Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sekrety_vody.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной группе
по теме «Секреты воды».
В основную образовательную область Познание интегрированы Коммуникация, безопасность жизнедеятельности, здоровье, физическое воспитание, художественное творчество.
Цель:
Формирование представлений о том, что поведение воды меняется в зависимости от нагревания или охлаждения.
Задачи:
- Выяснить с детьми, что происходит с водой при нагревании и охлаждении посредством экспериментов. Помочь понять, почему нельзя в чайник наливать воду до краев.
- Формировать исследовательские навыки, используя доступные для экспериментирования способы и материалы. Дать представление об устройстве и отличиях термометров: водяного, медицинского, уличного.
- Развивать умение грамотно и логически выстраивать свою речь при ответах, высказывании умозаключений.
- Закреплять знание правил безопасного поведения при экспериментировании.
Предварительная работа: знакомство со сказкой про «Маленьких человечков» - молекулы в разных веществах, жидких, твердых и газообразных; разучивание игры «Маленькие человечки»; разучивание комплекса потешек, стишков для умывания; рассматривание познавательной литературы о разных состояниях воды в природе и в быту; просмотр мультфильмов, познавательных фильмов о воде; художественное творчество; экскурсия к водоему; знакомство с правилами пользования кухонными плитами в быту и возрастными ограничениями.
Материалы и оборудование:
- Блюдце, баночка, салфетки для рук, чайник с горячей водой, термометры разного вида (водяные по числу детей, 2- 3 разных медицинских), бутылка с трубочкой и пластилиновой пробкой, изображение газовой и электрической кухонной плиты, быстрая и медленная музыка для игры в «Маленьких человечков».
Проектное содержание НОД.
1.Организация внимания детей. Мотивация на НОД:
В группу вносятся медицинские термометры.
- Ребята! Помогите мне узнать, что это за приспособления? И как ими пользоваться?
- Ответы детей.
- Каждый из нас иногда болеет и меряет температуру. Расскажите, как это бывало у вас?
Выделяем проблему для совместной деятельности:
- Как вы думаете, а у воды бывает температура?
2.Экспериментирование.
Чтобы узнать, бывает ли у воды температура, предлагаю провести несколько экспериментов.
Первый эксперимент:
- Итак, что будет, если у здорового человека измерить температуру? (она будет нормальная- 36,6*С).
- Давайте проверим. У кого измеряем температуру тела? (желающий ребенок)
- Пока Никита сидит с градусником, мы рассмотрим медицинские термометры. Из чего состоит термометр? (рассматривание, называют его части)
- Итак, что мы видим на Никитином термометре? (воспитатель показывает, как проверить по шкале температуру тела, обращает внимание детей на ртутный столбик, при этом держит термометр в своих руках)
Вывод: Да, у него нормальная температура- 36,6. В таком случае как говорит мама? Да, что температуры нет и ребенок здоров.
Динамическая пауза.
- Раз мы с вами здоровы, давайте сходим в гости. Как куда? К водичке. По пути предлагаю выполнять движения:
Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода!
(маршируем с хлопками рук над головой)
Выходи, водица, мы хотим умыться!
(руки вперед, делаем зовущие движения)
От водички, от водицы всё улыбками искрится!
(повороты туловища и головы вправо, влево, руки на поясе)
От водички, от водицы веселей цветы и птицы!
(дыхательное упражнение: руки через стороны вверх- вдох, руки вниз- выдох)
Второй эксперимент:
- Какой водой мы сейчас моем руки? (теплой). Закройте кран с красной шляпкой. Какая сейчас бежит вода из крана? (холодная)
- Кто- нибудь догадался, бывает ли у воды температура?
Вывод: Да, у воды есть температура: она может быть холодной, теплой или горячей.
Знакомство с водяными термометрами:
- А вы знаете, как можно измерить температуру у воды?
- Предлагаю познакомиться с водяными термометрами.
- Рассматривание водяных термометров.
- Сравнение с медицинскими. Общее и различное в устройстве.
Вывод: все термометры устроены одинаково, но в водяных вместо ртути – покрашенная специальная жидкость.
Третий эксперимент:
- Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмите пустые блюдечки и поставьте их на стол. А в стаканы налейте немного холодной воды. Садитесь, так удобнее исследовать.
- Измерьте температуру воды в стакане. Как вы это будете делать?
- Будьте внимательны и аккуратны с термометром. И осторожны. Почему?
- Какая температура у холодной воды? (низкая)
Вывод: холодная вода имеет низкую температуру, от нее можно замерзнуть, в такой воде нельзя купаться, можно простыть. (дополнительные сведения: о людях- моржах). Холодная вода может превращаться в лед.
Четвертый эксперимент:
- У меня в чайнике горячая вода (горячая, но не кипяток - из предосторожности).
- Сейчас будем очень осторожными. Я налью на ваши блюдечки горячей воды, пальцы в воду не опускайте. Что может произойти?
- Опустите в блюдце с горячей водой водяной термометр и посмотрите, что будет происходить.
- Что произошло с подкрашенной жидкостью? Да, она резко поднялась вверх. О чем это может говорить нам?
Вывод: Правильно. У воды есть температура. Чем выше температура воды, тем она ….(горячее). Чем ниже температура воды, тем она…. (холоднее).
Игра «Маленькие человечки»:
- Давайте выйдем из- за столов. Приглашаю вас поиграть в маленьких человечков, которые прячутся в воде. Если музыка спокойная, вы будете двигаться очень медленно, а если музыка станет подвижной - двигаться быстрее.
Вывод: вот также и вода. Если маленькие человечки в ней ведут себя спокойно и двигаются медленно, вода- холодная, а если маленькие человечки начинают бегать- вода нагревается и становится горячей.
ТРИЗ- игра «Хорошо- плохо горячая вода» :
- Предложить детям сесть поудобнее на ковер для беседы.
Пятый эксперимент:
- Потрогайте сейчас воду в своих блюдечках. Что с ней произошло?
- Почему она остыла?
- А вода в чайнике такая же стала или отличается от вашей? Чем?
Вывод:
- Если посуда с водой открыта, то вода быстро остывает.
- Если посуда с водой закрыта, вода сохраняет тепло (температуру) долго.
5.А сейчас я покажу вам чудо!
- Идем в умывальню. Смотрите внимательно на бутылку с трубочкой у меня в руках.
- Я подставляю бутылочку под струю очень горячей воды (над раковиной).
- Холодная вода начинает вытекать по трубочке. Почему?
- Она нагрелась от горячей воды и маленькие человечки стали двигаться быстрее, выталкивать друг друга, им стало тесно.
Вывод:
- Можно ли наливать в чайник воду до краев, когда мы ставим его кипятиться?
- Почему нельзя? ( обращаем внимание на изображение газовой и электрической кухонной плиты)
- Чем это может быть опасно нам?
6.Общие выводы по температуре воды.
7.Рефлексия:
- Какой эксперимент вам хотелось бы еще раз повторить дома?
- Почему?
- Хотите узнать, какая температура у вашей домашней воды?
- Попробуйте цветными карандашами изобразить температуру домашней воды. А завтра сравним рисунки.
8.Закладывание на прогулке в снег бутылки с холодной водой.
Цель: Проследить расширение воды при замерзании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия " Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды."
Занятия с экспериментами....
Конспект НОД "Вода. Круговорт воды в природе"
Конспект НОД "Вода. Круговорт воды в природе"...
Конспект ООД "Вода. Круговорот воды в природе"
Определение свойства воды. Экологическое воспитание....
Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...
Конспект НОД «Вода. Движение воды в природе. Свойство воды»
Конспект НОД «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»Цели:Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как в...
Конспект НОД. "Вода. Свойства воды". Подготовительная группа.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Вода. Свойства воды."...
Конспект НОД " Вода ,свойства воды" средняя группа.
Материал будет полезен для воспитателей средней группы по познавательно экспериментальной деятельности в доу....