Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.
статья по теме
Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.
Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.
Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно – бытовая, организация семейного досуга, социализация, общение и др.) важное место занимает функция воспитания.
Воспитательная функция заключается в духовном воспроизводстве населения.
Семья – единственный воспитательный институт , нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Выделяют четыре стиля взаимодействия с ребенком
- авторитарный, предполагающий безоговорочное подчинение ребенка воле родителей;
- ориентированный на поддержке иерархии социально – ролевых позиций взрослого и ребенка;
- ориентированный на равноправии социально- ролевых позиций взрослого и ребенка;
- ориентированный на поддержании активности ребенка и его самовыражение.
Взаимодействие с семьей - важное направление деятельности детского сада.
Социально – экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце XX – начале XXI в., повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно – ценностных ориентаций и не могли не отразится на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдаются:
- ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);
- стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально – психологической тревожности, усталости;
- трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
- личностные проблемы родителей;
- глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей.
Семье нужны поддержка и сопровождение.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию( от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребёнка в детский сади до его выпуска в школу.
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.
Совместной принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе « педагоги-родители-дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития:
- потребностей в любви, одобрении,
- стремление к овладению собственным телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми,
- потребность в удержании освоенных действий через их постоянное воспроизведение,
- потребность в ознакомлении с окружающим миром.
Партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса позволяют поддерживать положительно-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста и предупреждают возникновение ситуаций дискомфорта. Системный подход в становлении партнерских взаимоотношений на основе дружбы, делового сотрудничества, развития самосознания и стиля общения детей дошкольного возраста дает возможность построить равноправные отношения между участниками образовательного процесса, основанные на диалоге, что помогает решить проблему преемственности в работе детского сада. Педагогическими средствами становления обновленного педагогического мышления педагогов детского сада для построения равноправных партнерских взаимоотношений с детьми являются нетрадиционные формы работы: социоигровые тренинги; обмен опытом через «гостевую» форму работы (ГООП) педагогов, детей и родителей; социоигровые семинары-практикумы; семейные праздники выходного дня для макросоциума, построенные на основе равноправного сотрудничества сотрудников учреждения образования и родителей воспитанников; индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, стенды, буклеты, памятки, выставки.
Эмоциональное благополучие ребенка, его уверенность в себе, чувство защищенности, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения с окружающими взрослыми.
Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнерства, при которой в процессе обучения и воспитания обеспечивается взаимное доверие, и создаются хорошие условия для решения любой проблемы. Такая позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Хотя педагог и дети не равны по уровню развития, по объему их личного опыта, но они равноправны, вступая в общение.
Одна из главных задач воспитателя детского сада при построении равноправных положительных взаимоотношений, это развитие дружеских связей детей. Под дружескими связями детей мы понимаем склонность детей действовать совместно, проявление желаний и умений сотрудничать, длительное сохранение дружественно-делового стиля общения.
Наиболее удобная форма работы воспитателя с большой группой детей это деление их на микрогруппы. Для педагогов работа детских микрогрупп крайне важна, так как помогает взрослому самому поставить цель своих действий в предложенной теме, искать решения, ощущать свободу выбора знаний.
Чтобы детям было интересно, чтобы они увидели во взрослых (сотрудниках учреждений образования, родителях) партнеров сами взрослые должны перестроиться и научиться вместе с детьми смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения задания. Только при соблюдении этих условий возникает равноправный союз.
Равноправные отношения строятся на основе диалога. Невозможно запрограммировать диалог и ту истину, к которой он приведет. Для каждого участника диалога должна существовать своя истина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и с...
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО...
«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...
Статья «Формирование экологического мировоззрения в дошкольном возрасте – важная задача для современного детского сада»
laquo;Каждый из нас – порождение своей природы и своей среды» С.Моэм...
Доклад на тему: современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...
Использование современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи в музыкальном воспитании дошкольников
Статья содержит материал по работе с родителями музыкального руководителя...