Программа коррекции морально – нравственного развития дошкольников.
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа расчитана на воспитателей ДОУ. Направленна на адаптцию детей к ДОУ, в разных возрастных группах, установление доброжелательных отношений между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекции
морально – нравственного развития дошкольников.
Проблема этического развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим?
Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Значительное число исследований посвящено проблемам становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции.
Моральные качества приобретаются индивидом в процессе его социального развития. В этих качествах ребенка кристаллизируются моральные и нравственные нормы, существующие в общественном сознании. Моральное и нравственное развитие личности, есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности.
Основным методом формирования социальных чувств и эмоции ребенка – это осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей. Через чтение соответствующих рассказов и их обсуждение, распознавание эмоций других по фотографиям и картинкам внимание ребенка привлекается к эмоциональному состоянию других людей. Раскрывая перед детьми внутренний мир взрослых или сверстников, педагог формирует у ребенка очень важное с социальной точки зрения нравственное миропонимание. Оно выражается в возможности ребенка понять другого, усмотреть в определенных действиях нравственный поступок, дать ему объяснение с точки зрения норм и правил, самому почувствовать переживания другого. Таким образом, с помощью понимания художественных произведений ребенок должен научиться сопереживать другим людям и правильно оценивать их (а значит, и свои) поступки.
Возможным методом формирования нравственных чувств и моральных оценок является обучение детей решать социально – нравственные, смысловые задачи. Например, в игре – драматизации или с помощью кукол дети должны решить какую – либо конфликтную или проблемную ситуацию, распределить привлекательные игрушки или сладости, когда на всех явно не хватает, или выбрать, кому достанется привлекательная роль в игре, или помочь слабому и неумелому. Создание проблемных ситуаций в жизни или в форме задач есть та особая сфера жизни и деятельности детей, которая при соответствующем руководстве взрослого формирует способность понимать нравственные аспекты поведения и совершать положительные поступки.
Поскольку дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах, восприятие детьми художественных произведений становится важным методом воспитания чувств. При восприятии литературного произведения происходит перенос чувств и эмоций по поводу его персонажа в реальные жизненные ситуации. Дети видят состояние другого, сопереживают ему, ставят себя на его место, проигрывают полюбившиеся сказки в своих играх. Все это создает условия для развития у ребенка способности к сопереживанию, к переносу своего восприятия на жизненные ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути. При выполнении этих условий не только обогащаются представления ребенка о нравственных нормах отношений между людьми, но и актуализируется его потребность в проявлении гуманных чувств, отвечающих этим нормам.
Одной из основных задач отмечается: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей, воспитание у детей трудолюбия. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей.
К методам, обеспечивающим создание у детей практический опыт общественного поведения, можно отнести:
- Воспитание нравственных привычек;
- Пример взрослого или других детей;
- Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
- Организация совместной деятельности;
- Совместная игра
Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
Главный акцент в своей коррекционной работе делается – на формирование коллективистской направленности. Здесь решается вопрос не о воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознание себя частью коллектива.
Наш детский сад работает по программе «Детство», которая в последнее время получила широкое распространение. В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально – комфортного состояния ребенка в общении со взрослыми и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «Эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках. Работая по данной программе, воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.
Анализ психологической и педагогической литературы показал, что в качестве главного метода морально – нравственного развития обычно рассматривается формирование морального сознания ребенка: его представлений о добре и зле, о нормах поведения, о хороших и плохих поступках.
В психологической и педагогической литературе имеются отдельные факты, как подтверждающие, так и опровергающие связь между моральным сознанием и моральным поведением.
Именно поэтому, главной задачей для меня стало исследование соотношений моральных суждений детей и их поведения в реальных жизненных ситуациях.
Проработав множество литературы по психологии и педагогике, мною была выбрана методика Е.О. Смирнова, В. М. Холмогорова, в которой одна и та же ситуация воспроизводилась, с одной стороны, в реальном опыте ребенка, а с другой – в плане моральных суждений, а именно в устном рассказе и на картинках. Исходя из их эксперимента, мною была выбрана группа детей (старшая 5-6 лет и подготовительная 6-7 лет). Содержание всех ситуаций было одинаково. При его выборе авторы руководствовались тем, что всеобщая модель нравственного поведения предполагает прежде всего момент пожертвования, т.е. отдавания того, что нужно тебе самому. Наиболее распространенной и постоянно повторяемой как в семье, так и в детском саду является норма справедливости («надо делиться с другими»). Поэтому мы выбирали типичную и действительно проблемную для детей дошкольного возраста ситуацию, когда один ребенок имел возможность поделиться или не поделиться с другим тем, что нужно ему самому. Таким нужным и ценным предметом служили конфеты. Вот конкретная ситуация.
