Правовое образование в ДОУ
методическая разработка по теме

Новикова Светлана Викторовна

Организация работы в ДОУ по правовому воспитанию: цель, принципы, направления работы с участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители), планирование работы по охране прав ребенка в ДОУ, модель педагогического процесса правового образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_obrazovanie_v_mdou.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Правовое воспитание в ДОУ

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

 Принципы правового воспитания

           Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;

           Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разноуровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.

          Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.

          Эти принципы взаимосвязаны и  реализуются в единстве.  

      Цель правового воспитания – развитие социально активной личности, правового       мышления и  сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

 Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

 На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;

создание и обеспечение  реализации в решение правовых проблем;

воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;

формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.    

Основы организации работы по правовому воспитанию

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.  

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ведь ребенку нужно научиться не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться.

Для этого ребенку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок постепенно становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, законов человеческого общества: прав и свобод, долга и обязанностей. В этом ребенку должны помочь взрослые (родители, педагоги), которые, осуществляя свою работу по данному направлению, согласуют ее по целям, задачам, содержанию, методам.

Новое время требует от нас  содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

 Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные,  познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.

Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением к  изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.

 Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы,  прежде всего,  обращены к взрослым.

 Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.

 Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.

      Психолого-педагогический аспект формирования правового

сознания участников образовательного процесса в ДОУ

Изучение  вопроса охраны прав ребенка позволило установить, что одним из факторов, определяющих нарушение прав детей, является низкий уровень правовой и психолого-педагогической культуры их родителей.

Исследование проводилось в форме интервью в рамках психологического консультирования. Всего было опрошено 122 родителя детей дошкольного возраста.

По данным проведенного нами исследования с положением Конвенции о правах ребенка знакомы 1,5 % родителей. О существовании Семейного кодекса известно 63 % опрошенных, но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка, смогли лишь 31 %. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации опрошенным родителям было неизвестно.

Тревожащим является, на наш взгляд, тот факт, что около 70 % родителей считают, что Конвенция о правах ребенка имеет отношение в первую очередь к государству, 21 % относит этот документ к себе и примерно 46 % – к детскому саду, школе. Лишь незначительное количество родителей (около 18 %), участвующих в интервью, понимают, что данный документ имеет равное отношение ко всем участникам процесса воспитания ребенка.

Исследования юридической грамотности родителей показали, что 78 % родителей понимают, что ударить ребенка – значит нарушить его права. И вместе с тем 35 % родителей допускают использование ремня в качестве наказания в практике собственного родительского воспитания.

Анализируя данные, мы увидели также, что на уровне сознательных установок родители готовы уважать право ребенка на проявление собственной воли, но в реальных ситуациях часто не умеют согласовывать волю ребенка с правилами поведения, не прибегая к мерам, нарушающим его права.

Полученные нами данные показали, что большинство опрошенных родителей считают, что вопросы защиты прав детей освещаются в печати и на ТВ недостаточно активно и готовы получать недостающую правовую и психологическую информацию, как из средств массовой информации, так и в наглядно-печатном  варианте с комментариями специалистов – юристов, психологов. А что же происходит в детском саду?

Чтобы ответить на этот вопрос, нами было проведено исследование, позволяющее определить основные категории трудностей, возникающих у педагогов и воспитателей ДОУ в их работе по формированию основ правого сознания у детей.

Полученные нами данные позволили сделать следующие выводы:

Большинство педагогов и воспитателей ДОУ нуждаются в специальном обучении в семинарах по вопросу формирования правосознания у детей.

Многие респонденты отметили дефицит  учебно-методических пособий и наглядно-печатной информации по данному вопросу.

Подавляющее большинство специалистов, участвующих  в исследовании, уверены, что работа с детьми по развитию у них раннего правосознания может быть оптимизирована за счет повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

Исходя из этого, нами были намечены и в настоящее время осуществляются следующие направления работы:

- Координация деятельности работников ДОУ;

- Разработка модели педагогического процесса по правовому образованию;

- Составлен план работы по трем направлениям:

- с педагогами;

- с детьми;

- с родителями;

- разработаны и составлены перспективные планы работы по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста ( по материалам Конвенции);

- подобран методический и практический материал для родителей:

 ( родительские собрания, тренинги, консультации, беседы, анкеты, памятки);

- разработаны сценарии педсоветов, семинаров- практикумов, консультаций, деловых игр, педагогических часов для педагогов ДОУ.

