Коррекция зрительно – двигательной и моторной координация у дошкольников с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сотская Лариса Анатольевна

 Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.П.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5 – 6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменятся. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция зрительно – двигательной и моторной координация у  дошкольников

с нарушением зрения

учитель-дефектолог (тифлопедагог)  Сотская Лариса Анатольевна

(из опыта работы)

 Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.П.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5 – 6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменятся. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрение наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.

       В исследованиях М.И.Земцовой подчеркивается, что для детей с глубокими нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно – двигательных функций, нарушение микроориентировки и ослабленность различных групп мышц.

          Слабовидящие дети и дети с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ) имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, вызывающее периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Вся система медико – педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для этих детей направлена на формирование автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности, т.е. им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за ее функционированием.

Все это и должно определять зрительно – двигательную скоординированность в работе рук и глаз, т.е. создается та психологическая система, о которой говорил Л.С.Выготский в своих работах: возникают сложные связи между отдельными функциями в процессе развития, которые в процессе же развития изменяются и создают новые структуры.

        Детям со зрительной депривацией необходимо помочь преодолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно сказывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки.

Зрительные гимнастики

               Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза, Поэтому включение в свою ежедневную работу с детьми с нарушением зрения специальных зрительных гимнастик и зрительно – восстановительных комплексов упражнений должно стать обязательным в работе по развитию зрительно – моторной координации.

Зрительно – восстановительные  комплексы проводятся строго по рекомендациям офтальмолога и решают разные зрительно – восстанавливающие задачи: улучшение кровообращения, координации движения глаз и головы, циркуляции внутриглазной жидкости, тренировка мышц глаза и др.

           Гимнастика для глаз также имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, коррегирует функциональные дефекты зрения.

Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

                Натренированные мышцы глаза, развитые зрительно – двигательные функции уберегут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке, помогут более полноценному восприятию и действию в богатом и разнообразном окружающем мире.

Использование трафаретов и обводок

            Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества зрительно – моторной координации у детей с нарушениями зрения является использование трафаретов, силуэтных  и контурных изображений для обводки. Их использование увеличивает скорость, точность и координацию движений мелкой моторики руки ребенка.

              Упражнения на раскрашивание и штриховку дают возможность слабовидящему ребенку чувствовать себя более уверенно. В процессе систематических упражнений развивается самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии тактильно – двигательных ощущений. Двигательные навыки автоматизируются, что является основой для подготовки руки ребенка к обучению письму в школе.

              Следует отметить, что обводки, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами -  офтальмологами для развития остроты зрения в период плеоптического лечения.

Работа на клеточном поле

Работа на клеточном поле – это графические диктанты, прямое  и зеркальное копирование образца с опорой на клетку и др.. (аналогичная работа может проводится и без опоры на клетку).

Работа в этом направлении обозначена в примерной АООП ДО под ред. Л.В. Рудаковой и в рабочей АОП нашего детского сада.

           Ставятся конкретные задачи:

  • повышать ритмичность движений;
  • формировать зрительное сосредоточение и координацию «глаз –рука»;
  • совершенствовать способность синхронно переключаться на новое положение рук, пальцев с одного движения на другое;
  • повышать точность, дифференцированность движений пальцев;
  • развивать мышечную выносливость.

                  Важно с самого начала следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положением кисти и локтя, т.к. исправлять неправильные навыки значительно труднее.  Детям с низкой остротой зрения увеличивают размер и яркость клетки.

Пальчиковые гимнастики

                Мышечные возможности руки ребенка, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. При этом особую роль играют гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждая из которых позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки,  тренирую мышечные усилия и точность двигательных реакций.

           Такую работу важно начинать с детьми преддошкольного возраста (коза-  дереза, веселые человечки, сорока - белобока и др.). Но если это не проводилось ранее, то необходимо развивать двигательную активность руки в любом дошкольном возрасте. Пальчиковые гимнастики желательно проводить по 3-5 минут ежедневно на занятиях и в другие режимные моменты.

Предметно – практическая деятельность

          Развитию зрительно – моторной координации способствуют все виды предметно – практической деятельности: лепка, аппликация, игры с различными конструкторами, мозаика, коррекционное вышивание, плетение, шнуровка, работа с бумагой, раскрашивание (при этом фломастеры и восковые мелки не годятся т.к.не требуют мышечного напряжения) и др.

            Работая с детьми с нарушенным зрением, невольно обращаешь внимание, насколько тяжело некоторым из них выполняют отдельные рисовательные движения, даже самые простые.

Чаще всего это касается детей, у которых не сформированы  координированные зрительно – моторные реакции.  Движения рук у них скованные, неуверенные.  Изображаемые линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности и направления руки.

             Основываясь на вышеизложенном, выделено 5 основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:

  • точность направления движения руки;
  • регулирование размаха рисовального движения;
  • коррекцию по усилению нажима на карандаш, кисть;
  • коррекцию формообразующих движений руки;
  • коррекционную работу по формированию графических умений и навыков  элементов школьного письма.

            Используемая многократность повторения однородных рисовальных движений в задании  позволяет развивать у ребенка зрительно – двигательную память на это движение, а значит и зрительно – моторную координацию.

           По каждому разделу необходимо предложить ребенку определенную серию заданий (5-6) по заранее заготовленным иллюстрированным карточкам. Каждое задание можно выполнять через кальку.

Осуществляя работу по развитию зрительно – моторной координации мы решаем 3 основные задачи:

  • готовим ребенка к обучению в школе;
  • осуществляем координацию и компенсацию зрительной недостаточности;
  • проводим лечебно – восстановительную работу детей с различными нарушениями зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации

Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у детей дошкольного и младшего школьного возраста  с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интернат...

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Конспект интегрированной НОД по развитию зрительного восприятия и моторной координации для слабовидящих детей.

Конспект интегрированной НОД по развитию зрительного восприятия и моторной координации для слабовидящих детей, старший дошкольный возраст...

План работы «Развитие зрительно-двигательной и моторной координации с помощью кинезиологических упражнений».

Внедрить в физкультурное занятие и гимнастику пробуждения комплексы кинезиологических упражнений адаптированные к проведению с детьми с нарушением зрения....

Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников».

Проект «Дидактическая игра по развитию зрительно – двигательной и моторной координации у дошкольников»....