Проект "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Осознание детьми и взрослыми значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu_luchshe_musorit_seychas_otvykayte_deti.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети»
Цели и задачи проекта.
Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы деятельности человека, как хозяйственной, так природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Учить в корректной форме выражать своё отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения. Развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Предполагаемые результаты.
Осознание детьми и взрослыми значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Участники проекта.
Дети старшей группы, их родители, воспитатели.
Этапы работы над проектом.
Первый этап. Экологическая разведка (поисково-исследовательская деятельность).
Во время прогулок, целевых походов, экскурсий и повседневных наблюдений участники проекта изучали и анализировали экологическое состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка, пойми реки и т.д.), делали соответствующие выводы. Затем дети, отвечая на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы наш город, улица, двор были чистым и ухоженными?» высказывали свои предложения.
Второй этап. Реализация проекта.
С детьми проводились:
- беседы и занятия по различным видам деятельности
- чтение художественной и публицистической литературы по теме;
- просмотр видеосюжетов;
- сюжетно-ролевые, дидактически игры, тренинги;
- театрализованные представления, досуги и праздники;
- труд в природе;
- работа в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»;
- экологические акции «Чистый двор», «Чистая улица», «Мы – хозяева Земли», субботники, дни (недели) охраны окружающей среды;
- агитационные мероприятия.
Третий этап. Подведение итогов.
Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:
- экологическое просвещение. Информация по темам: «Экологическая ситуация в городе, микрорайоне», «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды», «Правила поведения в экстремальных условиях (в благоприятной экологической ситуации)», «Экология жилища», «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»;
- совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх;
- участие в конкурсах по разработке оборудования и инвентаря для трудовой деятельности детей (модели особых носилок, урн и т. д.);
- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала, папье – Маше и т. д.)
- агитационная работа: помощь в оформлении фотогазет «Здесь были люди», «Берег реки до и после», «Жалобная книга природы» и т. п. Участие в разработке минипроекта «Город моей мечты».
Занятие.
Цель. Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. учить разумно использовать различные материалы. активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).
Материал и оборудование. Мусорная корзина, в которой лежат стеклянные бутылочки и жестяные банки из-под сока, электрическая лампочка, картонная коробка из- под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, консервная банка, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока). Ящик с землей. Видеозапись «Японский подход к проблеме мусора». Клеенка. Таз с водой. Резиновые перчатки, совок – на каждого ребенка.
Предварительная работа. Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки». Беседа «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)». Разучивание стихотворения А. Усачева «мусорная фантазия». Помощь дворнику в уборке территории детского сада.
Домашнее задание: понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи. Какой вид мусора преобладает в мусорном ведре? Попросить бабушку или дедушку рассказать о сборе и переработке макулатуры. Посмотреть рубрику «Очумелые ручки» в телевизионной передаче «Пока все дома» и вместе с родителями, сделать какую – либо поделку.
Ход занятия.
Воспитатель. Каким важным делом мы занимались вчера во время прогулки?
Дети. Помогали дворнику убирать мусор.
Воспитатель. Как вы думаете, откуда берется мусор?
Дети. Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, исписанные тетради и многое – многое другое.
Воспитатель. Что произойдет, если мусор не убрать? (Предположения детей). Как назвать мусор другими словами?
Дети. Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.
Воспитатель. Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?
Дети. На свалку
Воспитатель. Как вы думаете свалка – это хорошо или плохо?
Дети. Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.
Воспитатель. Твердых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр.), кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится все больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличивается. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используют специальные мусоросжигательные установки. Особую опасность представляют стихийные свалки: мусор и отбросы нередко держать высокие концентрации вредных веществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Огромная мусорная свалка находится недалеко от города. Рядом с ней зимой и летом можно видеть стаи галок и грачей. Почему они не улетают зимой в теплые края?
Дети. Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалках.
Воспитатель. Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придется спасать себя от мусора. Вспомните, как об этом написал поэт Андрей Усачев в стихотворении «Мусорная фантазия»
Дети (поочередно)
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусор сейчас, то довольно скоро
Могут вырастить у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдет круговорот мусора в природе?
И хотя мы в школьный класс не летим на ракете,
Лучше мусорит сейчас, отвыкайте, дети!
Воспитатель. Давайте рассмотрим содержимое мусорной корзины нашей группы. Много ли накопились отходов за сегодняшний день?
Дети надевают резиновые перчатки. Воспитатель расстилает на полу клеенку и выкладывает на нее содержимое корзины.
