План психологического сопровождения образовательного процесса АУ ДОУ ДСОВ № 16 "Снежинка"
методическая разработка по теме
Основная задача педагога-психолога – сделать жизнь ребенка в ДОУ комфортной, прежде всего с точки зрения детской психологии, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Он должен помочь воспитателю и родителям найти и объяснить скрытые причины детских неудач, поступков и особенностей поведения; обязан не упустить малыша, трудности которого находятся на грани нормы. Чтобы решать все эти задачи, педагогу-психологу необходим план. Как говорил немецкий ученый Георг Кристоф Лихтенберг: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничего в мире не может быть хорошим».
Годовой план – это основной организационной документ, определяющий цели, задачи и стратегию профессиональной деятельности педагога-психолога на учебный год. Он составляется на основе особенностей данного дошкольного учреждения и его социального заказа на работу педагога-психолога.
Предлагаемый годовой план педагога-психолога представляет собой альтернативную форму планирования и составлен на основании многолетнего опыта работы в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.
Планирование деятельности педагога-психолога осуществляется на основе ведущего профессионального ориентира, который направлен на поддержание благоприятных условий для оптимального психического развития ребенка и оказание детям специализированной помощи в преодолении психологических трудностей, а также с учетом годовых задач ДОУ.
План включает в себя:
- Основные цели и задачи;
- Расписание по месяцам мероприятия организационно-методической, психодиагностической, коррекционно-развивающей, экспертно-консультационной и просветительской направленности по отношению к основным объектам психологического воздействия.
План принят на заседании педагогического совета и утвержден заведующим ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ АУ ДОУ ДСОВ № 16 «Снежинка».
На 2012-2013 учебный год
1. Обеспечить взаимосвязь деятельности специалистов, воспитателей, медицинских работников и родителей воспитанников в реализации системы физкультурно-оздоровительной, психологической и коррекционной работы в ДОУ.
2. Создать условия, использовать ситуации естественной жизни, формы, способы и средства деятельности для развития умственных способностей дошкольников (образовательная область «Познание» разделы «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с пространственными отношениями», «Конструирование», «Развитие элементарных математических представлений»).
3. Совершенствовать профессиональную позицию педагога.
Программа детского сада: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Цель:
Обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства
Задачи:
Сохранение психологического здоровья детей.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития.
Разработка и реализация групповых и индивидуальных коррекционных и развивающих программ.
Внедрение достижений современной психологии в практику обучения и воспитания.
Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.
Повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности каждого члена коллектива в общении с коллегами, родителями, детьми.
Направления:
Профилактика и просвещение;
Психодиагностика;
Коррекционно-развивающая работа;
Консультационная работа.
Прогнозируемый результат:
Сохранение психологического здоровья детей.
Повышение уровня адаптации детей к условиям ДОУ.
Подготовка детей к обучению в школе на основе ведущего вида деятельности.
Создание индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.
Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
№ П/П | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационно-методическая работа. 1.1. Оформить кабинет по направлениям деятельности педагога-психолога 1.2. Оформление документации на 2012- 2013 учебный год, согласно нормативно-правовыми документами (инструктивное письмо МО и науки РФ № 06-971 от 07.07.2006) 1.3. Подготовить бланки для проверки психологического развития вновь прибывших детей 1.4. Изучение медицинской документации для определения направлений индивидуальной работы. 1.5. Обработка и анализ адаптационных листов. Написание заключения по результатам прохождения адаптации 1.6. Подбор диагностического инструментария, охватывающего все психические аспекты готовности детей к школьному обучению (I и II – этапы обследования) 1.7. Подготовить материал для консультации педагогам: «Первые минутки в детском саду». 1.8. Подготовить материал для педагогов и родителей «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду» 1.9. Подготовить материал для консультации родителям: «Кризис трех лет». 1.10. Разработать практические рекомендации педагогам групп общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет по подготовке детей к школьному обучению. 1.11. Подготовить памятки для родителей «Критерии готовности к обучению в школе» 1.12. Подбор психологической литературы по психологическому просвещению родителей. 1.13. Подготовить материал деловой игры для родителей, будущих первоклассников по теме: «Как подготовить ребенка к школе? 1.14. Разработать бланки для проведения индивидуальных коррекционных занятий. 1.15. Разработать программу просветительской работы с родителями 1.16. Подбор и составление коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных программ для детей «группы риска». 1.17. Подготовка диагностического инструментария для скринингового обследования /по запросам/ 1.18. Написание психологического заключения по результатам скринингового обследования детей 1.19. Заполнение текущей документации 1.20. Анализ данных групп по изучению социального статуса семей воспитанников и составление социального паспорта ДОУ - для ПМПк 1.21. Составление заключений, рекомендаций 1.22. Подготовка к мониторингу. Подбор тестовых заданий. Обработка материалов. 1.23. Обработка и анализ результатов диагностики детей, сопровождаемых ПМПк, определение динамики развития. 1.24. Анализ мониторинга готовности детей к школьному обучению /для ПМПк/ 1.25. Анализ и оформление результатов диагностики и данных наблюдений /по запросам/ 1.26. Подготовка итогового аналитического отчета педагога-психолога за 2012-2013 учебный год. | Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога- психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога | Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог | Сентябрь В течение года В течение года В течение года Январь Сентябрь, апрель Октябрь Сентябрь-ноябрь Ноябрь Октябрь Октябрь В течение года Март Октябрь Ноябрь Октябрь – ноябрь В течение года В течение года В течение года Октябрь В течение года В течение года В течение года Ноябрь – апрель В течение года Май | Прогнозировать развитие ребенка, ставить цели, формировать и планировать виды и задачи психологической деятельности. Умение изучать, обобщать психологический опыт, владеть психолого-педагогической рефлексией; владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности. Создание единой методической копилки: индивидуальных коррекционно-развивающих программ, коррекционно-развивающих программ с детьми «группы риска». |
2 | Психодиагностическая работа. 2.1. Диагностика готовности детей к школьному обучению (в два этапа). Ориентировочный тест «Школьной зрелости» Керна-Йирасека. «Экспресс- диагностика» Е.К. Вархатова, Н.В. Дядко, Е.В. Сазонова. Заполнение карты мониторинга 2.2. Сбор первичной информации о семьях детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. 2.3. Диагностика уровня психического развития детей на основе метода наблюдения в адаптационный период с целью изучения уровня потребности ребенка в общении. («Психология детства» А.А. Реана, практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей). 2.4. Оценка межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Методика «Социометрия» Дж Морено, экспериментальная методика «Секрет» Т.А. Репина. 2.5. Выявление эмоционального благополучия дошкольника и благополучие в семье. Тест: «Рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман). 2.6. Психологическое обследование с целью выявления индивидуальных особенностей детей (по запросам родителей, педагогов, администрации). 2.7. Углубленное психологическое обследование детей по запросам ПМПк 2.8. Обследование детей при переходе на новый возрастной этап. (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой). 2.9. Изучение и коррекция межличностных отношений в группах общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет. Методика Н.В. Микляевой «Цветовой тест отношений» 2.10. Тестирование педагогов. «Оценка социально-психологического климата в педагогическом коллективе»; Оценка зрелости, сплоченности и организованности коллектива. «Справочник руководителя дошкольного учреждения» №3 за 2008г. Т.А. Папова. 2.11. Диагностика уровня психического выгорания педагогов ДОУ. Автор: В.Г. Алямовская. | Группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет № 3,11,10,12 Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая. Кабинет педагога-психолога Группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет № 2,5 Группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 и от 6 до 7 лет Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая. По запросам. Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога. Форма проведения: индивидуальная. Кабинет педагога-психолога. Кабинет педагога-психолога. Группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет № 7,8,9 Кабинет зам зав по УВР. Кабинет зам зав по УВР Форма проведения: групповая.
| Педагог-психолог Педагоги групп. Педагог-психолог Педагог – психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог | Сентябрь-октябрь Март – апрель Сентябрь-Ноябрь Сентябрь-октябрь Октябрь – ноябрь Декабрь В течение года по мере поступления запроса. В течение года Сентябрь – апрель Февраль Октябрь Май | Изучение мотивационной готовности к школьному обучению. Определение степени «школьной зрелости», выявление уровня психологического развития ребенка, необходимого для начала обучения. Выявление детей группы «риска», с целью коррекции их развития. Изучение процесса адаптации. Комплексное сопровождение ребенка всеми участниками образовательного процесса. Психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия возрастным нормам, создание программ индивидуальной коррекционной работы. Содействие повышению психологической компетентности педагогов. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом коллективе.
|
3. | Коррекционно-развивающая работа. 3.1. Формирование групп для коррекционно-развивающей работы по развитию личностной и эмоционально-волевой сфер. 3.2. Формирование групп для коррекционно-развивающей работы по подготовке детей к школе. 3.3. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по графику и утвержденным программам, направленная на эмоциональное и личностное развитие детей. (Методическое пособие О.А. Князевой, Стеркиной Р.Б. «Я, ты, мы»). 3.4. Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными детьми Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. «Шпаргалка для взрослых» 3.5. Психологическая коррекция эмоциональной и коммуникативной сферы детей. «Тренинг развития личности дошкольника» Р.Р. Калинина, М.В. Ильина Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. Тренинги по программе эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (авторы Крюкова С.В., Слободяник Н.П.). 3.6. Коррекционно-развивающие занятия по снятию агрессии (С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко) 3.7. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подготовку детей к школе, по программе игровой психокоррекции трудностей общений у детей старшего дошкольного возраста. 3.8. Подгрупповые занятия, с использованием элементов сказкотерапии по программе «Волшебная страна внутри нас» Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролова, адаптированная для детей старшего дошкольного возраста. 3.9. Деловая игра для воспитателей и родителей групп общеразвивающей направленности от 6-ти до 7-ми лет по теме: «Как подготовить ребенка к школе» с приглашением представителей школ. | Кабинет педагога-психолога. Кабинет педагога-психолога. Кабинет педагога-психолога. Форма проведения: индивидуально. Кабинет педагога-психолога. Форма проведения: подгрупповая и индивидуальная. Кабинет педагога-психолога. Форма проведения: Индивидуальная и подгрупповая. Кабинет педагога-психолога. Форма проведения: Подгрупповая и индивидуальная. Кабинет педагога-психолога. Группы № 3,10,11,12 Форма проведения: групповая. Кабинет педагога-психолога. Группы № 7,8,9 Форма проведения: групповая. Кабинет за зав по УВР Форма проведения: групповая | Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог | Октябрь Октябрь Ноябрь – апрель Ноябрь-апрель (по мере комплектования группы). Ноябрь-апрель (по мере комплектования группы). Ноябрь-апрель (по мере комплектования группы). Ноябрь-апрель (по мере комплектования группы). Ноябрь – апрель (по мере комплектования группы). Ноябрь | Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития. Оказание психологической поддержки детям, предупреждение дисгармоничного развития их эмоциональной сферы. Развитие у детей всех психических функций, которые создают основу для успешного обучения в школе. |
4. | Экспертно-консультационная работа. 4.1. Заседание ПМПк – вопросы охраны здоровья детей, обследование детей и зачисление на логопункт. Медико-психолого-педагогическое сопровождение «детей риска». Анализ подготовки детей к школьному обучению. Анализ психологического развития вновь прибывших детей: - Итоги I этапа обследования детей 6-7 лет. О зачислении детей на индивидуальную коррекционную работу -Анализ адаптации детей к условиям ДОУ - О состоянии работы с детьми группы «риска» 4.2. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами. Определение образовательного маршрута ребенка, поступившего в ДОУ. Определение границ сопровождения педагога-психолога (при незначительных нарушениях) – выдача рекомендаций педагогам и родителям для совместной деятельности с ребенком, (при значительных нарушениях) – зачисление ребенка в коррекционно-развивающую группу. 4.3. Участие в тематических проверках ДОУ. 4.4. Педагогическая гостиная для воспитателей групп общеразвивающей направленности от 6-ти лет до 7-ми лет и педагогов СОШ по результатам мониторинга «Готовность первоклассника к школьному обучению». 4.5. Участие в административных совещаниях (когда требуется психологическое разъяснение ситуации). 4.6. Основная тематика консультаций с педагогами и родителями: - Координирование действий по работе с родителями с проблемными ситуациями. (Индивидуальные консультации). - Обсуждение достижений и перспектив коррекции у детей, прошедших курс занятий по программе игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста. Консультации: - «Первые минутки в детском саду». - «Кризис 3-х лет». - «Роль игр и игрушек при подготовке детей к школе» - «Критерии готовности детей к школьному обучению» 4.7. Тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме. 4.8. Индивидуальные консультации (по запросам родителей и педагогов). | Кабинет зам зав по УВР Кабинет зам зав по УВР Кабинет зам зав по УВР Кабинет зам зав по УВР Кабинет педагога-психолога Кабинет заведующего Кабинет зам зав по УВР Кабинет заведующего Кабинет педагога-психолога. Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога | Председатель ПМПк Педагог-психолог Председатель ПМПк Педагог-психолог Председатель ПМПк Педагог-психолог Педагог-психолог, специалисты ДОУ Педагог-психолог Группа контроля. Педагог-психолог Педагоги групп Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог. Педагог-психолог. Педагог-психолог Педагог-психолог | По плану работы ПМПк Октябрь Январь Март В течение года. В течение года Апрель В течение года В течение года По запросам родителей. В течение года В течение года В течение года В течение года | Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по различным вопросам, оказание помощи в реализации текущих вопросов, оформлении документации, в овладении практическими умениями. Развивать способность у педагогов и родителей использовать приобретенные психологические знания и специальные умения. Овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию процесса комплексного сопровождения развития ребенка. Совместно со всеми специалистами ДОУ разработать комплексные индивидуально-развивающие программы на детей, родители которых заключили договор на медико-психолого-педагогическое сопровождение. В течение года создавать памятки для родителей по запросам. Создание банка консультаций по запросам педагогов и родителей |
