описание опыта работы музыкального руководителя
методическая разработка (старшая группа) по теме
описание опыта работы музыкального руководителя по теме "Культурно-досуговая деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
описание опыта работы музыкального руководителя | 95.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Описание опыта работы музыкального
руководителя
Чакубаш Нины Геннадьевны.
Тема: «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».
г.Щелково
2012
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок»
В. Сухомлинский
Я - музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32 «Росинка» общеразвивающего Щелковского муниципального района Московской области, Чакубаш Геннадьевна, хочу поделиться опытом своей работы с детьми. Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни - дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые.... Но все они похожи на маленькие зернышки. Мне так хочется, чтобы ВСЕ эти зерна превратились в прекрасные растения! Я стараюсь помочь КАЖДОМУ ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка помогает правильная организация культурно-досуговой деятельности, которая осуществляется в различных видах (Приложение 1). Это позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагоги психологии, связанные с:
художественным образованием и воспитанием детей;
формированием их эстетического вкуса;
нравственным воспитанием и воспитанием воли;
развитием памяти, воображения, речи (монолога и диалога);
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, участие в праздниках и развлечениях раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека. Совокупность знаний, умений, навыков - результат этой деятельности, взятый своем высшем проявлении - искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольник отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.
Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом (Приложение 2).
Изучив огромное количество литературы по данной теме (Приложение 7), я убедилась, что отечественной наукой накоплен определенный опыт, который коснулся отдельных аспектов обучения и развития детей в детском саду и семье.
Однако существуют и определенные проблемы:
• в Программах воспитания и обучения детей в детском саду до 2008 года организация досуга детей рассматривалась в разделе музыкального воспитания, где ему придавалось второстепенное значение. Это снижало качество содержания развлечений и не способствовало осуществлению дифференцированного подхода к детям для использования свободного времени в социально значимых целях. Одновременно в научных трудах не было разработано понятие «культурно-досуговая деятельность» детей в детском саду, не рассматривалась эта деятельность в качестве основного фактора «врастания» ребенка в культуру, не изучались культурные потребности ребенка, возникающие в дошкольном возрасте при организации культурно-досуговой деятельности.
ведущими тенденциями системы дошкольного образования продолжают оставаться те, которые обеспечивают частичные изменения форм и методов организации образовательной и социокультурной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников разных видов дошкольных образовательных учреждений;
не в полной мере отработан механизм передачи ценностей духовной культуры ребенку в системе дошкольного образования;
не разработаны в теоретическом и практическом плане пути преодоления имеющихся противоречий между «врастанием» ребенка в культуру и отсутствием системы мер по воспитанию целостности личности ребенка дошкольного возраста;
наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды, не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни общества, влияющего на улучшение условий существования и качества жизнедеятельности детей;
специально не рассматривались в научных исследованиях проблемы воспитания основ культуры ребенка и организации в свободное время детей в дошкольных образовательных учреждениях культурно-досуговой деятельности, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и эстетических проблем детства.
Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения вышеперечисленных противоречий обусловили выбор актуальности темы моей работы.
Считаю, что организация культурно-досуговой деятельности должна строиться на интегративности ее видов и культурных потребностях детей, что обеспечит успешную адаптацию к современной жизни и активную позицию в продуктивной культурной деятельности (Приложение 3).
Составляющие культурно-досуговой деятельности
Цель моей работы - сформировать духовно - нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.
Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Праздники не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.
Для достижения поставленных целей я поставила перед собой следующие задачи:
Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.
Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), через сюжетно-двигательные композиции.
Научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию.
Обеспечить единство в работе ДОУ, семье и учреждениях социума по эстетическому воспитанию.
Создать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по культурно-досуговой деятельности.
Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы: "Как рассказывать детям о музыке?" Д.Кабалевского, "Эстетическое воспитание в семье" Л.Михеевой, "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" Н.Ветлугиной, А.Кенаман; инновационные программы "Музыкальные шедевры" О. Радыновой, "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, "Танцевальная мозаика" С.Слуцкой, "Цветные ладошки" И.Лыковой, статьи из журналов "Дошкольное воспитание", "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Карусель", "Музыкальная жизнь" (Приложение 7).
