Значение эстетической среды занятий в развитии творческого направления дошкольников
статья на тему

Неронская Майя Борисовна

Значение эстетической  среды занятий в развитии творческого направления дошкольнико

 

Более динамичной является среда многих занятий, способствующих формированию и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Микросреда, включающая оформление конкретно­го занятия, определяется его содержанием и является спе­цифичной для каждого занятия, урока. Эта микросреда, безусловно, должна быть эстетической, развивающей и разносторонней на каждом занятии даже одного предметного направления. Эстетическая среда должна быть создана на каждом занятии. Она заклю­чается в эстетичности содержания, в обладающих эстети­ческими качествами материалах, которые используются на занятии (материалы для работы, например, бумага, ножницы, клей, подносы или коробочка для обрезков бумаги, кисти и т.п. для занятия аппликацией). Эстети­ческая насыщенность занятий, прежде всего, бу­дет заключаться в хорошо продуманном содержании, под­лежащему усвоению детьми: оно должно быть интересным, доступным детям, логически построенным, вызывать у детей положительные эмоции, творческую активность, а по его выполнении — приносить удовлетворение достигнутым. Среда занятий должна побуждать детей к содержательному духовному общению.

Этому, безусловно, будет способствовать использова­ние на занятии наиболее  соответствующих  со­держанию методов и приемов обучения, активизирующих личностно значимые мотивы деятельности детей, их опыт.

Так, например, эстетическая среда занятий по изобра­зительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)  и художе­ственного труда зависит от вида деятельности, которым предстоит заниматься детям: рисованием, лепкой или аппликацией. Эта среда включает наглядные материалы и пособия, используемые для расширения и уточнения образных представлений о тех предметах и явлениях, ко­торые детям предстоит изобразить, развития образного вос­приятия детей. Это, прежде всего, репродукции произве­дений изобразительного искусства, книжная графика, произведения народного декоративно-прикладного искус­ства, иллюстрации в художественных альбомах, скульп­тура малых форм, игрушки и т.п.

В эстетическую развивающую среду  занятий входят и изобразительные материалы: для рисования -- бумага, карандаши, кисти, краски, цветные мелки, пастель, сан­гина и другие; для лепки — глина, пластилин, пластиче­ская масса, доски или клееночки, стеки, мокрые тряпоч­ки; для аппликации — цветная бумага, клей, кисти, ножницы. Все это должно быть красивым, вызывать у де­тей не только эстетические чувства, но и воспитывать у них эстетический вкус, желание заниматься, бережно от­носиться к тому, что их окружает, создавать красивые изоб­ражения, вызывающие интерес и радость у самих малень­ких художников и окружающих взрослых- сотрудников детского сада.

Следует приучать детей к созданию и сохранению в эстетическом виде своего рабочего места на протяжении всего занятия.

Эстетическое оформление занятия по изобра­зительной деятельности отличается, прежде всего, исполь­зованием на занятиях произведений изобразительного ис­кусства, включая и народное искусство во всех его видах. Произведения искусства (живопись, графика, скульпту­ра, народное декоративно-прикладное искусство — изоб­разительное искусство) используются на занятиях в каче­стве эталона прекрасного. Это позволяет детям увидеть и понять, как прекрасен окружающий их мир через осмысление и изображение его художником-живописцем, графиком, скульптором, народным мастером. Это наглядно показывает детям многообразие вариантов прекрасного, раскрывает индивидуальность и мастерство художника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение эстетической  среды занятий в развитии творческого направления дошкольников

Более динамичной является среда многих занятий, способствующих формированию и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого занятия, урока. Эта микросреда, безусловно, должна быть эстетической, развивающей и разносторонней на каждом занятии даже одного предметного направления. Эстетическая среда должна быть создана на каждом занятии. Она заключается в эстетичности содержания, в обладающих эстетическими качествами материалах, которые используются на занятии (материалы для работы, например, бумага, ножницы, клей, подносы или коробочка для обрезков бумаги, кисти и т.п. для занятия аппликацией). Эстетическая насыщенность занятий, прежде всего, будет заключаться в хорошо продуманном содержании, подлежащему усвоению детьми: оно должно быть интересным, доступным детям, логически построенным, вызывать у детей положительные эмоции, творческую активность, а по его выполнении — приносить удовлетворение достигнутым. Среда занятий должна побуждать детей к содержательному духовному общению.

Этому, безусловно, будет способствовать использование на занятии наиболее  соответствующих  содержанию методов и приемов обучения, активизирующих личностно значимые мотивы деятельности детей, их опыт.

Так, например, эстетическая среда занятий по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)  и художественного труда зависит от вида деятельности, которым предстоит заниматься детям: рисованием, лепкой или аппликацией. Эта среда включает наглядные материалы и пособия, используемые для расширения и уточнения образных представлений о тех предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, развития образного восприятия детей. Это, прежде всего, репродукции произведений изобразительного искусства, книжная графика, произведения народного декоративно-прикладного искусства, иллюстрации в художественных альбомах, скульптура малых форм, игрушки и т.п.

В эстетическую развивающую среду  занятий входят и изобразительные материалы: для рисования -- бумага, карандаши, кисти, краски, цветные мелки, пастель, сангина и другие; для лепки — глина, пластилин, пластическая масса, доски или клееночки, стеки, мокрые тряпочки; для аппликации — цветная бумага, клей, кисти, ножницы. Все это должно быть красивым, вызывать у детей не только эстетические чувства, но и воспитывать у них эстетический вкус, желание заниматься, бережно относиться к тому, что их окружает, создавать красивые изображения, вызывающие интерес и радость у самих маленьких художников и окружающих взрослых- сотрудников детского сада.

Следует приучать детей к созданию и сохранению в эстетическом виде своего рабочего места на протяжении всего занятия.

Эстетическое оформление занятия по изобразительной деятельности отличается, прежде всего, использованием на занятиях произведений изобразительного искусства, включая и народное искусство во всех его видах. Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство — изобразительное искусство) используются на занятиях в качестве эталона прекрасного. Это позволяет детям увидеть и понять, как прекрасен окружающий их мир через осмысление и изображение его художником-живописцем, графиком, скульптором, народным мастером. Это наглядно показывает детям многообразие вариантов прекрасного, раскрывает индивидуальность и мастерство художника.

Эстетически развивающую среду образуют и произведения художественного творчества детей, которые следует выставлять в групповом помещении, в классе, в изобразительной студии. Среда, оформленная детскими произведениями, имеет огромное общеразвивающее и воспитывающее значение. Дети видят каждый свое произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства, что  пробуждает их творческую активность. Часто у них возникает желание усовершенствовать свое изображение (рисунок, лепку и т.п.).

Кроме краткосрочных выставок-просмотров, выполненных детьми изображений, на занятиях целесообразно организовывать постоянные выставки детских работ, периодически обновляемых. Такие выставки могут быть расположены в зале, в коридорах и переходах помещения детского сада, которые  должны быть эстетически оформленными.

Содержание занятий диктует и содержание среды. Так, скульптурные занятия требуют оборудования для развития разнообразных движений: обручи, прыгалки, мячи, спортивные скамейки, лесенки и т.п.

Если занятие проходит в зале, то это — сетки на окнах, корзины для мячей, вешалки для прыгалок, веревок и другие необходимые атрибуты спортивного, физкультурного зала.  Если же занятия проводятся на участке, на спортивной площадке, то здесь в ближайшую окружающую среду входят спортивные снаряды, щиты для метания в цель, корзины для игры в баскетбол, словом, то, что естественно связано с содержанием физкультурных занятий, что так же должно иметь  эстетическую направленность, позволяющую развивать творческий подход.

Эстетическая развивающая среда на занятиях, на разного рода эстетических событиях определяется также этико-эстетическим уровнем общения детей между собой, со взрослыми и с детьми из других групп, а также общения взрослых с детьми и между собой. Эта среда зависит от культуры и такта взрослых, педагогов, работающих с детьми, что и создает атмосферу психологического благополучия, комфортности.

Тщательно продумывается и организовывается эстетическая развивающая среда занятий в группах детского сада. Необходимо стремиться к тому, чтобы среда соответствовала, прежде всего, содержанию,  осваиваемому на занятиях и не была однообразной.

Второе условие, определяющее эстетическую среду-  место и форма организации занятий с детьми.

Так, итоговое занятие «окружающий мир» (знакомство с природой) проводится в музыкальном зале в форме литературно-музыкального монтажа. Зал можно оформить  рисунками и аппликационными композициями, созданными детьми детского сада изобразительного искусства, репродукциями пейзажных картин известных художников. Литературно-музыкальная композиция нуждается и в определенных атрибутах, которые дополняют эстетически развивающую среду этого заключительного занятия.

Если занятие изобразительного искусства художественного труда проводится в изостудии,   то дети попадают в художественную среду, где они видят и рассматривают произведения изобразительного искусства,  изделия народных мастеров (дымковских, филимоновских, хохломских и других). Кроме этого, дошкольники видят свои произведения и работы детей других групп, что  вводит их в мир художественного творчества,  будит  творческую фантазию, вызывает  интерес к художественно-творческой деятельности. Важную часть эстетической среды занятий  изобразительного искусства составляют хорошо подготовленные и рационально расположенные на рабочих столах предметы для художественного творчества.

Список литературы

 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 1998. - 272 с.

 Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед.

Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С.

 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая  среда в ДОУ Педагогическое сообщество России, Москва, 2005г.

Комарова Т.С., Антонова А.В., ЗацепинаМ.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7лет. Красота. Радость. Творчество. Москва, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по развитию творческих способностей дошкольников

Цель работы психолога в дошкольном учреждении –содействовать созданию условий для полноценного психического развития детей, их личности. Наиболее ярко индивидуально-психологические особенности л...

Развитие творческой направленности у старших дошкольников средствами бумагопластики.

Представлена    программа  на  3  года  обучения  детей по  развитию  творческих  способностей...

роль и место интегрированных занятий в развитии творческих способностей дошкольников

Презентация из опыта работы. Интеграция образовательной области Музыка  с другими образовательными областями....

"Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей.

quot;Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей....

Доклад «Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения - формирование творческого подх...

Развитие творческих способностей дошкольников: понятие, подходы и значение

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ре...

Значение анимации для развития творческой активности дошкольников

Сегодня стоит актуальный вопрос о преобразованиях и реформах в различных сферах российского общества, в том числе и в сфере образования. Научно – технический прогр...