожности у ребенка в первый день посещения группы после перенесенного заболевания | 10 мин. |
2. | Мячик | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, повышение эмоционального тонуса | 10 мин. |
3. | Прогулка с сказочный лес | Сплочение группы, развитие эмпатии, снятие психо-эмоционального напряжения | 10-15 мин. |
4. | Мыльные пузыри | Снятие эмоционального напряжения и агрессии | 10 мин. |
5. | Мышка и мышонок | Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера | 15 мин |
6 | Мамин день | Оптимизация детско-родительских отношений к маме | 10 мин |
7 | Колобок | Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества | 10 мин |
Профилактический компонент программы предусматривает организацию в группе часто болеющих детей оздоровительного режима. В нем учитываются не только коррекционная направленность, но и специфика сезона (осенне-зимний, зимне-весенний, летний). Отличие данного режима от традиционного в том, что в его структуру включены обязательные оздоровительные мероприятия.
Оздоровительный режим для детей 1 младшей группы в детском саду
7.00-8.00 | Прием детей совместно с медсестрой; индивидуальная «минутка общения»; игры на развитие сенсорики |
8.00-8.05 | Утренняя гимнастика с включением упражнений на дыхание |
8.05-8.20 | Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20-8.40 | Самостоятельная деятельность |
8.40-9.10 | Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) |
9.10-11.20 | Подготовка к прогулке, прогулка. Игры с природным материалом (песок, листья, снег), подвижные игры, наблюдения, индивидуальная работа по ФИЗО |
11.20-11.45 | Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, «ласковая минутка» |
11.45-12.30 | Обед |
12.00-12.30 | Подготовка к дневному сну |
12.30-15.00 | Дневной сон |
12.30-15.00 | Дневной сон в трусиках и маечках при температуре 18 С |
15.00-15.15 | Постепенный подъем, зарядка с включением упражнений на дыхание, закаливание солевые и коррегирующие дорожки; воздушные и водные процедуры |
15.15-15.25 | Полдник |
15.25-16.15 | Самостоятельная деятельность, двигательные упражнения |
15.45-16.15 | Организованная самостоятельная деятельность (по подгруппам) |
16.15-17.30 | Подготовка к прогулке, прогулка |
17.30-18.00 | Оздоровительный час |
18.00-18.30 | Ужин |
18.30-18.40 | Чтение художественной литературы |
18.40-19.00 | Самостоятельная деятельность, уход домой |
Циклограмма оздоровительных мероприятий в течение дня
Название мероприятия | Содержание и методика | Результаты |
1 | 2 | 3 |
Создание гигиениче- ских условий | Проветривание, обеззаражи- вание, аэрация воздуха по графику, влажная уборка, соблюдение санирарно-эпи демиологического режима | Сохранение здоровья |
Утренний прием | Опрос родителей о состоянии здоровья ребенка дома, ос- мотр кожных покровов, тер- мометрия. Закладывание в нос оксолиновой мази. Чес- ночные бусы | Профилактика забо- леваний. Профилак- тика простудных за- болеваний. Натуропа тия ( повышение со- противляемости организма) |
Подготовка к приему пищи | Умывание, мытье рук | Закаливание |
Питание | Четырехразовое питание, кало- рийное, рациональное, сбалан- сированное, полноценное, раз- нообразное | Рост и развитие орга- низма, повышение адаптивных сил |
Воспитание полез- ных привычек | Умывание после кормления, высаживание на горшки, мы- тье рук | Закаливание |
Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение | Эмоциональный комфорт, двигательная активность, дыхательная гимнастика | Физическое развитие |
Организованная образо- вательная деятельность ность (музыка; физичес- кая культура; познание; коммуникация; худо- жественное творчество) - с первой подгруппой детей | Эмоциональный комфорт, познавательная деятельность, двигательная активность, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика | Физическое, психиче- ское развитие |
Самомассаж, дыхательные упражнения с детьми второй подгруппы | Под контролем помощника воспитателя | Укрепление здоровья |
Прогулка | Одевание в зависимости от погодных условий, наблюде- ние. Игры; физические уп- ражнения, дыхательная гим- настика | Повышение адаптив- ных сил. Всесторон- нее развитие и воспи- тание (физическое, психическое, соци-альное, экологическое, нравственное, эстетическое) |
Сон | Проветривание, обеззаражи- вание воздуха спальной ком- наты по графику, подготовка постели, укладывание детей, аутогенная тренировка, колы- бельная песенка, соблюдение тишины, подъем по мере просыпания | Повышение адаптивных сил ребенка. Естественный отдых организма, поддержи- вающий нормальную жизнедеятельность |
Закаливающие про- цедуры | Хождение по мокрой дорож- ке, сухой модульной дорожке. | Повышение адаптивных сил |
Гимнастика после сна | Пробуждение, подготовка организма к активной дея- тельности | Укрепление организма |
Самостоятельная деятельность детей | Игра, предметная деятельность ориентированная на зону бли- жайшего развития (игровую деятельность), двигательная активность (подвижные игры, физические упражнения), ознакомление с окружающим | Физическое, психиче- ское развитие (фор- мирование различных видов восприятия). Сенсорное развитие |
Подмывание, пере- одевание | По необходимости в течение дня | Воспитание основ здорового образа жизни (полезные при- вычки). Закаливание |
Уход детей домой | Взаимодействие с родителями по проблемам здоровья детей. Повышение правовой, психо- лого-педагогической культу- ры родителей | Формирование здоровья детей |
Заключение
Главной целью дошкольного образования должно стать обучение и воспитание здорового ребенка. Именно в этом направлении должны планомерно осуществляться оздоровительные и профилактические мероприятия, основанные на соблюдении санитарно-гигиенического режима. Программа профилактической работы предусматривает оптимизацию процесса здоровьесбережения дошкольников, выявление его оптимальных форм с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, воспитатели, медицинская сестра, психолог, администрация).
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Опыт работы образовательных учреждений по здоровьесбережению показывает, что без участия самого человека, без его желания невозможно добиться необходимой культуры отношения к своему здоровью. Поэтому очень важной задачей является формирование культуры здоровья у детей в течение всего учебно-воспитательного процесса в тесной взаимосвязи с родителями.
Программа деятельности воспитателя по организации профилактической работы с часто болеющими детьми и их родителями «Будь здоров!» позволит снизить заболеваемость детей раннего дошкольного возраста, повысить положительное психо - эмоциональное состояние детей, снизить риск болезненной адаптации к условиям дошкольного учреждения после болезни, а так же позволит расширить знание взрослых и детей о понятии «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья, усвоить знания об основных способах и методах укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья членов семьи.
Список литературы
1. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа
Здоровья, 1995. - №3.
2. Бахарева К.С. Психологическая реабилитация в детском возрасте //
К.С.Бахарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 252 с.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
- 157 с.
4. Галанов А.С. Игры, которые лечат ( для детей от 1 года до 3 лет). – М.:
«ТЦ Сфера», 2006. – 96 с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96 с.
6. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности
для детей раннего возраста // О.Г.Жукова. – М.: Айрис-Пресс, 2006.- 96 с.
7. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Печора К.Л.,
Пантюхина В.Г., Голубева Л.Г. – М.: Просвещение, 1986 г., 218 с.
8. Здоровый ребенок – в здоровом социуме: Научно-практический сборник
Инновационного опыта / Авторы-составители: И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева,
И.Ю.Соколова. – М., Ставрополь: Илекса: сервисшкола,1999. – 320 с.
9. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий
М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
10. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении /
Под общ. Ред. Широковой Г.А. – Ростов -на –Дону: Феникс, 2009. – 222 с.
11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная програм-
ма дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 -336 с.
12. Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа
Оздоровления детей раннего возраста. М., 2006. – 96 с.
13. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия –
СПб.: Речь, - 2007. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект во 2 младшей группе "Будь здоров"
Проект во 2 младшей группе "Будь здоров"...
презентация во второй младшей группе "Будь здоров, малыш!"
Цель данной презентации- повысить уровень знаний и обогатить опыт родителей о здоровом образе жизни детей через взаимоотношения с педагогами группы. Проект включил разные виды деятельности ( ОЭД, иссл...
Конспект развлечения в первой младшей группе «Будь здоров»
Конспект развлечения в первой младшей группе «Будь здоров»Цель: Закрепить о режиме дня, о способах сохранения здоровья; утренняя гимнастика, здоровая и полезная пища, прием витаминов, прог...
Конспект занятия познавательно - речевое развитие во второй младшей группе: "Будь здоров"
Формирование навыков здорового образа жизни у детей второй младшей группы....
План физкультурно-оздоровительной работы во второй младшей группе "Будь здоров малыш"
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей и родителей ответственности в деле сохранения здоровья....