При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М.Чистяковой), логоритмические комплексы, программу "Здравствуй!" М.Л.Лазарева. Сценарии составляем вместе с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию (Приложение 4). В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе, закрепляют знание репертуара по данному виду музыкальной деятельности (восприятию музыки, музицированию, музыкально-ритмическим движениям и т.д.).
В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений (мюзикл "Муха Цокотуха на новый лад", музыкальная сказка "Жасмин", сказка "Золушка" с элементами балета, КВН, КВМ - клуб весёлых малышей), экологических ("День Земли"), фольклорных ("Золотая хохлома"), спортивных ("Зимние забавы"), валеологических праздников ("Гигиена в гостях у ребят"), театрализованных постановок с участием детей и их родителей ("Путешествие по сказкам"). Дети активно участвуют в развлечениях "День игры и игрушки", "День варенья", "Путешествие с красками", "Зов джунглей", "Поле чудес"; в концертах "Утренняя звезда", "Созвездие".
Ознакомившись с программой Сорокиной И.Ф. «Театр - Творчество - Дети»,
разработала программу «Театральная мозаика» по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста, изготовила картотеку этюдов и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов; картотеку с упражнениями пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик и динамических минуток. Изучив программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», составила свою программу «Танцевальное ассорти». Данная программа направлена на общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие детей дошкольного возраста. В программе «Танцевальное ассорти» предполагается максимальное использование
разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности воспитательно-образовательного процесса:
музыка+коммуникация+здоровье+социализация+познание+художественное творчество (Приложение 3).
В результате работы с детьми по данным программам, культурно-досуговая деятельность в нашем ДОУ вышла на качественно новый уровень. Праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.
Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей в свою работу, используя такие формы: оформление альбома с цветными фотографиями, на которых видно, как дети участвуют в праздниках и развлечениях; проведение консультаций на темы «Значение и задачи музыкального развития ребенка», «Ребенок в мире сказочной страны», «Музыкотерапия».
С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах (Приложение 4).
В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому этой важной работой у нас увлечены все педагоги. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты), драпировки из ткани по краям стены (функция рамки), сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся. Например, «цирковую штангу» сделали из пенопласта, изолировали сыпучие края широким скотчем и покрыли акриловой аэрозольной краской. А для драматизации сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал» мы изготовили корову, кошелёк из поролона. Этот материал легко вырезается, поддаётся склеиванию, сшивается, окрашивается. Поролон незаменим для шляпок в виде цветов, солнышка, комично смотрятся галстуки, ушки, пятачки и др.
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Я считаю, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаём предпочтение недорогим, но эффектным тканям. Это креп-сатин, габардин и т.п.
Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.
Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, методиста, музыкального руководителя, всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.
Результаты педагогической деятельности подтверждает диагностика уровня развития детей (Приложение 6).
Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе к подготовке и проведению этого вида деятельности. Интеграция - один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы в соответствии с ФГТ. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому» (Приложение 3).
Приложение к опыту работы по теме
«Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».
Приложение 1
Виды культурно-досуговой
деятельности в дошкольном учреждении
Приложение 2
Формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе музыкального развития.
Приложение 3
Интегрированный подход к подготовке и проведению культурно-досугового мероприятия в соответствии с ФГТ
Приложение 4
Этапы подготовки и проведения различных форм культурно-досуговой
деятельности
Мотивация деятельности
Знакомство с художественно-изобразительными и музыкальными произведениями
Художественное творчество – изготовление атрибутов, костюмов, декораций
Воплощение полученных знаний в самостоятельной деятельности (дидактические игры, упражнения) и творчестве (импровизация, инсценирование)
Итоговое мероприятие
Структура организации культурно-досуговой деятельности.
тема
Работа со специалистами и воспитателями ДОУ
Работа с родителями
Работа с детьми
Приложение 6.
Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Образовательная область «Музыка»
Основные цели и задачи музыкального воспитания:
Формирование опыта слушателя через знакомство с различными музыкальными жанрами на основе интеграции с другими видами искусства;
Формирование целостного восприятия музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа;
Развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство);
Формирование основ музыкальной грамоты (лад, мелодия, музыкальная фраза, звуко-высотный строй, тембр, метро-ритм, темп, композиция музыкального произведения, жанр);
Совершенствование голосового аппарата с опорой на индивидуальные особенности детей, отрабатывать правильную дикцию;
Формирование исполнительской культуры (выразительность и др.)
Развитие способности выразительно, ритмично двигаться и передавать пластические образы, используя разнообразные виды движений;
Формирование представлений о музыкальных инструментах, их истории; умения исполнять несложные музыкальные произведения в оркестре;
Развивать способности к импровизации на детских музыкальных инструментах простейших мелодий; умения делать эстетические суждения о музыкальных произведениях, используя музыкальные термины;
Развитие творческих способностей через вовлечение в различные формы музыкально-творческой деятельности, с опорой на склонности, способности и предпочтения детей;
Сформированность умений и навыков в музыкальной деятельности оценивается в процессе выполнения детьми творческих заданий.
Диагностические задания.
Задание № 1. «Угадай мелодию»
Цель. Выявление знаний о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Материал. Карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей; фонограммы произведений П.И.Чайковского, Д.Кабалевского, Е.Тиличеевой.
Детям раздают карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунка на карточках. Дети должны узнать произведение и поднять соответствующую карточку.
Затем педагог предлагает ребенку (по желанию) рассказать об этом произведении по плану-вопроснику: название, ФИО композитора, музыкальный жанр, средства выразительности данного произведения, музыкальный жанр, что можно под это произведение исполнять.
Задание № 2. «Вернисаж»
Цель. Выявление способности находить близкие выразительные средства в музыкальных произведениях и произведениях изобразительного искусства.
Материал. Репродукции пейзажей (разные времена года), фонограммы пьес П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
На столе выставлены репродукции пейзажей, изображающие разные времена года. Педагог включает фонограмму или исполняет на фортепиано одно из произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Дети должны выставить на мольберт картину, соответствующую данному произведению, и объяснить, почему выбрали именно ее, чем она близка данному произведению.
Задание №3. «Концерт по заявкам»
Цель. Выявление умения узнавать знакомые произведения, составлять рассказ о любимом произведении.
Материал. Фонограммы любимых произведений детей.
Педагог сообщает ребятам, что сегодня в детском саду будет проводиться радиопередача «Концерт по заявкам радиослушателей».
Детям предлагается составить заявку: название произведения; фамилия, имя, отчество композитора; жанр произведения; почему я люблю это произведение и кому бы хотел его подарить.
Задание 4. «Дождик»
Цель. Выявление способности определять характер произведения, сравнивать, давать характеристику, используя музыкальную терминологии, (лад, темп, настроении и т.д.).
Материал. Фонограммы произведений: И.Кадомцев «Летний дождик», Е.Тиличеевой «Дождик». Педагог предлагает детям прослушать два произведения, которые имеют одно название «Дождик», и определить: одинаковые ли по настроению произведения? О каком дождике рассказывается в первом? Какое настроение вызывает второе произведение? Как композитор изобразил капли дождя? Затем детям предлагается придумать рассказ о разных дождиках.
Задание 5. «Поющие воробьи»
Цель. Выявление способности различать звуки по высоте и воспроизводить их голосом.
Материал. Иллюстрации с изображением дерева, на ветках которого, расположенных на разном уровне, сидят воробьи.
Дети следят за указкой педагога и, в зависимости от уровня положения воробья на ветке, воспроизводят звукоподражанием «чирик» определенной высоты.
Задание 6. «Музыкальный сундучок»
Цель. Выявление способности различать тембр различных музыкальных инструментов и называть их.
Материал. Сундучок, магнитофон, карточки с изображением музыкальных инструментов, фонограммы с их звучанием.
Педагог показывает детям «Волшебный сундучок» (в нем лежит маленький магнитофон) и говорит: «В волшебном сундучке спрятались музыкальные инструменты. Назовите их, угадав по звучанию».
После каждого примера дети поднимают карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называют его.
Задание 7. «Солнышко»
Цель. Выявление умения воспроизводить ритмический рисунок произведения на музыкальных инструментах (ложки, металлофон, барабан).
Материал. Фонограмма произведения Е.Тиличеевой «Солнышко»
Музыкальный руководитель исполняет песню Е.Тиличеевой «Солнышко» и предлагает детям отстучать ритмический рисунок на музыкальном инструменте.
На основе выполнения детьми творческих заданий и наблюдений в процессе образовательной деятельности заполняется таблица:
№ п/п | Критерий | Баллы |
Основы слушательской культуры | ||
1 | • Проявляет устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения - 3 балла • Проявляет эмоциональный интерес к понравившемуся произведению - 2 балла • Безразличен к новому музыкальному произведению - 1 балл | |
2 | • Имеет представления о музыкальных жанрах (танец, марш, песня), различает и может охарактеризовать их - 3 балла • С помощью педагога называет жанр произведения - 2 балла • Не различает музыкальные жанры - 1 балл | |
3 | • Высказывает эстетические суждения о характере музыки на основе образного анализа, используя музыкальные термины (лад, темп, средства выразительности), сравнения, эпитеты, образные выражения - 3 балла • По наводящим вопросам педагога рассказывает о характере и образных средствах выразительности музыкального произведения - 2 балла • Затрудняется рассказать о характере произведения - 1 балл | |
4 | • Имеет любимые музыкальные произведения, знает их названия, авторов, использует их в свободной творческой деятельности - 3 балла • Имеет музыкальные предпочтения, затрудняется назвать автора музыкального произведения - 2 балла • Имеет музыкальные предпочтения, эмоционально реагирует на любимое произведение, не называет автора и название - 1 балл | |
5 | • Находит общие, близкие выразительные средства в музыке, произведениях изобразительного искусства, художественной литературе - 3 балла • С помощью педагога находит общие, близкие выразительные средства в музыке, произведениях изобразительного искусства, художественной литературе - 2 балла • Затрудняется в нахождении общих выразительных средств в произведениях различного вида искусства, связанных единой темой - 1 балл | |
Основы музыкальной грамоты | ||
1 | • Различает звуки по высоте, силе, длительности, тембру и может точно воспроизвести голосом или на музыкальном инструменте - 3 балла • Различает звуки по высоте, длительности, тембру, но не всегда точно воспроизводит - 2 балла • Слабо различает звуки по высоте, длительности, тембру; затрудняется воспроизвести голосом или на музыкальном инструменте - 1 балл | |
2 | • Самостоятельно определяет лад произведения - 3 балла • С помощью педагога определяет лад произведения - 2 балла • Затрудняется в определении лада - 1 балл | |
3 | • Может воспроизвести (в хлопках, на барабане, металлофоне) ритмический рисунок знакомого и незнакомого 2-3 частного произведения с разным ритмическим рисунком - 3 балла • Может воспроизвести ритмический рисунок фрагмента или музыкальной фразы - 2 балла • Не точно воспроизводит ритмический рисунок одной части или фрагмента произведения -1 балл | |
Основы исполнительской культуры | ||
Пение | ||
1 | • Свободно владеет основными певческим навыками (звукообразование, дикция, дыхание), чисто интонирует в рамках певческого диапазона - 3 балла • Не всегда правильно берет дыхание, чисто интонирует только при повторном исполнении -2 балла • Не всегда правильная артикуляция, нечеткая дикция, не точно интонирует - 1 балл | |
2 | • Поет выразительно, правильно передает мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая, ослабляя звучание) - 3 балла • Поет выразительно, но не всегда правильно использует динамические оттенки (ускорение, замедление, усиление, ослабление звучания) - 2 балла • Для передачи выразительности использует громкое пение -1 балл | |
3 | • Поет знакомые и малознакомые песни с музыкальным сопровождением и без него - 3 балла • Поет знакомые и малознакомые песни с сопровождением малознакомые песни затрудняется петь без сопровождения - 2 балла • Затрудняется петь знакомые и малознакомые песни без сопровождения - 1 балл |
• Владеет навыками пения в ансамбле, чувствует партнера, дает характеристику своему пению и пению других детей - 3 балла • Владеет навыками пения в ансамбле, может дать характеристику только своему пению - 2 балла • Исполняя песни в хоре, не слышит других детей, не может дать характеристику своего пения и пения других детей - 1 балл | ||
5 | • Проявляет фантазию в придумывании выразительной интонации, передающей настроение - 3 балла • По напоминанию педагога вспоминает знакомые музыкальные интонации - 2 балла • Затрудняется в выполнении задания - 1 балл | |
Игра на детских музыкальных инструментах | ||
1 | • Проявляет устойчивый интерес к элементарному музицированию - 3 балла • Проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах, исполняя только хорошо знакомые произведения - 2 балла • Затрудняется в элементарном музицировании новых пьес даже с помощью музыкального руководителя - 1 балл | |
2 | • Имеет представление о народных музыкальных инструментах и некоторых инструментах симфонического оркестра, знает названия, особенности звукоизвлечения - 3 балла • Знает некоторые музыкальные инструменты и особенности их звучания - 2 балла • Называет простейшие музыкальные инструменты (бубен, металлофон, барабан) - 1 балл | |
3 | • Самостоятельно и в оркестре исполняет несложные музыкальные произведения (3-4) - 3 балла • Исполняет простейшие хорошо знакомые произведения индивидуально и в оркестре - 2 балла • С помощью музыкального руководителя пытается исполнить хорошо знакомое простейшее музыкальное произведение - 1 балл | |
4 | • Использует импровизацию на детских музыкальных инструментах в драматизации. В игре - 3 балла • Использует простейшее музицирование в драматизации, в игре - 2 балла • Не использует элементарное музицирование в свободной игровой деятельности - 1 балл | |
Музыкально-ритмические движения | ||
1 | • Эмоционально реагирует, выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки (2-3 частное произведение) - 3 балла • Эмоционально реагирует, ритмично двигается в соответствии с характером музыки (2-3 частное произведение) - 2 балла • Двигается в соответствии с характером только хорошо знакомого произведения - 1 балл | |
2 | • Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные, пластичные образы - 3 балла • Создает пластические образы в соответствии с характером музыки - 2 балла • Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки - 1 балл | |
3 | • Придумывает простейшие танцевальные комбинации на основе 4-5 знакомых ритмических движений - 3 балл • С помощью педагога составляет простейшие танцевальные комбинации на основе 3-4 ритмических движений - 2 балла • С помощью педагога может воспроизвести хорошо знакомую танцевальную комбинацию - 1 балл | |
4 | • Самостоятельно подбирает музыкальные характеристики к пластическому образу - 3 балла • Из предложенных педагогом мелодий подбирает музыкальные характеристики к пластическому образу - 2 балла • Затрудняется в подборе музыкальных характеристик к пластическому образу - 1 балл |
Оценка результатов диагностики.
Высокий уровень (51-60 баллов) - ребенок проявляет устойчивый интерес и любовь к музыке; имеет представления о жанрах музыкального искусства; высказывает эстетические суждения о музыкальном произведении, используя музыкальную терминологию и средства речевой выразительности; находит близкие выразительные средства в музыкальном произведении и других видах искусства (изобразительное искусство, художественная литература). Различает звуки по высоте, длительности, тембру и точно воспроизводит голосом, на музыкальном инструменте; самостоятельно определяет лад музыкального произведения; воспроизводит ритмический рисунок знакомого и незнакомого 2-3 частного музыкального произведения. Поет выразительно, хорошо передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая, ослабляя звучание); берет дыхание на начало музыкальной фразы. Поет знакомые и малознакомые песни с сопровождением и без него. Чувствует партнера в ансамбле, в хоре. Имеет представление о народных музыкальных инструментах и некоторых особенностях симфонического оркестра, знает их названия, особенности звукоизвлечения; проявляет устойчивый интерес к элементарному музицированию; самостоятельно и в оркестре исполняет 3-4 несложные музыкальные пьесы; имеет опыт концертной деятельности; использует импровизацию на музыкальных инструментах в драматизации, игре, свободной творческой деятельности, импровизирует под музыку разного характера, придумывает простейшие комбинации на основе знакомых(4-5) ритмических движений; самостоятельно подбирает музыкальные характеристики к пластическому образу, мелодии к простейшим танцевальным комбинациям.
