Семинар –практикум«ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
материал по теме
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Задачи:
-расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка;
- обогащение воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями;
-знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей.
Ход семинара.
I.Вводная часть.
Сообщение темы, задач семинара.
Актуальность выдвинутой темы. Рассказ об истории принятия Конвенции ООН о правах ребёнка.
II. Основная часть.
1.Ознакомление с нормативно –правовой документацией по защите прав детства.
2. Выполнение педагогами практических заданий (решение пед. ситуаций).
3.Тренинг «Понятия о правах человека в поступках литературных героев».
III. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».
IV. Подведение итогов семинара. Мониторинг педагогов.
I. Вводная часть.
Сообщение темы, задач семинара. Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ».
Актуальность выдвинутой темы.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений –это необходимое условие гармоничного существования современного человека. С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. В последние годы резко увеличилось число преступлений против детей . По данным социологических исследований ,физические наказания детей в каждой второй российской семье считаются нормой. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания и взрослые стоят перед решение важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка?
Именно поэтому Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребёнка.
В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа –Конвенции о правах ребёнка.
В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар – Фор –де – Франс –Нью –Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест –Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи. Подростки представляли пять континентов, главным образом, южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб –квартиру ООН в Нью –Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 г. И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка», как её именуют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей и мы с вами должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права.
II. Основная часть.
1.Ознакомление с нормативно –правовой документацией по защите прав детства.
Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребёнка?» - обратимся непосредственно к тексту конвенции. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Существует целый ряд нормативно – правовых и организационных материалов по правам ребёнка.(обзор документов , краткая характеристика этих документов).
Основополагающие документы: Международные документы Декларация прав ребенка (1959) Международная Конвенция ООН о правах ребенка, 20.12.1989 г. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990) Декларация принципов толерантности, 16.11.1995 г. Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948 г. Законодательство Российской Федерации Конституция РФ,12.12.1993 г.
Уважаемые педагоги! Уча других, учись и сам! Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?
Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В ДОУ для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создаётся план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми. Это такие мероприятия, как: заключение договоров с родителями, проведение бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной тематике, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ, оформление наглядно -информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение консультаций и педсоветов по этой теме, выставки детских и семейных работ. Ведущей деятельностью является совместная деятельность взрослого и ребёнка. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.
Велико значение информационно-просветительской работы педагогического коллектива с родителями . Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, в психическом и физическом благополучии ребёнка. Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
III. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».
«Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родителе не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, не следят, чтобы ребёнок достаточно спал, был опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Основные формы жестокого обращения с детьми.
Физическое насилие –преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное насилие)- периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера (постоянная критика ребёнка; угрозы в адрес ребёнка в словесной форме; оскорбления, унижающие достоинство ребёнка; физическая или социальная изоляция ребёнка…)
Пренебрежение нуждами ребёнка –это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию(отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода)
Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье.
Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов и мачех; наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией, или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы; безработица, постоянные финансовые трудности; супружеские конфликты; низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребёнок; умственные и физические недостатки ребёнка.
IV. Подведение итогов семинара.
Проведение мониторинга данных по формированию представлений о правах человека у детей дошкольного возраста (опрос воспитателей)
Знакомы ли вы с документами, в которых прописаны Права человека? Права детей?
Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?
Согласны ли Вы с определенными в документах Правами ребенка
Считаете ли вы, что дети должны знать свои права?
Оцените деятельность ДОУ (в том числе и собственную) по организации правового воспитания дошкольников, в формировании представлений о собственных правах?
Оценка анкет, проводимых среди воспитателей также показала положительную тенденцию по всем направлениям, заметно вырос уровень в принятии и знании воспитателями документов, отражающих права человека и детей, акцентировано внимание на повышении роли ДОУ в процессе формирования правовой культуры ребенка дошкольного возраста в ДОУ.
Таким образом, при целенаправленной работе педагогического коллектива образовательного учреждения, работе с родителями, проведении специально разработанных занятий по ознакомлению с документами о правах детей и в целом по правовому воспитанию, процесс формирования правовых представлений у дошкольников эффективен, причем положительная динамика наблюдается не только у дошкольников, но и у педагогов, и у родителей.
Таким образом, обобщая все вышесказанное отмечаем, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Правовое образование в ДОУ"
В данном материале дан теоритический и практичекий материал по правовому образованию воспитателей....
Программа семинара "ФГОС дошкольного образования"
Представлена программа семинара городского методического объединения старших воспитателей....
Семинар - практикум "Правовое образование в ДОУ"
Тема нашего семинара - "Правовое образование в ДОУ". Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию...
Семинар - практикум "Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении"
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гар...
Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»
Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...
Семинар -практикум "Правовое образование в ДОУ"
Данный конспект семинара-практикума может быть полезен старшим воспитателям детских садов для организации семинара-практикума с педагогами по соблюдению прав ребёнка дошкольника....
Семинар практикум "Правовое воспитание детей"
Семинар практикум "Правовое воспитание детей"...