Педагогический проект "Учим родителей общению с детьми раннего возраста".
методическая разработка (младшая группа) по теме
Уважаемые коллеги. Осенью прошлого года у нас прошел проект по теме: «Учим родителей общению с детьми раннего возраста». Общаясь с родителями, мы прошли к убеждению, что у большинства мам и пап возникают трудности в общении со своими детьми, а также им довольно трудно ориентироваться в море информации, которую сейчас выкладывают в интернете по вопросу воспитания и обучения детей этого возраста. Наши многолетние наблюдения показали, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи. Такие дети в 2.5 – 3 года говорят отдельные слова, не формируя их в словосочетания и предложения. Формирование навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком является главной целью работы по развитию речи и основными задачами в образовательной области «Коммуникация». Под овладением литературным языком подразумевается развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, а также связной речи). Она и явилась главной целью нашего проекта. Предлагаю Вашему вниманию материалы к проекту «Учим родителей общению с детьми раннего возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 64 КБ |
etapy_provedeniya_proekta.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 33 Кировского района города С. Петербурга.
Педагогический проект
Тема: Учим родителей общению с детьми
раннего возраста.
Составитель:
Комарова Ирина Игоревна
воспитатель 1 категории.
С. Петербург, 2011
Проблема: В условиях перенасыщенности информацией не умение родителей выбирать более значимую и грамотную для общения со своим ребенком.
Проект групповой, краткосрочный, информационно – практико- ориентированный.
Цель:
Научить родителей придумывать игры для своих детей, используя не традиционные материалы.
Совместная работа воспитателей с родителями для формирования фразовой речи у детей раннего возраста, используя русские народные сказки, потешки и сказки русских писателей, а также стихи детских авторов.
Образовательная область: В данном проекте широко раскрыты следующие области:
- «Познание» (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).
- «Чтение художественной литературы» (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие эстетического вкуса).
- «Социализация» (развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми, формирование гендерной и семейной принадлежности).
- «коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми, развитие всей компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, а также связной речи, в том числе в диалогической форме).
- «Физическая культура» (накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у ребенка потребности в двигательной активности).
- «Музыка» ( приучать детей слушать небольшие произведения и песенки, эмоционально на них откликаться).
-«Труд» (приучать детей поддерживать порядок в комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам).
Участники:
Родители вместе со своими детьми.
Воспитатели: Комарова Ирина Игоревна, Душкина Валентина Николаевна
Специалисты: Музыкальный руководитель Корнилова Валентина Павловна.
Период: с 21.11.2011 по 12.12.11
1 период : с 21.11.2011 по 25.11.2011
План мероприятий.
Дни недели | Мероприятия. |
Понедельник | Консультация для родителей: »Развивающие игры для детей 2 – 3 лет». а. Игры, развивающие мелкую моторику рук, пространственные представления. б. Игры, направленные на формирование и развитие лексического (словарного) запаса у детей раннего возраста. |
Вторник | Выставка для родителей. «Поиграй со мною, мама!» |
Среда | Консультация для родителей: «Поиграем в сказку». Показ демонстрационного материала |
Четверг | Консультация для родителей: «Потешки, игры, прибаутки в жизни детей раннего возраста». Выступление музыкального работника детского сада Корниловой В.П с беседой о приобщении детей раннего возраста к русскому фольклору. |
Пятница | Выставка для родителей: «Поговори со мною, мама!» |
Краткое содержание мероприятий.
1. Консультация для родителей «Развивающие игры для детей 2- 3 лет.
На первой консультации, было рассказано о необходимости общения с детьми, используя всевозможные развивающие и дидактические игры. Также мы показали, как при помощи картинок и несложных пособий, расширять словарный запас у детей, что немаловажно для формирования фразовой речи. Мы рассказали о развивающих и дидактических играх, которые можно организовать с детьми от 2 лет и провели несколько таких игр вместе с детьми и их родителями.
