Учебно - методическое пособие "Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста"
учебно-методическое пособие по теме
Это авторское учебно-методическое пособие разработаное мною, я использую при проведении дефектологического обследования воспинанников детского дома дошкольного возраста.В связи с особенностями работы в детском доме, дефектологическое обследование детей осуществляется 2 раза в год: на момент поступления ребенка в младшую группу дошкольного отделения детского дома, и на конец учебного года.
При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста
В связи с особенностями работы в детском доме, дефектологическое обследование детей осуществляется 2 раза в год: на момент поступления ребенка в младшую группу дошкольного отделения детского дома, и на конец учебного года.
При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).
В диагностическом обследовании рассматриваются следующие линии развития:
I. Социальное развитие.
Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и ближайшем окружении
1. Представления о себе и ближайшем окружении
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:
- Как тебя зовут?
- Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей);
- Сколько тебе лет?
- Имена родителей или других родственников.
2. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.
4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:
Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).
5. Особенности характера ребенка:
Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т.д.
6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):
Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания – самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
II. Моторное развитие.
В процессе обследования определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание.
В связи с тем, что многие дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, не владеют речью или владеют речью в недостаточном объеме, все задания даются ребенку как в вербальной («Беги!»), так и в невербальной форме (показ жестом в сторону предмета, к которому надо бежать), т.е. в ходе обследования педагогу следует использовать указательные жесты или показ. .
Если же ребенок легко вступает в контакт со взрослым и охотно сосредотачивает внимание на задании, но не может его выполнить самостоятельно или выполняет неверно, возможно использовать различные виды помощи: показ, подражание, совместные действия. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.
Упражнения, направленные на оценку общей моторики
1. Ходьба:
- Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».
- Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик): «Иди к колокольчику».
- Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».
- Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).
2. Бег:
- Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
- Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня».
- Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».
3. Прыжки:
- Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».
- Спрыгивание со скамейки (высота 10 см): «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
- Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».
4. Ползание, лазание:
- Ползание на четвереньках: «Проползи через ворота».
- Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед).
5. Бросание:
- Бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину».
- Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики».
Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия), выполняет задание после обучения, результат.
Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.
Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина, шкалы Н.И. Озерецкого, а так же с применением следующих тестов:
- Застегивание пуговиц;
- Нанизывание бусин на шнурок;
- Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
- Умение держать карандаш, ведущая рука;
- Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
- Обводка;
- Параллельная штриховка.
III. Конструктивный праксис.
Обследование осуществляется с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, а так же с применением следующих тестов:
- Воспроизведение фигур из палочек;
- «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)
IV. Интеллектуальное развитие
Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.
В данном разделе рассматриваются следующие интеллектуальные функции:
1) Внимание
- Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)
- Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)
2) Память
- Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)
- Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)
3) Мышление
Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, а так же с применением следующих тестов:
- «Четвертый лишний»
- «Найди такой же»
- «Найди отличия»
- «Продолжи ряд»
- «Серия картинок»
- Анализ предмета (выделение его частей)
- Узнавание предмета по словесному описанию
- Составление разрезных картинок
V. Развитие речи
В данном разделе определяется объем пассивного словаря, понимание речи, объем активного словаря (название частей тела, обобщающие понятия, использование предлогов), выявляется уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.
VI. Математические представления
Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.
Задание 1 – «Найди свои домики для фигурок» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребенка
Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.
Задание 2 – «Цветные бабочки» – направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).
Оборудование: цветные карточки – красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.
Задание 3 – «Покажи много, покажи один» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.
Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).
Так же выявляются представления детей о величине, навык сравнения множеств (приложением, наложением), счет в пределах 10, знания цифр и соотнесение их с количеством.
VI. Пространственные и временные представления.
При проведении обследования выявляются следующие представления ребенка:
- Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
- Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
- Ориентировка в направлении движений;
- времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
- дни недели;
- части суток;
VII. Игровая деятельность
Выявляется характер возникновения игры, предпочтение игр, форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми). Отмечается оречевление деятельности, отноношение к правилам, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий, что фиксируется в индивидуальных картах детей (индивидуальная карта ребенка приведена ниже). Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень развития (+), после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (v). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (-)
После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития. Подобное же обследование проводится в конце учебного года с целью выявления динамики в развитии ребенка и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и сопровождения ребенка.
Индивидуальная карта ребенка
Имя ребенка______________________________________________________
Показатели развития | Достижения ребенка | |
На начало года | На конец года | |
I. Социальное развитие. 1. Представления о себе и ближайшем окружении
2. Средства общения ребенка:
3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:
5. Особенности характера ребенка: 6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах). | ||
II. Моторное развитие. Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина, шкалы Н.И. Озерецкого. 1. Ходьба:
2. Бег:
3. Прыжки:
Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.
| ||
III. Конструктивный праксис. Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева
| ||
IV. Интеллектуальное развитие Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. 1) Внимание
2) Память
3) Мышление
| ||
V. Развитие речи Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.СтребелеваVII. Игровая деятельность
| ||
VI. Математические представления
| ||
VI. Пространственные и временные представления.
| ||
VII. Игровая деятельность
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальная адаптация воспитанников детского дома дошкольного возраста
пояснительная записка...
ПРОГРАММА "Подготовка воспитанников детских домов предшкольного возраста к успешному обучению в школе"
Авторская программа образовательно-воспитательная для детей детских домов старшего дошкольного возраста. В программе выделены следующие разделы: физическая культура и здоровье; социализация; безопасно...
Развитие системы модернизации летнего отдыха воспитанников детского дома дошкольного возраста с нарушениями речи.
Создание благоприятных условий для оздоровления детей, восстановление их физического потенциала детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.Формирование потребности в ...
Развитие системы модернизации летнего отдыха воспитанников детского дома дошкольного возраста с нарушениями речи.
Создание благоприятных условий для оздоровления детей, восстановление их физического потенциала детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.Формирование потребности в ...
ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Как стать талантливым собеседником, который умеет грамотно вести спор, имеет свою точку зрения, умеет интересно и доброжелательно о чем-то рассказывать? ...
ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Как стать талантливым собеседником, который умеет грамотно вести спор, имеет свою точку зрения, умеет интересно и доброжелательно о чем-то рассказывать? ...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....