Технология проекта «Экологическая тропинка»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Андрюкова Альбина Ивановна

Организация и оборудование зоны природы  - это первый и чрезвычайно  важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, он позволяет осуществлять содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropinka.doc.docx66.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проекта

«Экологическая тропинка»

воспитатель

Андрюкова А. И.


Портфолио воспитателя

Личные данные

ФИО

Дата рождения

Андрюкова Альбина Ивановна

29.11.1958г.

Образование

ВУЗ/иное учреждение профессионального  образования, дата окончания факультета

Канашское педагогическое училище, 1977г.

Профессиональный путь

Место работы

Период

Должность

МБДОУ «детский сад №17 комбинированного вида» г. Канаш

С 1977г. по настоящее время

Воспитатель

Повышение квалификации

Название курса

Дата

Сентябрь-октябрь 2012г.

Аттестация

Категория

Дата

2 категория, 12 разряд

2007г.

Актуальность проекта для детей

среднего дошкольного возраста.

На современном этапе формирования экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с дошкольного возраста.

Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам многофункциональную приспособленность растений и животных к среде обитания зависимости, существующих в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.

К таким методам относятся:

- систематизированное наблюдение

- упорядоченная фиксация наблюдения

- опытническая деятельность

- моделирующая деятельность

- направление общения

- труд в природе.

Игровая и изобразительная деятельность позволяют отразить эмоциональное состояние ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны природы – той части помещения или участка, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению. К зоне природы относятся:

- групповые уголки природы

- зимний сад

- площадка природы

- экологическая тропа

- озелененные места на участке.

Важны два условия: наличие таких объектов и их правильное оформление.

Задача взрослых – развивать и расширять представления детей о направлениях экологии – аутэкология

                                синэкология.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями, животными, наблюдение и практическая деятельность.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детском саду позволит детям увидеть:

Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой

Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания

Появление нового организма, его рост, развитие, условия, обеспечивающие эти процессы

Специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предмета

Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Итак: организация и оборудование зоны природы  - это первый и чрезвычайно  важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, он позволяет осуществлять содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.


Анализ внешней ситуации.

Современные условия развития общества и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс  реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно дошкольного образования, как первой его ступени.

Ключевыми проблемами дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой, очередь на получение места в дошкольных учреждениях, удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.

В целях создания благоприятных условий для решения этих задач рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время основной организационной формой по подготовке детей к школе является ДОУ, а также образовательное учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приоритет в осуществлении предшкольного образования принадлежит ДОУ, в котором работают квалифицированные специалисты. Дети обеспечены правильным чередованием двигательной активности, организационных занятий, игры и отдыха. Занятия по всем направлениям развития детей проводятся дифференцированно, с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей.

Дошкольное образование направленно на развитие основных психических функций (мышление, произвольная память, воображение), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.


Анализ внутренней ситуации.

Я, Андрюкова Альбина Ивановна работаю в детском саду с 1977 года по настоящее время воспитателем, с детьми средней дошкольной группы по программе Васильевой  М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., Веракса Н. Е. «Воспитание и обучение в детском саду».

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста – это целенаправленная работа по формированию интереса к явлениям природы и окружающему миру, природному окружению.

Реализация этих программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях фронтальных и подгрупповых. Начиная со II младшей дошкольной группы, кроме организованных занятий в процессе игр, наблюдений, чтения художественной литературы учу быть внимательными к людям и бережно относиться к растениям и животным (любоваться цветами, наблюдать за бабочками, жуками, рассматривать червяков и т. д.). На занятиях стараюсь доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу, поддерживаю желание  детей познавать окружающий мир. В ходе целенаправленных наблюдений подвожу понимание детей к тому, что в природе от сезона к сезону происходят различные изменения. У детей развивается интерес, как к домашним, так и диким животным, в процессе чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций. Сюжетно-ролевые, подвижные дидактические игры также способствуют закреплению знаний о животных.

При описании явлений природы нужно чаще использовать стихи, загадки, пословицы.  Продолжать знакомить детей с растениями, растущими в Чувашии.

Я пришла к выводу, что процесс приобщения детей к миру природы должен осуществляться интересной игровой форме, обучение с природой должно проходить радостно и непринужденно.


Анализ проблем.

Проблема

 Недостаточный уровень знаний об окружающем мире природы у детей является препятствием для установления простейших взаимосвязей в окружающем мире.

Причины появления этой проблемы

Недостаточность планирования тематических  дней

природоведческого характера

Недостаточность умений и

навыков в поисковой

деятельности

Отсутствие приемов индивидуально-

дифференцированного подхода


Аннотация.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей.  Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине!

Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, развивающие занятия  позволяют детям со II младшей группы в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно-следственных связей и закономерностей. Все это поможет формированию нравственных и эстетических качеств у детей дошкольного возраста.

Главные задачи:

- вызвать творческий интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, явлений природы и т.д.)

- формировать представление о себе, о ближайшем окружении («Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна»)

- формировать и систематизировать представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, посуда, мебель, транспорт и т. д.)

- формировать и систематизировать представления о деятельности людей, профессиях, рукотворном мире.

В соответствии с этим определена ЦЕЛЬ проекта:

Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.

Для достижения этой цели я выделила следующие ЗАДАЧИ:

Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умения  оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Развивать воображение, умение реализовать  свои впечатления в художественно-творческой деятельности.

Ожидаемый результат

ДЕТИ

Осознание детьми социально-экологической проблемы

Овладение экологического целесообразного поведения в окружающей среде

Приобрести умения в работе в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»

РОДИТЕЛИ

Включение родителей воспитанников в педагогический процесс как равноправных партнеров.

Расширение знаний родителей в эстетических и педагогических вопросах образования детей.

ПЕДАГОГИ

Повышение профессионального мастерства педагогического состава.

Повышение интереса к проблеме.

Повышение авторитета ДОУ у родителей.


Реализация проекта

I этап- подготовительный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор диагностического материала.

Май-август 2012г.

Старший воспитатель, воспитатели

Педагогическое просвещение родителей.

Анкетирование родителей.

I квартал 2012

Старший воспитатель, воспитатели

Создание условий для организации работы.

- Подбор и приобретение дидактического материала для занятий

- Приобретение и изготовление настольно - печатных и дидактических игр.

Август 2009г.

2010г.

2011г.

Старший воспитатель, воспитатели, родительский комитет, родители

Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми

Психологический тренинг «Давайте познакомимся»

Сентябрь 2011г.

Психолог

Формирование умения произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные ощущения.

Ноябрь 2011г.

Психолог, воспитатели

Уровень эмоционального реагирования на мир природы у детей составил:

60,8 %  - средний

на начало учебного 2011 года

39,2%  - низкий

88,4%  - средний

на апрель 2012 года

11,6 % - низкий

Динамика формирования интегрированного качества «Имеющий первичные представления» в разделах

представление  о себе

представление о мире

представление о природе

составила в начале учебного  2011 года 57,5%  - средний

                                                        42,5%  - низкий

в конце учебного 2012 года 73,4% - средний

26,6% - низкий

Уровень по образовательной области  «Познание» по разделам

Знает и называет некоторые растения

Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе

Проявляет бережное отношение к природе

составил на начало учебного 2011 года 70,5% - средний

 23,5 % - низкий

на конец учебного 2012 года 83,2% - средний

 16,8%  - низкий

Данный проект рассчитан на детей со II младшей дошкольной группы. Срок реализации проекта 3 года. Для достижения данной цели я выделила следующие ЗАДАЧИ:

 - стимулировать интерес к окружающей природе, к исследовательской деятельности

- совершенствовать умения оперировать имеющимися  знаниями

- обобщать и делать выводы

-развивать воображение

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.

Финансовые затраты: методическая литература, атрибутика для поисково-опытнической деятельности, инвентарь для детского труда.

        Основными формами реализации этого проекта является наблюдения в природе, занятия в игровой и занимательной форме, индивидуальная и подгрупповая форма работы. Оснащение предметно-развивающей среды (лаборатория, гербарии, дидактические игры и т. д.). Уровень умений  знаний и навыков определяется диагностикой.

II  этап – деятельный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Мониторинг состояния проблемы на начальном этапе.

Медико-педагогическая диагностика детей.

Сентябрь

Старшая медсестра, воспитатели

Систематизация коррекционно-оздоровительной работы с детьми.

Разработка перспективного плана тематики, содержания и конспектов занятий, праздников.

Август Сентябрь

Старший воспитатель, воспитатели

Внедрение системы работы

Организация и проведение занятий с детьми

В течение года по плану

Воспитатели

Индивидуальная работа с детьми

Организация и проведение индивидуальной работы с детьми.

Постоянно

Воспитатели

Работа с родителями

- Медико-педагогическое просвещение: издание буклетов «Кое - что обо мне»

- привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среде группы.

Еженедельно

2-4 раза в год

Старший воспитатель, воспитатели, родительский комитет, родители

Перспективный план

 по ознакомлению дошкольников  с окружающим миров

 средняя группа

Сентябрь

«Здравствуй это я. А это мой любимый город»

«Солнце по небу гуляет»

«Ветер песенки поет, осень в гости к нам зовет»

«Во саду ли, в огороде»

Явления общественной жизни: семья, культура поведения, достопримечательности города.

Неживая природа: времена года – осень, части суток.

Живая природа: растения и насекомые осенью

Предметный мир: форма, цвет, вкус (овощи, фрукты)

Октябрь

«Кто мы в нашей семье?»

«Тайна осеннего леса»

В гости к Шорину

В гости к Буратино

Явления общественной жизни: семья, братишки, сестренки.

Неживая природа: солнце и луна

Живая природа: домашние животные

Предметный мир: свойства металла и дерева

Ноябрь

«Кто такая мама моей мамы»

«Ветер, ветер ты могуч»

«Как звери к зиме готовятся»

«Магазин одежды»

Явления общественной жизни: семья

Неживая природа: свойства ветра

Живая природа: приспособление животных к климатическим условиям

Предметный мир: классификация одежды, свойства ткани.

Декабрь

«Кто мой дедушка моему папе?»

«Где зимуют снежные бабочки»

«Как зимуют дикие звери?»

Сказка о том, как появился карандаш

Явления общественной жизни: семья и семейные отношения

Неживая природа: времена года - зима, свойства снега

Живая природа: образ жизни диких животных зимой

Предметный мир: история возникновения карандаша

Январь

Человек красен трудом.

Огонь – друг, огонь – враг

Жизнь домашних животных зимой

Как жили наши предки

Явление общественной жизни: семья и семейные отношения

Неживая природа: огонь – противоречивость явления природы

Живая природа: забота и уход за домом, животными зимой

Предметный мир: классификация деревянных построек

Февраль

«Я бы в летчики пошел»

«Лютен»

Зачем зайчику другая шубка

Что такое светофор?

Явление общественной жизни: государственные праздники

Неживая природа:  сезонные изменения

Живая природа:  зависимость жизни диких животных от сезонных изменений

Предметный мир: движение транспорта и пешеходов по улицам.

Март

Каждому свое имя

Спешит весна. Звенит капель

Весенние трели

«Бьется – не бьется»

Явление общественной жизни: памятные места родного города

Неживая природа

Живая природа:  разнообразие животного мира - птицы

Предметный мир: свойства стекла

Апрель

«Дорога в космос»

«Световой день»

«Будь здоров и весел хомячок»

Ремонтные мастерские

Явление общественной жизни: город, его традиции

Неживая природа: источник света  - рукотворный природный мир

Живая природа:  забота и уход за домашними питомцами

Предметный мир: профессии людей по ремонту изделий

Май

Эти родные просторы

«Вода помощница»

«Загадки родного края»

Все профессии хороши, выбирайте на вкус

Явление общественной жизни: города России, глобус

Неживая природа: свойства воды

Живая природа:  приспособление животных к разным условиям обитания

Предметный мир: профессии рукотворного мира

III этап – оценочный

Задачи

Мероприятия

Срок

Ответственный

Мониторинг проекта

- конечная диагностика

- анкетирование родителей

- анализ данных и графическое отображение результатов.

Апрель

Май

Старшая медсестра, старший воспитатель, воспитатели

Перспективы проекта

Внедрение методических разработок в педагогическую работу различных направлений.

Июнь

Август

Старший воспитатель, воспитатели

Представление итогов реализуемого проекта

- Творческий отчет на педагогическом совете.

- Презентация работы

Май 2012г.

Старший воспитатель, воспитатели

В результате проведенной работы уровень овладения навыками и умениями в аппликационной деятельности у детей средней группы составил 80%.

Высокий уровень – 22% детей. Развиты пооперационные действия, проявления самостоятельности, сформированности представлений о качествах различного материала. Дети стремятся к материальному сходству с реальностью, передаче особенностей конкретного объекта. Замысел предшествует творчеству, фантазию. Владеет сложными действиями (вырезание, обрывание, скручивание и т. д.)

Средний уровень – 65 % детей. Дети имеют представления лишь о некоторых видах бумаги, недостаточно сформированы умения и навыки аппликации, недостаточно владеют приёмами симметричного вырезания, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях, недостаточно сформировано владение ножницами.


Мониторинг.

В своей работе я использовала методическую литературу Н. А. Карпухина «Конспект занятий в средней группе», О. Б. Дыбина «Сценарий игровых занятий для дошкольников», С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников».

Анализ результатов исследования на начальном этапе показал, что у детей низкий уровень представления о себе, окружающей природы, животных, растений, явлений природы.

 Низкий уровень составляет 29,5%,  а средний составил 70,5%.

 По результатам исследования  был составлен план мероприятий направленный на расширение кругозора детей. Были выявлены компоненты, требующие наибольшего внимания в педагогической работе. Эти данные послужили основой для разработки и проведения методической работы.

На промежуточном этапе, дети показали положительную динамику: сформированность представлений об окружающей действительности улучшилось на 13%.

Оценочный этап работы показал

средний уровень – 83,2%

Низкий уровень – 16,8%.

Динамика развития

Данные показатели говорят о том, что, несмотря на возраст  и затруднения в речи, детей с низким уровнем стало меньше на 12,7%.

Методическая литература  по экологии.

Предметный мир как источник познания социальной действительности Дыбина О. В.,  Арбаманова О. В.

Сценарий         игр-занятий для дошкольников О. В. Дыбина.

Занимательные опыты и эксперименты  для дошкольников О. В. Дыбина

Мир природы и ребенка Саморукова П. Г.

Экологическое воспитание младших дошкольников Николаева С. Н.

Окружающий мир в дидактических играх дошкольников Артемова Л. В.

Дидактические игры в детском саду Бондаренко А. И., 1991г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....

Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"

Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...