- накопление методической и художественной  литературы по вопросам правового образования дошкольников;

- оформляется картотека игр по правам,  осуществляется разработка конспектов занятий;

- проводится диагностика формирования правового сознания всех участников педагогического процесса:

- дети: изучение личностного развития (самооценка, притязания, тревожности);

- родители: родительские установки, способы воспитательного воздействия, степень агрессивности, характер внутрисемейных отношений;

- педагоги: тип направленности личности, коммуникативные позиции, стиль взаимодействия с детьми.

 Планирование работы по охране прав ребенка в ДОУ

Для осуществления работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо распределение обязанностей и закрепление их в функциональных обязанностях каждого сотрудника. Организующим началом будет выступать планирование работы дошкольного образовательного учреждения по охране прав ребенка на всех его уровнях.        

Координация деятельности работников ДОУ:

Работа руководителя

Организация воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива.

Сотрудничество с органами управления образования.

Финансовые вопросы (приобретение документов, литературы).

Работа с родителями.

Координация работы с другими учреждениями.

Работа старшего воспитателя

Ознакомление коллектива с существующими законодательными актами по защите прав и достоинства ребенка.

Определение места правового образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.

Проведение методических мероприятий.

Участие в распространении опыта работы ДОУ по правовому воспитанию.

Подготовка наглядного материала, литературы.

Работа с родителями.

Работа медицинской сестры

Оздоровительная работа с детьми.

Оценка функционирования ДОУ с точки зрения состояния здоровья детей (режим, питание, организация образовательного процесса, рациональное комплектование групп).

Анализ состояния здоровья детей.

Работа с родителями.

Работа воспитателя

Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.

Правовое воспитание и образование дошкольников.

Повышение уровня правовой культуры родителей.

   Также следует проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса на диагностической основе (педагоги, дети, родители):

- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.

Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.

Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним.

В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов.

 Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

- Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).

- Особенности дошкольного возраста позволяют педагогам в доступной форме давать знания о правах ребенка: право на имя; право на отдых; право на охрану здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.  

Для достижения поставленных целей, сплочения  и четкой организации работы коллектива  был выработан  тематический план методической работы на год со всеми участниками  педагогического процесса ( воспитатели, дети, родители). Планом предусматривается следующая работа:

Организационно – методическая работа

Цель: Направить усилия коллектива ДОУ на выполнение охраны прав детей

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Общее собрание трудового коллектива по теме «Охрана прав и достоинства детей в ДОУ»

сентябрь

Заведующая

2.

Разработка анкет – опросников для педагогов, родителей, детей

сентябрь

Ст. воспитатель

3.

Подготовка и проведение семинара «Правовое образование в ДОУ»

октябрь

Ст. воспитатель, воспитатели

4.

Диагностика профессиональных качеств педагогов

ноябрь

Ст. воспитатель

5.

Консультация «Формы взаимодействия педагогов с родителями»

ноябрь

//-//-//-//-//-//-//

6.

Проведение открытых занятий по правовому воспитанию

декабрь

Воспитатели старших групп

7.

Тематический педсовет «Взаимодействие с детьми и родителями по правовому воспитанию»

декабрь

Заведующая, ст. воспитатель

8.

Соблюдение санитарно- гигиенических норм по охране здоровья детей в возрастных группах ДОУ

В течение года

Ст. мед. сестра, воспитатели

9.

Тематический тренинг для педагогов «Наказывая, подумай зачем»

январь

Ст. воспитатель

10.

Мини – дискуссии «Как бы ты поступил»

В течение года

Ст. воспитатель, воспитатели

11.

Тематический контроль «Изучение работы по организации работы по правовому воспитанию»

март

Заведующая, ст. воспитатель

12.

