Конспект логопедического занятия по развитию и формированию мелкой моторики рук, укреплению мышц пальцев и кистей рук в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сысоева Наталья Валерьевна

Цель:  Развивать  мелкую  моторику,  согласовывать  движения  пальцев  рук,  тренировать  силу мышечных усилий; продолжать укреплять и охранять здоровье детей. Учить детей элементам пальчиковой гимнастики, которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_melkoy_motoriki.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию и формированию мелкой моторики рук, укреплению мышц пальцев и кистей рук в старшей группе

1. Тема занятия «Умные пальчики»

2. Цель и задачи занятия.

Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук детей; учить  пальчиковым упражнениям в лепке, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.

Задачи:

Обучающие: формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

Развивающие: учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;  учить элементам самомассажа рук.

Воспитательные: воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам; развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями, знакомить детей с пластикой соленого теста, совершенствовать умения и знания лепки. Расширять кругозор детей, создавая атмосферу радости и удовольствия.

Оздоровительные: развивать  мелкую  моторику,  согласовывать  движения  пальцев  рук,  тренировать  силу мышечных усилий; продолжать укреплять и охранять здоровье детей. Учить детей элементам пальчиковой гимнастики, которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

3. Структура занятия

Предварительная работа (чтение сказки «Колобок», подготовка соленого теста для лепки).

1. Организационный момент

Проводится игра «Найди сюрприз», которая содержит сюрпризный момент (необходима для  эмоционального заряда, развития и формирования мелкой моторики рук, укрепления мышц пальцев и кистей рук).

Цель организационного момента — введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, сосредоточение внимания детей на готовности к занятию. Проходит в виде подготовки к игре (детям готовят то, что им будет необходимо на занятии), настраиваются на игру, а не успокаиваются.

2. Основная часть

Пальчиковая игра «Как живешь?»

Самомассаж

Игра «Волшебная ложечка»

Физкультминутка «Большая стирка»

Игра «Слепи колобок»

Игровая форма сообщения темы занятия пробуждает у детей интерес. Развиваются движения кистей рук, происходит обучение подражанию движениям взрослого, развивается умение понимать речь.

3. Заключительная часть

Итог занятия предложен в игровой форме.

На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д.

4. Содержание и методика проведения каждого этапа.

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», подготовка соленого теста для лепки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог собирает детей около себя:

-Дети, посмотрите, что  это стоит на столе?

На столе стоит миска наполненная крупой, в ней спрятаны игрушки.

-Давайте проверим, что там внутри находится. Логопед показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки.

Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется - помочь ему при поиске игрушек.

Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого  какая.

- Скажи, пожалуйста, что лежит в миске? Ребёнок скажет «крупа», если затрудняется напомнить.

-Как ты искал игрушку?

-Какая у тебя игрушка?

-Понравилась ли тебе игрушка?

Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж рук - разбудили наши пальчики.

2. Основная часть

Пальчиковая игра «Как живешь?»

-Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

-Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? Тогда мы с вами поиграем. Но сначала надо подготовиться к игре.

Самомассаж:

- Вы готовы, глазки?

- Да! (поглаживание век)

- Вы готовы, ушки?

- Да! (поглаживание ушей)

- Вы готовы, ручки?

- Да! (поглаживание кистей рук)

- Вы готовы, ножки?

- Да! (поглаживание ног)

- Вы готовы? (развести руки в стороны)

- Да! (обнять себя руками)

-А теперь, ребята, давайте поиграем!

Игра «Волшебная ложечка»

На подносе две чашки: слева – чашка с крупой, а справа – пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.

Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.

Физкультминутка «Большая стирка»

Буду маме помогать,

Буду сам бельё стирать: (трёт кулачками друг о друга)

Мылом мылю я носки, (провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко, (двигает кистями рук вправо-влево)

И повешу на верёвку (поднять руки вверх, кисти согнуть).

Игра «Слепи колобок»

Дети, помните, мы читали сказку «Колобок»?

-Кто слепил колобок?

-А какой формы был колобок?

- Круглый.

-Из чего был состряпан колобок?

-Из теста.

-А, знаете ли, дети, из чего делается тесто?

-Тесто делается из воды и муки.

-Дети, я вам принесла тесто, но это тесто не простое, оно соленое и его нельзя есть. Мы из этого теста сейчас будем лепить колобок. Посмотрите, какое тесто эластичное его можно мять в руках как пластилин. Сейчас я вам раздам тесто, и мы все будем лепить колобок.

-Еще раз кто мне скажет, какой формы колобок?

-Правильно, дети, колобок круглый.

Логопед раздает детям по кусочку соленого теста.

-Дети, помните, что тесто нельзя брать в рот.

-Дети, возьмите в руки тесто и попробуйте его размять.

Логопед показывает приемы раскатывания теста между ладонями.

При необходимости, воспитатель помогает раскатать шарик ребёнку и хвалит за результат работы.

-Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и посмотрим, у кого как получилось.

Проследить, чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.

-Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.

3. Заключительная часть

Дети, чем мы сегодня занимались?

-В какие игры играли?

-Кому понравилось лепить из теста?

-Кому понравилось искать игрушку в крупе?

5. Оборудование занятия (наглядность, ТСО, материал для экспериментальной работы). 

Мелкие игрушки, соленое тесто, салфетки, крупа перловая, пластмассовая миска, пластмассовые ложечки и тарелки на каждого ребенка, подносы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию осязания и мелкой моторики «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ».

Конспект коррекционного занятия по развитию осязания и мелкой моторики, проводится с подгруппой детей во 2-ой младшей группе....

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики:"Зимняя прогулка в сказочном лесу". Учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №30" г.Сергиев Посад

В занятии представленны различные виды упражнений для развития пальцевой моторики у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией: прогулка по...

Конспект открытого занятия по развитию общей и мелкой моторики «В гости к зайчику»

Конспект открытого занятия по развитию общей и мелкой моторики«В гости к зайчику»...

Конспект НОД воспитателя с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи в старшей группе «Птички песенку запели»

Цель занятия: профилактика и преодаление имеющих отклонений в речевом развитии ребёнка посредством слова и движения....

Конспект занятия по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

:  развивать мелкую моторику пальцев рук; знать и называть основные цвета и  форму предметов....

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята» Цель: создание благоприятной эмоциональной среды для развития поз...