Технология проекта «Экологическая тропинка»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Организация и оборудование зоны природы - это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, он позволяет осуществлять содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_tropinka.doc.docx | 66.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проекта
«Экологическая тропинка»
воспитатель
Андрюкова А. И.
Портфолио воспитателя
Личные данные | |
ФИО Дата рождения | Андрюкова Альбина Ивановна 29.11.1958г. |
Образование | |
ВУЗ/иное учреждение профессионального образования, дата окончания факультета | Канашское педагогическое училище, 1977г. |
Профессиональный путь | |
Место работы Период Должность | МБДОУ «детский сад №17 комбинированного вида» г. Канаш С 1977г. по настоящее время Воспитатель |
Повышение квалификации | |
Название курса Дата | Сентябрь-октябрь 2012г. |
Аттестация | |
Категория Дата | 2 категория, 12 разряд 2007г. |
Актуальность проекта для детей
среднего дошкольного возраста.
На современном этапе формирования экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с дошкольного возраста.
Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам многофункциональную приспособленность растений и животных к среде обитания зависимости, существующих в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.
К таким методам относятся:
- систематизированное наблюдение
- упорядоченная фиксация наблюдения
- опытническая деятельность
- моделирующая деятельность
- направление общения
- труд в природе.
Игровая и изобразительная деятельность позволяют отразить эмоциональное состояние ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны природы – той части помещения или участка, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению. К зоне природы относятся:
- групповые уголки природы
- зимний сад
- площадка природы
- экологическая тропа
- озелененные места на участке.
Важны два условия: наличие таких объектов и их правильное оформление.
Задача взрослых – развивать и расширять представления детей о направлениях экологии – аутэкология
синэкология.
Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями, животными, наблюдение и практическая деятельность.
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детском саду позволит детям увидеть:
Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой
Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания
Появление нового организма, его рост, развитие, условия, обеспечивающие эти процессы
Специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предмета
Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Итак: организация и оборудование зоны природы - это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, он позволяет осуществлять содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
Анализ внешней ситуации.
Современные условия развития общества и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно дошкольного образования, как первой его ступени.
Ключевыми проблемами дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой, очередь на получение места в дошкольных учреждениях, удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.
В целях создания благоприятных условий для решения этих задач рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время основной организационной формой по подготовке детей к школе является ДОУ, а также образовательное учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приоритет в осуществлении предшкольного образования принадлежит ДОУ, в котором работают квалифицированные специалисты. Дети обеспечены правильным чередованием двигательной активности, организационных занятий, игры и отдыха. Занятия по всем направлениям развития детей проводятся дифференцированно, с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей.
Дошкольное образование направленно на развитие основных психических функций (мышление, произвольная память, воображение), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.
Анализ внутренней ситуации.
Я, Андрюкова Альбина Ивановна работаю в детском саду с 1977 года по настоящее время воспитателем, с детьми средней дошкольной группы по программе Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., Веракса Н. Е. «Воспитание и обучение в детском саду».
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста – это целенаправленная работа по формированию интереса к явлениям природы и окружающему миру, природному окружению.
Реализация этих программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях фронтальных и подгрупповых. Начиная со II младшей дошкольной группы, кроме организованных занятий в процессе игр, наблюдений, чтения художественной литературы учу быть внимательными к людям и бережно относиться к растениям и животным (любоваться цветами, наблюдать за бабочками, жуками, рассматривать червяков и т. д.). На занятиях стараюсь доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу, поддерживаю желание детей познавать окружающий мир. В ходе целенаправленных наблюдений подвожу понимание детей к тому, что в природе от сезона к сезону происходят различные изменения. У детей развивается интерес, как к домашним, так и диким животным, в процессе чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций. Сюжетно-ролевые, подвижные дидактические игры также способствуют закреплению знаний о животных.
При описании явлений природы нужно чаще использовать стихи, загадки, пословицы. Продолжать знакомить детей с растениями, растущими в Чувашии.
Я пришла к выводу, что процесс приобщения детей к миру природы должен осуществляться интересной игровой форме, обучение с природой должно проходить радостно и непринужденно.
Анализ проблем. | Проблема Недостаточный уровень знаний об окружающем мире природы у детей является препятствием для установления простейших взаимосвязей в окружающем мире. | Причины появления этой проблемы | Недостаточность планирования тематических дней природоведческого характера |
Недостаточность умений и навыков в поисковой деятельности | |||
Отсутствие приемов индивидуально- дифференцированного подхода |
Аннотация.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине!
Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, развивающие занятия позволяют детям со II младшей группы в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно-следственных связей и закономерностей. Все это поможет формированию нравственных и эстетических качеств у детей дошкольного возраста.
Главные задачи:
- вызвать творческий интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, явлений природы и т.д.)
- формировать представление о себе, о ближайшем окружении («Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна»)
- формировать и систематизировать представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, посуда, мебель, транспорт и т. д.)
- формировать и систематизировать представления о деятельности людей, профессиях, рукотворном мире.
В соответствии с этим определена ЦЕЛЬ проекта:
Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.
Для достижения этой цели я выделила следующие ЗАДАЧИ:
Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Ожидаемый результат
ДЕТИ
Осознание детьми социально-экологической проблемы
Овладение экологического целесообразного поведения в окружающей среде
Приобрести умения в работе в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»
РОДИТЕЛИ
Включение родителей воспитанников в педагогический процесс как равноправных партнеров.
Расширение знаний родителей в эстетических и педагогических вопросах образования детей.
ПЕДАГОГИ
Повышение профессионального мастерства педагогического состава.
Повышение интереса к проблеме.
Повышение авторитета ДОУ у родителей.
Реализация проекта
I этап- подготовительный
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Повышение собственной профессиональной компетентности. | Подбор и изучение методической литературы. Подбор диагностического материала. | Май-август 2012г. | Старший воспитатель, воспитатели |
Педагогическое просвещение родителей. | Анкетирование родителей. | I квартал 2012 | Старший воспитатель, воспитатели |
Создание условий для организации работы. | - Подбор и приобретение дидактического материала для занятий - Приобретение и изготовление настольно - печатных и дидактических игр. | Август 2009г. 2010г. 2011г. | Старший воспитатель, воспитатели, родительский комитет, родители |
Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми | Психологический тренинг «Давайте познакомимся» | Сентябрь 2011г. | Психолог |
Формирование умения произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные ощущения. | Ноябрь 2011г. | Психолог, воспитатели |
Уровень эмоционального реагирования на мир природы у детей составил:
60,8 % - средний | на начало учебного 2011 года |
39,2% - низкий | |
88,4% - средний | на апрель 2012 года |
11,6 % - низкий |
Динамика формирования интегрированного качества «Имеющий первичные представления» в разделах
представление о себе
представление о мире
представление о природе
составила в начале учебного 2011 года 57,5% - средний
42,5% - низкий
в конце учебного 2012 года 73,4% - средний
26,6% - низкий
Уровень по образовательной области «Познание» по разделам
Знает и называет некоторые растения
Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе
Проявляет бережное отношение к природе
составил на начало учебного 2011 года 70,5% - средний
23,5 % - низкий
на конец учебного 2012 года 83,2% - средний
16,8% - низкий
Данный проект рассчитан на детей со II младшей дошкольной группы. Срок реализации проекта 3 года. Для достижения данной цели я выделила следующие ЗАДАЧИ:
- стимулировать интерес к окружающей природе, к исследовательской деятельности
- совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями
- обобщать и делать выводы
-развивать воображение
- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.
Финансовые затраты: методическая литература, атрибутика для поисково-опытнической деятельности, инвентарь для детского труда.
Основными формами реализации этого проекта является наблюдения в природе, занятия в игровой и занимательной форме, индивидуальная и подгрупповая форма работы. Оснащение предметно-развивающей среды (лаборатория, гербарии, дидактические игры и т. д.). Уровень умений знаний и навыков определяется диагностикой.
II этап – деятельный
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Мониторинг состояния проблемы на начальном этапе. | Медико-педагогическая диагностика детей. | Сентябрь | Старшая медсестра, воспитатели |
Систематизация коррекционно-оздоровительной работы с детьми. | Разработка перспективного плана тематики, содержания и конспектов занятий, праздников. | Август Сентябрь | Старший воспитатель, воспитатели |
Внедрение системы работы | Организация и проведение занятий с детьми | В течение года по плану | Воспитатели |
Индивидуальная работа с детьми | Организация и проведение индивидуальной работы с детьми. | Постоянно | Воспитатели |
Работа с родителями | - Медико-педагогическое просвещение: издание буклетов «Кое - что обо мне» - привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среде группы. | Еженедельно 2-4 раза в год | Старший воспитатель, воспитатели, родительский комитет, родители |
Перспективный план
по ознакомлению дошкольников с окружающим миров
средняя группа
Сентябрь «Здравствуй это я. А это мой любимый город» «Солнце по небу гуляет» «Ветер песенки поет, осень в гости к нам зовет» «Во саду ли, в огороде» | Явления общественной жизни: семья, культура поведения, достопримечательности города. Неживая природа: времена года – осень, части суток. Живая природа: растения и насекомые осенью Предметный мир: форма, цвет, вкус (овощи, фрукты) |
Октябрь «Кто мы в нашей семье?» «Тайна осеннего леса» В гости к Шорину В гости к Буратино | Явления общественной жизни: семья, братишки, сестренки. Неживая природа: солнце и луна Живая природа: домашние животные Предметный мир: свойства металла и дерева |
Ноябрь «Кто такая мама моей мамы» «Ветер, ветер ты могуч» «Как звери к зиме готовятся» «Магазин одежды» | Явления общественной жизни: семья Неживая природа: свойства ветра Живая природа: приспособление животных к климатическим условиям Предметный мир: классификация одежды, свойства ткани. |
Декабрь «Кто мой дедушка моему папе?» «Где зимуют снежные бабочки» «Как зимуют дикие звери?» Сказка о том, как появился карандаш | Явления общественной жизни: семья и семейные отношения Неживая природа: времена года - зима, свойства снега Живая природа: образ жизни диких животных зимой Предметный мир: история возникновения карандаша |
Январь Человек красен трудом. Огонь – друг, огонь – враг Жизнь домашних животных зимой Как жили наши предки | Явление общественной жизни: семья и семейные отношения Неживая природа: огонь – противоречивость явления природы Живая природа: забота и уход за домом, животными зимой Предметный мир: классификация деревянных построек |
Февраль «Я бы в летчики пошел» «Лютен» Зачем зайчику другая шубка Что такое светофор? | Явление общественной жизни: государственные праздники Неживая природа: сезонные изменения Живая природа: зависимость жизни диких животных от сезонных изменений Предметный мир: движение транспорта и пешеходов по улицам. |
Март Каждому свое имя Спешит весна. Звенит капель Весенние трели «Бьется – не бьется» | Явление общественной жизни: памятные места родного города Неживая природа Живая природа: разнообразие животного мира - птицы Предметный мир: свойства стекла |
Апрель «Дорога в космос» «Световой день» «Будь здоров и весел хомячок» Ремонтные мастерские | Явление общественной жизни: город, его традиции Неживая природа: источник света - рукотворный природный мир Живая природа: забота и уход за домашними питомцами Предметный мир: профессии людей по ремонту изделий |
Май Эти родные просторы «Вода помощница» «Загадки родного края» Все профессии хороши, выбирайте на вкус | Явление общественной жизни: города России, глобус Неживая природа: свойства воды Живая природа: приспособление животных к разным условиям обитания Предметный мир: профессии рукотворного мира |
III этап – оценочный
Задачи | Мероприятия | Срок | Ответственный |
Мониторинг проекта | - конечная диагностика - анкетирование родителей - анализ данных и графическое отображение результатов. | Апрель Май | Старшая медсестра, старший воспитатель, воспитатели |
Перспективы проекта | Внедрение методических разработок в педагогическую работу различных направлений. | Июнь Август | Старший воспитатель, воспитатели |
Представление итогов реализуемого проекта | - Творческий отчет на педагогическом совете. - Презентация работы | Май 2012г. | Старший воспитатель, воспитатели |
В результате проведенной работы уровень овладения навыками и умениями в аппликационной деятельности у детей средней группы составил 80%.
Высокий уровень – 22% детей. Развиты пооперационные действия, проявления самостоятельности, сформированности представлений о качествах различного материала. Дети стремятся к материальному сходству с реальностью, передаче особенностей конкретного объекта. Замысел предшествует творчеству, фантазию. Владеет сложными действиями (вырезание, обрывание, скручивание и т. д.)
Средний уровень – 65 % детей. Дети имеют представления лишь о некоторых видах бумаги, недостаточно сформированы умения и навыки аппликации, недостаточно владеют приёмами симметричного вырезания, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях, недостаточно сформировано владение ножницами.
Мониторинг.
В своей работе я использовала методическую литературу Н. А. Карпухина «Конспект занятий в средней группе», О. Б. Дыбина «Сценарий игровых занятий для дошкольников», С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников».
Анализ результатов исследования на начальном этапе показал, что у детей низкий уровень представления о себе, окружающей природы, животных, растений, явлений природы.
Низкий уровень составляет 29,5%, а средний составил 70,5%.
По результатам исследования был составлен план мероприятий направленный на расширение кругозора детей. Были выявлены компоненты, требующие наибольшего внимания в педагогической работе. Эти данные послужили основой для разработки и проведения методической работы.
На промежуточном этапе, дети показали положительную динамику: сформированность представлений об окружающей действительности улучшилось на 13%.
Оценочный этап работы показал
средний уровень – 83,2%
Низкий уровень – 16,8%.
Динамика развития
Данные показатели говорят о том, что, несмотря на возраст и затруднения в речи, детей с низким уровнем стало меньше на 12,7%.
Методическая литература по экологии.
Предметный мир как источник познания социальной действительности Дыбина О. В., Арбаманова О. В.
Сценарий игр-занятий для дошкольников О. В. Дыбина.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников О. В. Дыбина
Мир природы и ребенка Саморукова П. Г.
Экологическое воспитание младших дошкольников Николаева С. Н.
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников Артемова Л. В.
Дидактические игры в детском саду Бондаренко А. И., 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...
Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...
Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).
Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....
Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"
Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...