Правовое образование в ДОУ
методическая разработка по теме
Организация работы в ДОУ по правовому воспитанию: цель, принципы, направления работы с участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители), планирование работы по охране прав ребенка в ДОУ, модель педагогического процесса правового образования дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_obrazovanie_v_mdou.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание в ДОУ
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.
Принципы правового воспитания
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;
Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разноуровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.
Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Цель правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.
Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;
создание и обеспечение реализации в решение правовых проблем;
воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;
формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.
Основы организации работы по правовому воспитанию
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ведь ребенку нужно научиться не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться.
Для этого ребенку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок постепенно становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, законов человеческого общества: прав и свобод, долга и обязанностей. В этом ребенку должны помочь взрослые (родители, педагоги), которые, осуществляя свою работу по данному направлению, согласуют ее по целям, задачам, содержанию, методам.
Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные, познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.
Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.
Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением к изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.
Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы, прежде всего, обращены к взрослым.
Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.
Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.
Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.
Психолого-педагогический аспект формирования правового
сознания участников образовательного процесса в ДОУ
Изучение вопроса охраны прав ребенка позволило установить, что одним из факторов, определяющих нарушение прав детей, является низкий уровень правовой и психолого-педагогической культуры их родителей.
Исследование проводилось в форме интервью в рамках психологического консультирования. Всего было опрошено 122 родителя детей дошкольного возраста.
По данным проведенного нами исследования с положением Конвенции о правах ребенка знакомы 1,5 % родителей. О существовании Семейного кодекса известно 63 % опрошенных, но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка, смогли лишь 31 %. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации опрошенным родителям было неизвестно.
Тревожащим является, на наш взгляд, тот факт, что около 70 % родителей считают, что Конвенция о правах ребенка имеет отношение в первую очередь к государству, 21 % относит этот документ к себе и примерно 46 % – к детскому саду, школе. Лишь незначительное количество родителей (около 18 %), участвующих в интервью, понимают, что данный документ имеет равное отношение ко всем участникам процесса воспитания ребенка.
Исследования юридической грамотности родителей показали, что 78 % родителей понимают, что ударить ребенка – значит нарушить его права. И вместе с тем 35 % родителей допускают использование ремня в качестве наказания в практике собственного родительского воспитания.
Анализируя данные, мы увидели также, что на уровне сознательных установок родители готовы уважать право ребенка на проявление собственной воли, но в реальных ситуациях часто не умеют согласовывать волю ребенка с правилами поведения, не прибегая к мерам, нарушающим его права.
Полученные нами данные показали, что большинство опрошенных родителей считают, что вопросы защиты прав детей освещаются в печати и на ТВ недостаточно активно и готовы получать недостающую правовую и психологическую информацию, как из средств массовой информации, так и в наглядно-печатном варианте с комментариями специалистов – юристов, психологов. А что же происходит в детском саду?
Чтобы ответить на этот вопрос, нами было проведено исследование, позволяющее определить основные категории трудностей, возникающих у педагогов и воспитателей ДОУ в их работе по формированию основ правого сознания у детей.
Полученные нами данные позволили сделать следующие выводы:
Большинство педагогов и воспитателей ДОУ нуждаются в специальном обучении в семинарах по вопросу формирования правосознания у детей.
Многие респонденты отметили дефицит учебно-методических пособий и наглядно-печатной информации по данному вопросу.
Подавляющее большинство специалистов, участвующих в исследовании, уверены, что работа с детьми по развитию у них раннего правосознания может быть оптимизирована за счет повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
Исходя из этого, нами были намечены и в настоящее время осуществляются следующие направления работы:
- Координация деятельности работников ДОУ;
- Разработка модели педагогического процесса по правовому образованию;
- Составлен план работы по трем направлениям:
- с педагогами;
- с детьми;
- с родителями;
- разработаны и составлены перспективные планы работы по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста ( по материалам Конвенции);
- подобран методический и практический материал для родителей:
( родительские собрания, тренинги, консультации, беседы, анкеты, памятки);
- разработаны сценарии педсоветов, семинаров- практикумов, консультаций, деловых игр, педагогических часов для педагогов ДОУ.