Воспитатель. Посмотрите, какую красивую коробку из – под конфет мы выбросили. Как думаете, сколько денег мы выбросили. Как думаете, сколько денег было затрачено на ее изготовление? Из чего она сделана? Из чего получают картон (Ответы детей.) Картон, фольга, краски использованные при изготовлении этой коробки, труд художника и рабочих, создавших её, - стоят чуть дешевле упакованных в нее конфет. На изготовление этих баночек для сока (показывает) тоже затрачено много труда и денег. Скажите, весь мусор в корзине одинаковый? Чем различаются выброшенные предметы?
Дети. Они сделаны из разных материалов. Их по – разному использовали. Здесь находятся большие и маленькие предметы.
Воспитатель. Давайте рассортируем мусор.
Дети группируют предметы по материалу, из которого они сделаны.
Воспитатель. Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать (Предложения детей.)
В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?
Дети. Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.
Воспитатель. Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Все ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? (Предложения детей)
Чтобы узнать, кто из вас прав, проведем опыт: закопаем в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.
Дети закапывают предметы в ящик с землей, затем снимают перчатки, моют руки и садятся на стулья.
Воспитатель. В американском штате Кентукки придумали героя детских книг – супермена по имени Рэй Цикл. Он помогает ребятам освобождать городские свалки от предметов, которые перерабатываются и используются вторично. При правильной сортировке и переработке мусора получается много ценных вещей.
Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно повторно использовать? (Предложения детей.) Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами?
Дети. Газеты расстилают на полу во время ремонта. Старыми газетами растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки.
Воспитатель. Что рассказали вам бабушки и дедушки про сбор и переработку макулатуры? В вашей семье собирают и сдают макулатуру? Что такое металлолом? Как его перерабатывают? Кто из ваших знакомых сдавал приёмный пункт металлолом? (Ответы детей.) А что делать со стеклянной бутылкой?
Дети. Её можно вернуть в магазин. Стеклянные бутылки и банки моют и снова разливают в них сок, молоко и кефир, а разбитые бутылки переплавляют в новые.
Воспитатель. Как можно использовать пластиковые бутылки?
Дети. Разрезать пополам и прикрывать ими рассаду. Изготовить кормушки для птиц.
Воспитатель. Можно ли как-нибудь использовать сломанные игрушки? (предположения детей.) Расскажите, что делает из ненужных вещей Андрей Бахметьев в передаче «Очумелые ручки». (Ответы детей) А сейчас посмотрим, как используют мусор в далёкой стране Японии. Дети просматривают видеозапись об использовании мусора в Японии при создании инсектария (зоопарка для насекомых) на одном из искусственных островов, построенном из отходов.
Воспитатель. Попробуем повторно использовать что-нибудь из предметов, оказавшихся в нашей мусорной корзине. Посмотрите, как много в ней бумаги… Сделаем из этой макулатуры новую бумагу? (да.) Изготовление бумаги – процесс длительный. Сначала надо измельчить макулатуру и замочить её в воде.
Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.
Воспитатель. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает, завтра мы взобьем бумажную массу миксером, добавим в нее белила, немного обойного клея и процедим получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу мы равномерно разложим на тканевой салфетке. Накроем ее еще одной салфеткой и поставим сверху что-нибудь тяжелое. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладим ее утюгом и будем на ней рисовать. Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали?
Дети. Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.
Воспитатель. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!
Тема: Путешествие на поезде.
Цель. Обобщать и систематизировать полученные знания по экологии. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Материал. Лист ватмана, на котором нарисован лес и сделаны прорези, в которые частично помещены карточки с изображением диких животных (лисы, ежа, зайца, белки). Цветы, вырезанные из бумаги. Изображение насекомых (бабочки, кузнечика, пчелы, божье коровки). Нарисованная на лете ватмана река с изображениями пяти рыб (у трех рыб не хватает хвоста, или плавников). Изображение пяти листьев кувшинки. Макеты деревенских домов. Игрушечные коровы, свинья, коза, лошадь, собака, кошка. Корзина с яблоками.
Ход занятия
Воспитатель. Приглашаю вас путешествие на поезде. Я буду машинистом, а вы – пассажирами.
Встает первым, дети становятся за ним в колонну по одному, не держась друг за друга. Помощник воспитателя включает аудиозапись «Поезд».
Воспитатель и дети (поют).
Поезд наш едет, колеса стучат,
В поезде нашем ребята сидят.
