Критерии психологического анализа воспитательно-образовательной деятельности
методическая разработка по теме
Критерии и диагностические карты для проведения педагогом-психологом ДОУ психологического анализа воспитательно-образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критерии психологического анализа воспитательно-образовательной деятельности | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии психологического анализа педагогической деятельности
Низкий уровень 1 – 1,4 балла | Средний уровень 1,5 – 2 балла | Высокий уровень 2,1 – 3 балла |
Психологический анализ взаимодействия педагога с детьми | ||
ВЫВОДЫ: Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в общении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям и эмоционального благополучия детей. Отсутствует внимание непопулярным детям, акцент на детей «лидеров». Воспитатель не обращает внимание на учет индивидуальных особенностей, поддержку положительного самоощущения. При оценке деятельности порицания относятся к личности ребенка, а не к действиям. | ВЫВОДЫ: Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их просьбу, вопросы о помощи. Однако не проявляет при этом инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта. При общей положительной окраске отношения воспитателя к детям. Характерна нестабильность, ситуативность его поведения. Недостаточно используется индивидуальный и дифференцированный подход. | ВЫВОДЫ: Положительное эмоциональное отношение выражено ярко. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднении. Воспитатель обладает умением манипулировать вербальными и невербальными средствами для создания благополучной эмоциональной обстановки. Педагог видит одновременно всех детей, определяет по внешним проявлениям и поступкам детей изменение их психического состояния, понимает поведение детей в проблемных ситуациях. Своевременно и разумно меняет поставленные педагогические задачи с учетом ответных реакций детей на педагогическое воздействие и конкретных условий. По ходу общения дает необходимые указания и разъяснения, вносит поправки в их действия, регулирует взаимоотношения между детьми, разбирается в конфликтных и устраняет их. |
Психологический анализ позиции педагога по отношению к игровой деятельности | ||
ВЫВОДЫ: Слабо владеет прямыми и косвенными методами и приемами руководства. Не владеет приемами развития сюжета. Не всегда замечает подготовительного этапа игры, отсутствует руководство им. Не владеет проектировочными умениями развития сюжета, т.к. слабо анализирует игры детей. Слабые умения в руководстве игр с правилами. Не использует игру для мотивации других видов деятельности, поведения детей, в организации детского коллектива. Регулирование взаимоотношений идет путем делового дисциплинирующего давления на детей. В организации детского игрового сообщества опирается на играющих детей – «лидеров». | ВЫВОДЫ: В игре присутствует подготовительный этап. Не всегда замечается объединение детей по интересам. Умело включается в игру, но берет на себя главные роли, чем подавляет инициативу детей. Дети подчиняются давлению со стороны взрослого, взявшего на себя ведущую роль. Хорошо владеет прямыми приемами руководства игрой, косвенные использует ситуативно. Регулирование взаимоотношений идет путем делового дисциплинарного давления на детей. В организации детского игрового сообщества опирается на играющих детей – «лидеров». Игра с детьми анализируется, но нет системы, недостаточно создаются условия для всестороннего развития ребенка. | ВЫВОДЫ: Замечает объединения по интересам, направляет и руководит развитием сюжета. Включается в игру детей, берет на себя второстепенные роли, способствует созданию маленьких игровых групп. Дети доброжелательны, охотно включают в игру взрослого, в общении воспитателя с детьми отсутствует стереотипность. В совершенстве владеет прямыми и косвенными приемами руководства игрой. В общении преобладает эмоционально доброжелательный тон, умело «смягчает» негативные проявления, возникающие в процессе игр детей. Учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, положение его в группе сверстников. Создает условия для развития инициативы и творчества детей. Совместно с детьми анализирует игру с целью коррекции поведения. |
Психологический анализ проведения занятия | ||
ВЫВОДЫ: Тема, цели и задачи занятия не соответствуют возрастной норме. Структура проведения занятия не соответствует методическим требованиям. Качество и наличие материала не соответствует программным требованиям. Воспитатель слабо способствовала развитию познавательных процессов у детей. Методы и приемы активизации познавательных процессов не всегда способствовали устойчивости. Воспитателем не учитывались индивидуальные особенности детей. Занятие построено на ответах детей – «лидеров». Отсутствие организационного момента. Оценка действиям и ответам детей в основном дана в категоричной, дисциплинирующей форме. Занятие не достигло поставленной цели. | ВЫВОДЫ: Тема, цель и задачи соответствуют возрастной норме, Структура занятия выдержана в соответствии с методическими требованиями. Качество демонстрационного и раздаточного материала соответствует эстетическим и возрастным нормам. Воспитатель способствовала развитию познавательных процессов у детей. Использовались различные приемы проведения занятия. Методы организации внимания не всегда способствовали устойчивости данного процесса, что мешало сохранению интереса детей. Не в полной мере использовались приемы создания установки на восприятие нового материала в связи с ранее усвоенными знаниями. Развивалось умение анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и обобщения. Использовались приемы активитизации механической памяти. Формировались различные учебные действия. На занятии использовался индивидуальный подход к детям. Воспитатель умело сочетал индивидуальные и подгрупповые формы работы. Использовалась оценка детей сверстниками. Во время занятия отмечался эмоционально-положительный психологический климат в группе. Требования воспитателя к детям носили положительную окраску. Занятие достигло поставленной цели. | ВЫВОДЫ: Тема, цель и задачи соответствую возрастной норме. Структура занятия выдержана в соответствии с методическими требованиями. Психологическое качество материала способствует развитию познавательной сферы детей. Использовались различные приемы организации проведения. Методы организации внимания, на всех этапах занятия, способствовали устойчивости внимания, помогало сохранению интереса детей. Приемы создания установки на восприятие нового материала помогали использовать ранее усвоенные знания, умения и личный опыт, которые способствовали развитию восприятия и мыслительной деятельности. Развивалось умение анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и обобщения. Использовались приемы активитизации памяти, которые способствовали развитию смысловой, а не механической запоминаемости. Формировались различные учебные действия. На занятии учитывались индивидуальные особенности детей. Воздействие личности воспитателя, его деятельности, внешность, характер общения носили положительно-воспитательное значение. Требование воспитателя к детям: ответу, речи, дисциплине носили положительную окраску, которая характеризовалась адекватной реакцией детей. Занятие достигло поставленной цели. |
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Посещение психологом занятий, с последующим их обсуждением с педагогом. Посещение и анализ воспитателем деятельности других педагогов, с целью повышения профессиональной квалификации. Индивидуально-консультативная помощь старшего воспитателя и педагога-психолога | Индивидуально-консультативная помощь старшего воспитателя и педагога-психолога. Наметить методы совершенствования профессионального мастерства. Участие в моделировании вариантов проблемных ситуаций. |
Психологический анализ взаимодействия педагога с детьми
Дата________________________________________________________
Группа______________________________________________________
Ф.И.О. педагога______________________________________________
Вид деятельности____________________________________________________________________________________________
№ | Критерии оценки | 1 | 2 | 3 |
1 | Уважение, доброжелательность по отношению к ребенку: - ласковое обращение, с улыбкой; | |||
- внимание к настроению, желаниям, достижениям; | ||||
- поощрение самостоятельности; | ||||
2 | Поощрение инициативы детей: - внимательное выслушивание; | |||
- доброжелательный ответ на вопросы и просьбы; | ||||
- избавление ребенка от негативных эмоций (успокоение) | ||||
3 | Общение в позиции «глаза на одном уровне» | |||
4 | Формирование положительного уважения к сверстникам: - собственное поведение – уважение ко всем детям; | |||
- обращение внимания детей на эмоциональное состояние друг друга; | ||||
- помощь непопулярным детям при вхождении в группу | ||||
- обучение способам взаимодействия | ||||
- адекватная реакция на жалобы | ||||
5 | Воспитатель не ограничивает естественный шум в группе | |||
6 | Голос воспитателя не доминирует над голосами детей | |||
7 | Учет возрастных и индивидуальных особенностей при взаимодействии: - терпимое отношение к трудным детям; | |||
- предложение образцов действия; | ||||
- тактичное указывание на ошибки; | ||||
- при контроле – учет индивидуальных особенностей (смущение, медлительность и т.д.); | ||||
- обращение по имени, смотря в глаза; | ||||
- отклик на просьбы ребенка о совместной деятельности; | ||||
- при невозможности – объяснение причин | ||||
8 | Поддержка положительного самоощущения: - приветствуются высказывания о мыслях и чувствах детей; | |||
- преобладают поощрения; | ||||
- порицания относятся к действиям, а не к личности; | ||||
- при порицании дается образец действия | ||||
- отмечаются достижения ребенка | ||||
9 | Дети находятся в поле зрения взрослого | |||
10 | Педагог не прибегает к физическому наказанию и к другим дисциплинарным методам | |||
Общий балл | ||||
Средний балл | ||||
Психологический анализ позиции воспитателя по отношению к игровой деятельности детей
Дата________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
Название игры_______________________________________________________
Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ | Критерии оценки | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Организация начала игры: - наличие подготовительного этапа игры; | |||
- замечает объединения детей, направляет и руководит сюжетом | ||||
2 | Участие педагога в игровой деятельности: -владеет проектировочными умениями развития сюжета (анализ игры); | |||
- умеет включаться в игру, беря на себя второстепенные роли; | ||||
- способствует созданию маленьких игровых групп; | ||||
- побуждает детей к импровизации в игре; | ||||