- накопление методической и художественной литературы по вопросам правового образования дошкольников;
- оформляется картотека игр по правам, осуществляется разработка конспектов занятий;
- проводится диагностика формирования правового сознания всех участников педагогического процесса:
- дети: изучение личностного развития (самооценка, притязания, тревожности);
- родители: родительские установки, способы воспитательного воздействия, степень агрессивности, характер внутрисемейных отношений;
- педагоги: тип направленности личности, коммуникативные позиции, стиль взаимодействия с детьми.
Планирование работы по охране прав ребенка в ДОУ
Для осуществления работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо распределение обязанностей и закрепление их в функциональных обязанностях каждого сотрудника. Организующим началом будет выступать планирование работы дошкольного образовательного учреждения по охране прав ребенка на всех его уровнях.
Координация деятельности работников ДОУ:
Работа руководителя
Организация воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива.
Сотрудничество с органами управления образования.
Финансовые вопросы (приобретение документов, литературы).
Работа с родителями.
Координация работы с другими учреждениями.
Работа старшего воспитателя
Ознакомление коллектива с существующими законодательными актами по защите прав и достоинства ребенка.
Определение места правового образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.
Проведение методических мероприятий.
Участие в распространении опыта работы ДОУ по правовому воспитанию.
Подготовка наглядного материала, литературы.
Работа с родителями.
Работа медицинской сестры
Оздоровительная работа с детьми.
Оценка функционирования ДОУ с точки зрения состояния здоровья детей (режим, питание, организация образовательного процесса, рациональное комплектование групп).
Анализ состояния здоровья детей.
Работа с родителями.
Работа воспитателя
Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
Правовое воспитание и образование дошкольников.
Повышение уровня правовой культуры родителей.
Также следует проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса на диагностической основе (педагоги, дети, родители):
- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.
Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.
Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним.
В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов.
Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.
- Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).
- Особенности дошкольного возраста позволяют педагогам в доступной форме давать знания о правах ребенка: право на имя; право на отдых; право на охрану здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.
Для достижения поставленных целей, сплочения и четкой организации работы коллектива был выработан тематический план методической работы на год со всеми участниками педагогического процесса ( воспитатели, дети, родители). Планом предусматривается следующая работа:
Организационно – методическая работа |
Цель: Направить усилия коллектива ДОУ на выполнение охраны прав детей |
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Общее собрание трудового коллектива по теме «Охрана прав и достоинства детей в ДОУ» | сентябрь | Заведующая |
2. | Разработка анкет – опросников для педагогов, родителей, детей | сентябрь | Ст. воспитатель |
3. | Подготовка и проведение семинара «Правовое образование в ДОУ» | октябрь | Ст. воспитатель, воспитатели |
4. | Диагностика профессиональных качеств педагогов | ноябрь | Ст. воспитатель |
5. | Консультация «Формы взаимодействия педагогов с родителями» | ноябрь | //-//-//-//-//-//-// |
6. | Проведение открытых занятий по правовому воспитанию | декабрь | Воспитатели старших групп |
7. | Тематический педсовет «Взаимодействие с детьми и родителями по правовому воспитанию» | декабрь | Заведующая, ст. воспитатель |
8. | Соблюдение санитарно- гигиенических норм по охране здоровья детей в возрастных группах ДОУ | В течение года | Ст. мед. сестра, воспитатели |
9. | Тематический тренинг для педагогов «Наказывая, подумай зачем» | январь | Ст. воспитатель |
10. | Мини – дискуссии «Как бы ты поступил» | В течение года | Ст. воспитатель, воспитатели |
11. | Тематический контроль «Изучение работы по организации работы по правовому воспитанию» | март | Заведующая, ст. воспитатель |
12. | Изучение личности воспитателя в «Зеркале детского восприятия» | апрель | Ст. воспитатель |
13. | Конкурс «Счастливый случай» | апрель | Ст. воспитатель, воспитатели |