При составлении дидактических и развивающих игр мы учитывали федеративные государственные требования, по которым игры - занятия должны быть интегративными. Все игры, представленные на проекте, были направлены не только на развитие мелкой моторики рук и сенсорному развитию, но и на формирование и развитие фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Вот поэтому игры на сенсорное восприятие сопровождаются стихотворными текстами и потешками, и не только развивают сенсорику но и речь.
2. Выставка «Поиграй со мною, мама!».
На выставке «Поиграй со мною, мама!» были представлены такие игры как «Солнышко», «Дождик», «Грибочки». Они закрепляют понятие о величине предмета. Были представлены пособия для игр, сделанные с помощью бельевых цветных прищепок. Играя в такие игры, ребенок развивает не только мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, но и воображение, что очень важно в юном возрасте. Также на этой выставке, родители увидели, как с помощью канцелярских скрепок можно играть с детьми в такие занимательные игры, как «попугайчики», а счетные палочки использовать для строительства дорог. Еще, используя счетные палочки, можно выкладывать елочки, грибочки, домики и многое другое, придумывая про это небольшие двухстишия.
3. Консультация для родителей «Поиграем в сказку».
В познавательном и речевом развитии ребенка особое место занимает литература (фольклорные и авторские произведения для детей). Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Вот почему вторая консультация полностью была посвящена сказке, ведь именно она с раннего детства входит в жизнь ребенка. Эта консультация была направлена на формирование и развитие фразовой речи у детей раннего возраста с использованием детских стихов и сказок. Сказку можно прочитать, показать, а также можно и поиграть в нее. С их помощью у детей можно формировать пространственные представления (верх, низ) и учить правильно употреблять предлоги в речи.
4. Консультация для родителей: «Потешки, игры,
прибаутки в жизни детей раннего возраста»
Третья консультация для родителей была посвящена потешкам, шуткам и прибауткам для детей раннего возраста. На нее мы пригласили музыкального руководителя нашего детского сада Корилову В.П.
На этой консультации было рассказано о том, как малые фольклорные формы с рождения могут входить в жизнь ребенка, что дети с младенчества могут воспринимать небольшие прибаутки, таким образом, дети приобщаются к искусству с самого раннего детства. Было рассказано о том, как родители с помощью потешек могут справляться с капризами и упрямством детей, что так характерно в этом возрасте. С помощью прибауток и присказок можно в игровой форме поднять ребенка утром с постели, накормить его, когда он не хочет есть, вечером собрать вместе с ним игрушки, разбросанные по полу и спокойно без баловства лечь спать. Нами была собрана подборка потешек на «все случаи жизни». Потешки приучат малышей художественному слову. Потешки педагоги могут использовать в своей работе с маленькими детьми. Они быстро запоминаются и малыши с радостью произносят отдельные слова и фразы из небольших потешек. Во второй части консультации обыгрывалась детская шуточная песенка «Почему зимой медведь спит» на слова А. Коваленкова и музыку Л. Книппера. Дети с удовольствием укладывали спать медведя в берлогу, а заодно и лису с белочкой.
5. Выставка «поговори со мною, мама!»
На выставке «Поговори со мною, мама!» были представлены игры, направленные на развитие речи детей. Это игра по сказке «Теремок» и «Уложим спать медведя» с использованием отдельных строк из детской песенки «Почему медведь спит зимой» и стихотворения Токмаковой «Как на горке снег, снег... «
Был показан демонстрационный материал для формирования фразовой речи.
Также были подобраны небольшие стихи о животных, птицах, природе и сезонных явления. Читая их детям, родители будут знакомить своих малышей с представителями животного мира, а также приобщать детей к художественной литературе. Родителям были даны рекомендации, какие книги лучше читать детям, были подобраны сказки и рассказы детских писателей о природе.
Все детские стихи, подобранные к проекту, расширяют кругозор детей, а используя игры, продемонстрированные на консультациях и выставках, учат детей воспринимать мир, как одно целое.
