Программа развития мелкой моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Пальцы помогают развивать речь»
рабочая программа по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

 

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи с  и  расширение  кругозора детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развития мелкой моторики   дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 

«Пальцы помогают развивать речь»

Разработала учитель-логопед Платонова Н.М.

Актуальность.  У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают движения пальцев рук. Уровень развития речи детей всегда находится  в  прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда) утверждает Л.В.Фомина, которая  обследовала более 500 детей и обнаружила такую закономерность. Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в пределах нормы.  

Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два пальчика и три (показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или вялые и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь.  До тех пор пока движения пальцев  рук не станут свободными, развития речи добиться не удается. В коррекционной работе с детьми  с тяжелыми нарушениями речи следует развивать мелкую моторику. Ниже разработана программа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием различного материала.

Пальцы помогают развивать речь.

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи младшей группы. 

Цель занятий – развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; расширять кругозор детей. Форма работы: с маленькими подгруппами детей, с целой группой детей. Материал: бумага, карандаши, картон, крупы, песок, пуговицы, липучки, косточки, семена, орехи, шишки и т.д.

Сентябрь.

  1. Разглаживание скомканных бумажных комков.
  2. Катание между ладонями карандашей, орехов, косточек.
  3. Разрывание бумаги.
  4. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
  5. Заучивание пальчиковой игры «Мама, мама…».

Октябрь.1-2 недели. Тема: Овощи. Фрукты. Грибы.

  1. «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. ( Овощи и фрукты).
  2. «Строим забор вокруг огорода» из счетных палочек.
  3. «Чудесный мешочек» - определение овощей и фруктов на ощупь.
  4. «Найди вторую половинку»- разрезные картинки.
  5. «Сушка грибов для белочки» - развесить на веревке.

3-4 недели. Тема: Деревья осенью.

  1. «Собери листочки» - раскладывание листьев на контуры.
  2. «Разрезные картинки» - собрать листья из двух половинок.
  3. «Собери желуди для свинки»- собрать желуди.
  4.  «Шишки для  белочки» - катание между ладонями.
  5. «Деревья» - пальчиковая игра - изображение дерева руками и пальцами.

Ноябрь 1-2 недели. Тема: Одежда и обувь.

1 «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды.                                                                   2. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями обуви.                                                                     3. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки и молнии.                               4. «Помоги развесить одежду» - развешивание и прикрепление прищепками.                                                                                                                5. «Подбери пуговицы по цвету». «Шнуровки»- вкладывать шнурок в дырочку.

3-4 недели. Тема: Мебель. Посуда

  1. «Нарисуй на песке «манной крупе» стол, скамейку».
  2. «Помой посуду» - катание между ладонями  «скалки-палочки».
  3. «Покупка посуды» - на ощупь определить посуду.
  4.  «Свари кашу» - рассортировать фасоль и горох.
  5. «Чайничек…» - пальчиковая игра – выполняя движения выучить текст.

Декабрь. 1-2 недели. Тема: Зима. Зимний лес.

  1.  «Снегопад» - разрывание скомканной бумаги путем отщипывания от листка и раскладывание на цветной бумаге.
  2. «Снежки» -  сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
  3. «Снежная баба» - лепить из пластилина.
  4. «Собери снеговика» - выкладывание снеговика из 3 частей.
  5. «Птичьи следы на снегу» - рисуем на манной крупе пальцами.      

 3 - 4 недели

  1. «Новогодний подарок» - определить на ощупь мелкие игрушки.
  2. «Подарок для белочки» - собрать в мешочки орехи грецкие, кедровые, фундук.
  3. «Узоры на окне» - рисование пальцами на манной крупе.

Январь.         2-я неделя, 3-я неделя.

Тема: Дикие животные и их детеныши.

