Монтессори-терапия в работе с детьми с нарушением зрения
методическая разработка по теме
Каждому ребёнку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.
Даже здоровым детям сложно ориентироваться в современном мире знаний, а как быть детям с ограниченными возможностями здоровья? Небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвет окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Вот почему детям со зрительной патологией не обойтись без специальных занятий и коррекции зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
montessori-terapiya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждому ребёнку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.
Даже здоровым детям сложно ориентироваться в современном мире знаний, а как быть детям с ограниченными возможностями здоровья? Небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвет окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, всё равно отличает по очертаниям один предмет от другого. У него есть опыт и знания. У маленького ребёнка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним предметом, или это просто цветовое пятно.
Проблемой коррекции зрения у детей дошкольного возраста занимается Елена Геннадьевна Мухина – воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. С целью коррекции зрения применяет элементы методики М. Монтессори.
Девиз Монтессори – педагогики: «Помоги мне это сделать самому». И именно этот принцип является основополагающим в работе Елены Геннадьевны.
Суть метода Монтессори – свободная работа детей в подготовленной среде. Ребёнок играет ведущую роль в своём образовании и воспитании, которое строится по его возможностям и интересам. Он сам выбирает себе деятельность по своим внутренним потребностям и желаниям. Монтессори – педагогика ориентирована индивидуально на каждого ребёнка, что позволяет детям развиваться в своём собственном темпе.
Монтессори материал не служит наглядным пособием, он является средством самообучения. При манипулировании с материалом к зрительным и слуховым ощущениям добавляются ещё и моторные (моторная память). Руки, как инструмент познания помогают детям овладеть миром.
М. Монтессори создала множество дидактических игр специально для детей с нарушением зрения, которые Елена Геннадьевна успешно использует в коррекционной работе с детьми. Это «Рамки с застёжками», «Шнуровка», «Перекладывание бусин пинцетом», «Штриховка», «Рамки-вкладыши», «Фигуры из гвоздиков», «Цифры из шершавой бумаги» и др. Эти упражнения способствуют развитию глазомера, координации движений, овладению пространственной ориентировкой, развивают зрительное восприятие, зрительное внимание, остроту зрения, глазодвигательную и прослеживающую функцию зрения.
Большинство детей с нарушением зрения имеют низкий уровень осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации. Елена Геннадьевна использует специальные коррекционные упражнения, включающие осязание, мелкую моторику.
При нарушении глазодвигательной функции при амблиопии и косоглазии затрудняется восприятие объектов, расположенных на различном расстоянии, обозрение окружающей действительности и формирование зрительных и пространственных образов. Большое значение для развития глазодвигательной функции имеют специальные упражнения, в процессе которых формируются восприятие предметов, оценка их размеров и взаимоотношение между ними.
Действия с предметами разной формы, часто составляют основу упражнений Монтессори и способствуют развитию глазомера, координации движений, овладению пространственной ориентировкой. Это такие игры: «Сложи узор», «Розовая башня» и др.
Большую помощь в коррекционной работе Елене Геннадьевне оказывают классические Монтессори – материалы: «Штриховка», «От точки к точке». При косоглазии в связи с нарушением остроты бинокулярного зрения у детей возникают трудности при письме. Дети не могут чётко определить границы изображённого объекта при раскрашивании. Эти упражнения как раз направлены на коррекцию этих нарушений.
Используя в работе с детьми с нарушением зрения методики Монтессори, Елена Геннадьевна отмечает, что у детей стала повышаться острота зрения, улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания. При лечении на офтальмологических аппаратах дети стали более сосредоточенными. В то же время был отмечен достаточный уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных занятий были развиты такие важные качества характера, как: аккуратность, усидчивость, развита мелкая моторика, сформированы такие психические процессы, как произвольное внимание, наглядно-образное мышление, воображение. В результате работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети стали более независимыми, самостоятельными, адаптированными. Психологический комфорт, хорошо продуманная среда благотворно повлияла на психологическое состояние детей, оказывая тем самым терапевтическое действие.
Работая в развивающей Монтессори – среде дети не только развивают свой интеллект, но и растут до потолка своих возможностей, всё выше и выше поднимая эту планку, свободная плодотворная работа приводит к тому, что растет самосознание и самоуважение ребенка, он становится спокойным и гармоничным, через самостоятельность развивается в самостоятельную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...
Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".
В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же, выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...
Использование нестандартного оборудования в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с нарушением зрения
Предлагаю варианты нестандартного оборудования, которые использую в работе для развития компенсаторых навыков детей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...
коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
в работе раскрыты основные направления и принципы работы с детьми с нарушением зрения в рамках дефектологического сопровождения в ДОУ комбинированного вида; даны характеристики зрительных нагрузок для...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...