Воспитатель. Первая остановка в лесу. Станция так и называется – Лес. (Подводит детей к листу ватмана, на котором нарисован лес.) Выходите из поезда. (Дети становятся полукругом перед листом ватмана.) Посмотрите и скажите, как называются деревья, которые растут в этом лесу? (Ответы детей.) Конечно, в лесу нельзя шуметь, рвать цветы, ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнезда. Посмотрите, кто спрятался за этим кустом? За березой?
Воспитатель указывает на части карточек в прорезях. Дети угадывают животных, называют их, а воспитатель вынимает карточки из прорезей.
Воспитатель. Вспомните, как называют всех этих животных одним словом? (Дикие.) Молодцы. Теперь снова садимся в поезд.
Дети становятся за воспитателем. Помощник воспитателя включает аудиозапись «Поезд». Дети и воспитатель поют.
Воспитатель. Следующая станция луг. Выходите из поезда. Давайте прогуляемся. (Дети ходят за воспитателем.) Как тут красиво! Столько цветов! (Обращает внимание детей на цветы из бумаги, разложенные на полу, на некоторых цветах – изображения насекомых.) Послушайте загадки и найдите отгадки на этом лугу.
Ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка)
Воспитатель. Как вы догадались, что это бабочка? (Ответы детей.)
Всех жучков она милей,
Платье красное на ней.
На платье – кружочки,
Чёрненькие точки.
(Божья коровка.)
Воспитатель. Почему вы решили, что это божья коровка? (Ответы детей.)
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик.)
Воспитатель. Как вы узнали, что это кузнечик? (Ответы детей.)
Сок с цветочков собирает,
В мед душистый превращает.
(Пчела.)
Воспитатель. Почему вы думаете, что это пчела? (Ответы детей.) Молодцы, всех узнали. Теперь вспомните, как называют этих обитателей луга одним словом. (Насекомые.) Правильно, это насекомые. Посмотрите, тут есть тропинка. (Подводит детей к линии, нарисованной мелом на полу.) Давайте пойдем по ней и узнаем, куда она нас приведёт.
Проводится разминка «Большие ноги, маленькие ножки». Дети и воспитатель оказываются около изображения реки. Нарисованные рыбы прикрыты изображениями листьев кувшинки.
Воспитатель. Куда привела нас тропинка? (К речке.) Правильно. Как вы думаете, кто живет в реке? (Рыбки.) Правильно в речке живут рыбки. (Убирает изображения листьев кувшинки с нарисованных рыб.) Как вы думаете, все ли рыбки здоровы? Посмотрите внимательно.
Дети находят больных рыбок и объясняют, почему они так думают, - называют недостающие части тел рыбок, воспитатель их дорисовывает.
Воспитатель. Молодцы, всех рыбок вылечили! А теперь вернемся в поезд и поедем дальше.
Дети становятся за воспитателем. Помощник включает аудиозапись «Поезд» Дети и воспитатель поют. Затем выходят из поезда и подходят к столу, на котором стоят макеты деревенских домов.
Воспитатель. Попробуйте догадаться, куда мы приехали. (Помощник воспитателя включает аудиозапись голосов коровы, свиньи, собаки, козы, лошади, кошки.) Ну что, догадались, куда мы приехали? (В деревню.) Правильно, мы приехали в деревню. Голоса, каких животных вы узнали? Дети называют животных, а воспитатель достает игрушки из-за домов и ставит их на стол.
Воспитатель. Правильно, всех узнали. Вспомните, как называют всех этих животных одним словом? (домашние) Правильно, это домашние животные. А нам пора вернутся в поезд.
Дети становятся за воспитателем. Помощник включает аудиозапись «Поезд». Дети и воспитатель поют.
Воспитатель. Ну, вот мы и вернулись в нашу группу. Понравилось вам путешествие? (Ответы детей.) Бабушка, которая живет в деревне, передала для вас гостинцы. (Достает корзину с яблоками.) Угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"
Задачи проекта:- формирование представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов,- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать...
Проект "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"
Экологический проект"Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"помогаетсформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы....
НОД "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!"
В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ «УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР» проведены мероприятия, с цеоью стимулирования интереса к исследовательской деятельности, совершенствования умений оперировать...
Конспект занятия "Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети"
Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющи...
"Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!"
Формировать навыки экологического воспитания детей. Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почв...
"Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети".
На занятии дети узнают как сортировать бытовые и хозяйственные отходы....
Картотека познавательных фильмов "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети!"
Картотека познавательных фильмов...