Первая часть методики была направлена на выявление характера поведения детей в реальной жизненной ситуации, которая открывала возможность поделиться или не поделиться с другим. В эксперименте принимали участие дети, разделенные предварительно на подгруппы по 3 человека в каждой.
Взрослый приводит 3 детей в отдельную комнату, где им предлагалось привычное для них совместное занятие (паззлы, конструктор и т.д.). В процессе занятия взрослый «неожиданно» обнаруживал у себя в кармане 2 конфеты и протягивал их детям. Естественно, одному из ребят конфеты не доставалось. Затем детям предлагалось продолжить прерванное занятие. После этого взрослый или уходил из комнаты, или занимался своим делом в стороне от детей, не вмешиваясь в их взаимодействие.
Вывод по этой ситуации, большинство детей всех возрастных групп не поделились со сверстником. Вместе с тем с возрастом количество детей, поделившихся со сверстником, увеличивается. Так, в 4-5 лет количество поделившихся детей составляло всего 8%, а в 6-7 лет – уже 30%. Причем наиболее резкий скачок (почти в 3 раза) приходится на 5 лет, где число поделившихся детей составило 25%.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и прежде всего его этического развития. Первое полугодие жизни – совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. В это время в отношениях младенца с матерью явно доминирует субъектное, личностное начало. Они просто улыбаются друг другу, смотрят в глаза, мама говорит ласковые слова, а младенец отвечает нечленораздельными вокализациями. Единственным содержанием такого общения является выражение отношения к другому. И эти отношения являются абсолютно положительными и бескорыстными.
Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной роли. Ребенок выделяет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему и не сводимую к каким – либо частичным, предметным свойствам. Именно этот тип отношений можно назвать личностным.
Если взрослый долгое время остается для ребенка источником любви, защиты и главным условием его существования, то сверстник выступает как равное, но другое существо. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Сравнение общения детей в разных ситуациях показало, что наиболее благоприятной для детского взаимодействия оказывается ситуация «чистого общения», т.е. когда дети находятся один на один друг с другом.
Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Пятилетний возраст в возрастной психологии обычно рассматривается как критический. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. У 4-5 летних дошкольников резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры или совместной деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакция детей на оценку взрослого становятся более острыми и эмоциональными. В этот момент возрастает сопереживание ровесникам. Это свидетельствует о глубокой качественной перестройке в отношениях ребенка к сверстнику и к самому себе. Можно полагать, что ее суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я.
Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. Только при сравнении со сверстником можно оценить и утвердит себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а если кто то их оценивает, т.е. увидеть себя «в глазах другого». Это сравнение направлено не на обнаружение общности, а на противопоставление себя и другого. Сверстник становится обособленным, противопоставленным существом и предметом постоянного сравнения с собой.
К концу дошкольного возраста усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его.
Результаты исследований многих ученых показывают, что к 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить что – либо или уступить ему. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью.
К старшему дошкольному возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий объединяют и консолидируют личность ребенка.
Собственное Я ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. Это говорит о том, что такое субъективное отношение к себе и к сверстникам складывается у многих детей к концу дошкольного возраста и именно это делает ребенка популярным и предпочитаемым среди ровесников.
Существует множество методик, направленных на психологические особенности детей, выявление детей с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками. Среди многих для меня наибольший интерес представляют методики Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой.
По их мнению среди объективных методов используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:
- социометрия;
- метод наблюдения;
- метод проблемных ситуаций.
В каждом методе исследования я приведу по одному практическому примеру:
Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные 9либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы. Вот одна из нескольких.
«Два домика»
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета.
Проведение теста: Воспитатель показывает ребенку обе картинки и говорит: « Посмотри на этот домик. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого – то поменять местами, не забыли ли они кого – нибудь.
