Методические рекомендации воспитателям "Оказание педагогической поддержки ребенку в адаптационный период"
консультация

Сугундукова Евгения Сергеевна

В методических рекомендациях рассмотрен вопрос о способах поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по оказанию педагогической поддержки воспитаннику в период адаптации к условиям ДОО

Подготовила: педагог-психолог

МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия»

г. Пыть-Ях

Сугундукова Е.С.

г. Пыть-Ях

2020

Педагогика раннего возраста актуализируется в современных условиях развития дошкольного образования, благодаря реализации государственной программы, направленной на предоставление доступного и качественного образования детям от двух месяцев до трех лет во исполнение Указа Президента №240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Деятельность современных дошкольных  образовательных организаций направлена на удовлетворение повышенного запроса родителей на функционирование групп для детей младенческого и раннего возраста, создание полноценных условий для раннего развития детей.

Для ребенка, поступающего в детский сад, открывается новая реальность с неизученным пространством, незнакомым  окружением и непривычными отношениями. К этим неизведанным условиям  нужно каким-то образом приспособиться - адаптироваться. В связи с этим, важным для рассмотрения становится вопрос адаптации ребенка раннего возраста к условиям образовательной организации.

Процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям жизни при поступлении в детский сад, требуют со стороны взрослого окружения организации эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения. Вместе с тем на данный момент в большей мере изученным является проявление механизмов дезадаптации, и в меньшей – факторы, влияющие на успешность адаптационного процесса, в том числе, влияние воспитателя на этот процесс.

Научные работы Ч. Дарвина, C. Bernard, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других авторов предопределили дальнейший интерес исследователей всего мира к феномену адаптации. В психологии проблемами адаптации занимались такие специалисты, как Г.Селье, П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Т.Шибутани и другие авторы.  Все они подчеркивали важность адаптационных механизмов в жизни человека. Психологи отмечали важную роль участия воспитателя в адаптационном процессе.  Об этом упоминали такие авторы, как Н.М. Акcарина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить  несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация – это:

- свойство любого организма;

- процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой;

- результат активного взаимодействия человека со средой;

- цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится.

        Таким образом, адаптация понимается как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой и направляется на достижение равновесия в системе «человек – окружающая среда».

        При всем вышеперечисленном, организм ребенка прилагает большие усилия, чтобы приспособиться к незнакомым обстоятельствам, адаптироваться в новой среде и обязательно приспосабливается к ней. Очевидно, что столь сложный и многоплановый процесс требует длительного периода времени.

Проанализировав работы Н.Д. Ватутиной, И.А. Лыковой, Р.В. Тонковой-Ямпольской, можно выделить три вида адаптации:

Легкая адаптация – отрицательные эмоциональные реакции носят временный характер. В течении первого месяца ( до 15 дней)  его состояние нормализуется и появляется потребность в активности, самостоятельности, общении со взрослым.

Адаптация средней тяжести – отрицательные эмоциональные проявления нормализуются медленно, и при этом ребёнок может на короткое время потерять в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней. Потребность в активности и проявлении самостоятельности формируется в течении 20 дней.

Тяжелая адаптация – признаки эмоционального неблагополучия характеризуются длительным течение (от 20 дней до нескольких месяцев). Ребёнок может проявлять стойкие нарушения поведения, истерики, может потерять уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить, как и физическое, так и психическое истощение организма.

Выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов. В таблице 1 (приложение 1) представлено описание типовых состояний и их проявления, характерные для ребенка раннего возраста. Из анализа которой следует,  признаки дезадаптационного состояния малыша (утомления и стресса) в период адаптации могут проявляться: в трудностях засыпания и беспокойном сне; в усталости после нагрузки; в рассеянности, невнимательности; нервно-эмоциональном перенапряжении (обидчивость, плаксивость, повышенная агрессивность); в беспокойстве и непоседливости; в отсутствии уверенности в себе, в проявлении упрямства; признаках нарушения аппетита; в страхе контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников. На физиологическом уровне: в подергивании плеч, в верчении и качании головой, раскачиваниях всем телом, чесании, дрожании рук; в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения; в повышенной тревожности; в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

        Взрослому окружению ребенка необходимо проявлять внимание к его общему состоянию, к особенностям поведения, настроения, эмоциональным и физиологическим реакциям и своевременно предупреждать переход от стадии оптимального состояния на стадии «утомление» и «стресс».

