"Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"
методическая разработка (старшая группа) по теме

 

Задачи проекта:

- формирование представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов,

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися

  знаниями, обобщать, делать выводы,

- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения,

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления  в художественно – творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshe_musorit_seychas_otvykayte_deti.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 4

ПРОЕКТ

      г. Зеленоградск, 2010

Актуальность проекта:

- современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только приусловии            формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития,

- социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности,

- отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Цель проекта – расширять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Задачи проекта:

- формирование представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов,

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися

  знаниями, обобщать, делать выводы,

- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения,

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления  в художественно – творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

осознание детьми и взрослыми значимости проблемы утилизации и переработки мусора,

разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Срок реализации проекта:

Участники проекта

Дети

Родите-

ли

Педагог

Этапы реализации проекта

1 этап: поисково – исследовательская деятельность (экологическая разведка). Во время прогулок, целевых походов, экскурсий участники изучали и анализировали экологическое состояние объектов ближайшего окружения (учаска детского сада, парка, двора, набережной моря и др.) и делали соответствующие выводы.

2 этап: реализация проекта. Формирование элементарных  экологических знаний и представлений дошкольников,а также начала экологического мировоззрения через различные виды деятельности.

3 этап: подведение итогов. Обобщение опыта и определение результатов деятельности.

Экологиче -

ские

акции

Агитацион -ные мероприятия

 Работа в мастерской

«Мусорное рукоделие»

Труд в природе

Досуги,

праздники

Просмотр

видео -сюжетов

Чтение литературы

Беседы

Формы и    

методы

реализации

проекта

План мероприятий по реализации проекта

Содержание деятельности

Срок

Деятельность

Результат

Экскурсия в городской парк

Наблюдение, рассматривание, беседа

Выявление объектов для экологического десанта

Экскурсия на набережную

Наблюдение, рассматривание, беседа

Выявление объектов для экологического десанта

Подбор художественой и публицистической литературы

Чтение, заучивание, рассматривание иллюстраций

Создание мини библиотеки по теме

Фотовыставка «Здесь были люди»

Подбор фотографий на заданную тему

Стенгазета «Здесь были люди»

Природоохранная акция «Мы против мусора»

Уборка объектов, загрязненных мусором

Чистые парк, участок детского сада,

побережие моря

Выставка работ из бросового материала

Творческая деятельность по созданию поделок из бросового материала

Оформление выставки

Цикл занятий на природоохранную тематику

Беседы, наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность

Расширение кругозора детей

Приложение 1. Занятие. Тема: «Мусор вокруг нас»

Задачи: - расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов,

              - стимулировать интереск исследовательской деятельности,

              - совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями,

              - учить разумно использовать различные материалы,

              - активизировать словарь.

 

Материалы и оборудование: мусорная корзина, стеклянные бутылочки, лампочка, коробка, обрезки бумаги, карандаши, детали, пакеты.

Ход занятия:

  Воспитатель: - Откуда берется мусор? Что произойдет, если мусор не убирать? Как назвать мусор другими словами? (Сор, отходы, отбросы, хлам)

Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, а затем в контейнер. Куда вывозят контейнеры с мусором? Свалка это хорошо или плохо?

Особую опасность представляют стихийные свалки, так как на них очень много вредных веществ и вызывают болезни.

Каждый человек за год выбрасывает примерно тонну мусора – полный кузов грузовика.

  Воспитатель предлагает рассмотреть мусор в корзине.

- Посмотрите, какую коробку мы выбросили. Сколько денег затрачено на её изготовление. Давайте рассортируем мусор.

Некоторый мусор используют для сжигания. Весь ли мусор можно сжигать? (Нет, так как пластмасса, пакеты, выделяют дым, который вреден для всего живого)

  Воспитатель предлагает закопать часть мусора, чтобы проверить, можно ли  закапывать мусор. (По истечении времени откопать и выявить, что мусор закапывать нельзя)

  - Как  можно использовать мусор вторично? (использовать во время ремонта, делать полезные поделки, сдать на макулатуру и т.д.)

 Предложить сделать из отходов бумаги новую бумагу. Для этого дети рвут бумагу на мелкие кусочки, замачивают её в воде. Затем взбить миксером, добавить белила, дать стечь воде, а затем разложить на марлевой салфетке, поставить сверху что–то тяжелое. Когда высохнет, можно на ней рисовать.

- Что узнали нового на занятии?

Приложение 2. Занятие. Тема: «Отходы, что это такое?»

Задачи: - познакомить с причиной возникновения мусора,

              - мотивировать к борьбе с мусором,

              - объяснить особенности агитационной работы,

              - воспитывать активную жизненную позицию.

Материалы: коробка с 1 килограммом мусора, фломастеры, бумага, кружки зеленого и  красного цвета по количеству детей.

Ход занятия:

  Показать детям коробку с одним килограммом мусора. Объяснить, что каждый человек выбрасывает в день килограмм, а значит наша группа выбрасывает в день 25 кг мусора – это очень много.

 Воспитатель: - Вам нравится, когда много мусора вокруг? Как вы думаете, это только дворники в этом виноваты? А кто еще? Можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы мусора вокруг нас стало меньше?

  Предложить детям еще раз посмотреть на коробку с мусором и придумать способ как сделать объем мусора меньше. (Сплющить объемные упаковки: баночку из-под лимонада, коробку из под сока, пластиковую бутылку). Предложить детям операцию «Выпусти воздух на свободу». Посмотреть насколько уменьшился объём мусора.

  Предложить детям игру «Голосование»: воспитатель зачитывает утверждение, а дети голосуют зеленым кружком, если они согласны, красным кружком, если не согласны.

Утверждения:1. Чистота города – это проблема дворников.

                        2. Рост количества мусора не остановить.

                        3. Дети не могут повлиять на решение проблемы отходов.

                        4. Я готов сплющивать банки и бутылки, чтобы уменьшить объем отходов.

                        5. Главная причина мусорных проблем в том, что люди бросают мусор, где попало.

 Предложить детям нарисовать рисунки, которые говорят о том, что нельзя мусорить там, где попало.

Приложение3. Компостная куча – решение проблемы «зеленого мусора»

Чтобы изготовить компостную яму, сначала необходимо выбрать подходящее место. Яма должна находиться недалеко от мусорных контейнеров и в то же время не нарушать эстетического состояния площадки. Яму можно сделать размером 200×200 см, глубиной не более метра.

По углам следует вбить 4 кола, снизу скрепить их досками, рейками. По бокам яму выкладывают ветвями или стволиками сухих деревьев.

После наполнения ямы, особенно в летнее время, ее следует укрыть полиэтиленовой пленкой, чтобы не допускать испарения влаги, необходимой для процесса разложения.

Компостная куча закладывается примерно на 1 год – время, необходимое для разложения растительных остатков. Доступ воздуха в яму происходит бла-годаря наличию щелей между ветвями. При подсыхании компоста можно сма-чивать его водой.

Что класть в компост: растительные остатки после сбора овощей, срезанная трава, кухонные отходы, навоз, древесная стружка, листья, хвоя, солома, измельченные ветки, измельченный картон, газеты в небольшом количестве.

Совместите приятное с полезным:

объясните детям, что собирая листья и закладывая компост, мы решаем с одной стороны проблему «зеленого мусора» на территории детского сада (готовый компост мы потом используем как удобрение, а на свалку попадет меньше мусора), с другой стороны – нам предоставляется удобная возможность ознакомиться с обитателями листвы».

Приложение4. Занятие с детьми по проблеме ТБО «Верни Природе чистоту!»

Оборудование и материалы:

  1. 4 подарка Природы на подносе (чаши с почвой, песком и с углем, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью),
  2. изделия из природных ресурсов (овощи, фрукты, хлеб или их муляжи; шкатулки, линейки, тетрадь, альбом; стеклянные бутылки, банки, стакан; пластиковые вещи);
  3. костюм Природы (косынка солнечного цвета, одежда зеленых и коричневых тонов, большой передник с объемистым карманом), задрапированный стул для Природы,
  4. мусор на столе (пищевые отходы в прозрачном пакете; сломанная линейка, карандаш, исписанные с одной стороны тетрадные листки, рекламная газета; банка из-под майонеза; разнообразная пластиковая упаковка и сломанные пластиковые игрушки),
  5. табличка «Прием стекла».

В начале занятия дети делятся на 4 группы и садятся по группам.

Ход занятия:

Ведущая: У нас сегодня гостья. (Входит Природа с подарками). Угадайте - кто такая большая и красивая? У нее есть деревья и цветы, травы и Солнце, воздух и вода и много другого. Без нее не может жить ни человек, ни другие живые существа, потому что все они являются ее частью. К нам пришла Матушка Природа.

Природа: Здравствуйте, ребята. Я рада побывать здесь сегодня, и пришла я к вам с подарками. Каждая из групп получит по одному подарку, и я прошу представителя первой группы выйти ко мне. Я дарю вам свою плодородную почву. Обращайтесь с ней бережно (на стол перед 1 группой).

Я прошу представителя второй группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам часть моего дерева - крепкую древесину. Можете использовать ее для своих нужд.

Я прошу представителя третьей группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам свой драгоценный песок.

Я прошу представителя четвертой группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам свое сокровище - уголь и нефть. Долгие века я хранила их в своих недрах, можете ими воспользоваться. (Природа садится)

Ведущая: Как человек использует эти многочисленные подарки Природы? Найдите на столе то, что выращивают на почве (1 группа) или изготавливают из других подарков Природы (остальные группы). Вещи складывают рядом с подарком на стол группы.

 

Ведущая: Зачем нужна человеку древесина? Из нее изготавливают мебель, карандаши и другие предметы, в т.ч. бумагу. Зачем нужны человеку полезные ископаемые? Благодаря топливу работают заводы, ходят автомашины, в наших домах тепло и светло (демонстрация схемы).

Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку (демонстрация).

Спасибо Матушке Природе за ее дары. Итак, из подарков Природы челвек делает множество полезных вещей. Что происходит после их использова-ния? Вы любите сок? (демонстрация упаковки). Куда девается бутылка после того, как сок выпит? На свалку, т.е. упаковка возвращается Природе. Давайте обсудим, что мы возвращаем Природе в ответ за ее дары (демонстрация стола с мусором).

Работа с 1 группой. Найдите на столе то, что остается после еды – пищевые отходы. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Предложите их Природе, примет ли она?

Природа. Я принимаю пищевые отходы с благодарностью. У меня есть маленькие существа – микробы, которые превращают пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. Крошки хлеба будут клевать мои птицы и радовать всех красивыми песнями (Складывает в передник).

Ведущая работает со 2 группой. Найдите на столе отходы древесины, которые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Предложите их Природе.

Природа. Я принимаю отходы древесины. У меня есть микробы, которые питаются древесиной и превращают ее со временем в почву. Однако, это происходит медленно, поэтому я возьму только часть древесины.

Ведущая (работа с 3 группой). Найдите на столе отходы стекла и предложите их Природе.

Природа. Я не могу принять стекло: у меня нет таких микробов, которые питаются стеклом. Мне они не нужны, а вам еще пригодятся (кладут у ног Природы).

Ведущая работает с 4 группой. Найдите на столе отходы от пластиковой упаковки и предложите их Природе.

Природа. Как вы думаете, есть ли у меня микробы, которые питаются пластиком? Таких микробов не существует. Поэтому пакет будет лежать на земле 200 лет, а сломанная игрушка – 500 лет. Более того, если пластик попадает в мое тело, я начинаю болеть. Это страшный яд для моей земли, воды и воздуха. Это отрава для рыб, зверей и птиц. Я не могу принять пластик (кладут у ног Природы).

Ведущая. Вы видите, ребята, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась свалка. Кто же устраивает это безобразие? Мы. Можем ли мы мусорить меньше? Давайте приглядимся к этой куче мусора. 1 группа – самая «чистая»

Работа с 2 группой. Подойдите к куче, подумайте, что можно сделать с бумагой, чтобы она не засоряла Природу? (обсуждение). Мы можем сделать из нее сами новую бумагу, чтобы не пришлось рубить деревья.

Работа с 3 группой. Что можно сделать с бутылками и банками? Бутылки можно сдать в пункт приема стеклотары. Каждую стеклянную бутылку можно использовать до 40 раз.

 

Работа с 4 группой. Природа не может принять пластик, и люди тоже пока не научились. Когда пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым. Поскольку с пластиком столько проблем, что бы такое придумать, чтобы пластик не использовать вообще? Пластиковую бутылку можно использовать снова для продуктов или сделать из нее какую-нибудь поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома (карандашница, вазочка, кормушка, украшение и пр.). А к игрушкам нужно бережнее относиться, чтобы они не ломались.

Ведущая. Смотрите, мы убрали почти всю мусорную кучу от ног Природы, еще и денег заработали.

Природа. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"

Осознание детьми и взрослыми значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окруж...

Проект "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"

Экологический проект"Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"помогаетсформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы....

НОД "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!"

В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ «УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР» проведены мероприятия, с цеоью   стимулирования  интереса  к исследовательской деятельности, совершенствования  умений оперировать...

Конспект занятия "Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети"

Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющи...

"Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!"

Формировать навыки экологического воспитания детей. Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почв...

"Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети".

На занятии дети узнают как сортировать бытовые и хозяйственные отходы....