5. | Просветительская работа. 5.1. Деловая игра «Как подготовить ребенка к школе?» с родителями и педагогами подготовительных групп. 5.2. Посещение родительских собраний во всех возрастных группах «Психологические особенности детей дошкольного возраста» - «Ваш ребенок поступает в детский сад». 5.3. Консультация с родителями вновь поступивших детей об особенностях поведения ребенка во время адаптации «Первый раз в детский сад» 5.4. Взаимопосещения с целью преемственности детского сада и школы. 5.5. Памятки для родителей на стенды по группам: - Первые шаги по выбору школы; -Психологическая готовность к школьному обучению; - Работа с детьми в период адаптации. 5.6. Тематические выставки психологической литературы по интересующим вопросам (по запросам родителей и педагогов). 5.7. Анкетирование родителей выпускных групп «Готов ли Ваш ребенок к школе» 5.8. Групповые родительские собрания с приглашением учителей начального звена МОУ СОШ по теме: «В семье будущий первоклассник». 5.9. «Круглый стол» для воспитателей групп общеразвивающей направленности от 5-ти лет до 7-ми лет по теме: «Адаптация дошкольников при переходе из условий детского сада в систему школьного обучения». 5.10. Консультация для воспитателей групп общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет по теме: «Как помочь ребенку в период адаптации к ДОУ». 5.11. Консультация для воспитателей всех возрастных групп и специалистов по теме: Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ». 5.12. Оформление материала в родительских уголках по запросам педагогов и родителей. 5.13. Провести экспресс-обзор по новинкам психологической литературы с педагогами и по запросам родителей. 5.14. Посещение открытых занятий, вечеров-досугов, утренников в ДОУ. | Кабинет зам зав по УВР Форма проведения: групповая. Все возрастные группы. Родительское собрание в группах №2,5. ДОУ и школа Во всех возрастных группах Группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет № 3,10,11,12 Группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет № 3,10,11,12 Кабинет зам зав по УВР Кабинет педагога-психолога Кабинет зам зав по УВР Группы общеразвивающей направленности Кабинет зам зав по УВР Все группы, кабинеты, музыкальный зал | Педагог-психолог. Зам. Зав. По УВР Педагоги групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, родители. Педагог-психолог Педагоги групп. Педагог-психолог. Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог. Педагог-психолог Педагог-психолог Педагоги групп Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог По плану | Ноябрь Октябрь-ноябрь Сентябрь В течение года. 1 раз в квартал 1 раз в квартал Ноябрь Ноябрь Декабрь Сентябрь Январь 1 раз в квартал Апрель В течение года | Создание банка данных современной психологической литературы. Проводить целенаправленную систематическую совместную работу по психологической профилактике с родителями и педагогами: -по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей; -по выявлению детей группы риска (по различным основаниям); -по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки родителей с целью повышения качества семейного воспитания, внедрить эффективные технологии сотрудничества в практику психолого-педагогического партнерства. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом коллективе. Подбор психологической литературы для самообразования родителей. Повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности каждого члена коллектива в общении с коллегами, родителями, детьми. Оформление информационных стендов для родителей.
|
Утверждаю:
Заведующий АУ ДОУ № 16
«Снежинка»
______________ Л.А. Дроздова
«____»__________2012 № ____
ПЛАН
психологического сопровождения образовательного процесса
АУ ДОУ ДСОВ № 16 «Снежинка»
педагога-психолога О.И. Музыка
на 2012-2013 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ
Описание методологических основ, принципов, идей психологического сопровожения образовательного процесса в детском саду...
Психологическое сопровождение образовательного процесса с учетом ФГТ
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детс...
"Инновационные технологии психологического сопровождения образовательного процесса с учетом ФГОС"
Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные проц...
План психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога . на 2015 – 2016 уч .год
План психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога в ДОУ...
Система диагностической деятельности психологического сопровождения образовательного процесса
Основной задачей информационного сопровождения учебного процесса является осуществление психологического мониторинга.Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеж...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в образовательной системе были введены основные принципы дошкольного образования,...
Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС
Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...