Средний уровень (37-50 баллов) - ребенок проявляет эмоциональный интерес к музыке. С помощью наводящих вопросов и напоминаний определяет жанры музыкального искусства, затрудняясь дать их характеристику; с помощью музыкального руководителя находит общие средства выразительности в разных произведениях искусства только по одному признаку (настроение, тема и т.д.). различает звуки по высоте, длительности, тембру, но не точно воспроизводит; воспроизводит ритмический рисунок только части или фрагмента хорошо знакомого музыкального произведения. Не всегда правильно использует динамические оттенки в пении (ускорение, замедление, усиление, ослабление звучания); без сопровождения поет только хорошо знакомые песни; не всегда слышит партнера в ансамбле. Знает некоторые музыкальные инструменты; проявляет интерес к элементарному музицированию хорошо знакомых пьес индивидуально и в оркестре; использует музицирование простейших мелодий в свободной творческой деятельности. Ритмично двигается под музыку разного характера; создает пластические образы в соответствии с характером музыки; с помощью воспитателя составляет простейшие танцевальные композиции и подбирает к ним музыкальное сопровождение.
Низкий уровень (20-36 баллов) - ребенок проявляет интерес только к хорошо знакомым музыкальным произведениям; не различает жанры музыкального искусства; не дает характеристику образной выразительности произведения. Слабо различает звуки по высоте, длительности, воспроизводит их не точно; не точно воспроизводит ритмический рисунок одной части или музыкальной фразы хорошо знакомого произведения, песни. Пение невыразительное, нечеткая дикция. Берет дыхание в середине фразы; затрудняется петь без сопровождения знакомые песни; исполняя песни в ансамбле или хоре, не слышит других детей, выкрикивает. Называет простейшие музыкальные инструменты (бубен, металлофон, барабан); с помощью музыкального руководителя пытается исполнять знакомые простейшие пьесы; не использует элементарное музицирование в свободной творческой деятельности. Двигается в соответствии с характером только хорошо знакомого произведения; с помощью музыкального руководителя может воспроизвести только хорошо знакомую танцевальную комбинацию; затрудняется в подборе музыкального сопровождения (из предложенных вариантов) к элементам танца.
Образовательная область «Музыка»
Старшая группа, январь 2011
ФИ ребенка | Основы слушательской культуры | Основы музыкальной грамоты | Пение | Игра на музыкальных инструментах | Музыкально-ритмические движения | Результат (в процентах и в балах) | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Авраменко Н. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 26/41% |
Ведешкин А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 27/43% |
Вольгин А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 22/35% |
Дерябкина М | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 32/51% | |
Жирова А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 23/37% |
Елисеева С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 25/40% |
Золотарев А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 22/35% |
Ивкин Илья | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21/33% |
Исаев Дима | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21/33% |
Казанцева Е. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21/33% | |
Квятковский М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21/33% |
Князева Вика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 26/41% |
Марина Катя | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 22/35% |
Митрофанов С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 23/37% |
Назина Ира | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 22/35% |
Ниязова Вика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 23/37% | |
Павлюк М | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 24/38% |
Сморчкова Д | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 25/40% | |
Чакубаш Илья | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 25/40% |
Черненко В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21/33% |
Оценка результатов диагностики:
По результатам данной диагностики был выявлен низкий уровень общего музыкального развития детей. Среднее число баллов - 24, 7. Среднее количество процентов - 37, 5%
Низкий уровень развития - 369 балл/87.8%, средний уровень развития - 51 балл/12,1%,
высокий уровень развития - 0 баллов/0%
Образовательная область «Музыка» Старшая группа, май 2011
ФИ ребенка | Основы слушательской культуры | Основы музыкальной грамоты | Пение | Игра на музыкальных инструментах | Музыкально-ритмические движения | Результат (в процентах и в балах) | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Авраменко Н. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 36/57% |
Ведешкин А. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 31/49% |
Вольгин А. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 27/43% |
Дерябкина М | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 37/59% | |
Жирова А. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 30/48% |
Елисеева С. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 30/48% | |
Золотарев А. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 26/41% |
Ивкин Илья | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 26/41% |
Исаев Дима | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 28/44% |
Казанцева Е. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 26/41% |
Квятковский М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 22/35% |
Князева Вика | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 31/49% | |
Марина Катя | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 31/49% | |
Митрофанов С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 29/46% |
Назина Ира | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 32/51% | |