2 период: с 26.11.2011 по 08.12.2011
Освоение родителями полученной информации и накопление педагогического опыта.
3 период: с 9.12.2011 по 12.12.2011
Подведение итогов.
Родители придумывали игры, направленное на сенсорное развитие детей, на развитие фразовой речи. В этих играх были использованы русские народные сказки, такие как «Репка», Колобок», «Девочка и лиса», и др., а также произведения детских писателей. Обыгрывались небольшие стихотворения и потешки для детей. Вместе со своими детьми мамы сделали некоторых персонажей для кукольного театра. Также были использованы не стандартные материалы: кнопки, бельевые прищепки, различная крупа.
Значительно улучшилось общение родителей с детьми. Возникло понимание значимости такого тесного контакта со своими детьми. Дети стали активнее вступать в диалог со взрослыми и проявлять интерес к различным играм, а также активнее вступать в процесс игры.
Важнейшие целевые показатели:
Родители стали активнее проявлять интерес к жизни группы, стали интересоваться потребностями своих детей.
Родители стали проводить с детьми больше свободного времени, на прогулках наблюдали за птицами, животными, стали рассказывать своим детям о сезонных явлениях. У детей стал проявляться интерес к русскому художественному творчеству, а также появился интерес к чтению. Дети с удовольствием рассматривали картинки и иллюстрации к сказкам, играли с родителями в развивающие игры, направленные на развитие фразовой речи.
В этих играх использовались сделанные руками родителей различные пособия, для лучшего усвоения знаний. У некоторых детей улучшилась речь, они стали лучше отвечать на вопросы по содержанию картинок. Дети стали более эмоционально воспринимать небольшие музыкальные произведения, с интересом слушают детские песенки, а некоторые стараются подпевать знакомые фразы. Дети с удовольствием стали выполнять ритмические движения к небольшим стихотворениям и потешкам.
Были собраны небольшие стихи о животных, птицах, природе и сезонных явления. Читая их детям, родители будут знакомить своих детей с представителями животного мира, а также приобщать детей к художественной литературе.
Предварительный просмотр:
Этапы | Деятельность педагогов | Совместная деятельность родителей с детьми под руководством педагогов. |
1 | 2 | 3 |
1 этап Выявление проблемы. | Подготовительная часть По многолетним наблюдениям мы убедились в том, что у родителей часто возникают трудности по общению со своими детьми. Наблюдения за воспитанниками и выявление у них предпочтений в игре. Постановка родителей в известность о готовящимся мероприятии. Опрос родителей: «Какая образовательная область для них более приоритетна и какие вопросы по развитию их детей более всего их интересует». |
1 | 2 | 3 |
2 этап Организационная работа. | Изучение литературы: - Е.В. Ларечина. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. (СПБ. 2004); - С.М.Магид, Е.Г.Турина Игры из тайничка (СПБ. 2007); - Е.Н.Краузе Логопедия (М. 2006); Дидактические игры для детей. 1.Изготовление игр по сенсорному развитию детей : - «капельки и тучки», «Солнышки» - «Грибочки» 2.Придумывание воспитателями игр с бельевыми прищепками. - игра- сказка «Ежик». 3.Изготовление игры по накоплению словарного запаса у детей 2 – 3 лет. «Ромашки». 4.Изготовление игр, направленных на оптико-пространственные представления и ознакомление с основными предлогами: - игра по сказке «Девочка и лиса»; - игра по сказке В. Сутеева «Под грибом»; 5.Изготовление пособий и игр по ознакомлению с окружающим миром, с использованием детских стихов. 6.Создание демонстрационного материала по накоплению словарного запаса по лексическим темам: - домашние и дикие животные; - обитатели лесов, морей и океана. 7.Создание альбома для детей для знакомства с дикими животными и их детенышами. |
1 | 2 | 3 |
8.Подбор материалов и оборудования к обыгрыванию сказок «Мальчик и мячик» Е. Ларечиной и русской народной сказки «Теремок». 9. Подбор персонажей настольного кукольного театра к обыгрыванию детской шуточной песенки «Почему медведь зимой спит». 10 . Придумывание игр с использованием счетных палочек. 11. Подбор пальчиковых игр с потешками, способствующих развитию речи детей. Для родителей. 1.Информационная папка «Поиграй со мною, мама!» подбор основных игр по сенсорному развитию детей раннего возраста. 2.Информационная папка «Поговори со мною , мама!», подбор игр – занятий по развитию фразовой речи у детей 2 – 3 лет. 3. Подбор потешек на «все случаи жизни». 4. Придумывание небольших стихов о животных, которые могут использовать родители по ознакомлению детей с окружающим миром. 5. Информационная папка о формировании фразовой речи у детей раннего возраста.