- способствует возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы игры; | ||||
- использует выразительные движения, мимику, интонированную речь; | ||||
- дети доброжелательны, охотно включают в игру взрослого | ||||
3 | Приемы руководства игрой: - владеет прямыми и косвенными методами и приемами руководства игрой | |||
4 | Регуляция взаимоотношений детей в игре: - владеет приемами регулирования взаимоотношений детей по ходу игры; | |||
- умеет смягчить негативные проявления; | ||||
- развивает умение общаться по поводу игры (соблюдать правила, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты) | ||||
5 | Учет индивидуальных особенностей при руководстве игрой: - использует игру, как форму организации воспитательно-образовательного процесса; | |||
- организует игру с учетом личностных особенностей, интересов и мотивов включения в игру | ||||
- уделяет внимание причинам изоляции выпадения ребенка из игрового коллектива; | ||||
- способствует поло0ролевой социализации детей; | ||||
- умеет использовать прямые и косвенные приемы в индивидуальной работе | ||||
6 | Использование игры с целью развития детей и коррекции их поведения: | |||
- использует игру для мотивации других видов деятельности, оценки поведения детей; | ||||
- создаются условия для всестороннего развития детей; | ||||
- создает условия для развития инициативы и творчества детей; | ||||
- проводит совместный с детьми анализ игры. С целью коррекции поведения | ||||
7 | Игра и игровые цели выбраны в соответствии с программными и возрастными требованиями | |||
8 | Качество игрового материала: - соответствует возрастным и эстетическим требованиям | |||
Общий балл | ||||
Средний балл | ||||
Психологический анализ занятия
Дата___________________________________________________
Группа_________________________________________________
Ф.И.О.педагога__________________________________________
Тема___________________________________________________
Цель_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ | Критерии оценки | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Тема, цели и задачи занятия выбраны в соответствии с программными и возрастными требованиями, в словесно-доступной форме | |||
2 | Использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям | |||
3 | Использование переключения с одного вида деятельности на другой | |||
4 | Использование разных видов обучающей помощи (по подражанию, по образцу. словесная инструкция, схематический план, применение символов) | |||
5 | Использование игровой деятельности в основе занятия | |||
6 | Управление познавательной деятельностью детей и ее проявление на занятие: - использование организации внимания на всех этапах занятия; | |||
- устойчивость внимания на всех этапах занятия; | ||||
- использование приемов создания установки на восприятие нового материала; | ||||
- использование ранее усвоенных знаний, умений и личный опыт детей; | ||||
- развитие умения анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и обобщения; | ||||
- наличие проблемных вопросов; | ||||
- использование приемов запоминания и припоминания; | ||||
- использование приемов для развития смысловой, а не механической памяти; | ||||
- активизация воображения | ||||
7 | Использование приемов для предупреждения утомления детей | |||
8 | Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы работы | |||
9 | Воздействие личности воспитателя и его деятельности на занятии: - использование оценки детей сверстниками; | |||
- использование оценки ЗУН; | ||||
- оценка поведения, взаимопомощи и т.д.; | ||||
- подготовленность к занятию; | ||||
- внутренняя готовность педагога к проведению занятия; | ||||
- педагогический такт и гибкость педагога | ||||
10 | Эмоционально-положительный психологический климат в группе | |||
11 | Общая оценка занятия (достижение поставленной цели) | |||
Общий балл | ||||
Средний балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательно - образовательной деятельности за 2012-2013г
В 2012- 2013 учебном году были поставлены следующие задачи: 1.Охрана жизни и укрепления физического и психологического здоровья детей. ...
Анализ воспитательно-образовательной деятельности
В данном анализе указано содержание той воспитательно-образовательной деятельности,которая была проведена с детьми подготовительной группы за 2014 -2015 учебный год....
Анализ воспитательно-образовательной деятельности В 1 младшей группе «А» МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» за 2012-2013 учебный год.
Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детск...
Анализ воспитательно-образовательной деятельности за 2016-2017 учебный год в средней группе №8
К началу учебного года в группе была подготовлена развивающая среда, которая разделена на центры в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что...
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПСИХОЛОГА. Критерии психологического анализа педагогической деятельности.
В данной статье представлены следующие таблицы: "Психологический анализ взаимодействия педагога с детьми", "Психологический анализ позиции воспитателя по отношению к игровой деяте...
Анализ воспитательно-образовательной деятельности дошкольной разновозрастной группы за 2019-2020 учебный год.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совме...
Анализ воспитательно-образовательной деятельности
Анализ воспитательно-образовательной деятельности...