Детский туристический слёт "Весне навстречу"
статья (старшая группа) по теме
В настоящее время вопросы активизации двигательного режима на основе использования средств туризма в работе с дошкольниками, привлекают внимание педагогических работников, но изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, туристическая прогулка, изучение основ спортивного ориентирования, туристические слеты используются в детском саду, пока недостаточно эффективно. Двигательная деятельность с туристской направленностью не заняла еще должного места в детских садах.
Многолетний педагогический опыт позволяет мне утверждать, что, приобщая детей к туризму, воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Дети, получившие необходимые практические навыки, без паники и растерянности смогут найти правильный выход из многих ситуаций, возникающих в их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sveta_statya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время вопросы активизации двигательного режима на основе использования средств туризма в работе с дошкольниками, привлекают внимание педагогических работников, но изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, туристическая прогулка, изучение основ спортивного ориентирования, туристические слеты используются в детском саду, пока недостаточно эффективно. Двигательная деятельность с туристской направленностью не заняла еще должного места в детских садах.
Многолетний педагогический опыт позволяет мне утверждать, что, приобщая детей к туризму, воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Дети, получившие необходимые практические навыки, без паники и растерянности смогут найти правильный выход из многих ситуаций, возникающих в их жизни.
Так, на базе нашего детского сада «Катюша», был создан туристско – краеведческий кружок «Юные туристы», руководителем которого я являюсь. Целью нашей работы: дать детям понятие о туризме, элементах ориентирования, привить краеведческие навыки, воспитывать ответственность за экологию родного края. В рамках нашей кружковой работы в апреле был организован туристический слет, целями которого являются:
Знакомство детей с основами жизни в природных условиях, назначением определенных предметов необходимых в походе;
Закрепление на практике знаний основ безопасности поведения на природе;
Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.
Туристический слет с детьми на природу в городских условиях всегда сопряжен с рядом трудностей. Решением проблемы стал маршрут, проложенный по территории детского сада. Идея проведения такого подхода нашла поддержку и у родителей воспитанников, разработка интересных заданий, творческий подход, помогло провести туристический слет – в котором обязательно останутся в памяти дошкольников яркие впечатления.
Предлагаю сценарий туристического слета: «Весне навстречу».
План проведения слета «Весне навстречу».
Цель: ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе.
Задачи:
Обучение правилам проведения на природе и в экстремальных ситуациях;
Развитие ловкости, координации движений, выносливости, умения ориентироваться по карте, пространственного мышления;
Воспитание любознательности, положительного отношения детей к прогулкам и ответственного отношения к действиям на природе.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о туристах;
Создание карт – маршрутов для каждой группы;
Рисование знаков – правил поведения на природе;
Сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей.
Организация: на территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга отмечаются точки туристического маршрута. На каждой детей будет ждать знакомый им персонаж с определенным заданием. Для старших групп оформляются маршрутные листы, схематично изображающие территорию и направление движения от пункта к пункту. Маршруты движения младших групп контролируют воспитатели. В организации и проведении мероприятия по возможности должны принимать участие специалисты ДОУ и родители воспитанников.
Оборудование:
Карты территории детского сада с нанесенными точками – станциями для старших групп (для каждой своя нумерация станций);
Спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой);
Спортивное оборудование для пункта «Переправа»;
Туристическая лопатка, поленца дров;
Палатка, легкая в сборке;
Картинки лекарственных растений (лужайка или грядка с растениями);
Знаки поведения на природе;
Костюмы Пирата, Лесной Феи, Доктора Айболита, Лешего, Старичка – лесовичка, Спасателя.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход. Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки с провизией. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!
(каждая группа получает свою карту. Дети вместе с воспитателем определяют, куда они должны направиться. По дороге все поют походные детские песни.)
Пункт маршрута «Переправа»
Пункт организован в рощице, где заранее выкладываются кочки, между двумя деревьями ставится мостик. Из длинной веревки плетется паутина. К прочному суку подвешивается канат, под ним расстилается страховочный мат (лучше синего цвета – имитация воды). К стволам или нижним веткам двух деревьев привязывается перекладина – имитация бревна.
Пират: Здравствуй, ребята! Вы знаете, что поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе. Вы пришли на переправу – это очень сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.
(Пират показывает, как преодолевать полосу препятствий, затем вместе с воспитателем подстраховывает дошкольников. Они по очереди прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, пролезают сквозь паутину, держась за канат, перепрыгивают «болото», подлезают под бревно. После того как все дети выполнят задание, Пират желает им счастливого пути.)
Пункт маршрута «У Лесной Феи »
Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. В руках у Лесной Феи знаки, обозначающие правила поведения на природе.
Лесная Фея: Здравствуйте, ребята! Мои друзья – растения и животные – не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Как вы думаете, что можно делать в лесу?
Дети: Гулять, любоваться красотой, слушать пение птиц, собирать дары природы, если это никому не повредит.
Лесная Фея: А чего делать не следует?
(Предположения детей.)
Лесная Фея: Для туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают.
(Лесная Фея показывает знаки. После догадок детей читает стихотворение, посвященное каждому знаку.)
Лесная Фея: На природе отдыхали, много ели и играли.
Мусор весь мы соберем и с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом – пусть порядок будет в нем!
(Показывает следующий знак.)
Лесная Фея: И лягушку, и жучка, в паутинке паучка,
Бабочку и муравья не обидим ты и я!
(Показывает следующий знак.)
Лесная Фея: Деревце, цветок и куст радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем, - что они живые, знаем!
Лесная Фея: Какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно вести себя на природе?
(Предложения детей.)
Лесная Фея: Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!
Пункт маршрута «Костровая»
Этот пункт организован на площадке с невысокой травой. Леший встречает детей со связкой поленцев.