  1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем (медведь и медвежонок, заяц и зайчонок).
  2. «Семья ежей» - втыкание спичек в большой и  маленький пластилиновый комочек.                                                                            3. «Животные хотят есть» - «мамам мышам» и «детенышам» сортировать семечки подсолнуха и тыквы.
  1. «Укроем мишку» - мелко порвать бумагу, засыпать Мишку «в берлоге».
  2.  «Собери семью?» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.                                                                            Январь. 4-я неделя. Тема: Птицы зимой.
  1. «Угостим голубя» - найди корм для голубя. (Фасоль)
  2. «Угощение для воробья и синицы» - отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их в кормушку.
  3. «Найди сороку» - выкладывание по образцу фигуры сороки.

Февраль. 1-2-я недели. Тема: Семья.

  1. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
  2. «Что купила мама?» - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне».
  3. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
  4. «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
  5. «Научим дочку завязывать шнурки на ботинке».
  6. «Для кого подарок» из «Чудесного мешка».

3-4 недели. Тема: Профессии.

  1. Строитель. «Построим дом из кубиков».
  2. Продавец.  «Оторви чек» - отрываем клочки бумаги от полоски.
  3. «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки.
  4. Повар. Рассортировать фасоль по цвету.
  5. Шофер.  «Собрать машину из геометрических фигур».
  6. Воспитатель.  «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей.

Март. 1-я неделя. Тема: Праздник мам.

1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

2-я неделя. Тема: Начало весны.

  1. «Следы капели» - на манке пальчиками ставим точки.
  2. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
  3. «Кто быстрее проснется из зимней спячки?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями Медведь, еж, бабочка, пчелка, жук и т.д.)

3-4 неделя. Тема: Игрушки.

  1. «Собери пирамиду».
  2. «Мячи для котят» - лепка из пластилина.
  3. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.
  4. «Сухой бассейн». – Какая игрушка спряталась? В сухом бассейне найти мелкие игрушки.
  5. «Матрешки разбежались» собрать на ковре матрешек и вложит их одна в одну.
  6. Рисуем на манной крупе большие и маленькие предметы                  ( мяч, кирпич, кубик, пирамидку,…)

Апрель. 1-я неделя. Тема: Одежда

  1. «Недошитое платье». «Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы. Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
  2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.
  3. «Сушка белья» - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

2-я неделя. Тема: Дикие животные и домашние животные.

  1. «Найди животное» - разрезанные картинки из 4-х частей.
  2. «Нарви травки для кроликов»- мелко порвать зеленую бумагу.
  3. «Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных «лес – елка, дерево; конура, сарай».

3-я неделя. Тема: Птицы весной.

 1.«Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

  1. «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ватных дисков.
  2. «Напоим птенцов» - работа с водой и пипеткой.

4-я неделя. Тема: Растения весной.

  1. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
  2.  «Носит одуванчик легкий сарафанчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
  3. «Весенний луг» - коллективная работа. Небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладонями и приклеить на общий зеленый фон.

Май. 2-3-я неделя. Тема: Труд весной на даче.

  1. «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
  2. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
  3. «Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра.
  4. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.
  5. «Строим дачный дом» - строительный набор.
  6. «Дорожки» - выкладывание дорожек из геометрических фигур на ковре.

4-я неделя. Тема: Мы подросли и повзрослели.

1 – 3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

Пальцы помогают развивать речь.

2.Средний дошкольный возраст.

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей средней группы. Цель занятий – развитие мелкой моторики у детей среднего возраста с учетом их возрастных особенностей; расширять и обогащать кругозор детей. Обеспечить взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Форма работы: с маленькими подгруппами детей, с целой группой детей. Материал: бумага, карандаши, картон, крупы, песок, молнии, пуговицы, липучки, косточки, семена, орехи, шишки и т.д.

Сентябрь. 

 Занятие начинается с 3-й недели. Тема: Овощи.

  1. «Дары осени» – лепка из пластилина помидоров и огурцов.
  2. «Поможем бабушке» - сортировка фасоли и гороха.
  3. «Волшебный песок»- рисование овощей на песке пальцем.
  4. «Чудесный мешочек» - в мешочке овощи и фрукты.

4-я неделя. Тема: Фрукты.

  1. «Картинки из цветной мозаики» - выкладывание из цветной мозаики фруктов.
  2. «Волшебная крупа» - рисование фруктов на манной крупе пальцем.
  3. «Большая и маленькая тарелочки для фруктов» - выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
  4. «Плетем корзиночку» - выкладывание из счетных палочек корзиночки.

Октябрь.

1-я неделя. Тема: «Ягоды».

  1. Коллективная работа «Ягодная поляна» - небольшие красные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
  2. «Приготовим компот» - собрать крашенные горошины в банки.
  3. «Закатай баночки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
  4. «Чудесный мешочек» - в мешочке муляжи ягод.

Ноябрь 1-2 неделя. Тема: Одежда и обувь.

1 «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды.                                                                   2. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями обуви.                                                                     3. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки и молнии.                               4. «Помоги развесить одежду» - развешивание и прикрепление прищепками.                                                                                                                5. «Подбери пуговицы по цвету». «Шнуровки»- вкладывать шнурок в дырочку.

  1. неделя. Тема: Мебель. Посуда

1.«Нарисуй на песке «манной крупе» стол, скамейку».

2.«Помой посуду» - катание между ладонями  «скалки-палочки».

3.«Покупка посуды» - на ощупь определить посуду.

4. «Свари кашу» - рассортировать фасоль и горох.

Декабрь. 1-2 неделя. Тема: Зима. Зимний лес.

1. «Снегопад» - разрывание скомканной бумаги путем отщипывания от листка и раскладывание на цветной бумаге.

2.«Снежки» -  сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

3.«Снежная баба» - лепить из пластилина.

     4.     «Собери снеговика» - выкладывание снеговика из 3 частей.

5.«Птичьи следы на снегу» - рисуем на манной крупе пальцами.  

   

                  3 - 4 неделя

1.«Новогодний подарок» - определить на ощупь мелкие игрушки.

2.«Подарок для белочки» - собрать в мешочки орехи грецкие, кедровые, фундук.

3.  «Подбери пуговицы по цвету для снегурочки». «Шнуровки»- вкладывать шнурок в дырочку.

4.«Чайничек…» - пальчиковая игра – выполняя движения выучить текст.

Январь.  2-я неделя    

                                                                                                                           Тема: Домашние животные и их  детеныши.

  1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем (корова  и теленок, кошка и котенок).
  2. «Овечья семья» - туловище лепим из пластилина, шерсть – из ниточек.
  3. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из  стакана в тарелку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.
  4. «Клубочки для котят»- рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.

Январь 3-я неделя.

  1. «Собери картинки» - собрать картинку домашнего животного из 4-6 частей.
  2. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где собака? А у кого щенок?» и т.д.
  3. «Кто это?» - определение на ощупь («Чудесный мешочек» = мелкие игрушки- животные).
  4. «Строим жилище для животных» - выкладывание из счетных палочек и палочек для мороженного.

Январь 4 неделя Тема. Птицы зимой.

  1.  «Сухой бассейн» - найди корм для голубя (найти фасоль среди гороха).
  2. «Угощение для птиц» - отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их в кормушку.
  3. «Найди птицу» - силуэты птиц разукрасить красками – ставя точки ватными палочками.
  4. «Что это?» - определить на ощупь и объяснить, где геометрическая фигура, где силуэт птицы.

   Февраль.  1 неделя. Тема «Семья.».

  1. «Моя семья». Выкладывание фигуры человека разного размера из геометрических фигур.
  2. «Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.
  3.  «Папины помощники» -  закручивание гаек и шурупов из конструктора.
  4. «Бабушкины помощники» - наматывание клубков из ниток.
  5. «Дедушкины помощники» - «строим колодец» - раскатывание из пластилина палочек и выкладывание друг на друга.

Февраль 2 неделя

  1. «Мама на кухне» - «выкладывание из фасоли по контуру посуды.
  2.  «Угощение к чаю» - лепка угощений из теста соленного -бабушке –бублик, дедушке – пряник, детям – пироженое.
  3. «Сортировка пуговиц» - пуговицы разложить по размерам.
  4.  «Подарки» - трафареты одежды раскрасить или выложить в полоску, в горошек из пластилина.

3.Старший дошкольный возраст.

Пальцы помогают развивать речь.

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей старшей группы. 

Цель занятий – развитие мелкой моторики у детей старшего возраста; расширять кругозор детей. Форма работы: индивидуальное занятие, с маленькими подгруппами детей, с целой группой детей. Материал: бумага, пластилин, песок, крупа, карандаши, картон, крупы, песок, пуговицы, липучки, косточки, семена, орехи, шишки, трафарет,  т.д.

Сентябрь. Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я,2-я недели – обследование.

3-я неделя. Тема: Детский сад.

  1. «Что это?» - Обрывание лишней бумаги по контуру фигуру здания (из частей), выкладывание и наклеивание.
  2. «Кто в садике играет?» - обводка трафарета игрушек, штриховка.
  3. «Я рисую» - рисование человека на песке пальцем.
  4. «Маленький скульптор» - лепка из пластилина фигуры человека.

4-я неделя. Тема: Овощи.

  1. «Собираем урожай» -  лепка овощей.
  2. «Что выросло на грядках?» - выкладывание овощей пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Узнай, что это?» - определение овощей на ощупь.
  4. «Поможем бабушке» - сортировка гороха и фасоли.

Октябрь. 1 неделя. Тема: Фрукты.

  1. «Что выросло на деревьях?» - выкладывание фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.
  2. «Полезные фрукты» - рисование фруктов на песке пальцем.
  3. «Осенний натюрморт» - обрывание по контуру фруктов и наклеивание их в альбом.
  4. «Сушка фруктов» - нанизывание фигур из картона с дырочкой на веревочку.

2 неделя. Тема: Ягоды.

  1. «Собираем ягоды» - перебирание шариков разной величины и цвета.
  2. «Варим компот» - лепка из пластилина клубники, черники, вишни, рябины.
  3. « Узнай, что это?» - обводка трафарета ягод.
  4.  «Сушим рябину» - нанизывание пластилиновых ягод на проволоку.

3 неделя. Тема: Осень.

  1. «Осенний дождь» - рисование наклонных линий сверху вниз.
  2. «Я иду по лужам» - рисование красками следов каждым пальцем.
  3. «Прячемся под зонтик» - выкладывание зонтика из 6-и частей.
  4. «Осенний пейзаж» - пейзаж, выполненный путем обрывания бумаги.

4 неделя Тема: Деревья осенью.

  1. «Осенние листочки» - обводка трафаретов листьев.
  2. «Кружатся листья» - выкладывание листьев пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Собери листочки» - сортировка бумажных листьев березы и дуба.
  4. «Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на шесть частей.

Ноябрь. 1 неделя. Тема: «Одежда».

  1. «Швейная мастерская» - конструирование предметов одежды из геометрических фигур.
  2. « Умелые ручки» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  3. «Поможем маме» - наматывание клубков из толстой нитки.
  4. «Сушим белье» - пристегивание кукольной одежды прищепкамина веревке.

2 неделя. Тема: «Обувь, головные уборы».

  1. «Свяжем шапку» - выкладывание и приклеивание толстых ниток на силуэт шапки.
  2. « Найди пару» - сортировать «обувь» из картона.
  3. « Завяжем шнурки» - завязывание шнурков.
  4. «Мастерская» - выкладывание обуви и головного убора по контуру пластилиновыми жгутиками.

3 неделя Тема: «Мебель».

  1. «Мебельная фабрика» - выкладывание из палочек мебели.
  2. «Починим мебель» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели и обводка.
  3. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание мебели по контуру пластилиновыми жгутиками.
  4. «Покупка мебели» - узнать на ощупь мелкую кукольную мебель.

4 неделя Тема: «Дом. Квартира».

  1. «Что нам стоит дом построить» - работа мелким строительным материалом.
  2. «Кирпичный дом» - обводка трафаретов и штриховка «под кирпич».
  3. «Юный архитектор» - выкладывание дома из  геометрических фигур.
  4. «Строители»- выложить дом из палочек с заданным количеством этажей.

Декабрь. 1 неделя. Тема: «Посуда».

  1. «Узнай посуду» - узнать на ощупь кукольную посуду.
  2. «Посуда для «Мишутки» - лепка посуды.
  3. «Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета пластилиновыми жгутиками.
  4. «Чайная пара» - обводка трафарета с последующим вырезанием.

2 неделя. Тема: «Продукты».

  1. «Морковки  для заячьей семьи» - вылепить морковь разного размера.
  2. «Приготовим обед» - перебирать горох и перловку.
  3. «Компот из вишни» - скатывание шариков из красной бумаги.
  4. «Салат из фасоли» - приклеивание фасоли на силуэт тарелки.

3 неделя. Тема: «Зима».

  1. «Снегопад» - приклеивание «снега» из белых скатанных в шарик комков из белой бумажной салфетки.
  2. «Снеговик» - приклеивание кружков из квадратов методом обрывания и посыпать (на клей) крупной солью.
  3. «Зимнее дерево» - выкладывание из палочек.
  4. «Снежинка белая» - выкладывание снежинки из белых цветных полосок.

4 неделя. Тема: «Ель, сосна».

  1. «Сосна зимой» - выложить крону сосны из комков зеленой бумаги, из белой бумаги – снег.
  2. «В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
  3. «Ель» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
  4. «Елка наряжается» - выложенную жгутиками елку украсить вылепленными пластилиновыми игрушками.

Январь 2 неделя. Тема: « Зимующие птицы».

  1. «Птицы» - складывание разрезных картинок птиц из 6-8 частей.
  2. «Накормим птиц?» - сортировка гороха и перловки.
  3. «Воробушек» - на силуэт птицы приклеить гречневую крупу.
  4. «Кормушка» - выложить из палочек.

3 неделя. Тема: «Дикие животные».

  1. «Любимое дикое животное» - дети выбирают трафареты диких животных и при помощи кусочков цветной бумаги (метод обрывания) заполняют объем фигуры по методу мозаики.
  2. «Спрячь животное?» - штриховка животного.
  3. «Мишка косолапый» - по кругу заполнить-выложить из ниток объем фигуры медведя.
  4.         «Угостим белочек» - лепка орешков и грибов.

4 неделя. Тема: «Домашние  животные».

  1. «Домашние питомцы» - выкладывание котенка, кошки, собаки и щенка из геометрических фигур.
  2. «Узнай, кто спрятался» - узнать на ощупь (мелкие игрушки) домашних животных.
  3. «Найди животное» - выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов животных.
  4. «Жилище животных» выложить из палочек.

Февраль. 1 неделя. Тема: «Игрушки».

  1. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением игрушки из 6-8 частей.
  2. «Конструктор» - выложить игрушки из геометрических фигур.
  3. «Мастерская игрушек» - изготовление игрушек из природного материала.
  4. «Моя любимая игрушка» - штрихование силуэтов игрушек.

2 неделя. Тема: «Человек».

  1. «Кто это?» - обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека.
  2. «Я рисую» - рисование человека на песке пальцем.
  3. «Хоровод» - выкладывание фигуры людей из геометрических фигур.
  4. «Одежда для меня» - вырезание одежды по контуру.

3 неделя Тема: «Транспорт».

  1. « Инженер-конструктор» - выкладывание транспорта из геометрических фигур.
  2. «Разрезные картинки» - складывание автобуса из 6-8 частей.
  3. «Сборка грузовика и поезда из мелкого конструктора».
  4. «Корабль» - выложить по контуру из пластилиновых жгутиков.

4 неделя Тема: «Защитники Отечества».

  1. «Солдаты» - разглаживание смятых в комочек трафаретов солдат, обводка, штриховка.
  2. «Танк» - выложить из геометрических фигур.
  3. «Военный самолет» - конструирование из бумаги.
  4. «Солдатская каша» - перебирание перловки и фасоли.

 Март 1 неделя Тема: «Семья».

  1. «Папа, мама, я» - выкладывание из геометрических фигур.
  2. «Одежда для всей семьи» - обводка трафаретов, штриховка.
  3. «Подбери одежду» - выкладывание одежды из геометрических фигур.
  4. «Поможем маме, бабушке»- наматывание клубков из ниток.

2 неделя Тема: «Геометрические фигуры – форма, величина».

  1. «Узнай фигуру»- узнать фигуру на ощупь.
  2. «Что я умею делать?» - самостоятельно выбрать тему для выкладывания из геометрических фигур.
  3. «Картина из геометрических фигур» - коллективная работа.
  4. «Спрячь фигуру»- штрихование геометрических фигур в разных направлениях.

3 неделя  Тема: «Сказки.Что такое хорошо и что такое плохо».

  1. «Три медведя» - выкладывание из палочек мебели для медведей.
  2. «Заячья избушка» - выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов домов зайца и лисы.
  3. «Колобок» - выложить из геометрических фигур путешествие колобка.
  4. « Курочка Ряба» - обрывание лишней бумаги по контуру.

    4 неделя  Тема: «Животные жарких стран».

  1. «Кто это?» - обводка трафарета животного.
  2. «В зоопарке» - обрывание лишней бумаги по контуру.
  3. «Накормим животных и птиц» - сортировка фасоли, гороха, перловки.
  4. «Попугай» - собирание птицы из цветной мозаики по образцу.

Апрель. 1 неделя Тема: «Весна».

  1. «Верба» - наклеивание скомканных шариков желтой бумаги.
  1. «Весенний пейзаж»- создание картины методом обрывания бумаги.
  2. «Весенний дождь» - выложить картину из полосок бумаги методом обрывания.
  3. «Весеннее солнце» - выкладывание из геометрических фигур.

Апрель. 2 неделя Тема: «Перелетные птицы».

  1. «Грачи прилетели» - примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки – следы грачей.
  2. «Скворечник» - выкладывание из палочек.
  3. «Узнай птицу» - выкладывание из геометрических фигур.
  4. «Домик для птиц» - вылепить из пластилина гнездо и выстелить клочками ваты.

Апрель. 3 неделя Тема: «Рыбы».

  1. «Ловись, рыбка, и мала, и велика » - разглаживание смятых в комочек трафаретов солдат, обводка, штриховка.
  2. «Разрезные картинки» - сложить картинки с изображением рыб из 6-8 частей.
  3. «Золотая рыбка» - выгибание из проволоки фигуры рыбы.
  4. «Наш пруд» - из мятой бумаги выложить волны с рыбками.

Апрель. 4 неделя Тема: «Цветы».

  1. «Цветочная поляна» - выложить цветы из геометрических фигур.
  2. «Готовим саженцы сирени» - выкладывание куста сирени с корешками и  с почками из  мятой бумаги.
  3. «Цветочная поляна из одуванчиков» - отщипывание от куска желтого пластилина маленьких комочков и примазывание к зеленому листу бумаги.
  4. «Букет цветов» - оригами.

Май. 1 неделя Тема: «Труд весной»

  1. « Наша дача» - выкладывание из палочек дома, забора, деревьев.
  2. «Деревянная дорожка» - заготовки «досок» для дорожки из бумаги методом обрывания по контуру.
  3. «Коврик» - плетение коврика-шотландки из цветных бумажных полосок.
  4. «Посадка фасоли» - от куска пластилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную» землю.

Май. 2 неделя Тема: «Насекомые»

  1. «Стрекоза, бабочка, муравей» - выкладывание из геометрических фигур.
  2. «Божья коровка» - из мятой бумаги изготовить объемную божью коровку.
  3. «Бабочка-капустница» - из бумаги методом обрывания по контуру.
  4. «Гусеница»- вылепить из пластилина.

Май. 3-4 неделя  Тема «Чему научились за год»

1-2-3-4- «Изготовление поделок» - дети самостоятельно выбирают материал и рассказывают о том, что собираются делать, комментируют свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи «Дикие животные наших лесов»

Занятие по развитию мелкой моторики для детей с тяжелыми нарушениями речи...

« Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на цент...

Программа развития мелкой моторики дошкольников

Программа "Развитие мелкой моторики детей второй группы раннего возраста", по теме самообразования....

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Золушке мы помогаем, пальчики мы развиваем".

Конспект интегрированного  занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Золушке мы помогаем, пальчики мы развиваем"....