Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sekrety_vody.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

в подготовительной группе

по теме «Секреты воды».

В основную образовательную область Познание интегрированы Коммуникация, безопасность жизнедеятельности, здоровье, физическое воспитание, художественное творчество.

Цель:

 Формирование представлений о том, что поведение воды меняется в зависимости от нагревания или охлаждения.

Задачи:

  1. Выяснить с детьми, что происходит с водой при нагревании и охлаждении посредством экспериментов.  Помочь понять, почему нельзя в чайник наливать воду до краев.
  2. Формировать исследовательские навыки, используя доступные для экспериментирования  способы и материалы. Дать представление об устройстве и отличиях термометров: водяного, медицинского, уличного.
  3. Развивать умение грамотно и логически выстраивать свою речь при ответах, высказывании умозаключений.
  4. Закреплять знание правил безопасного поведения при экспериментировании.

Предварительная работа: знакомство со сказкой про «Маленьких человечков» - молекулы в разных веществах, жидких, твердых и газообразных; разучивание игры «Маленькие человечки»; разучивание комплекса  потешек, стишков  для умывания; рассматривание познавательной литературы о разных состояниях воды в природе и в быту; просмотр мультфильмов, познавательных фильмов о воде; художественное творчество; экскурсия к водоему; знакомство с правилами пользования кухонными плитами в быту и возрастными ограничениями.  

Материалы и оборудование:

  • Блюдце, баночка, салфетки для рук, чайник с горячей водой, термометры разного вида (водяные по числу детей, 2- 3 разных  медицинских), бутылка с трубочкой и пластилиновой пробкой, изображение газовой и электрической кухонной плиты, быстрая и медленная музыка для игры в «Маленьких человечков».

Проектное содержание НОД.

1.Организация внимания детей. Мотивация на НОД:

В группу вносятся  медицинские  термометры.

  • Ребята! Помогите мне узнать, что  это за приспособления? И как ими  пользоваться?
  • Ответы детей. 
  • Каждый из нас иногда болеет и меряет температуру. Расскажите, как это бывало у вас?

Выделяем проблему для совместной деятельности:

  • Как вы думаете, а у воды бывает  температура?

2.Экспериментирование.

Чтобы узнать, бывает ли у воды температура, предлагаю провести  несколько экспериментов.

Первый эксперимент:

  • Итак, что будет, если у здорового человека измерить температуру? (она будет нормальная- 36,6*С).
  • Давайте проверим. У кого измеряем температуру тела? (желающий ребенок)
  • Пока Никита сидит с градусником, мы рассмотрим медицинские термометры. Из чего  состоит термометр? (рассматривание, называют его части) 
  • Итак, что мы видим на Никитином термометре? (воспитатель показывает, как проверить по  шкале температуру тела, обращает внимание детей на ртутный столбик, при этом  держит  термометр в своих руках)

Вывод: Да, у него нормальная температура- 36,6. В таком случае как говорит мама? Да, что температуры нет и ребенок здоров.

Динамическая пауза.

- Раз мы с вами здоровы, давайте сходим в гости. Как куда? К водичке. По пути предлагаю выполнять движения:

Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода!

(маршируем с хлопками рук над головой)

Выходи, водица, мы хотим  умыться!

(руки вперед, делаем зовущие движения)

От водички, от водицы всё улыбками искрится!

(повороты туловища и головы вправо, влево, руки на поясе)

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

(дыхательное упражнение: руки через стороны вверх- вдох, руки вниз- выдох)

Второй эксперимент:

  • Какой водой мы сейчас моем руки?  (теплой).  Закройте кран с красной шляпкой. Какая сейчас бежит вода из крана?   (холодная)
  • Кто- нибудь догадался, бывает ли у воды температура?

Вывод:  Да, у воды есть температура: она может быть холодной, теплой или  горячей.  

Знакомство с водяными  термометрами: 

- А вы знаете, как можно  измерить температуру у воды?

  • Предлагаю познакомиться с водяными термометрами.
  • Рассматривание водяных термометров.
  • Сравнение с медицинскими. Общее и различное в устройстве.

Вывод:  все термометры устроены одинаково, но в водяных вместо ртути – покрашенная специальная жидкость.

Третий  эксперимент:

- Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмите пустые блюдечки и поставьте их на стол. А в стаканы налейте  немного холодной воды. Садитесь, так удобнее исследовать.

  • Измерьте температуру воды в стакане. Как вы это будете делать?
  • Будьте внимательны и аккуратны с  термометром. И  осторожны. Почему?
  • Какая температура у холодной воды?  (низкая)

Вывод: холодная вода имеет низкую температуру, от нее можно замерзнуть, в такой воде нельзя купаться, можно простыть. (дополнительные сведения:  о людях- моржах). Холодная вода может превращаться в лед.

Четвертый эксперимент:

  • У меня в чайнике  горячая вода  (горячая, но не кипяток - из предосторожности).
  • Сейчас будем очень осторожными. Я налью на ваши блюдечки горячей воды, пальцы в воду не опускайте. Что может произойти?
  • Опустите в блюдце с горячей водой  водяной термометр и посмотрите, что будет происходить.
  • Что произошло с подкрашенной жидкостью? Да, она резко поднялась вверх. О чем это может говорить нам?

Вывод: Правильно. У воды есть температура. Чем выше температура воды, тем она ….(горячее). Чем ниже температура воды, тем она…. (холоднее).

Игра «Маленькие человечки»:

  • Давайте выйдем из- за столов. Приглашаю вас поиграть  в маленьких человечков, которые прячутся в воде. Если музыка спокойная, вы будете двигаться очень медленно, а если музыка станет подвижной -  двигаться быстрее.

Вывод: вот также и вода. Если маленькие человечки в ней ведут себя спокойно и двигаются медленно, вода- холодная, а если маленькие человечки начинают бегать- вода нагревается и становится горячей.

ТРИЗ- игра «Хорошо- плохо горячая вода» :

  • Предложить детям сесть поудобнее на ковер для беседы.

Пятый эксперимент:

  • Потрогайте сейчас воду в своих блюдечках. Что с ней произошло?
  • Почему она остыла?
  • А вода в чайнике такая же стала или отличается от вашей? Чем?

Вывод:

  • Если посуда с водой открыта, то вода быстро остывает.
  • Если посуда с водой закрыта, вода сохраняет тепло (температуру) долго.

5.А сейчас я покажу вам чудо!

- Идем в умывальню. Смотрите внимательно на бутылку с трубочкой у меня в руках.

  • Я подставляю бутылочку под струю очень горячей воды (над раковиной).
  • Холодная вода начинает вытекать по трубочке. Почему?
  • Она нагрелась от горячей воды и маленькие человечки стали двигаться быстрее, выталкивать друг друга, им стало тесно.

Вывод:

  • Можно ли наливать в чайник воду до краев, когда мы ставим его кипятиться?
  • Почему нельзя?  ( обращаем внимание на изображение газовой и электрической кухонной плиты)
  • Чем это может быть опасно нам?

6.Общие выводы по температуре воды.

7.Рефлексия:

  • Какой эксперимент вам хотелось бы еще раз повторить дома?
  • Почему?
  • Хотите узнать, какая температура у вашей домашней воды?
  • Попробуйте цветными карандашами изобразить температуру домашней воды. А завтра сравним рисунки.

8.Закладывание на прогулке в снег бутылки с холодной водой.

Цель: Проследить расширение воды при замерзании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Вода. Круговорт воды в природе"

Конспект НОД "Вода. Круговорт воды в природе"...

Конспект ООД "Вода. Круговорот воды в природе"

Определение свойства воды. Экологическое воспитание....

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...

Конспект НОД «Вода. Движение воды в природе. Свойство воды»

Конспект НОД «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»Цели:Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как в...

Конспект НОД. "Вода. Свойства воды". Подготовительная группа.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Вода. Свойства воды."...

Конспект НОД " Вода ,свойства воды" средняя группа.

Материал будет полезен для воспитателей средней группы по познавательно экспериментальной деятельности в доу....