Леший: Доброго дня вам, путники! Скажите, вы природы любители или губители? А костры, наверное, с родителями в лесу разжигаете? Из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает. Даже если костер хорошо потушить, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но есть такие туристы, которые без костра не могут обойтись, потому что в походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Разводят они его по особым правилам, если хотите, я вам сейчас расскажу. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.
Правила разведения костра:
Костер всегда разводит только взрослый;
Нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;
Чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;
Для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;
Перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.
(Леший проверяет, запомнили ли дети правила, разыгрывая вместе с ними ситуацию разведения костра.)
Леший: А вы знаете, что костры бывают разные? Например, если туристам нужно ночью освещение, они разжигают костер «шалаш»: поленья укладывают шалашиком (показывает). Такой костер очень хорошо освещает площадку лагеря. На нем можно и пищу приготовить. Но чаще всего туристы готовят на костре, который называется «колодец». По вешнему виду он напоминает колодезный сруб. Еще его используют для обогрева участников похода, сушки вещей. Есть и другие костры – звездный, таежный, экран, нодья. Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя. Берегите природу! Удачи вам!
Пункт маршрута «Зеленая аптека»
Этот пункт организуется на лужайке или грядке с лекарственными растениями. Здесь детей встречает Доктор Айболит. У него в руках картинки с изображением подорожника, чистотела, одуванчика, ромашки лекарственной, мяты (или сами растения).
Доктор Айболит: Приветствую вас, друзья – туристы! Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Растения помогут вам, если вы будите знать, как их правильно использовать. Подорожник нужен, если вы порезались – приложите чистый листочек к ранке и подержите – кровь остановится. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти в безопасное место, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования подорожника для лечения ран. Еще одно растение – одуванчик – лекарственное, в медицине применяются все его части – от корня до цветка. Оно съедобно – входит в состав салатов, из него готовят даже одуванчиковое варенье. Одуванчик поможет при укусе насекомого – осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Чистотел – растение ядовитое – есть его нельзя. Но вот если вы натерли в дороге мозоль, сорвите листочек и выступившим из него желтым соком смажьте мозоль. А еще чистотел поможет вывести бородавку, если ее регулярно смазывать соком этого растения. Полевая ромашка маленькая, а ее листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько цветков ромашки и листочков мяты, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст вам сил, успокоит и не позволит простудиться даже в холодную погоду. Вам очень понравится \этот вкусный лесной аромат. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим.
Игра «Какое растение выручит?»
Картинки с изображением растений раскладывают на полянке далеко одна от другой. Ведущий называет ситуацию (царапина, укус, мозоль, простуда и др.), а дети должны подбежать к растению, сказать его название и пояснить, как оно может помочь.
Пункт маршрута «Палаточная»
На открытой площадке около палатки детей встречает Старичок – лесовичок.
Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята! Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную пог8оду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет.
(С детьми подготовительной группы можно собрать палатку. Остальным воспитанникам разрешается посмотреть, как она устроена внутри, лечь в спальный мешок и почувствовать себя настоящим туристом. Затем проводится игра – эстафета.)
Игра – эстафета «Что в походе пригодится?»
Дети стоят в двух колоннах. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры Старичок-Лисовичок вместе с воспитателем проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.
Пункт маршрута «Спасательная»
В данной точке маршрута детей встречает взрослый в костюме спасателя: в форме защитного цвета, с биноклем на груди.
Спасатель: Здравствуйте, ребята! В походе может случиться непредвиденная ситуация, например, когда один из туристов случайно заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать «ау!». С его помощью можно дать взрослым знать о своем местонахождении. Если обнять понравившееся дерево – оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на полянке, а не в чаще леса. Ведь так взрослым проще увидеть того, кто потерялся. Нужно, чтобы тебя было видно и слышно. Для этого следует оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его было видно с вертолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне – двигающуюся фигуру легче заметить. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное – помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать, нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили? Проверим.
(Спасатель предлагает детям представить, что они потерялись, и показать свои действия.)
Спасатель: Молодцы! А самое главное в походе – быть внимательным, не отвлекаться и не отставать от группы, и тогда точно не потеряешься! Вы сегодня никого из своих друзей не потеряли, пока ко мне шли? Проверьте, посмотрите друг на друга. (Дети смотрят.) Ну, раз все на месте и спасать никого не надо, тогда – привал!
(Дети устраиваются на привал неподалеку от последней станции, едят, пьют воду, делятся впечатлениями.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».
Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....
Конспект детско-родительского тренинга "Навстречу друг другу"
Конспект детско-родительского тренинга "Навстречу друг другу"...
Конспект сценария встречи в детско-родительском клубе"Навстречу друг другу"тема встречи:"Умницы и умники"старшего дошкольного возраста.
Конспект встречи разработан для детей старшего возраста....
Статья. Родителям о правилах детского сада и правах педагога.Семья и детский сад - шаги навстречу .
Это статья поможет воспитателям провести первое родительское собрание. Какие шаги нужно сделать навстречу друг другу для того, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищёнными и в детском саду ...
Семья и детский сад: шаги навстречу. Родителям о правилах детского сада и взаимодействии с воспитателем.
Взаимодействие семьи с детским садом - тема очень важная и актуальная. Вот несколько шагов навстречу друг другу, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищёнными и в детском саду, ...
Сценарий встречи в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу», по теме:«По сказочным дорожкам».
Сценарий встречи способствует развитию у детей и родителей коммуникативных способностей, умению владеть вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа, готовности к импровиза...
Детско - родительский проект «Навстречу здоровью»
В проекте разработан комплексный подход к оздоровлению детей с учетом уровня индивидуального развития здоровья....