Ниязова Вика | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 32/51% |
Павлюк М | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 31/49% | |
Сморчкова Д | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 32/51% |
Чакубаш Илья | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 9 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 33/52% |
Черненко В. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 32/51% |
По результатам данной диагностики был выявлен низкий уровень общего музыкального развития детей. Среднее число баллов -31. Среднее количество процентов -47%
Низкий уровень развития - 251 балл/59,7%
Средний уровень развития - 157 баллов/37,3%
Высокий уровень развития - 12баллов/2,8%
Образовательная область «Музыка» Подготовительная к школе группа, ноябрь 2011
ФИ ребенка | Основы слушательской культуры | Основы музыкальной грамоты | Пение | Игра на музыкальных инструментах | Музыкально-ритмические движения | Результат (в процентах и в балах) | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Авраменко Н. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 45/71% |
Ведешкин А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 46/73% |
Вольгин А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 46/73% |
Дерябкина М | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 50/79% |
Жирова А. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 44/70% |
Елисеева С. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 47/75% |
Золотарев А. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 35/56% |
Ивкин Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2- | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 42/67% |
Исаев Дима | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 35/56% |
Казанцева Е. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 46/73% |
Квятковский М. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 32/51% |
Князева Вика | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 47/75% |
Марина Катя | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 45/71% |
Митрофанов С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 41/65% |
Назина Ира | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 46/73% |
Ниязова Вика | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 40/63% |
Павлюк М | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 42/67% |
Сморчкова Д | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 39/62% |
Чакубаш Илья | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 44/70% |
Черненко В. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 . | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 42/67% |
Оценка результатов диагностики:
По результатам данной диагностики был выявлен средний уровень общего музыкального развития детей. Среднее число баллов - 42,7. Среднее количество процентов - 67,9%
Низкий уровень развития - 40 баллов/9,5%
Средний уровень развития - 327 баллов/77,8%
Высокий уровень развития - 53 балла/12,6%
Приложение 7
Литература.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т.4. Детская психология. М., 1984. С. 258-259.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М., 2006. С. 285.
- Козлова А. С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998.
- Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
- Дубровина К.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2001.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1999.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1999.
-Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.
- Козлова А.С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998.
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
- Ядов В.А. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. М., 2006.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т.4. Детская психология. М., 1984.
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
- Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
17 - Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психол. произв. М., 1983. Т. 1.
- Жаркова Л.С, Жарков АД., Чижиков В.И. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследования. М, 1994.
- Белоусова Л.Е. Добрые досуги. СПб., 2003.
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.
- Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество. М., 2002.
- Воловик А. Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М., 1998.
- Зацепина М.Б. Досуговая деятельность детей 3-7 лет в детском саду. М., 2003.
- Воловик А. Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М., 1998.
28 - Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического
воспитания. Красота. Радость. Творчество. М., 2002.
- Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004.
- Воловик А. Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М., 1998.
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. М., 1984.
- Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
- Виноградова Н.Ф., Куликова ТА. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993.
- Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. М., 1997.
- Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
- Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., ТЦ «Сфера», 2005
- Н.В.Зарецкая. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004
- Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. Ярославль, «Академия развития», М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.
Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...
Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)
Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...
Статья "Проектная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы музыкального руководителя)
Проектная деятельность музыкального руководителя в ДОУ...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...
Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя)Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный возра...