С нами небо говорит или секреты воды
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
- Формировать познавательные и исследовательские способности у детей.
Познакомить с различными агрегатными состояниями воды (снег, дождь, туман, роса, иней) и их свойствами.
- Закрепить: схематичное и символьное изображения состояния погод из календаря природы.
- Продолжать учить обобщать живые объекты природы в их привычной сфере обитания.
- Воспитывать усидчивость и интерес к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_nami_nebo_govorit_1.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «С нами небо говорит или секреты воды».
Цель:
Формировать познавательные и исследовательские способности у детей.
Познакомить с различными агрегатными состояниями воды (снег, дождь, туман, роса, иней) и их свойствами.
Закрепить: схематичное и символьное изображения состояния погод из календаря природы.
Продолжать учить обобщать живые объекты природы в их привычной сфере обитания.
Воспитывать усидчивость и интерес к занятию.
Словарь: талая вода, моросящий дождь, ветрено, закат, восход, слоистые облака, перистые облака, кучевые облака
Материалы: символьные рисунки, три-четыре сосуда, воронка, схематичное изображение облаков, два конверта с заданиями, тарелочки.
Ход занятия.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет очень интересное и необычное занятие.
Раздается храп водяного.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Кто – то храпит.
Воспитатель: Ребята, пойдемте посмотрим, кто это так храпит.
Звучит музыка «Я - водяной».
Из-за ширмы появляется водяной.
Водяной зевая. Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости. Слышал я одна сорока говорит другой, что сегодня в детском садике «Ёлочка», будет очень интересное и необычное занятие и что ребята будут проводить опыты с водой. А мне все очень интересно, что касается воды.
Воспитатель: Мы очень рады, что ты к нам пришел в гости. Слушай и наблюдай за нами.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, для начала давайте с вами вспомним какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Ребята, а какое время года было перед весной?
Дети: Зима.
Воспитатель: Да ребята, была зима. А какая сегодня погода?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что погоду можно узнать не только по телевизору от синоптиков. Погоду можно определить по небу. Небо нам может рассказать многие свои секреты (воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций на мольберте, и спрашивает у детей на, что похожи облака) Например:
Если на небе кучевые облака, то погода будет хорошая. Они белые и пушистые. А вот большие и темные облака обычно приносят с собой не погоду.
Слоистые облака – это обычно слой тонких бледно-серых облаков, закрывающих все небо. Они часто приносят мелкий, моросящий дождик или мокрый снег.
Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые признак ветреной погоды или к перемене погоды. Ребята, как вы думаете, почему они называются перистые?
Дети: Они похожи на перышки.
Если на небе тучи серого цвета, то быть грозе- летом, а зимой снегопаду.
Солнце садится в облако, то другой день будет ненастный.
Воспитатель: Водяной тебе все понятно?
Водяной: Да, что-то я знал, что-то узнал новое.
Воспитатель: Ребята, а кто знает что такое «Закат» и «Восход».
Ответы детей.
Водяной: Я тоже знаю, что такое «Закат» и «Восход». «Восход» это когда солнышко утром встает, а «Закат»- солнышко садится за горизонт.
Воспитатель: Молодец водяной. Ребята, по восходу и закату тоже можно определить погоду. Если - красные облака до восхода – к ветру, тучи до восхода – к дождю, красные облака при закате – к дождю и ветру.
Водяной: Ребята, я пришел к вам в гости не с пустыми руками, я принес вам конверт с заданием.
Водяной отдает детям конверт с символьными рисунками.
Воспитатель берет конверт и достает символьные рисунки.
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно посмотрим на рисунки и прочитаем их.
Воспитатель показывает символьные рисунки, дети самостоятельно читают их. Если дети затрудняются прочесть водяной приходит на помощь.
День – ночь
Утро (вечер) день
Будет ли дождь
«Календарь» (многие народы в древности вели отчет времени, наблюдая за изменениями Луны. На картинке нарисована полная луна обозначает полнолуние, и месяц – это тоже луна , но одна часть ее закрыта).
«Компас» (звезды указывали морякам путь).
Водяной хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, водяной я приглашаю вас поиграть в игру «Воздух, земля, вода»
Дети выходят из-за столов и встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры.
Ход игры.
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Воспитатель задает вопрос водяному например «утка».
Водяной отвечает «вода».
Воспитатель с детьми обращает внимание водяного, что на слово «утка» можно сказать «земля».
Дети садятся на места. Воспитатель обращает внимание детей на появившийся поднос.
Воспитатель поднимает салфетку и подглядывает.
Воспитатель: Ребята, мы с вами начали проводить опыт. Кто расскажет о нашем опыте?
Желающий рассказывает опыт.
(Мы налили неделю назад в три стакана ровное количество воды и сделали отметки уровня воды. Один стакан поставили на полочку, второй – на батарею, третий закрыли крышкой и оставили при комнатной температуре.
Давайте посмотрим, что же произошло с ними.
В стакане который стоял на батарее воды меньше. Куда она исчезла?
Ответы детей. (Частицы воды поднялись в воздух)
Воспитатель: Где испарение происходит быстрее - в теплом или холодном месте?
Ответы детей. (В теплом частицы воды активнее поднимаются с поверхности воды)
Воспитатель: Почему влага испаряется хуже, если емкость закрыта?
Ответы детей. (Частицы воды не могут «вылететь» из закрытого сосуда)
Воспитатель: Тоже самое и происходит с дождиком. Ребята, а если мороз? Хотя бы самый маленький – всего один градус, как вы думаете, что происходит с водой?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вода станет твердой, замерзнет. Превратиться в твердое вещество – лед. Снег и лед – это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое место.
Дети: они растают, превратятся в воду.
Водяной: Ребята, давайте проверим!
Воспитатель: Давайте проверим! Перед вами две тарелочки: в одной – ледяной кубик, а в другой снег. Давайте понаблюдаем за состоянием льда и снега.
Водяной: Я совсем забыл, я же принес вам не одно задание, а целых два. Вот и второе задание.
Воспитатель открывает конверт и достает задание.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите здесь загадки и какие то рисунки. А я догадалась это же отгадки.
Воспитатель раскладывает рисунки – отгадки на столе.
Дети по одному выходят и находят рисунок-отгадку.
Воспитатель: Ребята, Водяной, мы с вами совсем забыли про наш опыт, давайте посмотрим, что стало с нашим снегом.
Дети: Он растаял.
Водяной: Жалко, что снег растаял, я люблю его есть, он похож на мороженное. Белый, вкусный, рассыпчатый, холодный. Ребята, а вы любите есть снег?
Воспитатель: Водяной, разве можно есть снег? Он же грязный! Давайте это проверим.
Воспитатель наливает талую воду, которая осталась в тарелке после таянья снега, в предварительно подготовленную воронку с фильтром из промокательной бумаги или салфетки.
Дети наблюдают за происходящим.
Воспитатель: Ребята, какая вода была в тарелочке?
Дети: Грязная.
Воспитатель: А как еще называется вода, после таяния снега и льда?
Дети: Талая вода.
Воспитатель: Как она изменилась?
Дети: Стала чистой.
Воспитатель: Какой стала салфетка?
Дети: Грязной.
Воспитатель: Чистый снег на улице? Будем его пробовать?
Водяной: Ни когда в жизни я больше не притронусь к снегу.
Воспитатель: Ребята, что нового мы узнали на занятии.
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, ребята мы сегодня с вами много узнали. Ребята, в каком виде может быть вода?
Дети: Вода может быть в виде снега, льда, тумана, инея, росы.
Воспитатель: все это различные состояния воды. На этом наше занятие окончено.
Водяной: Да, ребята, мне очень понравилось у вас. А можно я к вам еще приду в гости.
Воспитатель и дети: Конечно приходи.
Водяной уходит под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".
Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС....
Совместно - познавательно исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Секрет воды» (изучение свойств воды) (используемая технология: Моделирование
Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интелектуальные задачи путем включения детей в опытно-эксперементальную деятельность....
игра " В небе. на земле, в воде".
В дидактической игре «В небе, на земле, в воде» ребенку необходимо определить, в какой среде обитают животные и птицы, встречаются те или иные растения и предметы. Предложите ребенку ...
Игра "В небе, на земле, в воде"
Игра "В небе, на земле, в воде" . Надо вырезать картинки и прикрепить к общей картине...
Итоговая открытая непосредственная образовательная деятельность на тему: «Секреты воды» (свойства воды)
материал к итогому мероприятию по проекту "Секреты воды"...
Дидактическая игра " В небе,на земле,в воде"
С карточками на магнитах...