Изучение личности воспитателя в «Зеркале детского восприятия»

апрель

Ст. воспитатель

13.

Конкурс «Счастливый случай»

апрель

Ст. воспитатель, воспитатели

14.

Анализ деятельности ДОУ за год по проблеме «Формирование основ правового сознания у дошкольников»

май

Заведующая, ст. воспитатель

Организационно – педагогическая работа по ознакомлению детей с их правами и обязанностями

Цель: Формировать правовое сознание дошкольника. Создать условия для социально-эмоционального развития детей

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Подбор литературы по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка

сентябрь

Ст. воспитатель

2.

Разработка перспективного планирования работы по правовому воспитанию в возрастных группах

октябрь

Ст. воспитатель, воспитатели

3.

Диагностика социально- эмоционального развития детей

октябрь, май

Ст. воспитатель

4.

Анкетирование «Семья глазами ребенка»

ноябрь

воспитатели

5.

Знакомство детей с правами через включение материалов Конвенции в праздники, спектакли, развлекательные и познавательные игры

В течение года

педагоги

6.

Медицинское обследование детей, поступающих в школу

В течение года

Ст. мед. сестра, специалисты детской поликлиники

7.

Выставка детских работ

декабрь

Ст. воспитатель

8.

Оформление  альбома с  детскими  рисунками «Что я знаю о своих правах?»

В течение года

Ст. воспитатель, воспитатели


Организационно- просветительская работа с родителями

Цель: Повышать уровень правовой культуры родителей, объединять усилия семьи и дошкольного учреждения по охране прав детей.

1.

Организация информационного стенда «Защитим прав детей»

сентябрь

Ст. воспитатель

2.

Анкетирование:

«Мой ребенок»

«Хорошие ли вы родители?»

«Наказания в воспитании»

В течение года

Ст. воспитатель, воспитатели

3.

Составление социальных портретов семей

октябрь

воспитатели

4.

Тренинг «Наказание: польза или вред?»

декабрь

Ст. воспитатель

5.

Групповая дискуссия «Авторитет родителей»

февраль

Ст. воспитатель

6.

Консультация «Здоровье ребенка в ваших руках»

март

Ст. мед. сестра

7.

Проведение Дня прав ребенка

апрель

Ст. воспитатель, воспитатели

8.

Организация праздника «Мама, папа и я – счастливая семья»

май

Муз. рук-ль, воспитатели

9.

Оформление семейных уголков в каждой группе детского сада

В течение года

воспитатели

 

Модель педагогического процесса

правового образования дошкольников

Цель

Формирование основ правового сознания дошкольников

       

Задачи

Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека

Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности

Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности

Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья

                       

                                                   

                                           

       

Система взаимодействия

        

Непосредствеено организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность детей

                     

           

Организованная образовательная деятельность

Знакомство с правами человека

Изобразительная, трудовая деятельность


Беседы на этические темы, мини-дискуссии



Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков

Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций)

        

Самостоятельная деятельность детей



Работа с литературой


Разные

виды

игр

Создание

проблемных

ситуаций.

Задания для самостоятельных

наблюдений.


Продуктивные

виды

деятельности


Двигательная

активность

Самостоятельная

деятельность

        детей

Организованная образовательная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по правовому образованию для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста

Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личност...

Семинар –практикум для педагогов «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»

Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ. ...

Семинар - практикум "Правовое образование в ДОУ"

В данном материале дан  теоритический и практичекий материал по правовому образованию воспитателей....

Мини - музей как средство повышения правовой образованности родителей воспитанников детского сада.

Теоретическое обоснование необходимости создания и функционирования в детском саду мини - музея, направленного на повышение правовой культуры родителей, а следовательно и детей, посещающих детский сад...

Семинар –практикум«ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»

Повышение правовой культуры педагогов ДОУ....

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО - «Правовое образование детей дошкольного возраста» (презентация)

"Сегодня, когда я защищаю 27 миллионов детей, я вижу как мало среди них счастливых"...

Конспект НОД по правовому образованию дошкольников (подготовительная группа ) Право на образование

ЦЕЛЬ: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности....