Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Интеграция образовательной области: «Коммуникация». Развитие фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения грамоте. Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза (выделение звука в слове, анализ и синтез звуков в словах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uprazhneniy_po_ffs.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений по формированию
фонематического слуха
у детей старшего
дошкольного возраста
с целью
профилактики дисграфии
Учитель – логопед
МАДОУ Д/С № 49 КВ
Камышенко Г.Ю.
Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии
Интеграция образовательной области: «Коммуникация»
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Цели:
- Развивать фонематический слух, как необходимое условие успешного обучения грамоте
- Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза (выделение звука в слове, анализ и синтез звуков в словах)
Планируемые результаты:
- Различать понятия «звук», «слог», «слово»
- Называть последовательно звуки и слоги в словах
- Находить место звука в слове
- Анализировать слово и синтезировать новые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
РАЗДЕЛ 1. ВЫДЕЛЕНИЕ В СЛОВАХ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ЗВУК [ А]
- «Повторяйте за мной только те слова, которые начинаются на звук [А]» (№1)
Оля – Аля, Ася – Ося, Инна – Анна, арка – урна, остров – астры, асы – осы, утка – атака, аптека – оптика.
- «Из двух слов повторите только слово со звуком [А]» (№2)
лук – лак мок – мак
бок – бак сом – сам
ток – так мол – мал
ЗВУК [У]
- «Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите [У] в начале слова » (№3)
оборка – уборка опора – упор ока – уха
калитка – улитка позор – узор очистить – учитель
порок – урок окошко – укол осыпать – усы
2. «Повторите только те слова, в которых услышите звук [У ] в середине слова»(№4)
мак – мук дам – дуб шар – шум так - тук
шаг – шут зал – зуб сад – сук пол – пух
бок – бук газ – гул
ЗВУК [О]
1.«Повторите слова, в которых услышите звук [О]»(№5)
мул – мол сын – сон
бок – бак сок - сук
сом – пас пух – пол
ЗВУК [И]
- «Повторяйте за мной слова, в которых прячется [И]»(№6)
бас – бис бал – бил рис – рос пил – пол
тип – топ кит – кот мил – мал Нил – нос
ЗВУК [Ы]
- «Повторяйте за мной только те слова, в которых вы слышите звук [Ы] в конце слова» (№7)
боец – бойцы борец – борцы пловец – пловцы кузнец – кузнецы
певец - певцы шар – шары сноп – снопы дрозд – дрозды
ус – усы куст – кусты пруд – пруды нос – носы
- «В каком слове спрятался звук [Ы] (№8)
Вол – выл бал – был бак – бык дом – дым
мал – мыл мост – мыс сон – сын раз - рысь
ЗВУКИ [И] – [Ы]
- «Повторяйте за мной пары слов и назовите звук, который находится в середине слова» (№9)
Был – бил выл – вил ныл – Нил
мыл – мил пыл – пил
- «Повторите слова по парам. Назовите последний звук в слове» (№10)
Дары – дари шипы – шипи сады – сади
цветы – цвети носы – носи плоды – плоди
пары - пари пусты – пусти круты – крути
ЗВУК [Э]
- «Повторите имена, которые начинаются на звук [Э]» (№11)
Алла – Эля Элла – Алик Эмма – Инна
Эрик – Олег Эдик - Аким Оля – Уля
РАЗДЕЛ 2. ВЫДЕЛЕНИЕ В СЛОВАХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ЗВУК [Г]
- «Добавьте звук к слову. Какое новое слово получилось?» (№12)
Г… розы г… лаз г … руды г … лаз г … ром
г …рад г …реки г … рим г … лоток г …речка
г …. лина
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Г] – [К]
- «Повторите пару слов. Назовите, в каком слове ты слышишь [Г], в каком [К]» (№13)
горка – корка галета – котлета гости – кости
гаси – коси голос – колос громко – кромка
гусак – кусать игра – икра густы – кусты
Галька – калька угол – укол год – код
группы – крупы голени – колени
- « Договорите слово слогом [ГИ] или [КИ]» (№14)
Сло… фла… моз… виз… тан…
дис… шлан… кру… пол… пар…
ЗВУКИ [Т] – [Т,]
- «Повторите имена только с [Т]» (№ 15)
Ваня – Таня Тома – Рома Толя – Коля Вася - Тася
- «Назовите первый и второй звуки в словах» (№16)
Тук так таз туш том там ток тапка туфля тыква тополь
- «Замените первый звук в слове на [Т]» (№ 17)
Порт – торт лапки – тапки ропот – топот банк – танк
права – трава ком – том куча – туча пачка – тачка
сон - тон ночка – точка санки – танки нолик - Толик
ранец – танец волки - толки раз – таз пруды - труды
4. «Замените [Т] на [Т,]» (№ 18)
Шест – шесть брат – брать насест – насесть жест – жесть обут – обуть надут - надуть уснут – уснуть нагрет – нагреть гаснут – гаснуть мокнут – мокнуть клюнут – клюнуть пуст – пусть
ЗВУКИ [Д] – [Д’]
- «Замените первый звук в слове на [Д]» (№19)
Сом – дом вождь - дождь мойка – дойка
кочка – дочка пачка – дачка пороги – дороги
пушка – душка позор – дозор поход – доход
круг – друг пружина – дружина пух – дух лавка – давка ночь - дочь пар – дар
- «Замените первый звук на [Д’]» (№ 20)
Писк – диск метка – детка мина – Дина миски – диски
тень – день белить – делить тело – дело весна – десна
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Т] - [Т’] - [Д] - [Д’]
- «Повторите пары слов. Замените [Т] на [Д] или наоборот» (№21)
Коты – коды Тверь – дверь плоды - плоты тоска – доска уточка – удочка кадушка – катушка трава – дрова стул – сдул
Таня – Даня туп – дуб ток–док точка – дочка
там – дам тачка – дачка тары - дары том–дом
- «Добавьте слог ТА или ДА» (№22)
Пома … запла … огра … лопа …
грана … воро … рабо … поща …
забо… побе … котле … пого …
защи … одеж… конфе …
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [К] – [Т]
- «Повтори слова по парам, назови первый звук в каждом слове» (№ 23)
Как – так кок – ток ком – том Коля – Толя
копка – топка кройка – тройка кочка – точка копить – топить
качка – тачка кучка – тучка крест – трест куры – туры
2. «Добавьте слог [ТА] или [КА]» (№ 24)
Поч… мар … мар … кас …
ЗВУК [Х]
- «Замените первый звук на [Х]» (№25)
Салат – халат шмель – хмель голод - холод полка – холка
свалить – хвалить звать – хвать гудеть – худеть гриб – хрип
пан – хан сор – хор год – ход Глеб – хлеб
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [К]– [К’] – [Х] – [Х’]
1.«Замените [Х] на [К]» (№ 26)
хатка – кадка хлад – клад хрен – крен хлоп – клоп
холл – кол хорь – корь хрупко – крупка хрюк – крюк
хряк – кряк ход – кот хочу – качу
ЗВУК [В]
- «Замените первый звук на [В]» (№ 27)
Газы – вазы полк – волк газон – вазон дата – вата
грач – врач пар – вар дождь – вождь брать – врать драки – враки мыть – выть пол – вол корона – ворона
пышка – вышка лоск – воск морс – ворс голос – волос
ЗВУКИ [Ф]- [Ф’]
- «Повторяйте только те слова, в которых услышите звук [Ф]» (№28)
Маки-факел пенал-финал фабрика-паприка
флажок-лужок фартучки-карточка флейта-шлейф
фарфор-картон футбол-футляр караван – сарафан
кошка – кофта маки – факел кафтан - каштан
дракон – флакон флажок – лужок
2.«Замените первый звук на Ф» (№ 29)
Бантик – фантик марш – фарш пара – фара казан – фазан
манера - фанера норма – форма плот - флот порт – форт
4.«Повторите только те слова, в которых слышится [Ф’]» (№ 30)
Винтик-финик киви-кефир пенал - финал
ведьма-Федя ген-фен сапёр-шофёр
ЗВУКИ [В] – [Ф]
- «Повторяйте только те слова, в которых есть звук [Ф] (№ 31)
Ванна-фантик фары-варит фикус-Вика
конверты- конфеты караван-сарафан флаги-влага
- «Добавляйте слоги [ВЫ] или [ФЫ], чтобы получилось слово» (№ 32)
Шка… гра… сли… жира…
тык… бук… штра… тра…
кана… шар… голь… заба…
ЗВУКИ [Б] – [Б’]
1.«Назовите первый, второй и третий звук в словах» (№30)
БАК БУК БЫК БОК БАЛ БЫЛ БАС БОР БЫТ
2.«Замените первый звук в слове на звук [Б]» (№31)
Пас – бас мыл – был рык – бык рак – бак
ваза – база Таня – баня плеск – блеск валет - балет
клин – блин соты – боты ранка – банка Мурка - бурка
сок – бок Марс – барс
3. «Из двух названных слов выберите одно с мягким звуком [Б]’» (№32)
Белка – балка быль – бил берёза – баржа баран - берег
балет – билет быстро – бисер бананы - бинокль бант – бинт
бега – багаж бассейн – беседка берет – борец батон – бидон
ЗВУК [П]
1. «Назовите первый и второй звук в слогах» (№ 33)
Паста павлин пудель почка палка пальто пуговка полка
Папка панама пудра пони пачка паук пушка поле
2.«Повторите слово и назовите гласный в этом слове» (№ 34)
Порт путь пыль пар пост пух плащ пас плот пупс пруд
- «Замените первый звук в слове на [П]» (№35)
Точка – почка тачка – пачка марочка – парочка
Карта – парта лапочка – папочка щёлка – полка
Кони – пони шёлк – полк торт – порт
4. «Замените в слове первый звук на звук [П’]» (№ 36)
Лекарь – пекарь медаль – педаль лесенка – песенка
Ленка – пенка речка – печка лень – пень
Леченье – печенье мир – пир лесок - песок
Вилы – пилы зелёнка – пелёнка мел – пел
ЗВУКИ [Б] – [Б’] – [П] – [П’]
- «Повторите слова, только со звуком [Б] или [П]» (№ 37)
Багет – пакет болит – палит брык – прыг
Блок – плот пилить – белить бледный – пленный
- «Замените [Б] на [П]»(№38)
Бас – пас быль – пыль балка – палка бар – пар
Бочка – почка бот – пот башня – пашня бока – пока
Бомба – помпа баня – Паня бравый – правый блеск – плеск
Бабочка – папочка робот – ропот барин – парень
3. «Послушайте слова, назови, на каком месте звук [П] или[Б]» (№ 39)
Пол бак пушок пуля бык
Сапог парк собака забор пастух
Боря суп сапоги добыча работа
Павлин рыба потоп лопата поезд
4 .«Закончите слово слогами [БА] или [ПА]» (№ 40)
Жа…, шай…, бом…, ры…, ре…, ли…, лу…, ла…, тум…, вер…, шу…, лам…, шля….
ЗВУК [Й]
1.«Добавьте в середину слова звук [Й]»(№41)
Ма… ки – ма–й–ки стро… ка ла… ки ре… ки
Ко… ка со – ки балала…ка скаме…ка
Лентя…ка лине…ка хозя…ка фуфа…ка.
2. «Замените звук в середине слова на [Й]»(№42)
Чашка – чайка марка – майка галка – гайка шапка – шайка
лапка – лайка корка – койка леска – лейка мошка – мойка
речка - рейка тропка – тройка юбка - губка пума – юмор
3. «Повторите слова по парам и расскажите, в каком из них слышится [Й],
а в каком [Л’]» (№43)
Даль – дай ноль – ной боль – бой полю - полью
Моль – мой пилю - пью шалю - шью ель – ей
люлька – Юлька полет - поет лесть – есть лежи – ежи
ледок – едок Любка – юбка лямка – ямка
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С] - [С’]
1.«Добавьте слог [СА] или [СЫ]» (№ 44)
Ли … ко … кляк … у …
бу … но … ро … плак …
кра … ко … ве … ча …
2. . «Добавьте [С] в начало слова» (№ 45)
Лава – Слава тон – стон вой – свой ток – сток
тук – стук кот – скот тройка – стройка наряд – снаряд
Тая – стая только – столько клад – склад кок – скок
Пицца – спица крепко – скрепка мак – смак мех – смех
Пас – спас пуск – спуск топ – стоп мешок – смешок
4. «Замените первый звук на [С]» (№ 46)
Мало – сало лайка – сайка ранки – санки Клава - Слава
Топка – сопка Тоня – Соня дам – сам бок – сок
дом – сом кон – сон бор – сор лук – сук
5. «Замените последний звук на [С]» (№ 47)
Бак – бас пар – пас век – вес бил – бис
Лик – лис Рим – рис рот – рос таран – Тарас
Ответ – отвес покой – покос март - Марс бег – бес
Лев – лес нож – нос морж – морс труд - трус
6. «Замените звук в середине слова на [С]» (№ 48)
Лапка – ласка марка – маска парта – паста сопка – соска
Качка – каска килька – киска мишка – миска лепка – леска
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [З] – [З]
1.«Замените первый звук на [З] или на [З’]» (№ 49)
Губы – зубы набор – забор намок – замок двери – звери
Гнать – знать лоб – зоб вал – зал смей – змей
Клюка – злюка кефир – зефир пеленка – зеленка трение – зрение
Наряд – заряд вагон - загон дуб – зуб горько – зорька
2. «Какой звук [З] или[З’] в слове» (№50)
Зубр изюбр зебра обезьяна заяц
Козел бизон зяблик зимородок фазан
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С] – [С’] – [З] – [З’]
1. «Повторите слова, назовите звуки, покажите буквы отличия» (№ 51)
Роза – роса зима – Сима коза – коса зев – сев
Лиза – лиса зверь – сверь Захар – сахар змей – смей
Зуб – суп забор – собор Зоя – соя залы – сало
Базы – басы зайка – сайка
2. «Добавьте слоги [ЗЫ] или [СЫ], чтобы получилось слово» (№ 52)
Бу… ве… колба… моро…
ча… грима… гро… плак…
зано… рель… арбу… берё…
ДИФФЕРЕНЦИЯ [Ц] – [С]
- «Повторите слова только с [Ц] или только с [С] (№ 53)
Лица – лисы сарай – царапина цокот - сокол овцы - осы
Цари – сори цель - сель цапля - сабля цвет - свет
Цены – сено кольцо - колесо сыр - цирк цели - сели
- «Закончите слово нужным звуком» (№ 54)
Автобу… глобу… пару… колодец… коло…
Страу… дворе… ледене… певе… абрико…
Огуре… анана … компа… матро… мизине…
3. «Закончите слово нужным слогом [ЦА] или [СА]» (№ 55)
Мыльни… поло… грани… кузни…
кури… больни… колба… умни…
Терра… пятни… актри… пшени…
ЗВУК [Ш]
1.«Замените первый звук на [Ш]» (№ 56)
Тапка – шапка мышка - шишка чашка – шашка мыло - шило
Топот – шёпот жаль - шаль губы - шубы майка - шайка
Дар - шар маг - шаг бык - шик толк – шёлк
ЗВУК [Ж]
1.«Замените первый звук на [Ж]» (№ 57)
Лук – жук мало – жало болеть – жалеть зал – жал
Курить – журить Лора – Жора дать – жать пакет – жакет
Бурчат – журчат баба – жаба бетон – жетон чуткий – жуткий
Печь – жечь билет – жилет ракетка – жакетка мир – жир
Пучок – жучок идёт – ждёт гора - жара вилка - жилка
ДИФФЕРЕНЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] – [Ж]
1.«Какой звук [Ш] или[Ж]» (№ 58)
Шар – жар Луша – лужа шить – жить шаль – жаль Тушить – тужить Саша – сажа шила – жила крушить – кружить
Шест – жест сушу – сужу шесть – жесть машет – мажет
Шарить – жарить скошу – скажу шалость – жалость шутка – жутко
2.«Закончите [ШИ] или [ЖИ]» (№ 59)
Каранда … гара… камы … шала …
Клави … эта … черте … ланды …
Вклады … детены … гусены … кра …
3.«Послушайте слова, скажите, какой по счету звук [Ш] или [Ж]» (№ 60)
Шар жар шапка шум жук
Ножик башня лужок крыша ужи
Ждать джем шкаф душно лягушка
Рыжик душ камыш лошадь снежок
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С] – [Ш]
1.«Замените [С] на [Ш]» (№ 61)
Сайка – шайка сутки – шутки стуки – штуки скала – шкала
Вас - ваш нас – наш мыс – мышь плюс – плюш
2.«Повторите пару слов, назовите, в каком слове ты слышишь [С],
а в каком [Ш]» (№ 62)
Солить – шалить сила – шила сапер – шофер
Миска – мишка каска – кашка маска – Машка
Крыса – крыша касса - каша соли – шали
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [З] – [Ж]
1.«Повторите пару слов, назовите место звука [З] или [Ж] в каждом слове»
(№ 63)
Зал – жал залей – жалей везу – вяжу грызу – грожу
Козы – кожа режет – резать жевать – зевать флажок - глазок
2.«Закончите слово нужным слогом [ЗА] или [ЖА], [ЗЫ] или [ЖЫ]» (№ 64)
Ко … ко … лу … неве …
Бере … зано … стра … кра …
Подли … бар … угро … ва …
Арбу … моро … мор … стри …
Карни … серви … разре … капри …
Гара … водола … дикобра … эта …
ЗВУК [Ч]
1.«Замените последний звук на [Ч]» (№ 65)
Враг – врач ткань – ткач план – плач грамм – грач
кулик – кулич смерть – смерч усат – усач мел – меч
мять – мяч сыт – сыч клюв – ключ бить – бич
2.«Замените первый звук на [Ч]» (№ 66)
Гайка – чайка басы – часы масть – часть
кашка – чашка худо – чудо судак - чудак
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч] - [Т]
1.«Повторите слово только с [Ч] или с [Т ’]» (№ 66)
Чук – тюк чиж – тишь мяч – мять печь – петь
Честно – тесно лечи – лети челка – телка пугач – пугать
Зачем - затем печка - Петька речка – редька вечер – ветер
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч] – [Ш]
1.«Повторите слово только с [Ч] или с [Ш]» (№ 67)
Чайка – шайка пачка – Пашка печка – пешка тучка – тушка
Чурка – Шурка кручу – крушу мычи – мыши мочка – мошка
Мочка – мошка дачка – Дашка кочка – кошка качка – кашка
ЗВУК [Щ]
1.«Замените первый звук на [Щ]» (№ 68)
Кепка – щепка мука – щука кит – щит мель – щель
Тучка – щучка тетка – щетка толк – щелк река – щека
Венок – щенок детина – щетина полка - щелка курит – щурит
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч] – [Щ]
1.«Повторите пару слов, назовите место звука [Ч] или [Щ]» (№ 69)
Плач – плащ челка – щелка четки – щетки помочь – помощь
Печать – пищать горячий – горящий лечи – лещи точу – тащу
Мочу - мощу ущелье - ученье кучи – кущи угощать - укачать
2.«Закончите слово [Ч] или [Щ]» (№ 70)
Товари…, кле…, гра…, ме…, кала…, бога…, труба…, хря…, обру…, мя…, вра…, ле…, клю…, ве…, ово…, бор….
3. «Закончите слово слогом [ЧА] или [ЩА]» (№ 71)
Ту …, ро …, пи …, гу …, ку …, да …, ча …, све …, добы….
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц] – [Ч]
1.«Послушайте слова, назовите, какой звук [Ц] или [Ч]» (№ 72)
Цепь цапля чай чек цветы чашка
Ученик дача плечо лицо яйцо бахча
Птица овцы добыча водица гречка танцы
Отец мяч меч заяц кузнец кирпич
ЗВУК [Л]
- «Повторите цепочку слов, назовите звук, который изменил слово» (№ 73)
Стул – стол стол – стал стал – спал спал – спел спел – смел
Бал – был был – выл выл – вол вол – гол гол – дал
дал - жал жал – зал зал – зол зол – кол кол – мол
мол – мал мал– мыл мыл – ныл ныл – пыл пыл – пал
ЗВУК [Л’]
- «Повторите пару слов, назовите звук, изменяющий слово» (№ 74)
Медаль – педаль зелёный – беленый мальчик – пальчик
Пеленка - зеленка солянка – полянка след - плед
Калина – малина хмель - шмель клюшка – плюшка
Блин – клин калёный – палёный лед – лен
Клев – клен Лева – Леша клюв – ключ
Плюс – плюш соль – ноль хлев – хлеб
Лев – лес боль – моль
- «Замените звук [Л] на звук [Л’]» (№ 75)
Мол – моль был – быль пыл – пыль дал – даль
Мел – мель цел – цель жал – жаль мыл – мыль
Ел – ель кол – коль стал – сталь
ЗВУК [Р]
1.«Замените первый звук на [Р]» (№ 76)
Хобот – робот жакетка – ракетка козы – розы танец – ранец
Губка – рубка высь – рысь забота – работа пыжик – рыжик
Поза – роза мычать – рычать дом – ром мука – рука
Пугать – ругать нога – рога мак – рак кот – рот
Лама – рама газ – раз макеты – ракеты Тома – Рома
ЗВУК [Р’]
- «Замените первый звук в словах на звук [Р’]» (№ 77)
Бис – рис Лёва – рёва бита – Рита кепка – репка
Зябь – рябь печка – речка лейка – рейка Федька – редька
Лепка – репка писк – риск лис – рис лечь - речь
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л] – [Л’] – [Р] – [Р’]
- « Замените [Л] на [Р]» ( № 78)
Лак – рак лов – ров лад – рад ложки – рожки
Лама – рама Лука – рука пил – пир ложь – рожь
2.«Прослушайте слова, назовите, на каком месте в слове (№ 79)
Лом рак луна лук рот
Пела жара парад вилы пеналы
Травы урок пламя глобус брат
Двор топор стол забыл товар
3.«Закончите слогом [РЫ] или [ЛЫ]» (№ 80)
Шко …, ков …, шку …, коз …, ску … , уз …, ска , забо … .[1][2]
[1] Ирина Лопухина.Упражнения для развития речи. СПб.: Дельта, 2012
[2] Богомолова А.И.. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...
Презентация проекта «Игры и упражнения по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
Создать условия для эмоционально положительного отношения к процессу формирования звуковой стороны речи.Сформировать у детей правильные речевые навыки.Развивать эмоционально-волевую сферу.Развив...
Методическая разработка «Дидактические игры и лексические упражнения в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка...
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)
В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование основ финансовой грамотности. Образовательные задачи: Познакомить детей с деньгами, их предназначением. Дать определение понятиям «деньги», для
Занятие по математике для детей 5-6 лет...
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)
В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний...
Игра - упражнение для развитие фонематической речи детей старшего дошкольного возраста
Описание образовательного продукта.Наша разработка направлена на развитие фонематического слуха дошкольников, а именно научить детей распознавать звуки, определять место звука в слове, отличать одно с...