Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации
статья по теме
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у детей дошкольного и младшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системы социальной защиты населения
/из опыта работы/
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение города Москвы
Детский дом-интернат «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения
города Москвы
Тема:
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у детей дошкольного и младшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системы социальной защиты населения
/из опыта работы/
Целевой возраст: воспитатели детских
домов-интернатов для
умственно отсталых детей
Воспитатель ГКУ ДДИ «Южное Бутово» Егорова Любовь Ивановна
г. Москва, 2012 г.
Целостное восприятие предмета является важным условием ориентировки ребенка в окружающем предметном мире. Целостное восприятие лежит в основе многих жизненно важных видах деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной.
Развитие восприятия у детей с нарушением интеллекта имеет значительные отличия от нормально развивающихся детей. В исследованиях А.А.Катаевой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Головиной отмечается, что у умственно отсталых детей формирование целостного образа задерживается, и без коррекционного воздействия оно не происходит до конца дошкольного возраста. Помочь детям увидеть мир с его разнообразием, обнаружить множество ярких и красочных предметов, заметить похожие свойства в разных предметах и разные в одном, отличить один предмет от другого, быстро найти нужный предмет в окружающей их обстановке – решение этих проблем актуально и сегодня.
Одной из причин, затрудняющих развитие восприятия, является нарушение или недоразвитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики руки. Исследования отечественных физиологов отмечают связь развития рук с интеллектуальным развитием ребенка. Обследование специалистами зрительно-двигательной сферы умственно отсталых детей выявили следующие закономерности:
Мышечная напряженность;
Нарушение общей, мелкой моторики;
Общая скованность и замедленность выполнения движений;
Дискоординация движений;
Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);
Замедленность в освоении новых движений;
Отсутствие ведущей руки;
Исследования психологов К.А. Вересотской, В.Г. Петровой в области зрительного восприятия показали, что, как правило, умственно отсталым детям свойственны нарушения зрения. Дефекты зрения отрицательно влияют и на их действия: дети не могут совершать точных движений в заданном направлении, допускают много нерациональных действий, зрительный контроль за направлением движения отсутствует. Движения рук бывают неловкими и несогласованными, дети промахиваются при попытке взять игрушку, удержать предмет одной рукой, а другой – совершить действие. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, обводить по контуру простейшие узоры, соединять точки.
В работе по развитию зрительно-двигательной координации мной и моими коллегами по работе уделялось много внимания. В нашей группе тринадцать детей 2000 – 2002 года рождения. Восемь детей с нарушением зрения, трое из которых - с предписанием постоянно носить очки. Двое детей имеют глубокую умственную отсталость и одиннадцать – умеренную, из них - пятеро с синдромом Дауна. При обследовании графических навыков в 2008 году выявилось: дети навыками владеют в разной степени. Трое из всей группы детей выполняли движения точно, уверенно. Во второй группе дети проявляли торопливость, не отслеживали взором движения своей руки, движения их были быстрыми, размашистыми. Эти дети не могли работать медленно, сосредоточенно. Для третьей группы характерны заторможенность, вялость. Движения их руки были скованны, напряжены, очень замедленны. Многие из детей неправильно держали карандаш.
Для укрепления работы мышц глаз и руки использовали:
пальчиковую гимнастику;
«рисование» пальчиком:
«Обведи игрушки на картинках точно по линиям, не отрывая пальчик от бумаги»;
«Дорисуй круги на картинках»;
«Смотай нитки на катушку»;
Цель: учить вести пальчиком линию по постепенно увеличивающейся спирали, развивать точность на правления руки;
«Листья»;
Цель: учить точно вести линию по контуру кленового, дубового, березового листьев, листу рябины;
«Дети заблудились»;
Цель: учить работать одновременно двумя руками, вести пальчиками линии в разных направлениях по границе альбомного листа, развивать согласованные движения рук;
«С бугорка на бугорок»;
Цель: учить выполнять движения руки разной величины дуг;
«Распутай нитки»;
Цель: учить детей осуществлять зрительный контроль за движущейся рукой, выполнять движения медленно, не спеша
графо-моторные упражнения: обводка по контуру, штриховка, использование трафаретов, соединение по точкам; рисование округлой формы предмета, замыкая ее в круг или овал.
дидактические игры:
различные мозаики;
нанизывание бус, пуговиц;
шнуровки на ботинках;
конструкторы;
игровые задания по застегиванию и расстегиванию пуговиц, молний, застежек;
игры с природным материалом (рисом, фасолью, горохом, разноцветными камушками);
пазлы разные по величине и количеству собери картинку (путем наложения на предмет – образец недостающих деталей);
коррекционное вышивание.
Для коррекционного вышивания можно использовать пластмассовую сетку (предназначенную для мозаики), разной по форме и размеру – квадратную, прямоугольную или круглую. Желательно, чтобы она была небольшого размера, т.к. ребенку удобно ее удерживать в ладони. Вместо иглы использовать тонкие разноцветные шнурки. На мое предложение вышивать разноцветными шнурками дети откликнулись очень охотно. Они в течение длительного времени с большим интересом учились выполнять стежки по контуру сетки швом «вперед иголка». Учились небольшими группками по 2 – 3 человека, т.к. каждый ребенок нуждался во внимании. Первое время от детей не требовала точного соблюдения края – важно было сохранить интерес и желание вышивать. Сначала дети делали стежки только с лицевой стороны, забывая сделать с изнаночной, швы получались разной длины и в разном направлении - получалась путаница. Большие трудности испытывали дети с синдромом Дауна из-за особенности строения кисти и запястья, но интерес к вышиванию пересилил трудности. Постепенно, в течение длительного времени, осваивали технику вышивания по контуру швом. На конец учебного 2012 года у восьми детей улучшился уровень двигательной координации рук, движения стали более точные, уверенные, научились на глаз определять размер стежка. Теперь можно приступать к работе с более мягким материалом - картоном.
В ходе нашей коррекционной работы дети охотно откликались на все предложенные игры и игровые упражнения, проявляли заинтересованность к пальчиковым играм, с удовольствием рисовали по точкам, обводили по трафаретам, определяли недостающие у предмета детали и восстанавливали целостное изображение путем наложения на предмет – образец. Маленькие стишки, песенки, приговорки помогали детям развивать речь.
Появились успехи в графо-моторном развитии: дети научились держать карандаш, обводить близко к контуру изображения предметов, закрашивать, не заходя за контур.
Стали проявлять интерес к занятиям, эмоционально откликаться на полученные результаты.
Научились самостоятельно выполнять работу по самообслуживанию.
Однако по-прежнему остаются актуальными задачи по развитию целостного восприятия предметов, зрительно-моторных функций, развития мелкой моторики руки.
Литература:
1) Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995.
2) Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. — М., 1994.
3) Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — М., 2001.
4) Белоус, А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А. Н. Белоус. — Минск, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значимость коррекционно-развивающих игр с использованием рисования для развития зрительно-двигательной координации детей с ЗПР.
Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с ЗПР, поступающих в специализированное дошкольное учреждение, несмотря на возраст (даже 6 лет), навыки рисования значительно отстают от нав...
План работы «Развитие зрительно-двигательной и моторной координации с помощью кинезиологических упражнений».
Внедрить в физкультурное занятие и гимнастику пробуждения комплексы кинезиологических упражнений адаптированные к проведению с детьми с нарушением зрения....
Профилактика и коррекция нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников.
В данной статье представлен теоретический и практический материал по формированию зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторной координации как условия познавательной и р...
«Профилактика и коррекция нарушений зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников»
Может быть использована для работы воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом....
Коррекция зрительно – двигательной и моторной координация у дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.П.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движен...
Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников».
Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников»....