"Морально - нравственное развитие детей 3 - 7 лет в программе "Радуга"
статья (младшая группа) по теме
В программе "Радуга" переплелись два совершенно разных психологических направления: нормативно - ориентированное и эмоционально - ориентированное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyueva_t.v._esse.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морально – нравственное развитие детей 3 – 7 лет
в программе «Радуга».
Клюева Татьяна Владимировна
Воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 49»
г. Пермь, Пермский край
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.
Наш детский сад работает по программе «Радуга». Это первая программа, которая своим появлением открыла вариативность дошкольного образования. В ней начала воплощаться в реальную педагогическую практику новая гуманистическая Концепция дошкольного воспитания. Были утверждены ценности уважения к формирующейся личности ребёнка, внимания к его душевному состоянию, понимание того, что главным условием развития и благополучия является общение с компетентным и доброжелательным взрослым.
Программа направлена на решение трёх основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности,
развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам
Это достигается путём формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений детей, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализация агрессивных проявлений, а также демонстрация детям норм справедливости и их равных прав. Для этого используются методики: «Дети выбирают сами», «У нас все хорошие», «Давай по очереди», «Плохой заяц – это кажется про меня», «Когда ты был маленьким», «Мой альбом с фотографиями».
формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей.
Решать эту задачу предлагается путём побуждения детей откликаться на чужую боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх, т.д.) Используются методики: «Злой великан и муравьи», «Пожалеем друг друга», «Игра «Фу», «Моральные пьески».
Кроме методик, рекомендованных авторами программы «Радуга», используются: рассматривание картин, отражающих знакомые жизненные ситуации и переживания, чтение художественных произведений, положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения.
Морально – нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
Я считаю, что авторы программы «Радуга» вполне различают моральное и нравственное развитие ребёнка. Становлению морального сознания способствует установление определённых норм жизни группы, формирование образа Я, развитие и поддержание патриотических чувств, осознания детьми принадлежности к своему народу и мировому сообществу. А развитию нравственности способствует уважение равных прав всех детей, общая атмосфера доброжелательности, которая создаётся за счёт отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций группы.
Да, конечно, программа страдает недостаточной разработанностью практических средств, но даже те средства, которые сейчас есть - эффективны и соответствуют поставленным задачам.
Авторы программы отмечают отличительные особенности выпускника «радужной» группы:
доброжелателен и спокоен
дружелюбен к другим людям и живым существам
умеет договариваться со сверстниками и взрослыми
ведёт себя в обществе в соответствии с принятыми культурными нормами
психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности
имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других
Исходя из этого, я считаю, что в программе, авторы сумели переплести два совершенно разных психологических направления – нормативно – ориентированное и эмоционально – ориентированное. Благодаря «Радуге», в нашем детском саду выполняется обязательное условие успешного нравственного воспитания — высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Они основываются на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития. Такого рода отношения и взаимоотношения стали прочной традицией нашего детского учреждения.
Литература:
"Беседы и суждения". Конфуций
"Никомаховая этика". Аристотель
Программа «Радуга». Авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста
Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение психологических закономерностей и механизмов развития детей поможет эффективно и целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие ...
Программа коррекции морально – нравственного развития дошкольников.
Программа расчитана на воспитателей ДОУ. Направленна на адаптцию детей к ДОУ, в разных возрастных группах, установление доброжелательных отношений между детьми....
Влияние семьи на морально - нравственное развитие ребёнка.
Консультация для родителей...
Детско-родительские отношения и морально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста
В статье раскрывается сущность детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста....
Мультфильм, как средство морально-нравственного развития ребенка
Многие родители задают себе одни и те же вопросы: Насколько вредны мультфильмы? В каком возрасте можно разрешать смотреть мультики и детские передачи? Сколько времени это должно занимать? Какие мультф...
Консультация для воспитателей "Как прививать морально-нравственные ценности детям через сказки"
Методы работы по ознакомлению детей со сказкой....