|
1 | 2 | 3 |
3 этап Выполнение проекта. 1 блок. Совместная работа педагога с родителями и детьми. | Основная часть 1.Консультация для родителей: »Развивающие игры для детей 2 – 3 лет». а. Игры, развивающие мелкую моторику рук, пространственные представления. б. Игры, направленные на формирование и развитие лексического (словарного) запаса у детей раннего возраста. 2. Выставка для родителей «Поиграй со мною, мама!» 3.Консультация для родителей: «Поиграем в сказку». Показ демонстрационного материала. 4.Консультация для родителей: «Потешки, игры, прибаутки в жизни детей раннего возраста» Выступление музыкального работника детского сада Корниловой В.П с беседой о приобщении детей раннего возраста к русскому фольклору. 5.Выставка для родителей: «Поговори со мною, мама!» | 1.Игры на сенсорное развитие детей. - «Капельки и тучки», «Солнышки» - «Грибочки» 2. Игры с прищепками. Сказка «Ежик» 3. Игры со счетными палочками: «строительство дорог» и др. 4. Игры на оптико-пространственное представление с использованием русской народной сказки «Девочка и лиса» и Сказки В. Сутеева «Под грибом». 5. Показ сказки на фланелеграфе «Мальчик и мячик» Е. Ларечиной. 6. Обыгрывание шуточной песенки «Почему медведь зимой спит». 7. Знакомство с окружающим миром по средствам небольших стихов, придуманных педагогом, с использованием картинок, вырезанных по контуру. 8. Подвижная игра «Веселые забавы», которая знакомит детей с профессиями. 9. Упражнение «Дуем на листочки» на формирование правильного речевого выдоха с использованием листочков, вырезанных из бумаги. 10. Игра – занятие «Теремок» с использованием персонажей сказки на фланелеграфе |
1 | 2 | 3 |
2 блок Освоение родителями полученной информации и накопление педагогического опыта. | Индивидуальные беседы с родителями. Ответы на возникшие вопросы. | Игры с детьми дома, чтение художественной литературы, домашний кукольный театр. Обыгрывание дома небольших произведений и стихов для детей. Развитие их творческого потенциала. |
4 этап Подведение итогов. | Заключительная часть. Беседа педагогов с родителями о полученном опыте. Ответы на вопросы. Выставка родительских достижений. |
5 этап. | Выявление задач для других проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации
С чего должен начинаться для ребенка детский сад?. Со встречи, взгляда, улыбки и, конечно, добрых слов: «Здравствуй, малыш» И на этом первом и очень важном этапе не обойтись без песенки пр...
Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста
Пальчиковые игрыкак способ позитивного общенияс детьми раннего возраста...
Методические рекомендации родителям по общению с детьми раннего возраста
Методические рекомендации для родителей по общению с детьми....
Уровни общения с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОО
В методических рекомендациях раскрываются основные уровни общения с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации....
Статья на тему «Речь и речевое общение с детьми раннего возраста»
Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспекти...
методические рекомендации родителям по развитию общения с детьми раннего возраста
для родителей и воспитателей детей раннего возраста...
Консультация для родителей: "Особенности общения с детьми раннего возраста в семье"
Консультация для родителей: " Особенности общения с детьми раннего возраста в семье"...