Арт-терапия как один из видов развития воображения ребёнка
материал по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на республиканском семинаре-практикуме «Формирование личности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Арт-терапия как один из видов развития воображения ребёнка.
Арттерапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… и это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей - это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии.
1. Арттерапия
В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.
Понятие «арттерапии» (художественная терапия, терапия искусством)
В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:
Изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию ( лечение пением), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями).
2. Фитотерапия
Несмотря на бурный расцвет химии, появление новых высокоэффективных лекарств в последнее время наблюдается возврат к древним методам народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению здоровья человека и проверенный годами. Одним из таких методов является фитотерапия.
Эффективность траволечения несколько не уступает другим методам терапии. В условиях детского дошкольного учреждения персонал имеет все возможности для широкого использования фитотерапевтических методов профилактики, реабилитации и лечения своих воспитанников.
Фитотерапия применяется при заболевании всех органов, систем человека,
а также может применяться и как профилактическое средство и может выступать как одно из средств повышения физической активности человека.
Существуют травы, растения, обладающие витаминным комплексом, что, конечно, благотворно влияет на самочувствие.
3. Шоугун-терапия
Это эффективное средство для развития и повышения иммунного статуса человека, в частности детей дошкольного возраста. Шоугун-терапия - это работа с внутренней энергией при помощи рук. Еще в древнекитайской медицине были хорошо известны зоны на теле человека, где сконцентрирована практически полная информация о его внутренних органах. Эти зоны: ладони рук, ушные раковины, лицо, ступни ног. Пальцы и ладони рассматриваются как конечные или начальные зоны пяти энергетических каналов:
Большой палец освобождает или концентрирует энергию канала легких.
Указательный - связан с каналом толстой кишки.
Средний – с каналом перикарда.
Безымянный – с каналом «трех обогревателей».
Мизинец – с каналом сердца.
Основу методики упражнений шоугун - терапии составляет способ
концентрации энергии. При использовании данного метода необходимо провести диагностическое обследование занимающихся.
4. Литеротерапия в коррекционной и лечебной педагогике
Окружающая нас «неживая» природа в действительности живёт, развивается, изменяется по определённым законам, и невозможно провести грань между минералами и всем окружающим нас миром.
Литеротерапия – наука о правилах лечения камнями и минералами. Камни бывают полезны не только для лечения заболеваний, но и при соматической ослабленности человека, когда требуется пополнение энергии.
Так, например, алмаз улучшает функции мозга, помогает выравниванию костей черепа, усиливает энергетику абстрактного мышления.
Аквамарин повышает ясность мышления, помогает снятию стрессового состояния, страхов, фобий.
Амазонит снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах.
Бирюза способствует уравновешиванию эмоций, создаёт атмосферу
дружеского общения, укрепляет чувство взаимопонимания.
Созерцание жемчуга благотворно действует на перевозбуждённую психику, приносит покой и умиротворение.
Изумруд считается одним из сильных средств, уравновешивающих процессы возбуждения и торможения.
«Кошачий глаз» повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.
Лунный камень меняет манеру поведения от резкой, прямолинейной, к
более мягкой и гибкой.
Рубин положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет
иммунитет, повышает тонус организма, способствует проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству.
Сапфир помогает избавится от бессонницы, неврозов.
Янтарь – стимулятор нервной системы, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, повышает активность организма.
5. Аромотерапия
Аромотерапия – лечение ароматами.
Народный опыт и исследования учёных доказали, что запахи способны
управлять настроением и работоспособностью. Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20 –30 минут. Курс ароматерапии (от10 до 20 сеансов) предназначен для ослабленных, угнетённых или, наоборот, перевозбуждённых детей.
Так, например, ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на вегетативную нервную систему. Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание лаванды обеспечивает снотворный эффект, так же, как ромашки, валерианы, тимьяна, фенкеля и мелиссы. Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, из кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фито – композиции из базилика, кориандра, розмарина, мяты, тимьяна и вербены создают ароматы, прекрасно успокаивающие перевозбуждённую нервную систему. Настойка ивы снимает напряжение, раздражительность, плаксивость, жалость к себе, приводит человека в состояние равновесия. Настойка остролиста уменьшает злобность, снижает чувство ревности.
Для того чтобы проверить, подходит ли настойка ребёнку, достаточно
втереть несколько капель в виски в область щитовидной железы.
6. Хромотерапия
Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета.
Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или
отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является
самым важным из всех видов чувств.
Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Так, синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет,
снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.
Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и
физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия.
7. Песочная терапия
Игра с песком как консультативная методика была описана английским
педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
8. Игротерапия
Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных
положений русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.
9. Сказкотерапия
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкотерапия – направление развивающееся. Много школ и детских садов используют в своей работе психологические сказки. Данная работа отличается от всеобщей практики сказкотерапии, тем, что использует только русские волшебные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Аэробика как один из видов двигательной деятельности ребёнка"
Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспичение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К видам двигательной активностти, стимулирующим повышение потребления кислорода ...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ : «Слушание музыки - как один из видов развития мышления ребенка»
Слушание музыки является составной частью единой системы слухового развития детей....
Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми ...
Песочная терапия как один из видов инновационных технологий в дошкольной организации
В статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрывается влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста, описываются отдельные варианты игр с песком. Также отмечено,...
Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Тантамарески - это фигурки людей...
«Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Дети - создание удивительные. Они каждый день совершают открытия заставляя нас взрослых взглянуть на мир по новому, чтобы их понять нужно стать чуть чуть ребенком и посмотреть на мир его глазами. Мы с...
Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоц...