Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев.
методическая разработка по теме

Новоселова Ольга Анатольевна

Сейчас уже подходя к школе, дети должны уметь читать и писать печатными буквами.   Часто наблюдаю, как дети старательно выводят каждую букву и огорчаются из-за кривых буковок. А в школе дети опять будут лить слезы над «Прописями», выводя хитрые соединения, овладевать навыками красивого письма.

Многие родители говорят, что почерк не важен, прошли времена, когда писцы «строчили» бумаги. Ведь те  же компьютеры вытесняют рукотворный текст…В наш технический век так ли много значит плохой, корявый, неразборчивый почерк?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika_ili_kak_razvit_slabye_myshcy_palcev.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика   или как развить слабые мышцы пальцев.

Сейчас уже подходя к школе, дети должны уметь читать и писать печатными буквами и наблюдая. Часто наблюдаю, как дети старательно выводят каждую букву и огорчаются из-за кривых буковок. А в школе дети опять будут лить слезы над «Прописями», выводя хитрые соединения, овладевать навыками красивого письма.

Многие родители говорят, что почерк не важен, прошли времена, когда писцы «строчили» бумаги. Ведь те  же компьютеры вытесняют рукотворный текст…В наш технический век так ли много значит плохой, корявый, неразборчивый почерк?

Давайте зададимся вопросом, а что же такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще искусство, графика. Обучение красивому письму можно считать  частью эстетического воспитания детей, способом постижения прекрасного. Природа красиво «пишет» на листочках и цветах. А люди создают свою красоту – письмо.

Когда мы бываем на природе, я всегда говорю детям: видите, как красиво вокруг , и то, что  будет выходить из-под ваших рук, тоже должно быть красиво. Очень важно – заронить в душу ребенка понятие красоты. И это не только красивые буквы, но и рисунки, поделки, все что делается руками детей. Такие качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процессе обучения письму.

На ранних этапах своей педагогической работы я подметила, что при написании некоторых букв дети ведут себя необычно. Часто плачут, особенно нервничают, когда пишут буквы со сложными элементами (б, в, д, з, ж,. ц, щ).  Причина – слабые мышцы пальцев, поэтому рука быстро устает и не слушается. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей – огорчение. На ребенка обрушиваются бесконечные напоминания: держи правильно ручку, следи за посадкой и так далее. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.

Как же помочь и укрепить мышцы пальцев и подготовить руку ребенка к письму?

Есть известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему-то научился, - обеспечь ему первый успех. Этим правилом должны руководствоваться как педагоги, так и родители.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, компьютером), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимо всячески поощрять желание  ребенка рисовать. Начинать надо с трех-четырех лет. Пусть не смущают вас детские каракули, не говорите, что сын (дочь) зря изводит бумагу. В рисунках ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. И что не менее важно, орудую карандашом и бумагой, развивается двигательный навык руки.

Тренировать мускульные возможности пальцев и кисти руки помогает не только «поэзия», но и «проза» жизни: шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, завязывание узлов. «Ловкость рук» снимает многие проблемы с письмом.

Следующий этап для постановки руки – развитие графической моторики (5-6 лет). Особое место здесь занимает штриховка обведенных по трафарету геометрических фигур  (треугольник, квадрат и др.). Или предметов, обведенных тоже по трафарету (кошка, птичка и др.) надо запомнить правила: штриховать только в заданном направлении – снизу вверх, сверху вниз, слева на право, но не с права налево!  Не заходить за контуры рисунков, соблюдать заданное расстояние. Дети принимают условие быстро и легко, как в игре. Сначала, незнакомые с этой работой, дети сильно нажимают на карандаш – рука напряжена. Если притронуться к детской руке через некоторый (сравнительно короткий) промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны и выходящие за переделы контура линии становятся на место.

Используя трафареты геометрических фигур и лекала, можно составлять с ребенком целые смысловые композиции – для последующей штриховки. Например, «открыть» зоопарк, где живут разные диковинные звери. Или построить гоночный автомобиль и отправится на нем в путешествие.

Штриховать можно не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Когда дети  познакомятся с буквами, в штриховку можно включать и элементы букв. Такая штриховка становится увлекательной игрой, где можно сколько угодно душе придумывать и фантазировать. И одновременно не навязчиво развивать мускульную память руки.

Если ребенок устал, дайте ему передохнуть, пусть подвигается. Нужно набраться терпения, обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что удалось. Хвалите, даже если хорошо получилась только маленькая часть работы. Если ребенок почувствует успех, он будет стараться еще больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев.

Развитие изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания...

Конспект логопедического занятия по развитию и формированию мелкой моторики рук, укреплению мышц пальцев и кистей рук в старшей группе

Цель:  Развивать  мелкую  моторику,  согласовывать  движения  пальцев  рук,  тренировать  силу мышечных усилий; продолжать укреплять и охранять здоровье де...

Консультация для родителей. Как развить у детей мелкую моторику пальцев рук.

Консультация для родителей.Как развить у детей мелкую моторику пальцев рукВыполнила: Лочинова Алина АлександровнаСегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного...

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук        Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-псих...

Программа развития мелкой моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Пальцы помогают развивать речь»

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи с  и  расширение  кругозора детей....

Консультация для воспитателей Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

    Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.У детей при ряде ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук"

Уровень развития речи детей находится в прямой зави­симости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответ­ствует возрасту, то и речевое развит...