Психофизиологические основы развития словаря дошкольников
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Психофизиологические основы развития словаря дошкольников
Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляя из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы – слова.
Реальное употребление слова в речи – это всегда процесс выбора нужного слова из многих возможных.
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык
слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.
С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители.
Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления.
Слова в языке не изолированы друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по
форме. К лексическим единицам относятся синонимы (слова, разные по звуковому составу, но обозначающие одинаковые или близкие по значению явления действительности), антонимы (слова, имеющие противоположные
значения), тематические группы (слова одной и той же части речи, объединённые однородностью или близостью значения: мать, брат, отец, сестра и т.д. – название родства; идти, ехать, плыть, летать и т.д. – глаголы передвижения).
Вокруг каждого слова формируются смысловые поля, под которыми в лингвистике понимается совокупность слов, составляющих тематический ряд.
Место слова в лексической системе языка в значительной степени определяется явлением многозначности, когда слово имеет не одно, а несколько значений (ручка, лук, перо, коса и т.д.). Сочетаемость – важный показатель значения слова. Слово и его сочетаемость неразрывно связаны
между собой, и значение слов, в частности многозначных, не может быть усвоено без учёта их окружения, т.е. сочетаемости. Например, слово «низкий» в своём основном значении «малый по высоте», «находящийся на небольшой высоте от земли», имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий рост, гора, берег, дерево, лес, дом, забор и т.п.), а слово «плохой» или «подлый, бесчеловечный» сочетается далеко не со всеми словами, к которым подходит по смыслу.
Выясняя сущность работы по развитию словаря с детьми дошкольного возраста очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трёх сторон:
1. соотнесённости слова с предметом;
2. связи слова с определённым понятием;
3. соотнесённости слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.
Таким образом, словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности.
Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
С помощью речи, слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.
Словарная работа в дошкольном общеобразовательном учреждении направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнений представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Таким образом, процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структуру познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания), обеспечивает развитие речевого общения (Л.В. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская и др.)
Проводя словарную работу, педагоги одновременно решают задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
.
В возрасте 1,5-2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».
Таким образом, сначала ребёнок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознаёт их, открывая функции знаков.
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова аморфно, расплывчато, может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово кых может обозначать в речи ребёнка и кошку и всё пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определённой интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-68599-1422788606.jpg)
Развитие словаря дошкольников в процессе использования художественной литературы
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных прои...
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-189304-1383203854.jpg)
Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольника"
Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-531078-1416255199.jpg)
Игры по развитию словаря дошкольников
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/21/picture-471188-1408599651.jpg)
консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников через дидактические игры»
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра яв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751399-1454856648.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»
Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи»Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-1438093-1669050147.jpg)
Теоретические основы развития словаря слабовидящих детей четвертого года жизни
Материал статьи раскрывает вопросы развития словаря слабовидящих детей четвёртого года жизни....