Монтессори-терапия в работе с детьми с нарушением зрения
методическая разработка по теме

Мухина Елена Геннадьевна

Каждому ребёнку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Даже здоровым детям сложно ориентироваться в современном мире знаний, а как быть детям с ограниченными возможностями здоровья? Небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвет окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Вот почему детям  со зрительной патологией не обойтись без специальных занятий и коррекции зрения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon montessori-terapiya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Каждому ребёнку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Даже здоровым детям сложно ориентироваться в современном мире знаний, а как быть детям с  ограниченными возможностями здоровья? Небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвет окружающих  предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки,  всё равно отличает по очертаниям один предмет от другого. У него есть опыт и знания. У маленького ребёнка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним предметом, или это просто цветовое пятно.

Проблемой коррекции зрения у детей дошкольного возраста занимается Елена Геннадьевна Мухина – воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. С целью коррекции зрения применяет элементы методики М. Монтессори.

Девиз Монтессори – педагогики: «Помоги мне это сделать самому». И именно этот принцип является основополагающим в работе Елены Геннадьевны.

Суть метода Монтессори – свободная работа детей в подготовленной среде. Ребёнок играет ведущую роль в своём образовании и воспитании, которое строится по его возможностям и интересам. Он сам выбирает себе деятельность по своим внутренним потребностям и желаниям.  Монтессори – педагогика ориентирована индивидуально на каждого ребёнка, что позволяет детям развиваться в своём собственном темпе.

Монтессори материал не служит наглядным пособием, он является средством самообучения. При манипулировании с материалом к зрительным и слуховым ощущениям добавляются ещё и  моторные (моторная память). Руки, как инструмент познания помогают детям овладеть миром.

М. Монтессори создала множество дидактических игр специально для детей с нарушением зрения, которые Елена Геннадьевна успешно использует  в коррекционной работе с детьми. Это «Рамки с застёжками», «Шнуровка», «Перекладывание бусин пинцетом», «Штриховка», «Рамки-вкладыши», «Фигуры из гвоздиков», «Цифры из шершавой бумаги» и др.  Эти упражнения способствуют развитию глазомера, координации движений, овладению пространственной ориентировкой, развивают зрительное восприятие, зрительное внимание, остроту зрения, глазодвигательную и прослеживающую функцию зрения.

Большинство детей  с нарушением зрения имеют низкий уровень осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации. Елена Геннадьевна использует специальные коррекционные упражнения, включающие осязание, мелкую моторику.

При нарушении глазодвигательной функции  при амблиопии и косоглазии затрудняется восприятие объектов, расположенных на различном расстоянии, обозрение окружающей действительности и формирование зрительных и пространственных образов. Большое значение для развития глазодвигательной функции имеют специальные упражнения, в процессе которых формируются восприятие предметов, оценка их размеров и взаимоотношение между ними.

Действия с предметами разной формы, часто составляют основу упражнений Монтессори и способствуют развитию глазомера, координации движений, овладению пространственной ориентировкой. Это такие игры: «Сложи узор», «Розовая башня» и др.

 Большую помощь в коррекционной работе Елене Геннадьевне оказывают классические Монтессори – материалы: «Штриховка», «От точки к точке». При косоглазии в связи с нарушением остроты бинокулярного зрения у детей возникают трудности при письме. Дети не могут чётко определить границы изображённого объекта при раскрашивании. Эти упражнения как раз направлены на коррекцию этих нарушений.

Используя  в работе с детьми с нарушением зрения  методики Монтессори, Елена Геннадьевна отмечает, что у детей стала повышаться острота зрения, улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания. При лечении на офтальмологических аппаратах дети стали более сосредоточенными. В то же время был отмечен достаточный уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных занятий были развиты такие важные качества характера, как: аккуратность, усидчивость, развита мелкая моторика, сформированы такие психические процессы, как произвольное внимание, наглядно-образное мышление, воображение. В результате работы с автодидактическим материалом в  развивающей предметной среде дети стали более независимыми, самостоятельными, адаптированными. Психологический комфорт, хорошо продуманная среда благотворно повлияла на психологическое состояние детей, оказывая тем самым терапевтическое действие.

Работая   в   развивающей   Монтессори – среде   дети   не только развивают свой интеллект,   но   и   растут   до потолка   своих   возможностей,  всё   выше   и   выше   поднимая   эту   планку,   свободная   плодотворная   работа приводит   к   тому,    что   растет   самосознание   и самоуважение   ребенка,   он   становится   спокойным   и гармоничным,   через   самостоятельность   развивается  в самостоятельную   личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Использование нестандартного оборудования в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с нарушением зрения

Предлагаю варианты нестандартного оборудования, которые  использую в работе для развития компенсаторых навыков детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

в работе раскрыты основные направления и принципы работы с детьми с нарушением зрения в рамках дефектологического сопровождения в ДОУ комбинированного вида; даны характеристики зрительных нагрузок для...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.

На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...