14. | Анализ деятельности ДОУ за год по проблеме «Формирование основ правового сознания у дошкольников» | май | Заведующая, ст. воспитатель |
Организационно – педагогическая работа по ознакомлению детей с их правами и обязанностями |
Цель: Формировать правовое сознание дошкольника. Создать условия для социально-эмоционального развития детей |
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Подбор литературы по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка | сентябрь | Ст. воспитатель |
2. | Разработка перспективного планирования работы по правовому воспитанию в возрастных группах | октябрь | Ст. воспитатель, воспитатели |
3. | Диагностика социально- эмоционального развития детей | октябрь, май | Ст. воспитатель |
4. | Анкетирование «Семья глазами ребенка» | ноябрь | воспитатели |
5. | Знакомство детей с правами через включение материалов Конвенции в праздники, спектакли, развлекательные и познавательные игры | В течение года | педагоги |
6. | Медицинское обследование детей, поступающих в школу | В течение года | Ст. мед. сестра, специалисты детской поликлиники |
7. | Выставка детских работ | декабрь | Ст. воспитатель |
8. | Оформление альбома с детскими рисунками «Что я знаю о своих правах?» | В течение года | Ст. воспитатель, воспитатели |
Организационно- просветительская работа с родителями |
Цель: Повышать уровень правовой культуры родителей, объединять усилия семьи и дошкольного учреждения по охране прав детей. |
1. | Организация информационного стенда «Защитим прав детей» | сентябрь | Ст. воспитатель |
2. | Анкетирование: «Мой ребенок» «Хорошие ли вы родители?» «Наказания в воспитании» | В течение года | Ст. воспитатель, воспитатели |
3. | Составление социальных портретов семей | октябрь | воспитатели |
4. | Тренинг «Наказание: польза или вред?» | декабрь | Ст. воспитатель |
5. | Групповая дискуссия «Авторитет родителей» | февраль | Ст. воспитатель |
6. | Консультация «Здоровье ребенка в ваших руках» | март | Ст. мед. сестра |
7. | Проведение Дня прав ребенка | апрель | Ст. воспитатель, воспитатели |
8. | Организация праздника «Мама, папа и я – счастливая семья» | май | Муз. рук-ль, воспитатели |
9. | Оформление семейных уголков в каждой группе детского сада | В течение года | воспитатели |
Модель педагогического процесса
правового образования дошкольников
Цель | Формирование основ правового сознания дошкольников |
Задачи |
Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека |
Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности |
Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности |
Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья |
Система взаимодействия |
Непосредствеено организованная образовательная деятельность |
Совместная деятельность взрослого и ребенка |
Самостоятельная деятельность детей |
Организованная образовательная деятельность
Знакомство с правами человека |
Изобразительная, трудовая деятельность |
Беседы на этические темы, мини-дискуссии |
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков |
Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры |
Физкультурно – оздоровительная деятельность |
Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) |
Самостоятельная деятельность детей
Работа с литературой |
Разные виды игр |
Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений. |
Продуктивные виды деятельности |
Двигательная активность |
Самостоятельная
деятельность
детей
Организованная образовательная деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по правовому образованию для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста
Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личност...
Семинар –практикум для педагогов «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ. ...
Семинар - практикум "Правовое образование в ДОУ"
В данном материале дан теоритический и практичекий материал по правовому образованию воспитателей....
Мини - музей как средство повышения правовой образованности родителей воспитанников детского сада.
Теоретическое обоснование необходимости создания и функционирования в детском саду мини - музея, направленного на повышение правовой культуры родителей, а следовательно и детей, посещающих детский сад...
Семинар –практикум«ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
Повышение правовой культуры педагогов ДОУ....
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО - «Правовое образование детей дошкольного возраста» (презентация)
"Сегодня, когда я защищаю 27 миллионов детей, я вижу как мало среди них счастливых"...
Конспект НОД по правовому образованию дошкольников (подготовительная группа ) Право на образование
ЦЕЛЬ: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности....