ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по правовому образованию для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по правовому образованию
для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста
Составитель: Новикова Марина Ивановна
г. Нерюнгри 2009 г.
Утверждаю: Зам.директора Согласовано
МОУ (С) К НШ – ДС МОУ (С) К НШ-ДС « Веселый дельфин» « Веселый дельфин»
_____________Селиванова Н.Б. _______________Богданова Л.Г.
Кружок «Мои права и обязанности»
Руководитель : воспитатель Новикова М.И.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личности.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.
Стержневым в формировании детей является уважительное отношение к закону, к правам каждого человека. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Как усвоить это с малых лет? Как сформировать в ребенке внутреннюю потребность и мотивацию такого усвоения? Как строить процесс воспитания и обучения? На мой взгляд, именно правовое воспитание призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Право есть цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
На личностном уровне право выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Право проявляется в поступках и деятельности человека. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине Х1Х века, после проведения крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Свидетельством того является анализ принятых международным сообществом Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Готовясь жить в правовом государстве, надо и детей воспитывать в соответствии с нравственными законами. Формула: образование – основа демократии – полностью отвечает рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в дошкольном образовании таким образом, чтобы дети росли и развивались в духе уважения к человеческому достоинству и равноправию. И именно, эти Документы должны быть положены в основу дошкольного образования, и составить значительную часть содержания нового мышления, стать камнем новой политики детства. Ибо в них международное сообщество в определенной степени создало модель личности, воплотившей в себе общечеловеческие ценности, провозгласила приоритетность прав детей в обществе, обосновала международные стандарты этой политики. Т.е. эти Документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.
Суть этики определил Джеймс Грант. По его мнению, эта этика подразумевает, что только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается его будущее.
Давайте и мы будем ориентироваться на такой высокий нравственный уровень, оценивая свое отношение к острым детским проблемам.
Но мировая политика свидетельствует, что недостаточно только провозгласить права ребенка, они начинают действовать и приносить положительные результаты, когда общество оказывается подготовленным, воспитанным для этого. Поэтому исследование проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе и должны опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми. Это является процессом длительным и многоаспектным.
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию правового мышления.
Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно, ибо приучает к интроспекции, служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Правовое воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности:
- дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
- изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение;
- игры-драматизации;
- конкретные поступки и ситуации…
будет способствовать формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, глобального мышления.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
воспитывать дружелюбных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей.
Задачи:
- Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.
- Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
- Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
- Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
Развитие социальных навыков. - Формирование правового сознания детей.
Для решения данных задач я выбрала следующие концептуальные идеи:
- осознание ребёнком своих потребностей (но не в ущерб другим);
- осознание ребёнком своих возможностей;
- осознание своих достоинств и недостатков, проявление самокритичности;
- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других людей;
- определение вме6сте с детьми правил и норм человеческого общежития;
- развитие умения давать адекватную оценку своим поступкам и поступкам других;
- развитие умения делать свой выбор и принимать решение, мирно решать возникающие проблемы;
- углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;
- формирование интереса к жизни других людей.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХ1 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.
Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные, познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.
Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.
Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.
Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы, прежде всего, обращены к взрослым.
Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.
Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.
Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.
Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:
- Декларация прав ребенка (1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
- Устав учреждения.
- И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.
Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.
Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Согласовано Утверждаю: Зам.директора Директор
МОУ (С) К НШ – ДС МОУ (С) К НШ- ДС ««Веселый дельфин» « Веселый дельфин» _____________Селиванова Н.Б. ______________Богданова Л.Г.
Расписание занятий
Кружка «Мои права и обязанности»
Воспитатель: Новикова М.И.
Четверг 15.40-16.00
Список детей
№ П/П | Фамилия, имя ребенка | |
1. | Кондратьев Леня | |
2. | Сметанина Полина | |
3. | Семенцова Ника | |
4. | Морякова Милана | |
5. | Мишакова Диана |
Тематическое планирование
Месяц | Статья конвенции | Цель и содержание работы |
октябрь | 1.Право ребёнка на жизнь (ст.6, п.1). 2.Право ребёнка на имя (ст.7. п.1; ст.8, п.1) 3.Право ребёнка на гражданство (ст.7. п.1; ст.8, п.1) | Знакомство с Декларацией прав человека. Право на жизнь, свободу, семью. 1.Тема: Что такое право?» Цель: Познакомить детей с понятием «право», «обязанность». Оформление панно «Наши права». Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка. 2. Тема: «Что такое обязанности?» Цель: Показать детям единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только право, но и обязанности; формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общественных норм и принципов морали. Обсуждение проблемных ситуаций. 3.« Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена». Цель: Сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; о том, как на Руси давали имена, что они означали, познакомить с понятием «отчество», воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям. Игры: «Обратись по имени», «Угадай, кто позвал?», «Радио», «Комплименты». 4. Тема: »Загадки наших имен». Цель: Познакомить со значением некоторых имен; расширять кругозор; закрепить смысл ст.7 Конвенции «Каждый человек имеет право на имя». 5.Тема: «О происхождении фамилии». Цель: Формировать у детей представление о происхождении фамилий; развивать любознательность; умение анализировать и делать самостоятельные выводы; воспитывать интерес к прошлому. |
ноябрь | 1.Право ребёнка знать своих родителей (ст.7, п.1) 2.Право ребёнка на заботу родителей (ст.7. п.1) | 1.. Тема: «Моя семья». Цель: Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких. Рассматривание семейных фотографий. 2. Тема: «Все мы разные». Цель: Закрепить понятие о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения и надо считаться с этим, уважать их выбор. Чтение и обсуждение рассказа «Два пирожных». 3. Тема: «Порадовать маму – как это просто!» Цель: Формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное отношение к нарушению тех нравственных норм, с которыми дети сталкиваются в жизни; воспитывать любовь, заботливое и бережное отношение к маме. 4. Сюжетно – ролевая игра «Семья» Цель: С помощью спланированных ситуаций дать понять, что семья – это любовь, забота друг о друге, а родной дом – самое любимое и надежное место на Земле; формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное отношение к нарушению нравственных норм 5. Тема: «Право на любовь». Цель: Познакомить с правом на любовь и заботу; способствовать социально-нравственному развитию; развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать; воспитывать доброту, заботу, внимание к людям; упражнять в невербальном выражении своих чувств, умении дарить другим теплоту своего сердца. Обсуждение пословиц.. |
декабрь | 1.Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст.19, п.1) | 1.Тема «Если вдруг тебя обидели». Цель: Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают». 1. Тема:»Поговорим о защите». Цель: Рассказать о значении и происхождении слова «защита»; формировать теплое отношение к членам семьи, осознание себя как полноправного и любимого члена семьи. 2. Тема: «Я самый, самый…» Цель: Воспитывать у ребенка интерес к собственной личности, дать понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить умению общаться со сверстниками, смотреть в глаза друг другу. 3. Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Пойми меня», «Не забывай о товарищах», «Скажи другу комплимент». 4.Тема: «Что ты будешь делать, если тебя обижают?» Цель: Способствовать социально-нравственному развитию дошкольников, побуждать использовать ранее полученные знания для защиты своих интересов (отстаивания своих прав). |
январь | 1.Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст.17, п.1) | 1.Тема: «Хочу все знать» Цель: Познакомить детей с правом получения информации и образования. Ввести понятия «Информация» и «Образование». Формировать у детей представление о том, какое значение имеет образование в жизни людей. 2. Тема: Викторина « Что мы знаем о наших правах?» Цель: Уточнить знания детей о своих правах, выяснить насколько дети умеют объяснить их. 3. Тема:»Как люди получают информацию». Цель: Уточнить источники информации. 4. Рисование «Моя любимая телепередача. |
февраль | 1.Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24, п.1, 2, 4) | 1.Тема: «Сохрани свое здоровье сам». Цель: Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни. 2. Тема: «Кто и как заботиться о твоем здоровье». Цель: Формирование представлений об условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья и людях, обеспечивающих хорошее здоровье (родители, врачи, воспитатели, повара, строители, писатели, художники, музыканты, певцы, тренеры.) 3. Решение проблемных ситуаций: «Выйди из лабиринта по проблемам здоровья. 4. Рисование «Доктор Айболит спешит на помощь». |
март | 1.. Право ребёнка на безопасные условия жизни, право не подвергаться жесткому или небрежному отношению. защиту от всех форм физического или психического насилия.( ст.19, п.1) 2. Дети не должны использоваться в качестве дешевой, рабочей силы. Статья 32. | 1.Тема: «Непосильное задание». Цель: Ввести в активный словарь детей понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд»; формировать представления о том, что тяжелый, непосильный труд может нанести вред здоровью. 2. Рассматривание картин, изображающих тяжелый труд детей. Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображенного на картине сюжета. 3. Рассматривание альбома «Ребенок имеет право». Цель: Закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». 4.Тема: «Предотвращение опасных ситуаций». Цель: Дать детям элементарные знания о поведении на улице. Развивать у детей интуицию, осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми. |
апрель | 1.Право ребёнка на образование (ст.28, п.29) | 1.Тема:»Зачем нужно учиться?» Цель: Рассказать детям о преимуществе образованных людей над необразованными. 2.Тема: «Как важно грамотным быть». Цель: Формировать представление о значимости образования в жизни человека. 3. Сюжетно – ролевая игра «Школа». Цель: Совершенствовать умение регулировать свое поведение на основе правил; формировать способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к сверстникам; поддерживать желание к обучению в школе. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов. 4. Дидактическая игра «Чьи права нарушены?» Обсуждение пословиц. |
май | 1.Право ребёнка на отдых и досуг (ст.31, п.1. 2) 2.Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31, п.1) | 1.Тема: « Я на солнышке лежу». Цель: Дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести в активный словарь понятия «активный отдых», «пассивный отдых», «предпочтение»; закрепить знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья детей путем обеспечения условий для их отдыха. 2. Рассматривание семейных фотоальбомов «Как мы отдыхали». Цель: Учить ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями; замечать красоту жизни; понимать важность влияния отдыха на здоровье и жизнедеятельность человека. 3. Рассматривание альбома « Ребенок имеет право». Цель: Закрепить полученные представления о правах ребенка; воспитывать чувство благодарности по отношению к тем, кто заботится и несет ответственность за развитие, воспитание и обучение детей. 4. Дидактическая игра «Назови права героев». |
ЛИТЕРАТУРА:
Всеобщая декларация прав человека. – Екатеринбург, 1995.
Как защитить ребенка (ответы и вопросы). – М., 1995.
Конституция Российской Федерации. – М. , 1993.
Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург, 1995.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994.
Семейный кодекс Российской Федерации. – М. , 1997.
Права ребенка: Основные международные документы, - М.: Дом, 1992.
Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1992.
Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»: Правовое образование дошкольников. №4, - С.77, 2002;
Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.
Гражданское воспитание в дошкольном возрасте: журнал «Мир образования». №2, - С. , 1996.
Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. – М., 1992
Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Ответственный редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.
Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.
Пыжьянова Л. Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду»,№3, –С. 62; №4. –С.52; №5, -С. 46.
Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).
Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992
Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. , 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-75779-1444305285.jpg)
Адаптационная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной группы детей 5-7 лет, старший дошкольный возраст
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-224465-1364317634.jpg)
Формирование временных представлений у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.
теория, практика...
Презентация на тему "Праздники" для детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Данная презентация помогает познакомить с таким явлением, как праздник, закрепить названия праздников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/13/picture-387651-1473790906.jpg)
Роль родителей в формировании фонематического восприятия у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Консультация-игра для родителей дошкольников 6-7 лет с нарушениями зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-390054-1390570529.jpg)
Развитие цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
В статье раскрывается опыт работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-878027-1484506718.jpg)
Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна
«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития: Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...