      Степень выраженности тяжести процесса адаптации у детей свидетельствует о том, что им крайне необходимо участие воспитателя в оказании педагогической поддержки в адаптационный период к условиям детского сада.

      В случаях, если организация роли и участия воспитателя в педагогической поддержке не имеет целостной структуры и плана организации, то есть она  оказывается эпизодически, по инициативе специалистов дошкольной образовательной организации или запросам родителей (законных представителей), то у детей может проявиться  тяжелая степень выраженности адаптационного кризиса. Если же в детском саду простроена система психолого-педагогического сопровождения и взаимодействия, а также реализуются мероприятия педагогической поддержки детей в адаптационный период, то систематическая реализация запланированных мероприятий позволяет снизить степень выраженности адаптационного кризиса у детей, адаптируемых к условиям дошкольной образовательной организации.

      Ребенок раннего возраста легче приспосабливается к условиям детского сада, если воспитатель осуществляет педагогическую поддержку на основе анализа индивидуальных затруднений ребенка, включения разнообразных способов превентивной и оперативной помощи ребенку, организуя при этом  партнерское взаимодействие дошкольной организации с семьей.

Во избежание осложнений на начальном этапе адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОО. Четкость, профессионализм, продуманность деятельности медицинского персонала и педагогического состава дошкольной организации, благоприятный микроклимат, партнерские взаимоотношения с родителями - залог успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если взрослое окружение объединят свои силы и создадут для малыша комфортную среду, организуют разнообразную и содержательную деятельность в детском саду и в домашних условиях, то можно с уверенностью сказать, что происходящие изменения в жизни ребенка будут восприняты им как благоприятные.

Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям дошкольной организации должна носить комплексный характер. Одним из критериев, определяющим степень сложности и длительности привыкания к детскому саду у каждого ребенка является сработанность и сотрудников дошкольной организации. Именно совместная работа позволяет достичь необходимой цели - сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.

          Таким образом, в адаптационный период необходимо включить комплекс педагогических мер, облегчающих протекание адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации.

При планировании различных видов детской деятельности в утреннее и вечернее время и  планировании совместной и индивидуальной деятельности в группе воспитателю необходимо учитывать оказание педагогической поддержки каждому ребенку, используя индивидуальные и групповые формы поддержки.

Все мероприятия по оказанию педагогической поддержки  участниками педагогического процесса необходимо проводить строго в соответствии с режимом дня и циклограммой деятельности группы раннего возраста.

Существуют базовые потребности ребенка, актуальные и в образовательном контексте, качественное удовлетворение и проектирование  которых создаст условия для успешной адаптации ребенка к детскому саду (И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева). Потребность в любви педагог может удовлетворить с помощью обращения по имени, прямого открытого взгляда, чередования мимических выражений, чередование обращений от уменьшительно-ласкательного до нейтрально-делового, вариаций интонации, использования мягких жестов. Познавательную потребность воспитатель может удовлетворить такими способами, как: показ модели, техники выполнения чего-либо.  Потребность ребенка в активности – использованием побуждающих слов, действий, создание условий для движений, двигательной активности в разных помещениях, чередование состояний покоя и активности, использование предметов, материалов, имеющие эффект новизны для ребенка. Потребность ребенка во взаимодействии, в общении с другими – использование приглашающих, открытых жестов, поз, вариаций голоса, создание обстоятельств общения, наличие свободного пространства между педагогом и ребенком. Потребность ребенка в самореализации педагог может удовлетворить такими способами, как, создание ситуаций успеха, использование открытых побуждающих слов, жестов, движений, создание «мест личного присутствия» (М. Хайдеггер).

        Таким образом, исходя из результатов научных исследований в области возрастной психологии, можно с достоверностью сказать, что период раннего детства является наиболее гибким в смысле приспособления организма к изменяющимся условиям. Любая дисфункция может быть замещена. Создание, психологически комфортных и безопасных условий среды будет способствовать наименее травматичной адаптации ребенка к новым жизненным условиям.

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые документы

  1. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 в последней действующей редакции от 29 декабря 2017 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу. Электронный ресурсURL:https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html
  2. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» //Электронный ресурсURL:http://docs.cntd.ru/dokument/420277810
  3. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в российской Федерации Десятилетия детства» Электронный ресурс. URL:http://www.garant.ru/news/1113244/#ixzz4LV34JHwu
  4. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». От 7 мая 2018 г. Электронный ресурс.URL:https://riafan.ru/1063577-maiskie-ukazy-prezidenta-rossiiskoi-federacii-vladimira-putina

Научная и методическая литература

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. [Текст] / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель. -2008. – 188 с.
  2. Аксарина М.Н., Воспитание детей раннего возраста. [Текст] / Аксарина М.Н. – М.: Медицина. - 2007. - 304с.
  3. Айсина Р., Социализация и адаптация детей раннего возраста. [Текст]/ АйсинаР, Дедкова В., Хачатурова Е. // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53.
  4. Божович Л.Н., Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]/ Божович Л.Н. – СПБ.: Питер. -2009. – 450 с.
  5. Ватутина Н.Д., Ребенок поступает в детский сад. [Текст]/ Ватутина Н.Д – М.: Просвещение. - 1993. – 170 с.
  6. Волошина Л.Д., Современная воспитательная система детского сада. [Текст]/ Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 – 17.
  7. Выготский Л.С., Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. [Текст]/ Выготский Л.С., - М.: Педагогика. -1984. - 356с.
  8. Давыдова О.И., Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. [Текст]/ Давыдова О.И., Майер А.А. – М.: ТЦ «Сфера».- 2006. – 128 с.
  9. Данилина Т.А., Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. [Текст]/ Данилина Т.А., Степина Н.М.– М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
  10. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]/ Доронова Т.А. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. -С. 18 – 21.
  11. Евдокимова Е., Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания. [Текст]/ Евдокимова Е. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49.
  12. Калинина Р., Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении. [Текст]/ Калинина Р. // Дошкольное воспи¬тание. -1998.- № 4; -с. 2-9.
  13. Костина В., Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. [Текст]/ Костина В. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36.
  14. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. Автореферат дис. д-ра пед. наук.- Москва, 1974.
  15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
  16. Лыкова И.А. От содействия к сотворчеству – вектор развития взаимоотношений детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада //Детский сад: теория и практика. – 2015. №12. – С. 3-37.
  17. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. /Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». – М: Издательский дом «Цветной мир», 2018.
  18. Милославова И.А., Адаптация как социально-психологическое явление. [Текст]/ Милославова И.А.// Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. -Л., 1973. Вып.2. С. 111-120.
  19. Марач И., Влияние привязанности ребёнка к матери на его адаптацию к детскому саду. [Текст]/Марач И.// Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. – Брест. -2004. - с. 284-286.
  20. Остроухова А., Успешная адаптация. [Текст]/ Остроухова А. // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18.
  21. Педагогика раннего возраста. [Текст]/ /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. - М., 1998. - 342с.
  22. Печора К.Л., Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. [Текст]/ Печора К.Л., Пантюхина Г.В. - М.: Владос. - 2007. - 176 с.
  23. Психология дошкольного возраста: учебник для студ.учрежденийвысш. проф. образования. [Текст]/ / Под. ред. Г. А. Урунтаевой. —М.: Издательский центр «Академия». -2014. — 272 с.
  24. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат. -1990. -494 с.
  25. Терёхина О.А., Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению. [Текст]/ Терёхина О.А., Богословская В.С. -Мозырь: ООО ИД "Белый ветер". -2006. - 167с.
  26. Тонкова-Ямпольская Р.В., Основы медицинских знаний. [Текст]/ Тонкова-Ямпольская Р.В., - М.: Просвещение. -1986. – 320с.

Приложение 1

Таблица 1

Характеристики типовых состояний и их проявлений у детей раннего возраста

Состояние и его общая характеристика

Психофизиологическая характеристика ребенка раннего возраста в данном состоянии

Релаксация – это состояние успокоения, расслабления и восстановления. Во время расслабления происходит восстановление нормального функционирования всех систем организма.

Ребенок спокоен, мышцы расслаблены, состояние умиротворенности и покоя.

Сон – это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфере.

Ребенок спит, находясь в состоянии значительной обездвиженности. Могут возникнуть неяркие проявления физиологических реакций. Состояние расслабленное.

Оптимальное рабочее состояние – это состояние комфорта. Тем не менее, это состояние сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции.

Ребенок сосредоточен на чем-либо, манипулирует предметами. Психофизиологически умеренно напряжен, присутствует чередование состояний напряжения и расслабления.

Утомление – состояние, характеризующиеся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласованности в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность.

