Использование игрушек детьми дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Введение
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребёнку.
Игрушка важна для развития и личности ребёнка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребёнка, занимались многие педагоги и психологи, такие как Н. К. Крупская, Е. А. Коссаковская, Д. В. Менджерицкая и другие.
Игрушка неизменный спутник ребёнка с первых дней рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Главная задача взрослых состоит в том, чтоб научить ребёнка действовать с игрушками.
В игрушке находили своё отражение исторические особенности развития общества, условия климата, географического положения страны, традиции ведения хозяйства, своеобразие коммуникаций народа. Особенности общественного строя обуславливали наличие игрушек, которые в свою очередь способствовали развитию в ребёнке качеств, востребованных обществом. И до настоящего времени в игрушке продолжают находить своё отражение основные черты нации. Её можно охарактеризовать как символ народа и источник формирования личности ребёнка.
В связи с этим цель работы - изучить влияние игрушки на развитие ребёнка.
Проблема: каков педагогический потенциал игрушек в воспитании детей?
Цель исследования: определить и апробировать методику использования игрушек в воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – педагогический потенциал игрушек.
Предметом исследования является педагогический потенциал игрушек в воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, особенности и историю игрушек.
- Охарактеризовать педагогический потенциал игрушек в воспитании дошкольников.
- Определить особенности использования игрушек в воспитании современных дошкольников.
- Апробировать методику использования игрушек в воспитании дошкольников.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование).
Использование игрушек детьми дошкольного возраста
Характеристика и история игрушек
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия. Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием.
Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко,- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль .
Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребёнка. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность.
К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Любимые игрушки учат ребёнка доброте, сопереживанию. Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша .
Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.
Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребёнка.
Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности. Исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
В исследовании Г.Л.Дайн отмечено что, игрушка – относительно хрупкий предмет, и жизнь её коротка, поэтому время появления игрушек определить очень трудно. Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга «на потеху» детям. Игрушки отражали любовь к детям, желание их порадовать, позабавить, чему – то научить. В изготовлении игрушки проявлялись творческая выдумка, понимание интересов детей, их желаний. Игрушка отражала характерные черты труда людей, любовь к природе, знание её, воспроизводила особенности и повадки животных, птиц. Игрушки имели яркую раскраску, чёткую форму, были выразительны и доходчивы.
Изучение истории возникновения игрушки показало, что она существовала уже в первобытном обществе. Это изучение доказало, что уже на самых древних этапах культуры дети делали себе игрушки из различных окружающих их предметов, а также из природного материала. Например, куклу делали из початка кукурузы, из сучка или из плетёного лыка, причём «серьги», украшающие куклу, были несомненным признаком человека.
Античная культура дала детям интересные игрушки, многие из которых стали прообразом современных игрушек. У египетских мумий сохранились кожаные мячи, наполненные упругим материалом, животные из дерева, а также куклы, изображающие, как господин бьёт своего раба. Сохранились игрушки древней Греции и Рима из слоновой кости, изображающие кукол, животных и т. п. Из древних памятников, рукописей и рисунков мы знаем, что игрушки всегда отражали воспитательные цели. Кроме роскошных игрушек, которые предназначались для детей высших общественных слоёв, одновременно создаётся народная игрушка.
Л.Д. Оршанский, анализируя детские, игрушки выявил что, народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Русская народная игрушка имеет свою славную историю и богатые традиции. Для неё характерны упрощённость и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета. На протяжении столетий очаги игрушечного производства возникали в разных губерниях – Архангельской, Вологодской, Нижегородской и др. Столица «игрушечного царства» находилась в Подмосковье, в Троице-Сергиевском посаде.
В царской России игрушки в основном ввозились из-за границы: дорогие – для детей привилегированных сословий и дешёвые, фабричные – для детей рабочих. Народная игрушка производилась в недостаточном количестве.
Только в советское время детская игрушка стала предметом серьёзных забот государства. В советское время изменились условия работы мастеров, создающих замечательные произведения этой отрасли народного искусства. Правда и простота народной игрушки, её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка. Большую педагогическую ценность представляют токарные (бабенковские) игрушки: пирамидки, матрёшки, вкладные мисочки. Они служат основным дидактическим материалом для знакомства с цветом, формой, размером, для развития мышления, внимания. Изящество формы, яркая окраска изделий способствуют формированию художественного вкуса.
Игрушки являются обобщённым, материальным, эстетическим и этическим средством культурно-исторической преемственности опыта поколений, носителем того содержания общественного и предметного мира, которое надлежит ребёнку освоить в периоды раннего, дошкольного и школьного детства. Игрушка может использоваться и в качестве средства манипулирования формирующимся сознанием ребёнка. Возникает понимание того, что помимо игрушек, составляющих непременный базисный компонент развивающей предметной среды детства, существуют и активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные – милитаристского, садистического низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, к депривации духовной жизни, ограничению потенций развития. К созданию игрушек привлечены помимо мастеров производства технологи, дизайнеры, педагоги, психологи. Современная индустрия игрушек оснащена новыми материалами и технологиями. Постоянно наращивается и ассортимент игрушек. Мир игрушек по обилию и точности представленности в нём тематики предметов реальной жизни взрослых людей во всём его объёме становится как бы параллельным предметным миром детства. Игрушки служат игре, поэтому их видовой состав и ассортимент должны соответствовать потребности ребёнка в различных видах игр с учётом их специфики в различные периоды детства.
К игрушкам предъявляется целый ряд требований.
Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может.
Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре.
При оценке игрушки с педагогической точки зрения нужно иметь в виду, что её содержание обязательно должно вызывать у ребёнка радостное чувство, активизировать его интерес к сюжету игры. Некоторые игрушки по своему содержанию напоминают ребёнку предметы, которые он уже видел, другие же знакомят его с новыми, неизвестными ему до сих пор вещами и явлениями. Это могут быть звери, различные по величине, по-разному одетые куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, транспортные и технические игрушки и т.д.
Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми. Игрушку нельзя смешивать с моделью. Модель – наглядное пособие – показывает предмет со всеми его деталями, даёт его готовым. Модель не стимулирует, а вызывает познавательный процесс, анализ, усвоение. Техническая игрушка для подростка, усложняясь в деталях, постепенно может перейти в модель и игровой процесс – в техническое любительство. Здесь её важно дать не в готовом виде, а как сжатый материал для моделирования (конструкторы, полуфабрикаты). Таким путём техническая игрушка переходит в техническое любительство, моделирование, конструктивное изобретательство. Чем моложе ребёнок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка.
Игрушка забавляет, радует ребёнка, в тоже время воспитывает его и развивает. Она учит ребёнка жить и действовать; в игре ребёнок отражает и творчески перерабатывает свой жизненный опыт. Совершенно необходимы для ребят игрушки, вызывающие смех, незамысловатые по тематике, но веселящие ребёнка, воспитывающие чувство юмора. Игрушка антихудожественная и неряшливо оформленная вредна для ребёнка. Большое внимание следует уделить игрушке для детского коллектива. Игрушка, объединяющая ребят в интересной коллективной игре, воспитывает умение вместе, дружно и творчески действовать.
Игрушка должна расширять кругозор ребят, увлекать образами современной действительности: показывать строительство, технику, знакомить с бытом трудящихся разных народов, с оборонной мощью нашей страны. Наряду с этим игрушка обогащает и уточняет представление ребят о природе, животных, труде и быте.
Е.А. Коссаковская отмечала что, современная игрушка должна отвечать требованиям гигиены и безопасности. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Угрозу для здоровья ребёнка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации». Необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на не заделанные края металлических и деревянных частей, плохо укреплённые мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д. Все игрушки нужно время от времени чистить и мыть, чтобы предупредить перенесение инфекций. Поэтому игрушки нужно делать такими, чтобы их можно было легко стирать, мыть, гладить, дезинфицировать и т. д., чтобы они были всегда чистыми.
Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технологов, инженеров и т.д.
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используется. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно применять в разных играх. Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.
Задача сюжетных игрушек – побуждать детей к сюжетным играм. Сюжетные игрушки являются имитацией действительных предметов, отражают жизнь, культуру и технику общества, в котором живёт ребёнок. Такие игрушки развивают фантазию детей, помогают им творчески воспроизводить действительность в сюжетной игре.
Сюжетные игрушки имеют ещё одно название – образные игрушки. В последнем названии подчёркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребёнка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолёты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.
Цель сюжетной игрушки – обогащать и развивать сюжетную игру. Нельзя, однако, забывать, что эта функция нераздельно связана с воздействием на умственное, эмоциональное и нравственное развитие ребёнка дошкольного возраста. Только таким образом мы сможем правильно понять, какое значение имеет игрушка в руках ребёнка.
Дидактические игры и игрушки, предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи воображения, воли и пр. организуется, прежде всего, по инициативе взрослого, который знакомит ребёнка с условиями использования игрушек и правилами игры. В дальнейшем ребёнок использует игры и игрушки самостоятельно.
Игрушки – забавы, «весёлые игрушки», по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей. Давних предшественников современных игрушек – забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек – забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё то будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки – забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий .
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность.
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. К музыкальным игрушкам причислят сюжетные игрушки с музыкальным устройством, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.
Технические игрушки вводят детей в мир техники знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.
Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
В работе детских садов большое место отводится строительному и конструктивному материалу для игры. Он обладает неограниченной возможностью изображения многих предметов, создания игр самого разнообразного содержания.
Игрушки – самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. В основе изготовления игрушек – самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребёнок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, ребёнок испытывает
радость, стремление к созидательной деятельности. Таким образом, игрушка – это предмет специально изготовленный для игры, для которого характерно условность изображения. Игрушки прошли длительный путь развития от первобытного строя до нынешних дней. Исторические условия накладывали отпечаток на содержание игрушек, и помогали ребёнку отражать и воспроизводить мир в уменьшительной форме.
Значение игрушек в жизни дошкольника
Игрушка издавна лучший друг ребёнка и неотъемлемая часть его игр. Поэтому нужно оценивать её значение в неразрывной связи с самой детской игрой, которую она органически дополняет и обогащает. Специалистами доказано, что средством развития психики ребёнка является игрушка, в статье Белиной А.Ф. отмечается, что В.С. Мухина выделяет две стороны личности, на которые игрушка оказывает наибольшее влияние: познавательную и эмоционально-нравственную . Согласно этой точки зрения, развитие познавательной сферы зависит от действий ребёнка с дидактическими (обучающими) и автодидактическими игрушками (пирамидками, игрушками-вкладышами, уменьшенными копиями орудий труда и т.п.), а развитие эмоционально-нравственной – от действий с куклами и, особенно, мягкими игрушками. Когда ребёнок играет с игрушкой, он совершает много движений, содействующих его физическому развитию. Если игрушки изображают настоящие предметы, дети могут выполнять с ними действия, которые они наблюдают в окружающей их среде. Так, они осваивают различные действия, координацию движений и ловкость рук.
Игрушки, которыми дети играют, служат посредником и приближают к ним настоящий человеческий труд.
Игрушки существуют для того, чтобы дети с ними играли. Кроме того, они должны служить для совершенствования различных физических, двигательных и умственных функций.
Игрушка как материальный центр игры в значительной степени способствует умственному развитию ребёнка. Ребёнок видит в игрушке лиц и предметы действительной жизни. Игрушка отражает и воспроизводит ребёнку мир в уменьшительной форме. Если ребёнок ежедневно играет с игрушкой, он лучше и обстоятельней знакомится с нею. Тем самым он получает основные представления о предметах и явлениях действительной жизни. Ребёнок знакомится с предметами-игрушками и включает их в свои игры, где наделяет их по собственному усмотрению и в соответствии с требованиями игры определённой функцией. При этом он узнаёт их особенности, цвет, форму, отдельные части и учится анализировать. Ребёнок не только осознаёт свойства своих игрушек, но сравнивает их с настоящими предметами, которые они изображают.
В процессе умственного воспитания игрушка оправдывает себя прежде всего как предмет, который напоминает уже ранее непосредственно полученные конкретные представления о реальных предметах и помогает ему лучше их осознать и понять.
Игрушка имеет большое значение для развития речи ребёнка: первые слова, которые ребёнок запоминает, обычно связаны с игрушками.
Развитию личности ребёнка способствуют не только умственные импульсы, которые ребёнок получает от окружающего мира, но в значительной степени и импульсы, помогающие формировать его отношения к лицам и предметам. Большую часть своего времени ребёнок играет. Игры для него являются областью, в которой он применяет и расширяет свои знания, личные отношения и чувства.
В игре ребёнок воспроизводит, в силу своих возможностей и способностей, свои действительные впечатления. В связи с этим он воспроизводит и своё эмоциональное отношение к отдельным лицам и предметам из окружающего мира. Но в игре настоящих людей и настоящие предметы заменяют игрушки. Игрушка, следовательно, выступает в качестве объекта, к которому устремляются и на который распространяются эмоции ребёнка.
С эмоциональным воспитанием в дошкольном возрасте тесно связано нравственное воспитание. Немалое значение имеет игрушка и для воспитания чувства коллективизма. В большинстве случаев игрушка активизирует не одного ребёнка, а целую группу, благодаря чему создаются и укрепляются дружеские взаимоотношения.
Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного обобщённого эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне. О влиянии на психику ребёнка игрушки, очень «близкой к действительности», говорил немецкий педагог К. Ланге. Он указывал на то, что взрослые допускают большую ошибку, считая, что игрушки, очень «близкие к действительности и реалистически исполненные», наиболее отвечают своему назначению. На самом деле «техническое совершенствование постепенно отнимает всю чарующую прелесть творчества, не тронутого безличной выучкой и ремесленной усталостью». Развивая эту мысль, российский педагог Л.Г. Оршанский, указывал на то, что слишком часто чувствуется деспотическое стремление взрослых внести поучительное в беззаботную детскую игру. Они не хотят допустить, чтобы дети тратили время «без пользы», предлагая всевозможные «полезные» игрушки, помогающие усваивать те знания, которые потом будут нужны для жизни. Но именно такие игрушки, по мнению Л.Г. Оршанского, не дают никакой пользы для ребёнка: «Такие игрушки не будят, не волнуют, они не дают работы – всё уже сделано на фабрике. Фантазия, это, так сказать, кровообращение молодой души, не работает; а притупляясь, она требует всё более острых впечатлений. Способность радоваться при этом падает, в душе не рождается ничего нового».
Отечественные и зарубежные исследователи – В.В. Абраменкова, В. Лосева, А. Луньков, В. Мухина, Г. Лендрет – установили, что игрушка оказывает огромное влияние на формирование всех сфер психики ребёнка.
Решающим критерием при выборе игрушек должен быть возраст ребёнка. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки. Большую роль игрушки в жизни детей подчёркивала Н.К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: « Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребёнку и что ему нужно». Н.К. Крупская указывала на то, что в игрушке должны быть правдиво отражены конкретные явления жизни, образы людей, животных. Она призывала изучать возрастные особенности ребёнка и в соответствии с ними создавать и подбирать игрушки.
Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребёнка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Значение игрушки для психического развития ребёнка тем выше, чем меньше ребёнок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечёт за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. При этом следует помнить, что развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего мира. Прежде всего маленький ребёнок должен овладеть материальной культурой, т.е. способами практических ( предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий формируются мотивы и потребности познания, развиваются речь, эмоции. Действия с игрушками как первые практические действия, которые ребёнок постигает, удовлетворяют и стимулируют его потребности в работе анализаторов, во внешних впечатлениях, в движениях.
Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. Правильнее было бы назвать это предметно – игровой деятельностью. В ходе этой деятельности ребёнок подготавливается для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой. Ребёнку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками ( ознакомительная игра). Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, радующими их своей формой, цветом и вместе с тем простыми, удобными для захватывания, безопасными.
В конце первого – начале второго года жизни ребёнок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым. Игрушка для ребёнка полна смысла. В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определённых отношений между людьми. В начале третьего года жизни малыш не берёт на себя роль, но фактически выполняет её, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определённому лицу. Чем теснее связана сюжетно –отобразительная игра ребёнка раннего возраста с его жизненным опытом, тем чётче проявляется знание им назначения предметов – игрушек – их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относиться к ним.
Игра младшего дошкольника требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Трёхлетним и четырёхлетним детям большую радость доставляет движение, независимо от того, двигаются они сами, или заставляют двигаться других. Поэтому для детей этого возраста очень подходят игрушки, которые могут выполнять разные движения, например, заводные звери, куклы-марионетки или такие игрушки, которые заставляют двигаться самого ребёнка, например, мячи, коляски, разные автомашины, повозки. У детей этого возраста начинает проявляться любовь к строительству. Очень хорошо с этой целью применять разные кубики, конструкторы и складные игрушки, которые ребёнок может складывать по своему желанию, перестраивать, разбирать и снова составлять. Дети четырёх – пяти лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом, и определённым положением предмета или самого ребёнка. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии.
Для ребёнка шести-семи лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшний жизни. Дети шести-семи лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированны, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки.
Жизнь раскрывается перед ребёнком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт, почёрпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребёнок начинает практически понимать глубокий смысл труда.
Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им отобразить в игре содержание разного труда взрослых, общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста.
Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта.
Для хорошей, весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.
Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических процессов, личности ребёнка.
Список литературы
- Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание – 1995. - №3.
- Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета. – 2000. - №16//17.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре – М., 1983.
- Бейлина А.Ф. Фребель: игры и игровые средства // Дошкольное воспитание – 1995. - №3.
- Болотина Л.Р., Комарова П.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1997.
- Голецынова О., Клиндова Л., Бердыкова С. Игры в детском саду – М.: Просвещение, 1966.
- Дайн Г.Л. Русская народная игрушка – М.,1981.
- Зворыгина Е.В. Игра дошкольника – М., 1989.
- Игрушки и пособия для детского сада: Оборудование пед. Процесса: Кн. Для воспитателя и зав. дет. садом // Сост. Л.Ф. Островская; Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1987.
- Игра дошкольника Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.; 1989.
- Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педогогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2009.
- Кононов А. Духовный смысл игрушки // Духовно-нравственное воспитание – 2002. №1.
- Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С.Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение. 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды нетрадиционных техник рисования и их использование с детьми дошкольного возраста
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чащ...
Консультация для родителей “Использование гаджетов детьми дошкольного возраста”.
Консультация для родителей “Использование гаджетов детьми дошкольного возраста”.Технологии не стоят на месте, ребенка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интер...
Консультация для родителей "Плюсы и минусы использования гаджетов детьми дошкольного возраста в современном мире".
Мобильные устройства и компьютеры в современном мире нужны человеку для общения, работы, познания и развлечения. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, потому что делают ее легче, интереснее...
Презентация "Плюсы и минусы использования гаджетов детьми дошкольного возраста"
Мобильные устройства и компьютеры в современном мире нужны человеку для общения, работы, познания и развлечения. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, потому что делают ее легче, интереснее...
«Использование игрушек антисстресс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
В данном материале представлены игры с игрушками антисстресс....
Консультация «Плюсы и минусы использования гаджетов детьми дошкольного возраста в современном мире».
Привлечь внимание родителей к полезной и нужной информации....
Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»
Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...
Комментарии
Тема по самообразованию
Тема по самообразованию