Интерпретация теста: симпатии и антипатии ребенка напрямую связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Метод наблюдения. Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
- инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчения;
- чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения;
- преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально – деловой и негативной.
На каждого ребенка заводится протокол, в котором по приведенной схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности, которая измеряется в баллах – от 1 до 3
Так отсутствие или слабовыраженная инициативность (0-1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-3 балла0 говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.
Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.
Метод проблемных ситуаций. Для целенаправленного исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальных проблем (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это – игры и действия рядом, в которых дети могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Ситуация «Одень куклу». В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги. По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платья или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы) и дополняющие наряд куклы шляпы, сережки, туфли. Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом - три ботинка, но, ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предлагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
Здесь необходимо отметить следующие показатели поведения детей:
- Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.
- Характер участия в действиях сверстника.
- Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику.
- Характер и степень проявления просоциальных форм поведения.
Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но и позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически – действенное отношения выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.
Методики, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому. Методики, направленные на выявление внутренних, субъективных аспектов отношения другому, имеют проективный характер: человек проецирует (переносит) свое Я (свои ожидания, представления и установки) на других людей.
«Лесенка» Ребенку показывается рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек. Посредине нужно расположить фигурку мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: « Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Воспитательница? Твой друг (подруга)?
Анализ результатов: Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие дети» и даже «Самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступени, т.к. положение на любой из нижних ступенек говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. При этом у ребенка развивается установка, что он или вовсе не достоин любви, или что его любят только за его соответствие определенным требованиям.
Гораздо большую диагностическую ценность представляет такой показатель, как наличие или отсутствие разрыва между собственной оценкой ребенка и его оценкой глазами других. Отсутствие такого разрыва свидетельствует о том, что ребенок уверен в любви окружающих, чувствует себя защищенным. В случае значительного разрыва (более трех ступенек) можно говорить о субъективном переживании собственной незначительности и недооцененности в глазах других.
Итак, рассмотрев множество методик на выявление уровня морально – нравственного развития дошкольников и остановившись на некоторых из них, можно составить рекомендации для воспитателей и родителей по коррекции.
Коррекционная программа основывается на психолого – педагогических принципах воспитания гуманных отношений.
Коррекционная программа больше предназначена для воспитателей ДОБУ, которые с помощью предложенных методик проводят свои исследования, корректируют морально – нравственные отношения среди воспитанников, согласно программе коррекции, и исходя из нее, проводят консультации для родителей (устные, печатные, круглый стол или деловая игра).
Описание коррекционной программы.
Главная задача – привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям.
Главным методом – были игры, в которых дети могли пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии.
Программа включает 7 этапов (описание каждого из них).
1-й этап. Общение без слов
Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми. Т.о., можно исключить возникновение ссор, споров, договоров. Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки – матери», «Постройки из кубиков», «Больница». В таких играх дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов были предложены игры с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет. В каждой игре вводится свой язык «условных сигналов», которыми участники могут обмениваться для коммуникации. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.
Пример игры: «Жизнь в лесу»
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как то общаться, поэтому мы придумали свой особенный язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами, когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого, когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой. Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать добровольно. При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
2-й этап. Внимание друг к другу
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник, сколько его отношение к ним. Задачей данного этапа было отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе сверстников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого детям предлагались задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен был максимально сосредоточиться на другом. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого и через уподобление почувствовать общность с ними.
На этом этапе, наряду с широко известными и традиционными играми «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон» использовались новые игры: «Общий круг», «Разговор сквозь зеркало», «Найди своего брата или сестру».
«Разговор сквозь стекло». Взрослый помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а – другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет очень толстое стекло и кричать – бесполезно. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли. Затем можно поменяться ролями.
3 - й этап. Согласованность движений.
Основная задача следующего этапа заключалась в том, чтобы научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во – первых, большого внимания к сверстникам и, во – вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. Примеры игр: Лепим скульптуры, Составные фигуры.
«Составные фигуры». Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или зоопарке, наверняка вдел там слона. А кто не был – видели его
изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у слона ног? (4). Кто хочет быть ногами слона? Кто будет его хоботом? и т.д. Т.о, выбираются дети, каждый из которых будет изображать часть слона. Воспитатель помогает расположиться детям на полу в правильном порядке. Впереди хобот, за ним голова, по бокам уши и т.д. Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть слона должна соблюдать очередность. В качестве составной фигуры могут быть любые животные.
4 – й этап. Общие переживания.
Четвертый этап состоял из игр, направленных на переживание общих эмоций. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает не нужным защитные барьеры и создает общность детей. На этом этапе такая общность переживаний создается специально. Совместное переживание любых эмоций объединяет детей, пораждая чувство близости, общности и желание поддержать др. др. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются в играх этого этапа.
«Злой дракон» Для этой игры необходимо несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться 2-3 ребенка. В начале игры взрослый предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках – коробках, взрослый говорит им: « В нашей стране - большая беда. Каждую ночь прилетает большой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует только один способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние лучи солнца медленно гаснуть, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться».
Взрослый ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают др. др., переходит к следующему.
5-й этап. Взаимопомощь в игре.
На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Для того чтобы дети действительно хотели помочь другому, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Так после того, как на 4 этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства, можно использовать игры, требующие от детей сопереживания другому, дающие им возможность помочь и поддержать сверстника.
«Живые куклы». Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать и т.д. Давайте представим, что один из вас – ребенок, а другой – его кукла. Кукла будет что – то просить, а ее хозяин – выполнять просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает
понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т.п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. После дети меняются ролями.
6-й этап. Добрые слова и пожелания.
Уже отмечалось, что самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение. Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов программы было запрещение разговоров. Т.о., исключались возможности возникновения споров, ссор. Только после того, как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов, и в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера, можно переходить к 6 этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, выражая ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
«Конкурс хвастунов». Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». После этого дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами.
7 – й этап. Помощь в совместной деятельности.
На данном, заключительном этапе проводились игры – занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.
Нередко в педагогической практике нравственное воспитание предлагается начинать с организации совместной деятельности, когда дети объединяются друг с другом в процессе выполнения определенного задания. Общение в таком случае направленно на достижение общего результата. Однако дети, фиксированные на своих интересах и не готовые воспринимать настроения и действия других, не способны к такой совместной деятельности. Такого рода деятельность может провоцировать повышение демонстративности и конкурентности. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
«Мастер и подмастерья». Воспитатель делит группу на подгруппы по 3-4 человека. Один ребенок мастер, остальные - подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности выполняют все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой – искать нужные цвета, третий – намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.
Вот и все основные моменты различных этапов коррекционной программы.
Данные игры можно использовать начиная со 2 мл. группы, при переходе детей из группы в группу. Учитывая что, в нашем ДОУ группы разновозрастные коррекционная программа необходима, особенно в начале года, когда нужно помочь детям найти друзей, общность интересов, сплоченность детей.
Также эта программа окажется полезной для введения в коллектив нового ребенка, раскрепощения замкнутых детей, программа может применятся в любой период жизни группы по мере необходимости.
Игры из методик могут применяться отдельно во вне учебной деятельности на сплочение группы детей, привития определенных качеств.
Ели была проведена коррекционная работа, то по ее окончании обязательно составляется справка, оформляются консультации для родителей и, при необходимости проводятся индивидуальные беседы с родителями.
НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
Программа коррекции
морально – нравственного развития дошкольников.
Составитель: Хлыстова Е. Н.,
воспитатель старшей –
подготовительной группы
с.п. Сентябрьский, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание
В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...
Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Описание системы взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...
Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Наиболее эффективным средством формирования нравственной культу...
Музыка - как одно из основных средств в нравственном развитии дошкольников
В этом материале затронуты актуальные вопросы нравственного воспитания детей, суть которой, заключается в том, чтобы взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому ...
Социальный проект "Экологическое и нравственное развитие дошкольников, через благоустройство и озеленение территории ДОУ"
Социальный проект "Экологическое и нравственное развитие дошкольников, через благоустройство и озеленение территории ДОУ". Наш проект поможет в организации образовательной среды ДОУ, в решении з...
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...
Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников»
Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников» Цель: повысить качество образовательной работы по социально-нравственному развитию детей группы за счет обе...