Данное состояние проявляется на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

На физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов; на психологическом уровне происходит снижение чувствительности, наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др., наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах; на поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.

При утомлении у ребенка может наблюдаться вялость, заторможенность, невнимательность, отвлекаемость или расторможенность, двигательная активизация, беспокойство, «выключенность» из контакта.

Стресс – это функциональное состояние, характеризующееся повышенной физиологической и психической активностью. Состояние отличается крайней неустойчивостью.

Ребенок находится в состоянии нервно-эмоционального перенапряжения: плачет, кричит или причитает, совершает хаотичные движения, порывается бежать «куда глаза глядят», стучит руками по предметам, топает ногами, кидает предметы и т.п. Яркие проявления физиологических реакций: гримассы, нарушен ритм дыхания, изменение состояния кожных покровов (бледность, покраснение) и т.п. Ярко выражено состояние аффекта.

Приложение 2

 Инструкция по приему вновь поступивших детей

  1. Принимать вновь поступившего ребенка в часы бодрствования в утренние часы, либо после дневного сна.
  2. Укороченный день назначается детям всех возрастов. Время пребывания ребенка в группе увеличивается постепенно в зависимости от особенностей поведения ребенка.
  3. Обращаться к ребенку по имени. Разговаривать с ребенком ласково, предупреждать отрицательные эмоции, не давать ребенку много плакать.
  4.  В беседе с родителями (законными представителями) уточнить способ успокоения, который нравится ребенку и что наоборот не нравится.
  5. Первые дни организовывать деятельность ребенка в стороне от других детей до тех пор, пока он сам не проявит интереса и желания играть с другими детьми.
  6.  В период адаптации стараться «держать» нового ребенка поближе к себе,    обращаться к нему почаще, чтобы успокоить и направить его деятельность.
  7.  Все занятия с новым ребенком проводить индивидуально. В групповые     занятия вовлекать его постепенно.

11. Поведение нового ребенка отмечать в листах адаптации. О проявлениях трудной формы адаптации информировать педагога-психолога в ходе ежедневного взаимодействия в период адаптации.

Приложение 3

Рекомендации по созданию благоприятного психологического микроклимата и эмоционального комфорта в группе

  1. Применять к ребенку минимальное количество ограничений и запретов,      кроме обязательных: не бить кого-либо; не ломать игрушки и т.д.
  2. Предоставлять, по возможности, максимальную свободу действий.
  3. Обеспечивать эмоциональную поддержку ребенка. Выполнение этого требования является условием, при котором у ребенка формируется чувство «безопасности».
  4. Создавать и предоставлять возможности «выплеска» – то есть таких условий, которые способствуют тонической сбалансированности эмоций (адаптационные игры, динамические, подвижные игры и упражнения, логоритмика и т.д.).
  5. Оказывать только необходимую актуальную помощь ребенку со стороны взрослого.
  6.  Проявлять эмоционально-положительное отношение к детям.
  7.  Проявлять постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям ребенка.

9. Превалирование приоритета в системе общения: «ребенок – ребенок» и использование лишь по мере необходимости системы общения «ребенок – взрослый». Это требование обусловлено тем, что потребность в самовыражении и в самоутверждении особенно ярко проявляется в совместной деятельности сверстников, где их одобрение, как и осуждение более эмоционально значимы для ребенка.

Приложение 4

                                               Планирование НОД

Игровая ситуация

Сентябрь

Содержание

Задачи

1

1 неделя

Тема: «Здравствуйте, дети!»

Игровая ситуация «Давайте познакомимся». Игра с мыльными пузырями «Танец мыльных пузырей».

Создавать благоприятные условия для комфортного и психологически безопасного самочувствия детей в период адаптации к условиям детского сада. Стимулировать потребность  в общении со взрослыми и другими детьми.

2

2 неделя

Тема: «Курочка – рябушечка»

Игровая ситуация «Едем в деревню». Логоритмика «Едет, едет наш автобус». Чтение потешки «Курочка - рябушечка».

Расширять представления детей о домашних животных. Воспитывать гуманное отношение к животным.  

3

3 неделя

Тема: «Петушок – золотой гребешок»

Игровая ситуация «Едем в деревню». Логоритмика «Едет, едет наш автобус». Чтение потешки «Петушок – золотой гребешок».

Расширять представления детей о домашних животных. Воспитывать гуманное отношение к животным.

4

4 неделя

Тема: «Коровушка – Буренушка»

Игровая ситуация «Едем в деревню». Логоритмика «Едет, едет наш автобус». Чтение стихотворения В.Берестова Коровушка».

Расширять представления детей о домашних животных. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Октябрь

5

1 неделя

Тема: «Пирамидка из серии «Игрушки»

Содержание

Задачи

Игра «Что в коробочке лежит?».

Учить детей рассматривать и показывать предметы и их части. Развивать умение  общаться со взрослыми и другими детьми. Формировать представления о понятиях «большой» и «маленький».

6

2 неделя

Тема: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»

Подвижная игра «Дождик». Дидактическая игра «Лужа».

Знакомить с природным явлением – дождь и его последствиями. Развивать тактильную чувствительность. Способствовать расслаблению.

7

3 неделя

Тема: «Кто у нас хороший?»

Игра с применением игрового  парашюта «Цветок».

Способствовать осознанию ребенком собственных чувств и переживаний. Развивать уверенность в себе. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

8

4 неделя

 Тема: «В гости кошечка пришла»

Игровая ситуация «Бездомный котенок». Психогимнастика «Котик, котинька, коток». Дидактическая игра «Домик для котенка».

Воспитывать положительные нравственные качества: доброта, жалость и забота о питомцах. Способствовать снятию эмоционального напряжения, релаксации.

9

5 неделя

 Тема: «В гости к собачке»

Игровая ситуация «Грустный пес». Подвижные игры  «Веселый бубен», «Бубен и погремушки».

Учить узнавать эмоцию грусти, подбирать ласковые слова, формировать умение жалеть другого. Знакомить с народными песенками и потешками, создавать условия для воспитания  положительных нравственных качеств.

Ноябрь

10

1 неделя  

Тема: «Мы едем, едем, едем»

Содержание НОД

Задачи

Игровая ситуация «Едем на паровозике». Логоритмика «Паровозик с дымком»».

Способствовать снятию эмоционального напряжения, релаксации.

11

2 неделя

Тема: «Наша кукла Катя»

Игровая ситуация «Кукла Катя собирается гулять». Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда». Показ и рассматривание одежды куклы. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку. Чтение потешки «Моя Катя маленька».

Знакомить с народными песенками и потешками, создавать условия для воспитания  культурно-гигиенических навыков.

12

3 неделя  

Тема: «Мой веселый, звонкий мяч»

Игры с мячом и веселым парашютом: «Не урони мяч», «Волны», «Салют».  Вынимание и вкладывание больших и маленьких мячиков.

Способствовать обогащению сенсорного опыта в процессе действия с большими и маленькими предметами. Развивать координацию движений рук.

13

4 неделя

 Тема: «Мишка косолапый»

Игровая ситуация «На лесной тропинке». Двигательная игра «Топ да топ». Игра «Догонялки с мишкой».

Расширять представления детей о диких животных. Воспитывать гуманное отношение к животным. Снятие психоэмоционального напряжения.

Декабрь

14

1 неделя

 Тема: «Снег, снежок»

Содержание НОД

Задачи

Игровое  упражнение «Мы по снегу идем, мы не упадем». Игровое упражнение «Снежные хлопья».

Развивать мелкую моторику. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги. Снятие психоэмоционального напряжения.

15

2 неделя

 Тема:

 «На горке»

Арт-терапевтическая методика «Зимушка-зима» (с использованием поваренной соли).

Познакомить детей со свойствами разных материалов. Развивать мелкую моторику рук. Снятие психоэмоционального напряжения.

16

3 неделя

 Тема: «В гости елочку мы ждем»

Игра с волшебной рукавичкой «Угадай что внутри?». Дидактическая игра «Собери бусы для елочки».

Развивать мелкую моторику. Учить собирать бусины, чередуя по цвету.

17

4 неделя

 Тема: «В гостях у елочки»

Дидактическая игра «Елочные игрушки».

Развитие внимания, зрительного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Проект педагогической поддержки ребенка с низкой самооценкой.

Проект для детей с низкой самооценкой. Разработан в соответствии с главными принципами психолого-педагогической поддержки. Автор: Шиловская Ольга Сергеевна....

Методическая разработка «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

Методическое пособие представляет практический материал для педагогов работающих с детьми раннего возраста.  В пособии подробно изложены приемы и рекомендации использования нетрадиционных способо...

Психолого-педагогическая поддержка детей в адаптационный период

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – одной из центральных идей которого, является сохранение и укрепление физического ...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...